.RU
Карта сайта

Восточное Средиземноморье в 3-2 тыс. до н.э. (Эбла, Библ, Алалах, Угарит). Изобретения середины 2 тыс. до н.э. и их значения

Восточное Средиземноморье в 3-2 тыс. до н.э. (Эбла, Библ, Алалах, Угарит). Изобретения середины 2 тыс. до н.э. и их значения.



В 3 тыс. формируются первые города-государства. Развитие городов-государств происходит только в Сирии (Эбла, Алалах, Библ, Угарит). Они возвысились на транзитной торговле (Эбла – с Ашшуром и Шумером, Библ – с Египтом (центр вывоза кедра). В к.3 тыс. увеличивается число городов-государств (Хатсар (возвышение на торговле с Египтом), Ямхад, Халпа (Сирия). Они укреплены, обязательно со святилищем и резиденцией правителя. Два фактора, влияющих на развитие:

  1. Связанный с изобретениями. В 17 в. до н.э. изобретение пастового стекла и изделия из них. Изобретение способа окраски шерсти краской пурпур (из моллюсков) – прерогатива и способ возвышения Финикии + мореплавание колонизация (Карфаген). Таким образом Финикия подошла к западному пути развития, не брали рабов, большим влиянием пользовалось купечество (частные собственники), сложилась республика. Влияние царей было маленьким, они подчинялись купцам. Финикийцы изобрели алфавит, ввиду торговой нужды, для упрощения системы связей.

  2. ВС стало объектом притязания сильных соседей. Торговля обеспечивала подъем, военные конфликты наоборот ослабляли. В к.2-н.1 тыс. до н.э. изменение международного положения из-за падения Египетской державы и Хеттского царства. Появилась возможность активного развития государств ВС.



  1. Сирия и Финикия в 1 тыс. до н.э.: Тиро-Сидонское царство, Дамасское царство.



После нашествия «народов моря» в 12 в. отстраиваются города Тир и Сидон. К к.12 в. власть Египта и Азии слабеет и исчезает, а в следующее десятилетие финикийцы (прежде всего Тирское царство «сидонян») самостоятельно осуществляют колонизацию Западного Средиземноморья. Ок. 1100 г. до н.э. молодежь Тира основала город Утику В Сев. Африке, создается Тирская колония в Испании – Гадир. К к. 11 в. Тир подчиняет Сидон и возникает Тиро-Сидонское государство. Оно оказывается монополистом в международной торговле в масштабах всего Средиземноморья. Наивысшего расцвета оно достигло при царе Ахираме (969-936 гг. до н.э.) эффективно контролировавшем заморские колонии. На Востоке дипломатическим путем он приобрел часть Палестины. При нем широко развернулось строительство (многоэтажные дома, насыпь в море для рыночной площади и храмов). Тиро-сидонские цари не вели ни одной войны на материке, они стремились в море. Цари пытались установить деспотическое правление, но встретили противодействие купцов. В 11 в. царская власть ослабевает, усиливается самостоятельность купцов, особенно в торговле. Главные города Финикии – Тир, Сидон и Библ – богатели за счет транзитной торговли между Грецией и Египтом и Вавилонией. Сидон – центр изготовления стеклянных изделий и хранитель традиций финикийского стекловарения. Высоко ценились ювелирные изделия. Торговля шла рука об руку с пиратством (источник рабства).

История Сирии определяется арамеями, которые вторглись и заселили этот регион в 11 в до н.э. Главным центром арамеев стал Дамасский оазис, где в 10-8 гг. до н.э. существовало Дамасское государство. Его экономика строилась на производстве оружия и транзитной торговле «шерстью блистательной белизны», продававшейся от степных кочевников в Тир. Во вт. пол. 9 в. дамасский царь овладел заиорданскими владениями Израиля, проник в Южную Палестину и получил дань от Иудеи. На некоторое время все ВС оказалось под гегемонией Дамасского царства, но это продолжалось недолго. Истощенный и разграбленный Дамаск был в к.9 в. разграблен ассирийским царем Адад-нерари III, после чего Дамасское царство отказалось от великодержавной политики.

  1. Древние евреи: Ранняя история, формирование государства в Палестине (сер.2 тыс. до н.э. – 928 г. до н.э.)



Евреи («иври»- перешедшие реку) – племена амореев-сутиев, появившиеся у рубежей Египта в 16-15 вв. до н.э. До этого они странствовали с большими семьями и стадами от Ура до Харрана, вплоть до египетских границ. Евреи возводят происхождение к Иакову (внук Авраама из г.Ур). Существовало 4 союза племен. Одним из них был Израильский племенной союз, состоявший из 12 племен и к к.13-12 вв. до н.э. закрепившийся в Палестине. Они попадали в рабство в Египте, но очень размножились. История: исход – уход из Египта и освобождение от египетского гнета по предсказанию пророка Моисея. Моисей – воспитанный при дворе фараона юноша, который не мог видеть муки своего народа в египетском плену и выведший народ из рабства. Возобновил Завет с Яхве (первым Завет заключил Авраам). Яхве делает евреев избранным народом, дает им обетованную землю взамен на полное подчинение ему, Яхве. Завет подтверждается на г.Синай. Наказание за невыполнение Завета – скитание по пустыне 40 лет, за это время первое поколение вымрет, а второе получит обетованную землю. Закрепление в 13-12 вв. в Палестине связан с борьбой с местными ханаанеями. В то же время на юге ВС пытались закрепиться филистимляне (пелесет), где уже были евреи. В результате борьбы евреев с филистимлянами племена консолидировались в одно государство. В 1030 г. начал правление единый царь Саул (ранее правили выборные вожди-судьи). Это время сопротивления знати царской власти. Особенно сопротивлялось племя Иуда. Представитель этого племени Давид стал править в Палестине после смерти Саула (1004-965 гг. до н.э.). Задача Давида – укрепление единоличной власти, с помощью некоторых методов:

Этими мерами он вызвал недовольство знати.

Внешняя политика ознаменовалась миром с филистимлянами, подчинением ханаанейских городов. Его преемник Соломон правил в 965-928 гг. до н.э. Он вел завоевательную политику на юге, но на Севере появился соперник – Дамасское царство. Внутренняя политика проводилась с целью укрепления царской власти. Соломон увеличил госаппарат (ввел помимо представителей знатных евреев представителей ханаанеев и выбирал из них главного священника). Попытался централизовать культ (в Иерусалиме возведен храм Яхве, все остальные храмы отошли на задний план). При Соломоне велось строительство роскошного дворца в Иерусалиме. Также он установил единую налоговую систему (Царство делилось на 12 округов, на каждый округ был распределен натуральный налог и введена трудовая повинность - строительство). Эта политика вызывала недовольство. После смерти Соломона в 928 г. до н.э. Израиль распался на два самостоятельных государства: Израиль (север) и Иудею (юг).

  1. Палестина в 1 тыс. до н.э.: особенности социально-экономического, политического и религиозного развития.



После смерти Соломона в 928 г. до н.э. Израиль распался на два самостоятельных государства: Израиль (север) и Иудею (юг). Столицей Израиля был г. Самария, столицей Иудеи – г. Иерусалим. Израиль имел больше пахотных земель, больше торговых путей, его население было в 2 раза больше. В это время в израильско-иудейском обществе бурно развивались частнособственнические отношения и эксплуатация. В 9-8 вв. произошло имущественное расслоение. Появляются крупные хозяйства с обширными землями и разорившиеся общинники. Появляется долговое рабство. Появляется сословное деление общества:

  1. Знать, жречество (священники, храмовые певцы) и общинники. Сословие полноправных.

  2. Люди на государственной и военной службе (пришельцы – лично-свободные, но не имеющие земли)

  3. Рабы вечные и рабы временные (долговые). Сословие бесправных.

Существовали противоречия между общинниками и временными рабами. Этим явлениям противостояло мощное идеологическое «Пророческое движение» - пророки обличали социальную несправедливость, говоря, что в глазах бога мерзость, когда одни накапливают богатства, а другие беднеют. Религия стала превращаться из обрядовой в этическую. Главным в ней стало милосердие к ближним.

Строй обоих государств был монархическим. В Израиле шла постоянная смена династий и борьба элит. В 722 г. Израиль разрушен Саргоном II (Ассирия). Прекращение свободы. В Иудее же правила 1 династия Давидидов. Она тоже попадала в зависимость, но полностью свободы не лишалась, а в сер. 7 в. даже восстанавливала на некоторое время независимость. Как гласит пророческое движение: «Политические катастрофы связаны с деятельностью царей, из-за того, что они отклоняются от Завета». В 640-622 гг. до н.э. правил Иосия, который провел религиозную реформу. Суть ее заключалась в том, чтобы искоренить все культы, кроме Яхве. Были закрыты все храмы, кроме Храма Яхве. Были освобождены все должники, им были даны средства к существованию и для устройства жизни. В 568 г. до н.э. Иудея завоевана Навуходоносором II. Иерусалим был разрушен. Храм Яхве тоже. 10% населения насильственно перевезены в Вавилонию (знать, ювелиры). Пленение – толчок для пророческого движения, которое приобрело радикальные черты. Идеи пророков: они выразители воли Яхве. Главная идея – призыв признать Яхве единственным, абсолютным и универсальным богом. Они выступали против изображения бога, т.к. его никто никогда не видел. Пророки признавали, что человек волен поступать по своему выбору, но призывали совершать добро и обличали социальную несправедливость. Мечтали о восстановлении храма Яхве. Пророки объявили царскую власть ненужной (цари ведут народ к гибели, поэтому должны управлять священники). Также была идея о мессии (спасителе). Эти идеи стали основой иудаизма (религии древних евреев), от которого произошли христианство и ислам. Пророческое движение в плену у вавилонян способствовало консолидации евреев. В 539 г. до н.э. царь Персии Кир II подчинил Вавилонию и разрешил евреям уйти и построить храм. Этот период называется периодом Второго храма. Т.о., Иудея политически зависима, но обладает мощной религией. Евреи стали жить общиной вокруг храма, которой управлял первосвященник. Образ жизни: выполнение всех наказов Яхве. Религия – иудаизм первая монотеистическая религия в древности.

  1. Природные условия и население Ирана в древности. Источники. Становление иранистики.



Иран – это территория нагорья к востоку от Месопотамии, окаймленная горами: на западе – г. Загрос, на севере – г. Эльбрус, на юго-востоке – г. Копи-Дак и Памир, на юге – воды Персидского залива. Преобладали степи и полупустыни, которые предполагали развитие скотоводства. Земледелие развивалось на окраинах Ирана в долинах маленьких рек. Среди ПИ были медь, железо, серебро. В настоящее время это территории Ирана и Афганистана. В древности здесь располагались Элам, Мидия, Персия. Население в 4-3 тыс. до н.э. составляли эламиты, луллубеи, кутии, касситы (неиндоевропейские народы). Во 2 тыс. до н.э. появились племена индоевропейской языковой семьи на Иранском нагорье. Их самоназвание «арья» - «благородный» - арии, говорившие на арийских языках. Данную территорию называли Арьянам (Ариана), т.е. «страна ариев». Иран – сокращенное название от Арьянам. Выделяется две подгруппы ариев: индоиранцы (освоившие Иранское нагорье) и индоарии (в Индии). Существовало несколько диалектов индоиранского языка: восточноиранский диалект (в Хорезме), западноиранский диалект (Мидия, Персия). Только в 19 в. открыто понятие «индоевропейская семья языков». Источников мало, в основном, они письменные. По истории Элама: пиктографические документы, клинописные документы на аккадском и эламском языке. Также привлекались зарубежные источники. По истории Мидии: иноземные источники (ассирийские, вавилонские, произведения античных авторов – Геродота, Страбона). По истории Персии много материала о Персидской державе Ахеменидов (6-4 вв. до н.э.) Это Бехистунская надпись царя Дария I и Авеста. Авеста – это сборник религиозных текстов древних иранцев, состоящий из трех частей: 1 ч. – гимны богам-дэвам, 2 ч. тексты, приписываемые пророку Заратуштре (Зороарстру), 3 ч. – предписания на различные случаи жизни. Зороастризм – религия древних иранцев. Главные черты:

  1. Это дуалистическая религия (жизнь – вечная борьба добра (Ахура Мазда) и зла)

  2. Иранцы поклонялись огню – огнепоклонцы. Огонь чтили, его поддерживали жрецы.

  3. Сформировалась идея о воскресении из мертвых, о Суде, о спасителе (аналогия с другими религиями)

По социальной истории источников мало. Известно, что общество разделялось на жрецов, крестьян (земледельцев-скотоводов), ремесленников (недопущенных к участию в культе), слуг, рабов.

Историография. Изучение памятников Ирана началось с путешествия Марко Поло в 13 в. В 18 в. К. Нибур совершил путешествие в Иран. В 19 в. дешифрованы персидская и эламская части персидских надписей. С 18 в. начало оформления иранистики, огромную роль в котором сыграло открытие Авесты. Большую роль также сыграло издание энциклопедионного труда «Основы иранской филологии» в 19-20 вв. В 20 в. внимание уделялось проблемам этногенеза иранских племен и персидской хронологии. На рубеже 19-20 вв. из иранистики выделяется эламитология (изучение письменности). Русские ученые Бартольц и Дьяконов.

  1. Создание Персидской державы Ахеменидов. Реформы Дария

    I

    ,



Персия занимала южную территорию Иранского нагорья. Персией называлось объединение персидских племен вождя Ахемена (поэтому династия Ахеменидов). Изначально Персия развивалась под влиянием соседей: 7 в. до н.э. – влияние Элама, к.7 в. до н.э. – влияние Ассирии, к.6 в. до н.э. – влияние Мидии. В 558 г. правителем Персии стал Кир II из династии Ахеменидов, который основал г. Пасаргады. В 555 г. он освободил страну от гнета Мидии и подчинил ее Персии, затем подчинил Элам. В 539 г. до н.э. завоевал Вавилон со всем его владениями. Кир II считается основателем Персидской державы, но жаждал славы, а не обогащения (не разграбил Вавилонию, а поставил себя как освободитель жрецов от Набонида). Но в 530 г. Кир погиб в войне с кочевниками в СА. Править стал Камбиз. Пока он покорял Египет, в Персии произошел государственный переворот и власть была захвачена Гауматой. Хотя до сих пор неизвестно, Гаумата или Бардия (младший брат Камбиза). Узурпатор правил 7 месяцев и в результате заговора знати был убит. На престол взошел Дарий I. Дарий был сыном наместника, еще молодым и знать хотела влиять на него. Но с 522 по 486 гг. до н.э. Дарий I правил самостоятельно. Его деятельностью были всеохватывающие реформы:

  1. Административная. Страна делилась на 20 провинций – сатрапий. Во главе – сатрап – хранитель царства. В сатрапы назначали только представителей персов, местные элиты уволены. Гражданская и военная власть в провинциях разделена. Функции сатрапа: сбор податей, суд, чеканка монет (гражданская власть). Создано пять военных округов с соглядатаями.

  2. Финансовая. Чеканка золотых монет – дариков. Строгие суммы налогов в каждой провинции и четкое выполнение этого правила.

  3. Реформа системы коммуникаций. Строительство разветвленной сети дорог, налаживание почтовой связи (быстрая передача царю донесений).

  4. Создана царская канцелярия. Она ведала перепиской.

  5. Реформа языка. Официальным языком признан арамейский.

  6. Кодификация законов покоренных народов.

  7. Военная реформа. Введение конницы и пехоты. Главное оружие – лук. Костяк армии – 10-тыс. войско «бессмертных воинов». Использование наемников. Укрепление флота.

В 514 г. до н.э. скифский поход Дария I. Границы державы простирались от Инда на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до первого нильского порога на юге.

  1. Персидская империя в 5-4 вв. до н.э.: социально-экономическое развитие. Взаимоотношения с греками.



В 518 г. до н.э. Дарий I захватил различные племена и греческие города, расположенные на побережье Черного моря. Персидские цари оказывали поддержку захваченным правителям. В 500 г. до н.э. в Милете произошло восстание против персидского господства и повсюду тираны, поставленные персами, были свергнуты. В 498 г. персы нанесли поражение грекам при Эфесе. Весной 494 г. персы осадили Милет – главный оплот восстания. В 493 г. восстание было подавлено повсеместно. После этого Дарий стал готовиться к походу против балканской Греции. А т.к. Греция в то время состояла из полисов и была децентрализована, Дарию показалось, что покорение Греции не будет трудной задачей. Однако он недооценил военный потенциал греков и 490 г. до н.э. греки нанесли поражение персидской армии и заставили ее отступить. Однако Дарий не оставлял мысли о новом походе на Грецию, а между тем в 486 г. снова вспыхнуло восстание. Причинами восстания были тяжелый налоговый гнет и угон многих тысяч ремесленников на строительство в Персеполь и Сузы. Подавлять восстание 484 г. в Египте пришлось уже сыну Дария Ксерксу. Летом 484 г. восстали вавилоняне, но оно подавлено. В 480 г. до н.э. Ксеркс выступил против Балканской Греции с огромной армией. Были разрушены Афины. Решающее морское сражение состоялось 28 сент. 480 г. при Саламине, где греки одержали полную победу. В 479 г. произошла решающая сухопутная битва при Платеи. Персидкое войско было разгромлено. Осенью 479 г. произошло морское сражение у мыса Микале, где персы снова были разгромлены. В 449 г. в Сузах заключен Каллиев мир, который знаменовал окончание греко-персидских войн. Греция освободилась от Персидского владычества.

Социально-экономические отношения. Основной отраслью экономики было с/х (ячмень, пшеница, вина). Развито скотоводство (кочевое). Существовало искусственное орошение, которое играло большую роль в хозяйстве. Земельными владениями обладали благодетели царя, которые постоянно увеличивались в площади. Царь давал землю для обработки воинам, которые отрабатывали воинскую повинность и платили денежную и натуральную подати. В некоторых областях существовали высокоразвитые ремесленные центры, производящие керамическую посуду на экспорт. Развивалась международная торговля. В 518 г. был восстановлен канал от Нила до Суэца. Большое значение имеет труд рабов, которые являются предметом движимой собственности. Среди рабов были квалифицированные ремесленники. Рабов было много, они периодически выступали. Рабство было патриархальным и не имело большого экономического значения. В результате мировых завоеваний произошел скачок от примитивного патриархального рабства к интенсивному использованию чужеземных рабов в с/х и ремесле. Но широко применялся он только в хозяйствах царя и знати.

  1. 2014-07-19 18:44
  2. Контрольная работа
  3. Контрольная работа
  4. Контрольная работа
  5. Контрольная работа
  6. Контрольная работа
  7. Контрольная работа
  8. Контрольная работа
  9. Контрольная работа
  10. Контрольная работа
  11. Контрольная работа
  12. Контрольная работа
  13. Контрольная работа
  14. Контрольная работа
  15. Контрольная работа
  16. Контрольная работа
  17. Контрольная работа
  18. Контрольная работа
  19. Контрольная работа
  20. Контрольная работа
  21. Контрольная работа
  22. Контрольная работа
  23. Контрольная работа
  24. Контрольная работа
  25. Контрольная работа
  26. Контрольная работа
© sanaalar.ru
Образовательные документы для студентов.