.RU
Карта сайта

Рэймонд М. Смаллиан Как же называется эта книга? - старонка 3


он должен быть моим сыном.

Следовательно, правильный ответ состоит в том, что человек разглядывает

портрет своего сына.
Если мои рассуждения не убедили скептически настроенного читателя (а я

уверен, что многие из читателей не согласны с моими аргументами!), то их

можно представить в более наглядном виде.
(1) Отец человека на портрете - сын моего отца.
Подставляя краткое "я" вместо более громоздкого выражения "сын моего

отца", преобразуем утверждение (1) к следующему:
(2) Отец человека на портрете - я.
Теперь вы убедились, дорогой читатель?
5. B этом случае человек разглядывает портрет своего отца.
6. При заданных условиях задача логически противоречива:

всесокрушающее пушечное ядро и несокрушимый столб не могут существовать

одновременно. Если бы существовало всесокрушающее пушечное ядро, то оно по

определению сшибало бы на своем пути любой столб. Следовательно, в этом

случае не мог бы существовать несокрушимый столб. Наоборот, если бы

существовал несокрушимый столб, то по определению его не могло бы сбить ни

одно пушечное ядро. Следовательно, в этом случае не могло бы существовать

всесокрушающее пушечное ядро. Таким образом, существование всесокрушающего

пушечного ядра само по себе не приводит к логическому противоречию.

Существование несокрушимого столба само по себе также вполне допустимо. Но

утверждение о том, что всесокрушающее пушечное ядро и несокрушимый столб

существуют одновременно, противоречиво.
По существу деле обстоит так, как если бы я спросил у вас:

"Живут на свете два человека - Джон и Джек. Джон ростом выше Джека, а

Джек выше Джона. Как, по-вашему, это может быть?" Лучший ответ, который вы

могли бы дать в этом случае, гласил бы: "Вы либо лжете, либо ошибаетесь".
7. Обычно на вопрос задачи дают неправильный ответ: 25 носков. Если бы

в задаче спрашивалось, сколько носков следует взять из ящика, чтобы среди

них было по крайней мере. 2 носка различного цвета, то правильный ответ

действительно был бы таким: 25 носков. Но в нашей задаче речь идет о том,

чтобы среди взятых из ящика носков по крайней мере 2 носка были одного

цвета, поэтому правильный ответ задачи иной: 3 носка. Если я возьму из

ящика 3 носка, то они либо все будут одного цвета (и в этом случае я

заведомо смогу выбрать из них по крайней мере 2 носка одного цвета), либо

2 носка будут одного цвета, а третий носок другого, что позволит мне также

составить пару одноцветных носков.
8. В ящике 4 носка.
9. На вопрос первой задачи ответ утвердительный.

Предположим для определенности, что население Нью-Йорка составляет 8

миллионов человек. Если число волос на голове у каждого жителя Нью-Йорка

неповторимо, то это означает, что должно существовать 8 миллионов

различных целых положительных чисел, каждое из которых меньше 8 миллионов,

а это невозможно.
Переходим ко второй задаче. Численность населения Поданка не превышает

518 человек. Действительно, предположим, что в городе Поданк проживает

более 518 человек - например, 520 человек. В этом случае должны были бы

существовать 520 различных целых неотрицательных чисел, отличных от 518 и

меньших 520. Но это невозможно, так как существует ровно 520 целых чисел

(и среди них нуль), каждое из которых меньше 520. Следовательно,

существует лишь 519 чисел, отличных от 518, которые меньше 520.
Заметим, кстати, что один из жителей Поданка должен быть совершенно

лысым. Почему?
10. Не думаю, чтобы рассуждения сторонников любого из двух мнений

относительно того, кто убийца, можно было считать "правильными" или

"неправильными". В проблемах подобного типа, как мне кажется, одно мнение

ничем не хуже и не лучше другого. Лично я считаю, что если кого-нибудь и

обвинять в смерти караванщика C, то его недруга A. Если бы я был

защитником караванщика B, то обратил бы внимание суда на два

обстоятельства: 1) лишить человека отравленной воды не означает убить его;

2) в любом случае действия караванщика B способствовали продлению жизни

караванщика C (хотя это и не входило в намерения караванщика B), поскольку

смерть от отравления наступила бы быстрее, чем смерть от жажды.
Защитник караванщика A мог бы возразить мне: "Как можно, находясь в

здравом уме, обвинять моего подзащитного в отравлении, если C в

действительности не выпил ни капли яда?" Как видите, мы столкнулись с

поистине головоломной проблемой. Дело усложняется тем, что проблему можно

рассматривать с точки зрения морали, права и подходить к ней с чисто

научных позиций, используя такое понятие, как причинность. С точки зрения

морали и A, и B виновны в том, что замышляли убийство, но наказание за

совершенное убийство по строгости не сравнимо с наказанием за преступный

замысел. Правовая оценка этого дела мне не известна. Думаю, что приговоры,

вынесенные различными составами присяжных, не были бы одинаковыми. Что же

касается научного подхода к решению нашей головоломки, то само понятие

причинности затрагивает множество проблем.

Мне кажется, что об этой головоломке можно было бы написать целую книгу.
11. Обвиняемые были сиамскими близнецами.
12. Тот из краснокожих, кто повыше ростом, - мать того, кто ростом

пониже.
13. Выходя из дома, человек заводит часы и запоминает, в каком

положении находятся стрелки. Придя к другу и уходя из гостей, он отмечает

время своего прихода и ухода. Это позволяет ему узнать, сколько он

находился в гостях.

Вернувшись домой и взглянув на часы, человек определяет

продолжительность своего отсутствия. Вычитая из этого времени то время,

которое он провел в гостях, человек узнает время, затраченное на дорогу

туда и обратно.

Прибавив ко времени выхода из гостей половину времени, затраченного на

дорогу, он получает возможность узнать время прихода домой и перевести

соответствующим образом стрелки своих часов.
14. Шкура должна быть белой, так как принадлежит белому медведю,

обитающему в Арктике - вблизи Северного полюса.

Обычно ответ подкрепляют ссылкой на то, что медведь, о котором

говорится в условиях задачи, должен стоять на Северном полюсе. Это лишь

одна, но не единственная возможная ситуация. В каком бы направлении ни

ступить из Северного полюса, двигаться всегда будешь на юг. Поэтому если

медведь находится на Северном полюсе, а охотник - в 100 м к югу от него,

то, пройдя 100 м на восток и обернувшись на север, охотник окажется лицом

к Северному полюсу. Все это так, но, как я уже говорил, приведенное

решение не единственно. Действительно, существует бесконечно много

решений. Например, охотник может находиться на параллели длиной 100 м, а

медведь - в 100 м к северу от него. Пройдя 100 м на восток, охотник

опишет полную окружность вокруг полюса и вернется в исходную точку. Это

второе решение задачи. Но охотник может находиться еще ближе к полюсу на

параллели длиной 50 м.

Пройдя 100 м, он дважды опишет полную окружность вокруг полюса и

окажется в исходной точке. Но и это еще не все.

Охотник может находиться на параллели длиной в 1/3 от 100 м. Трижды

обойдя по параллели вокруг полюса, он также окажется в исходной точке.

Поскольку аналогичное решение можно построить при любом положительном

целом n, то на Земле существует бесконечно много мест, где могла бы

разыграться сценка, описанная в задаче.
Разумеется, во всех этих решениях предполагается, что медведь,

находившийся достаточно близко от Северного полюса, непременно должен быть

белым медведем. Существует, однако, еще одна возможность, хотя она и

весьма маловероятна: некий злонамеренный тип умышленно доставил на

Северный полюс бурого медведя, чтобы "насолить" автору задачи.
15. Пятак и одна монета достоинством в 10 копеек. Одна монета

(десятикопеечная) не пятак.
16. Как может покойник жениться на ком-нибудь?
17. Человек, живущий на двадцать пятом этаже, - лилипут и не может

дотянуться до кнопки "25 этаж" на пульте лифта.
Один мой знакомый (о котором никак нельзя сказать, что он умеет

мастерски рассказывать анекдоты) однажды рассказывал эту задачу-шутку в

компании, где был и я. Начал он свой рассказ так: "В одном доме на

двадцать пятом этаже жил лилипут..."
18. Правильнее было бы сказать, что желток желтый.
19. Поезда в момент встречи будут находиться на одинаковом расстоянии

от Бостона.
20. Петухи не откладывают яйца.
21. Двадцать.
22. Несовпадения нет: полтора часа по продолжительности не отличаются

от 90 минут.
23. Вряд ли стоит хоронить тех, кто уцелел в авиационной катастрофе!
24. Хирург был матерью Артура Смита.
25. К сожалению, я никак не могу припомнить название этой книги, но не

беспокойтесь: рано или поздно я непременно вспомню, как же называется эта

книга.
III. Рыцари и лжецы

А. ОСТРОВ РЫЦАРЕЙ И ЛЖЕЦОВ
Существует множество хитроумных задач об острове, населенном

"рыцарями", всегда говорящими только правду, и лжецами, изрекающими только

ложь. Предполагается, что каждый обитатель острова либо рыцарь, либо лжец.

Мы начнем с одной хорошо известной задачи этого типа, а затем я приведу

серию новых задач, которые придумал сам.
26.
Итак, начнем с давно известной задачи. Трое жителей острова (А, B и C)

разговаривали между собой в саду. Проходивший мимо незнакомец спросил у A:

"Вы рыцарь или лжец?" Тот ответил, но так неразборчиво, что незнакомец не

смог ничего понять. Тогда незнакомец спросил у B: "Что сказал A?" "А

сказал, что он лжец", - ответил B. "Не верьте B! Он лжет! - вмешался в

разговор островитянин C.
Кто из островитян B и C рыцарь и кто лжец?
27.
Когда я впервые встретил предыдущую задачу, мне сразу же бросилось в

глаза, что C по существу бездействует, исполняя роль, своего рода

"бесплатного приложения".

Действительно, когда B высказался, то ложность его утверждения можно

было бы установить и без вмешательства C (см. решение предыдущей задачи).

Следующий вариант задачи позволяет избавиться от "излишеств" в условиях.
Предположим, что незнакомец задал A другой вопрос:

"Сколько рыцарей среди вас?" И на этот вопрос A ответил неразборчиво.

Поэтому незнакомцу пришлось спросить у B:

"Что сказал A?" B ответил: "А сказал, что среди нас один рыцарь". И

тогда C закричал: "Не верьте B! Он лжет!"
Кто из двух персонажей B и C рыцарь и кто лжец?
28.
В этой задаче два персонажа: A и B. Каждый из них либо рыцарь, либо

лжец. A высказывает следующее утверждение:

"По крайней мере один из нас лжец".
Кто из двух персонажей A и B рыцарь и кто лжец?
29.
Предположим, что A говорит: "Или я лжец, или B рыцарь".
Кто из двух персонажей A и B рыцарь и кто лжец?
30.
Предположим, что A говорит: "Или я лжец, или два плюс два - пять". К

какому заключению можно прийти на основании этого утверждения?
31.
Перед нами снова три островитянина A, B и C, о каждом из которых

известно, что он либо рыцарь, либо лжец. Двое из них (А и B) высказывают

следующие утверждения:
A: Мы все лжецы.
B: Один из нас рыцарь.
Кто из трех островитян A, B и C рыцарь и кто лжец?
32.
Предположим, что A и B высказывают следующие утверждения:
A: Мы все лжецы.
B: Ровно один из нас лжец.
Можно ли определить, кто такой B: рыцарь или лжец?
Можно ли определить, кто такой C?
33.
Предположим, что A высказывает утверждение: "Я лжец, а B не лжец".
Кто из островитян A и B рыцарь и кто лжец?
34.
Перед нами в очередной раз три островитянина A, B и C, о каждом из

которых известно, что он либо рыцарь, либо лжец.

Условимся называть двух островитян однотипными, если они оба рыцари или

оба лжецы. Пусть A и B высказывают следующие утверждения:
A: B - лжец.
B: A и C однотипны.
Кто такой C: рыцарь или лжец?
35.
Перед нами снова трое островитян A, B и C. А высказывает утверждение:

"В и C однотипны". Кто-то спрашивает у C:

"А и B однотипны?"
Что ответит островитянин C?
36. Небольшое происшествие.
Эта головоломка необычна. Кроме того, в основу ее положено подлинное

происшествие. Однажды, когда я гостил на острове рыцарей и лжецов, мне

встретились два местных жителя. Я спросил у одного из них: "Кто-нибудь из

вас рыцарь?" Мой вопрос не остался без ответа, и я узнал то, что хотел

узнать.
Кем был островитянин, к которому я обратился с вопросом:

рыцарем или лжецом? Кем был другой островитянин? Смею заверить вас, что

я предоставил в ваше распоряжение информацию, достаточную для решения

задачи.
37.
Предположим, что вы находитесь на острове рыцарей и лжецов и набрели на

двух его обитателей, лениво греющихся на солнце. Вы спрашиваете одного из

них, рыцарь ли его приятель, и получаете ответ (да или нет). Затем вы

задаете такой же вопрос второму островитянину и получаете ответ (да или

нет).
Должны ли оба ответа быть одинаковыми?
38. Эдуард или Эдвин?
На этот раз, прогуливаясь по острову, вы случайно набредете на

островитянина, безнадежно увязшего у берега пруда, но сколько ни бьетесь,

вам так и не удается извлечь его из тины. Вы помните, что его зовут то ли

Эдвин, то ли Эдуард, но не можете вспомнить, как именно. Поэтому вы

спрашиваете у островитянина, как его зовут, и слышите в ответ:

"Эдуард".
Как зовут островитянина?
Б. РЫЦАРИ, ЛЖЕЦЫ И НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ
В не менее увлекательном виде задач персонажи делятся на три типа:

рыцарей, говорящих всегда только правду, лжецов, изрекающих только ложь, и

нормальных людей, которые иногда лгут, а иногда говорят правду. Предлагаю

вам несколько придуманных мною задач о рыцарях, лжецах и нормальных людях.
39.
Перед нами трое людей A, B и C. Один из них рыцарь, другой лжец и

третий - нормальный человек (типы людей могут быть перечислены не в том

же порядке, в каком выписаны их "имена" A, B и C). Наши знакомые

высказывают следующие утверждения.
A: Я нормальный человек.
B: Это правда.
C: Я не нормальный человек.
Кто такие A, B и C?
40.
Предлагаю вашему вниманию необычную задачу. Двое людей A и B, о которых

известно, что каждый из них либо рыцарь, либо лжец, либо нормальный
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.