.RU
Карта сайта

ГЛАВА 2 - Данное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования в учебном процессе студентами миртшб....

ГЛАВА

2.



САМООЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ



2.1.

Общие положения по самооценке организации

.

Понятие

,

цели

,

задачи



Современные воззрения на менеджмент качества, в концентрированном виде,

выраженные в TQM и отраженные в стандартах ИСО серии 9000, определяют са-

мооценку как важнейший инструмент непрерывного улучшения деятельности ор-

ганизации.

Самооценку начали применять уже после выхода в 1987 г. первой версии

стандартов ИСО 9000. Масштабы деятельности по самооценке увеличились в свя-

зи с массовым внедрением систем менеджмента качества по стандартам ИСО 9000

версии 2000 г. и проведением различных конкурсов на соискание премий по каче-

ству.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Сис тема Менеджмента Качес тва. Реко-

мендации по улучшению деятельности»:

Самооценка

это всестороннее оценивание, итогом которого является мне-

ние или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зре-

лости системы менеджмента качества [13].

Из ГОСТ Р ИСО 9000-2001 СМК «Система Менеджмента Качес тва. Основ-

ные положения и словарь»:

Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом

деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента

качества или модели совершенства (модели премии по качеству).

Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и

степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь опре-

делить организации области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты.

Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций,

основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения

ее деятельности.

Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с

целями, а также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям.

В нас тоящее время существует много моделей самооценки организаций по

критериям системы менедж мента качес тва. Наиболее широко признаваемыми и

применяемыми моделями являются модели национальных и региональных премий

по качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций.

Модели премий по качеству, а также другие модели самооценки имеют ши-

рокий диапазон детальных критериев по оценке деятельности систем менеджмен-

та.

61

Метод самооценки обеспечивает простой и легкий в применении способ уста-

новления уровня развития (зрелости) системы менеджмента качества организации

и определения основных областей для улучшения.

В общем виде самооценка осуществляется в такой последовательности [18]:

планируются работы, связанные с самооценкой;

назначается руководитель проекта;

определяется группа самооценки и разрабатывается положение о ее работе;

распределяются ответственность и полномочия между участниками само-

оценки;

создается экспертная группа;

проводится самооценка;

разрабатывается и реализуется план мероприятий по результатам самооцен-

ки;

осуществляется контроль за выполнением мероприятий по совершенствова-

нию менеджмента качества;

проводится пов торная самооценка.

2.2.

Преимущества проведения самооценки организации



Международная практика показала, что проведение самооценки дает органи-

зации такие преимущества, как [15, 18]:

использование при оценке своей деятельнос ти и ее результатов единого

комплекса критериев, который нашел широкое применение во многих странах;

систематический подход к совершенствованию деятельнос ти;

получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном вос-

приятии отдельных работников или руководителей;

обучение персонала применению принципов всеобщего (тотального) управ-

ления качеством;

внедрение различных инициатив и передовых методов управления качест-

вом в повседневную деятельнос ть организации;

выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения;

определение глубины изменений, происшедших с момента проведения пре-

дыдущей самооценки;

возможность распространения передового опыта лучших подразделений ор-

ганизации или других организаций;

возможность признания и с тимулирования посредством премирования дос-

тижений подразделений и работников:

возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как в дан-

ной организации, так и в других.

Самооценка может использоваться избирательно, исходя из потребностей ор-

62

ганизации. Один подход годен для осуществления самооценки на индивидуальной

основе для всей или части системы менеджмента качес тва и затем для реализации

улучшения, другой подход для многопрофильной группы работников, осуще-

ствляющей самооценку всей или части системы менеджмента качес тва, за которой

последовало бы рассмотрение и анализ со стороны группы, затем достижение кон-

сенсуса по установке приоритетов улучшения и планам действий.

Далее рассмотрим различные модели проведения самооценки в организации.

2.3.

Модель самооценки в соответствии с ГОСТ Р ИСО

9004-2001



Особенности метода самооценки по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он может

[15]:

- применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к лю-

бому процессу;

- применяться к организации в целом или ее части;

- быть быс тро осуществлен внутренними средствами;

- быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником орга-

низации при поддержке высшего руководства;

- сформировать входные данные для более всестороннего процесса самооцен-

ки системы менеджмента;

- определить и облегчить расстановку приоритетов возможностей для улуч-

шения;

- способствовать развитию системы менеджмента качес тва в направлении

уровня мирового класса.

Метод оценки, изложенный в стандарте ИСО 9004:2000, предназначен для

оценивания уровней развития системы менеджмента качества по каждому основ-

ному разделу стандарта (посредством балльной шкалы от 1 до 5):

уровень _______1 — нет формализованного подхода (систематический подход к

проблемам отсутствует, нет результатов или они слабые),

уровень 2 — подход, основанный на реакции на проблемы (наличие мини-

мальных данных о результатах улучшения),

уровень 3 — устоявшийся формализованный системный подход (систем-

ный процессный подход, систематические улучшения на ранней стадии),

уровень 4 — акцент на постоянное улучшение (хорошие результаты и ус-

тойчивые тенденции улучшения),

уровень 5 — лучш ие показатели в классе деятельности (сильно интегриро-

ванный процесс улучшения).

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9004 приведены типичные вопросы для самооценки

в соответствии с разделами стандарта. Каждой организации предлагается разрабо-

тать свой список вопросов, которые соответствуют ее потребнос тям.

63

2.4.

Самооценка на основе премий по качеству



Премии по качеству призваны, в первую очередь, стимулировать стремление

к лидерству, основанному на внедрении принципов TQM.

Кроме того, они предоставляют возможность проведения самооценки для оп-

ределения целей по совершенствованию деятельности предприятия.

Наиболее известные и авторитетные модели наград за качество:

Японская премия им. Э. Деминга — 1951 г., которой в 1984 г. был придан

статус международной премии;

Национальная премия США им. М. Болдриджа — 1987 г.;

Европейская премия по качеству — 1991 г.;

Премия Правительства РФ по качеству — 1996 г., которая по своему со-

держанию ориентируется на Европейскую премию.

Каждая из моделей имеет свои особенности, критерии оценки и значимость.

Но специфика оценивания на основе разных моделей схожа между собой, поэтому

более подробнее рассмотрим Европейскую «модель Делового совершенства».

2.4.1. Модель «Делового совершенства»

Европейский фонд менеджмента качества (EFQM) был создан с целью про-

паганды передовых технологий менеджмента в Европе. Эта организация ежегодно

присуждает премии по качеству на основе соответствия системы менеджмента

«Модели Совершенства», разработанной _______ведущими специалистами стран Европы.

«Модель совершенства» близка к ISO 9004:2000, но менее детальна.

В основе этой методологии лежит совокупность следующих

принципов

[29]:

ориентация на результат,

ориентация на потребителя,

лидерство и постоянство целей,

управление процессами и данными,

развитие и вовлечение персонала,

постоянное изучение передового опыта, нововведения и улучшения,

развитие партнерства,

социальная ответс твенность.

При разработке критериев модели рассмотрен опыт всех ранее созданных

премий по качеству и проанализированы их сильные и слабые с тороны. В резуль-

тате были сформированы 9 критериев, которые сгруппированы в два класса: кри-

терии возможностей и критерии результатов. В свою очередь каждый из критери-

ев разделяется на несколько субкритериев (показателей). Структура первого вари-

анта модели Европейской премии по качеству показана на рис. 4. Здесь представ-

лены также весовые коэффициенты каждого критерия и их краткое содержание.

64

Премия Российского правительс тва по качеству также основана на этой модели.

EFQM предлагает прос той способ самооценки, позволяющий определить, в какой

точке на пути к совершенству находится организация (таблица 2).

Модель Делового Совершенства ключевая структура для помощи органи-

зациям в движении к повышению конкурентоспособности и стабильному успеху.

Модель является ключом в четырех направлениях [29]:

1.Как структура, которую организации могут использовать в помощь для раз-

вития их видения и целей на будущее материальным и измеримым способами.

2.Как структура, которую организации могут использовать в помощь для

идентификации и понимания системного характера их бизнеса, его ключевых свя-

зей, причин и влияния его отношений с заинтересованными с торонами на ключе-

вой результат.

3.Как основа Европейской Премии Качества, процесса, который позволяет

Европе признавать ее самые успешные организации, продвигать их как образцы

Совершенства для других и учиться у них.

4.Как диагностический инструмент оценки текущего состояния здоровья ор-

ганизации. С помощью этого процесса организация значительно лучше способна

сбалансировать свои приоритеты, распределить ресурсы и разработать реалистич-

ные бизнес-планы. Это четвертое, диагностическое использование, известно как

Самооценка.

Процесс Самооценки позволяет организации четко определить ее сильные

стороны и области, в которых могут быть произведены улучшения, и достичь

высоких результатов в организованных действиях по совершенствованию.

Введение процесса Самооценки показало, что она предоставляет много выгод,

особенно:

Определяет прогресс, связанный с Моделью Делового Совершенства.

Создает прочную основу для решений стратегического характера и выделяе т

приоритеты будущей деятельности по улучшениям.

Дает сотрудникам и группам в организации энергию быть лучшими.

Упрочняет четкие связи между усилиями и результатами бизнеса.

Составляет основу для успешного бенчмаркинга.

При этом Модель может использоваться в трех связанных по возрастанию ас-

пектах:

как инструмент анализа — «контроль состояния здоровья» организации на

базе самооценки;

как инс трумент планирования включение модели в процесс бизнес-

планирования;

как стратегический инструмент принятие стратегических решений на ба-

зе модели.

65

внешние процессы

потребителей;

выяснение требований

потребителей;

внедрение требований

потребителей;

менеджмент отношений;

привлечение потребите-

лей;

организация процессов;

менеджмент процессов;

преобразование процес-

сов;

квалификация

сотрудников;

общение

сотрудников;

мотивация

сотрудников;

модель рабоче-

го времени;

пути улучшения

Основные

ценности:

выработать;

сообщение

(довести

до сведения);

претворять в

жизнь

Индикаторы:

из опроса

сотрудников;

наблюдений;

анализа до-

кументации

Лидерство

10%

2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.