.RU
Карта сайта

В этой небольшой заметке я сначала приведу основной тезис, а потом постараюсь его раскрыть, опираясь н конкретные примеры

Русский рок и поэзия

В этой небольшой заметке я сначала приведу основной тезис, а потом постараюсь его раскрыть, опираясь н конкретные примеры.

Русский рок – своеобразное жанровое явление, непосредственно соприкасающееся как с музыкой, так и с поэзией. Изначально в песенной традиции русского рока лежит представление о главенствующей роли текста, то есть содержания над музыкальной составляющей. Впрочем, подобное противопоставление характерно и для авторской песни, где оно выражено ещё ярче. Вследствие этого часто возникает диссонанс.

Наиболее известные рокеры старшего поколения – Борис Гребенщиков («Аквариум»), Виктор Цой («Кино»), Юрий Шевчук («ДДТ») были известны прежде всего своими текстами. После, в 90 – х годах наступила эра так называемого поп-рока. Для одних исполнителей «волны» преобладающее значение имела даже не столько музыка, сколько любопытные аранжировочные ходы. Яркий тому пример - «Мумий Тролль». Некоторые другие исполнители, в том числе молодые девушки – Земфира, Диана Арбенина уделяли тексту большое значение.

Писали рокеры и не просто тексты, но и стихотворения. Скажем, у Гребенщикова (БГ) есть шуточный поэтический цикл про Иннокентия, а Юрий Шевчук недавно выпустил поэтический сборник «Сольник», куда вошли тексты песен, так и собственные малоизвестные стихи. Данный исполнитель часто и с удовольствием читает стихотворения в своих акустических программах. Диана Арбенина – автор нескольких поэтических сборников. Писал стихи и Виктор Цой.

Также многие тексты исполнителей русского рока можно рассматривать отдельно от музыки – как стихотворения.

Своеобразие поэтического языка русских рокеров – одна из отличительных черт этого музыкального направления.

Можно привести несколько доводов в пользу всего сказанного выше:

  1. Выходят многочисленные поэтические сборники деятелей русского рока, начиная от отдельных изданий («Песни» БГ, «Как по лезвию» Башлачёва) и заканчивая, на мой взгляд, малоудачными сборниками «Поэты русского рока»

Кроме того, многие музыканты ведут своеобразную пропаганду «высокой» поэзии. Достаточно будет сказать о Диане Арбениной и Светлане Сургановой. Светлана Сурганова поёт песни на стихи Анны Ахматовой, Марины Цветаевой. Есть в её репертуаре и песни на стихотворения малоизвестных в России авторов – нобелевского лауреата Хуана Рамона Хименеса и Фредерико Гарсиа Лорки. Несколько лет назад Сурганова играла своеобразную программу - всё первое отделение она читала стихи Ахматовой, и только во втором переходила к собственной музыке.

Диана Арбенина в своих многочисленных интервью часто говорит о влиянии Иосифа Бродского на её творчество. Песни на стихи Бродского «Я сижу у окна» и Яшки Казановой «Полчаса» прочно вошли в репертуар музыканта.

2)Выходит огромное количество литературоведческих статей, посвящённых поэзии русских рокеров. Кстати, исполнители авторской песни анализируются намного реже.

В данной заметке я упомяну научную серию о поэтике русского рока – «Русская рок - поэзия: текст и контекст», которая выходит в Нижнем Новгороде. На данный момент (с 1998 по 2008) вышло уже 10 выпусков этого сборника научных трудов. Все они доступны в бумажном и электронном видах. Анализируемые авторы в основном представляют «старую школу».

Также существует сборник работ о музыканте, которого сложно отнести как к авторской песне, так и тем более – к року, хотя главенство текста в его песнях очевидно. Поэтическая традиция музыканта – причудливое сочетание традиции и современного постмодернизма. Такой «коктейль» даёт тот самый неожиданный и необычный результат, которого и ждут поклонники. Речь идёт о Михаиле Щербакове. Сборник «МКЩ» вышел в издательстве «ОГИ», тираж – 1.000 экз.

3) Многие рокеры (к примеру, Шевчук) считают себя, прежде всего, поэтами. Так, музыка у Александра Башлачёва и раннего, уфимского Шевчука подчёркнуто «вторична» по отношению к стихам.

В новом альбоме «Иначе» Шевчук впервые уделяет очень большое внимание музыкальной «ткани», сочетая молодёжный «рёв» индастриэла с речитативом и гулкой электроникой. Этот альбом совсем не похож на предыдущие диски «ДДТ», которые музыкально скорее относятся к традиции квартирников 80-х годов, когда рокеры сидели одни с гитарами и пели свои песни для узкой аудитории.

Со временем известные музыканты стали давать всё меньше квартирников. Сейчас это удел прежде всего начинающих или малоизвестных исполнителей. И тем не менее, концерты в камерной обстановке (не обязательно квартирные) всегда имеют аншлаги, собирают преданных зрителей.

Также можно сказать о таких непохожих и разновременных музыкантах, как Земфира Рамазанова и Виктор Цой. Впрочем, среди поклонников Земфиры и Цоя большой процент заинтересованных именно в их поэтических текстах.

У Земфиры изначально был свой коллектив, потом она стала собирать новые составы для каждого своего альбома. В последних двух турах («Дежа Вю» и «Спасибо») она превзошла саму себя по части изменчивости. Аранжировки были радикально изменены в сторону максимальной плотности. Тексты, которые играют у Земфиры важную роль, остались практически неизменными.

По мнению части поклонников, исполнительница «перемудрила» с музыкой и слишком «отодвинула в сторону» тексты на последнем номерном альбоме «Спасибо», который был для неё излишне экспериментальным.

Цой изначально ориентировался больше на музыку, чем на текст. Эта разность сохранилась и после смены состава – из акустического гитарного дуэта «Кино» стало электрическим квартетом с басистом и ударником, играющим стоя.

После сегодняшних студийных ухищрений музыкальная составляющая «Кино» слушается несколько наивно, хотя очень многие стихи-тексты Цоя способны до сих пор привлекать массу фанатов, оказывая непосредственное влияние н всё новых и новых сочинителей.

Хотя есть и те, кто вообще дистанцируются от собственных произведений. Своеобразным примером последней позиции можно считать Гребенщикова, который предлагает понимать его тексты так, как хочет слушатель и «видеть то, что в нём уже есть».

Исходя из всего описанного, как мне кажется, русских рок - исполнителей можно признать вписанными в поэтическую традицию.

Эссе было опубликовано в разделе «Творчество студентов» юбилейного выпуска альманаха, посвящённого юбилею Московского государственного университета печати.

Дадаць дакумент у свой блог ці на сайт 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.