.RU
Карта сайта

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА - Контрольные вопросы по курсу контрольные работы, тесты

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Введение в историю кинематографа



Определение целей и задач курса. Предмет и метод исторических дисциплин, посвященных искусству кинематографа. История кинематографа в ряду других наук искусствоведческого цикла. Теоретические основы курса. Принцип историзма как структурная основа излагаемого материала. Критерии отбора фактов истории кинематографа. Обзор научно-учебной литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы по курсу истории кинематографа. Научные термины и категориальный аппарат истории кино. Связь истории кино с другими науками гуманитарного цикла.

Определение кинематографа как искусства. Эстетическая функция кино. Связь кино с живописью, фотографией, театром, литературой, цирковым искусством. Философские определения кинематографа как эстетической деятельности. Кинообраз и законы зрительского восприятия. Психологический и социальный аспекты кинематографии. Диалогический характер киноискусства. Определение художественных стилей, течений, направлений и кинематографических школ. Художественное и документальное кино. Кинематограф и национальная культура.

Тема 2. Рождение кинематографа



Метафорические образы кинематографа в «наивных теориях» кино. Технические предшественники кино. Театр теней как первая система, позволяющая записывать и воспроизводить движущиеся изображения. Чудо-блокнот, зоотроп, фенакистоскоп и др. приспособления, воспроизводящие движение нарисованных объектов. Волшебный фонарь как система, проецирующая изображение. 1870 г. – изобретение бромсеребрянных желотиновых эмульсий, основы записи движения. Первая кинематографическая система – кинетограф (снимающее устройство) и кинетоскоп (воспроизводящее устройство) Томаса Эдисона и Уильяма Диксона. 14.04.1894 – первый коммерческий сеанс фильмов Эдисона-Диксона. Изобретение синематографа Люмьерами. 28.12.1895 – первый киносеанс.

Тема 3. Развитие средств кинематографической выразительности. История кино Франции



Творчество Люмьеров. Жанровая характеристика первых фильмов братьев Люмьер. Формирование системы кинематографического повествования. Начало игрового кино. Творчество Жоржа Мельеса. Появление компании Societe Film d*Art (Общество художественных фильмов) в 1908 г. Фильм Кальмета и Ле Баржи «Убийство Герцога де Гиза» (1908) - триумф «художественного кино».

Становление киноиндустрии: Шарль Пате и Леон Гомон. Создание Пате киностудии в Венсане. Венсанская школа и ее роль в развитии мирового кинопроцесса. Жанровое своеобразие кино Франции до 1914 г. Комическое дарование Андре Дида и Макса Линдера. Киноиндустрия Гомона. Творчество Алисы Ги, В.-И. Жассе, Фейада. Франция - лидер мирового кинематографа. Многосерийные фильмы Фёйада («Фантомас», 1913-1914).

Первая мировая война и сокращение кинопроизводства. Творчество Мориса Турнёра, Леонса Перре, Альберта Капеллани в военный период. Создание пропагандистских картин: «Девушка фрица», «Эльзас», 1915 (реж. Пукталь). Приток американских картин. Знакомство массового зрителя с картинами Де Миля, Инса, Д.У. Гриффита, Чарли Чаплина.

Проникновение идей авангардного искусства в кинематограф. Послевоенный период: кризис кинопроизводства. Успех картины Ле Сомптье «Султанша любви» (1919). Превосходство американских, скандинавских и немецких кинематографистов. Формализм картин французских кинорежиссеров.

Тема 4. Эпоха авангардного кино Франции



Идейно-художественные и мировоззренческие основы авангарда. Периодизация авангардного кинематографа Франции. Эксперименты раннего (или «первого») авангарда (до 1924 г.). «Второй» (или поздний) авангард (с 1924 до 1929). Особенности импрессионизма как доминирующего течения раннего авангарда. Сходства и отличия французского импрессионизма и немецкого экспрессионизма. Взаимоотношение мира и человека в искусстве французского импрессионизма. Луи Деллюк – теоретик авангарда. Учение Деллюка о фотогении (требование предельной визуальной выразительности запечатленных на экране образов). Вклад в развитие киноязыка режиссеров первого авангарда (Марсель Л'Эрбье, Абель Ганс, Луи Деллюк, Жермена Дюлак, Жан Эпштейн). Идейно-художественные особенности позднего авангарда. Три основных течения в позднем авангарде: импрессионизм, сюрреализм и «чистое кино». Авангардная стилистика фильмов Жана Ренуара «Дочь воды» (1925) и «Маленькая продавщица спичек» (1928). Сюрреалистическая эстетика фильма «Падение дома Эшеров (1928) Жана Эпштейна. Картины Жермены Дюлак как попытка создания визуального эквивалента музыкальному произведению: «Пластинка 927» (1927) (музыка Шопена), «Тема и вариации» (1928) и «Синеграфический этюд на тему «Арабески»» (1929) (обе на музыку Дебюсси). Документальный фильм Альберта Кавальканти «Только время» (1926) и опыт музыкальной композиции визуальных рядов. Киноимпрессионизм Йориса Ивенса и его неигровые картины «Мост» (1928) и «Дождь» (1929). Воссоздание логики и содержания сновидений на экране в фильме Луиса Бунюэля «Андалузский пес» (1928). Монтажные метафоры «Андалузского пса». Сочетание сюрреализма (сюжет) и импрессионизма (метод) в фильме Жермены Дюлак «Раковина и священник» (1927).

Психологизм образов «чистого кино». Монтажные ритмические сопоставления как основа повествовательной структуры ф. Фернана Леже и Дадли Мерфи «Механический балет» (1924). «Антракт» (1924) Рене Клера как манифест «чистого кино». Символика «Антракта» - толкование абсурда. «Анемичное кино» (1925) Марселя Дюшана. «Пять минут чистого кино» Анри Шометта. Техника «рейограмм» Мэна Рея в ф. «Возвращение к разуму» (1923). Синтез авангардных приемов в ф. Мэна Рея «Эмак Бакия» (1926). Конфликт крупных планов в ф. Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д#Арк (1928).

Творчество Абеля Ганса. «Безумие доктора Тюба» (1915) Абеля Ганса – первый фильм о безумии. Влияние ф. Ганса «Колесо» (1923) на монтажные эксперименты в советском кино. Внутрикадровый и монтажный ритмы «Колеса». Движение камеры в ф. Ганса «Наполеон» (1927).

Система поэтической выразительности фильма «Золотой век», 1930. Творчество Антуана и Леона Пуарье и Жака Баронселли. Традиции Мельеса и Зекка в лентах Рене Клера («Париж уснул», 1924). Фейдер и его социальный анализ жизни чрева Парижа («Кренкебилъ», 1923).

От авангарда к реализму. Влияние французского киноавангарда на мировой кинопроцесс.

Тема 5. Мультипликация и документальное кино



Творчество Эмиля Коля и Ладислава Старевича. Жан Бенуа-Леви и создание отрасли образовательных, научных и «микроскопические» фильмов. Леон Парье («Жослен» (1922) и «Ла Бриэр» (1925)). Фильмы Парье об Африке: «Черное путешествие» и Азии («Желтое путешествие»). Появление звукового кино. Первые звуковые картины: «Три маски» Андре Югона (31 октября 1929), «Подсудимая, встать!», 1930, Турнёр, «Конец света» (1931).

Тема 6. Идейно-художественные особенности направления «поэтический реализм»



Совершенствование документального кино. Стилистические особенности фильмов о Париже: А. Кавалканти («Только часы», 1926), Рене Клера («Башня», 1928), А. Соважа («Этюды о Париже», 1928). Становление реалистического кинематографа: «По поводу Ниццы», Ж. Виго, 1930.

Общая характеристика кинопроцесса 30-х – 40-х гг. Реалистические тенденции в творчестве Жоржа Лакомба, П. Шеналя («Улица без имени», 1933); Ж. Дювивье («Теплоход "Тенасшпи"», 1934); Бернар-Дешан («Детвора», 1935), М. Турнера («Жюстен из Марселя», 1935). Становление творчества Марселя Карне. Габена, Превера, Дювивье, Гремийона. Идейно-эстетические особенности фильма Дювивье «Знамя» (1935) и начало эстетики поэтического реализма. «Набережная туманов» (Карне, 1938) как манифест поэтического реализма. Творчество М. Карне. Элементы социальной критики в фильмах «Пепеле Моко» (Дювивье, 1937), «День начинается» (Карне, 1939), «На дне» (Ренуар, 1937), «Коралловый риф», (М. Глез, 1938), «Эмигрантка» (Л. Жоаннон, 1939); «Без завтрашнего дня» (Макс Офюльс, 1940), «Полуночная традиция» (Р. Ришбе, 1939), «Набережная туманов» (Карне, 1938), «Танцовщица» (А. Валентен, 1938), «Ноль за поведение» (Ж. Виго, 1933). Поэтический реализм Жана Виго. Идейно-художественные особенности фильма Виго «Аталанта» (1934). Характеристика творчества Жана Ренуара. Художественные особенности фильма «Великая иллюзия» (Ж. Ренуар).

Тема 7. Особенности послевоенного кинематографа Франции



Черные картины, или «фильм нуар». Влияние американского кино. Творчество Клузо и его фильмы в стиле «нуар»: «Набережная ювелиров» (1947), «Манон», 1949; «Плата за страх», 1953; «Дьявольские души», 1955; «Пленница», 1968. «Фильм нуар» и творчество Ива Аллегре: «Демоны зари» (1945). Дебют Симоны Синьоре в фильме Аллегре «Деде из Антверпена» (1948).

Начало 50-х гг. и распространение кинороманов о гангстерах и бандитах.: «Не тронь добычу»
(1954) Беккера, Жюль Дассен «Потасовка среди мужчин» (1955), «Налет на героин» (1955) Декуэна, «Правда о Бэби Донж» (1952).

Криминальные фильмы Андре Кайата: «Правосудие свершилось» (приз на Мкф в Венеции), «Все мы убийцы».

Творчество Отан-Лара. Эстетическое своеобразие фильмов Отан-Лора: «Дьявол во плоти», 1947, «Смотри за Амелией», «Молодо-зелено» (1954). Тема войны и образы «сопротивления»: «Пересекая Париж» (1956) Отан-Лара.

Тема экранизации литературных произведений: «Собор Парижской Богоматери», Деланнуа, 1956; «Отверженные», Ле Шануа, 1958; «Жервеза», Клеман, 1956; «Накипь», Дювивье, 1957; «Принцесса Киевская», Деланнуа, 1961; «Бал графа д 'Оржелъ», М. Аллегре, 1970, «Тереза Дескейру», Франжю, 1962, «Самозванец Тома», Кокто, 1965.

Тема 8. Кинематограф Франции конца 50-х начала 60-х гг.



Идейно-художественная характеристика авторского кино конца 50-х гг. Особенности творчества Саша Гитри («Отрава», 1951; «Жизнь порядочного человека», 1953; «Убийцы и воры», 1957). Ануй и его картина «Два гроша за фиалки». Стиль картин Ж.-П. Мельвиля («Молчание моря», 1949, «Леон Морен, священник», 1960. Поэтика повседневности Жака Тати. Буньюэль и его возвращение во Францию. Особенности творчества Робера Брессона («Дневника сельского священника», 1951. Фильмы - предвестники перемен во французской кинематографии: «И бог создал женщину» (Р. Вадим, 1956), «Любовники» (Л. Маль, 1958). Зарождение движения «новая волна».

Тема 9. Французская «новая волна»



Изменения в мировом кинопроизводстве. Развитие национальных школ. Истоки французской Новой волны. Начало движения Новая волна: Шаброль «Красавчик Серж» (1958), Трюффо «Четыреста ударов» (1959), Годар «На последнем дыхании» (1959). Творчество Алена Рене («Хиросима, любовь моя», 1959, «В прошлом году в Мариенбаде», 1961, «Мюриэлъ, или Время возвращения», 1963, «Война окончена», 1966).

Автобиографическая тематика в творчестве Трюффо. Цикл фильмов о Дуанеле. Жан-Люк Годар и его некоммерческий кинематограф: «Жить своей жизнью», 1962; «Презрение», 1963; «Карабинеры», 1963; «Безумный Пьеро», 1965; «Китаянка», 1967.

Идейно-художественное своеобразие фильмов Клода Шаброля: «Кузены», 1959; «Милашки» и «Ухажеры», 1960; «Самки», 1968; «Церемония», 1995.

«Группа тридцати» и творчество Пьера Каста («Прекрасный возраст», 1960), Эрика Ромера («Моя ночь у Мод», 1969), Жака Дониель-Валькроза («Дом семейства Бори», 1970), Жака Риветта («Париж принадлежит нам», 1961). Журнал «Cahiers du cinema» как культурное явление Франции.

Сочетание нового (Крис Маркер («Письмо из Сибири», 1958), Аньес Варда («Клео от 5 до 7», 1962), Жак Деми («Лола», 1961; «Шербурские зонтики», 1964), Александр Астрюк («Дурные встречи», 1955), Роже Вадим, Клод Лелуш) и традиционного кино (Анри Верней, Поль Ле Шануа, Дени де Ла Пательер, Мишель Одиар, Жиль Гранжье).

Идейно-художественная характеристика трех жанров кино: кино плаща и шпаги (Андре Юнбель, «Капитан», 1960), комедия (Жераром Ури, Ив Робер) и полицейский детектив (Жак Дерей, Клод Соте,.Жан-Пьер Мелвиль). Аполитичность режиссеров новой волны.

Тема 10. Кинематограф Франции конца 60-х начала 80-х гг.



Особенности кинопроцесса конца 60-х гг. Социально-политические проблемы в кинематографе. Темы рассизма («Элиза, или Настоящая жизнь», Мишель Драш, 1970), иммиграции («Сальто», К. де Шалонж, 1967), войн в Индокитае («317 отделение», П. Шёндёрфер, 1965), Алжире («Битва на острове» и «Непокоренный», А. Кавалье, 1962 и 1964), Вьетнаме («Далеко от Вьетнама», 1967) - коллективный проект А. Рене, К. Маркер, К. Лелуш, А. Варда, У. Клейн, Ж-Л. Годар).

Появление переносной кино- и звукозаписывающей аппаратуры. Игровое и документальное кино в эпоху технической революции. Телевидение, «прямой эфир» и документальная съемка «с места событий». Эстетические последствия технической революции. Появление в игровом кино жанровых элементов интервью, исповеди, откровения, эксперимента. Эстетика «синема-верите» («киноправда») и ее сторонники: Крис Маркер («Прекрасный май», 1963), Бертран Блие («Гитлер? Такого не знаю», 1962), Марио Русполи, Франсуа Рейшенбах и др. Кризис кинематографии в 60-х гг. ХХ в. Майские события 1968 г. и появление коллективно снятых фильмов-свидетельств. Развитие кооперативного кинопроизводства.

Появление маргинального и политически активного кино. Социально-политический аспект французского кинематографа. «Поворот» киноискусства к реальности как главная особенность кинопроцесса: производство фильмов, созданных на основе монтажа архивных кинодокументов («Печаль и жалость», Марсель Офюльс, 1969; «Французы, если бы вы знали», А. Харрис и А. де Седуи, 1972). Развитие исторической и политической тематики в кино (ф. «Дзета» (1969) Коста-Гаврас, ф. «Лакомб Люсьен» (1974) Луи Маль, ф. «Дюпон Лажу а» и «Следователь Фейяр по прозвищу "Шериф "», Ив Буассе, 1975 и 1977, ф. «Соло» (1970) Жан-Пьер Моки.

Кинематограф после студенческих волнений 1968. Тревога и растерянность бунтующего поколения в фильмах Жана Эсташа («Мама и путана», 1973), Мориса Пиала («Мы не состаримся вместе», 1972), Жака Дуайона («Пальцы в голове», 1974). Женская тематика в фильмах Нины Компанеец, Нелли Каплан («Невеста пирата», 1969), Янник Белой («Жена Жана», 1974), Надин Трентиньян, Лилиана де Кермадек, Колин Серро. Характеристика кинопроцесса 70-х гг., возврат к «традиции качества». «Система звезд» как условие кассового успеха картин. Звездные имена: Жан-Поль Бельмондо, Ален Делон, Луи де Фюнес, Ив Монтан, Лино Вентура, Катрин Денёв, Симона Синьоре, Анни Жирардо, Роми Шнайдер, Жерар Депардье, Изабель Аджани, Патрик Деваэр, Мио-Мио. Творчество Клода Соте («Мелочи жизни», 1969) как пример производства фильмов «французского качества». Появление новых жанров: комедия нравов «а-ля франсе» (Жан-Поль Рапно, Клод Пиното, Жан-Шарль Таккелла); «новый натуральный» жанр (Паскаль Тома, Морис Дуговсон). Фильмы о политико-экономической ситуации («Чужие деньги», К. де Шалонж, 1978). Возвращение к романтизму: Франсис Жиро («Исступление», 1978), Жак Руффио («Семь смертей по рецепту», 1975), Ален Жессуа («Армагедон», 1977), «Часовщик из Сен-Поля» (1974) Бертран Тавернье.

Идейно-художественное своеобразие картин Клода Миллера («Лучший способ маршировки», 1976), «Задержание», 1981, «Комната волшебниц», 1999, «Малышка Лили, 2003). Творчество Мишеля Девиля. Новаторство ф. Девиля: «Путешествие тайком» (1980), «Глубинные воды» (1981), «Досье № 51», 1978, «Чтица», 1988. Эстетика сюрреализма в картинах Бертрана Блие («Вальсирующие» (1974), «Холодная закуска», (1979), «Вечернее платье» (1986), Тешине («Барокко», 1976; «Место преступления», 1986).

Мода на полицейские фильмы: «Борсалино», «Полицейская история» (Жак Дерей, 1970 и 1974), «Полицейский или бандит» (Лотнер, 1979), «Пистолет "Питон 357"», 1976; «Черная серия», 1979) Алена Корно. Комедийное направление: фильмы Колюша, Франсиса Вебера. Комедийное мастерство Пьер Ришара и Жерара Депардье. Возникновение инновационного кино (Жан-Мари Штрауб и Даниель Уйе, Марсель Ханун, Филипп Гаррель, Маргерит Дюра, Жан-Клод Биет). Авторское кино и творчество Робера Брессона: «Ланселот Озерный» (1974), «Вероятно, дьявол» (1977) и «Деньги» (1983).

Творческая эволюция представителей «новой волны». Стилистика фильмов Жан-Люка Годара («Спасай, кто может (жизнь)» (1980), «Страсть» (1982), «Имя: Кармен» (1983), «Детектив» (1985)); Франсуа Трюффо («Последнее метро» (1980)); Клода Шаброля («Мясник» (1970) «Инспектор Лавардэн» (1986)), Жака Риветта («Селина и Жюли совсем заврались», 1974; «Земная любовь», 1984); Эрика Ромера («Коллекционерша», (1967), цикл фильмов «комедии и пословицы», 1981); Алена Рене «Провидение» (1977), «Мой американский дядюшка», 1980), «Жизнь - роман» (1983), «Любовь до смерти» (1984), «Мело» (1986); Аньес Варда «Одна поет, другая - нет» (1977), «Без крова, без закона» (1985).

Появление новых средств трансляции изображения (видео, «канал плюс», частные каналы, а за ними кабельное и спутниковое телевидение). Кризис кинопроката и реформы кинопроизводства. Создание IFCIC (Институт по финансированию кино и культурных индустрии) (1983). Международное признание: фильмы-лауреаты международных фестивалей в Каннах (в 1984 приз за лучшую режиссерскую работу получил Тавернье за ф. «Воскресенье за городом», в 1985 - Тешине за ф. «Свидание») и Венеции (присуждение в 1983 пр. «Золотой лев» Годару за ф. «Имя: Кармен», в 1985 Варда - за ф. «Без крова, без закона», а в 1986 - Ромеру за ф. «Зеленый луч»).

Новое поколение режиссеров Франции. Художественное своеобразие картин Жан-Жака Бенекса («Дива», 1981; «Тридцать семь и два по утрам», 1986), Люка Бессона («Подземка», 1985), Жан-Жака Анно («Война огня», 1981, «Имя розы», 1986), Жан-Клода Сгевене («Через гору», 1978; «Двойные господа», 1986), Жан-Клода Гиге («Прекрасныеманеры», 1978; «Предместье Сен-Мартен», 1986), Лео Каракса («Парень встречает девушку», 1984; «Дурная кровь», 1986), Жерара Кравчика («Я ненавижу актеров», 1986; «На исходе лета», 1987), Клер Девер («Черное и белое», 1986), Оливье Асайа («Хаос», 1986).

Современное состояние французского кино: творчество Ф. Озона, Ж.-П. Жене, Л. Коломбани.

2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.