.RU
Карта сайта

Выступление профессора Э.Н.ЯКОВЛЕВА - «Россия и мировой опыт противодействия коррупции» (Москва, 23 24 июня 1999 г.)

Выступление профессора

Э.Н.ЯКОВЛЕВА



Свое выступление я хотел бы посвятить вопросу влияния государственной кадровой политики на процессы коррупции в России.

Представленное для рассмотрения Пособие "Системы общегосударственной этики поведения" содержит анализ практически всех направлений исследования такого общественного феномена как коррупция. Как мы видим это явление характерно как для развитых, так и для слабо развитых стран. Разница только в степени развития коррупции и в наличии конкретных условий, которые способствуют ограничению коррупции и борьбе с нею.

Большинство форм коррупции, освещенных в Пособии, безусловно, наблюдаются и в новой России. Коррупция в Пособии рассматривается в основном как основа организованной преступности. Этому и посвящена большая часть материала, изложенного в Пособии. Россия в этом плане не является исключением. Именно для нынешней России чрезвычайно актуальной является работа по радикальному совершенствованию судебного законодательства и, в целом, правоохранительной системы. Мне представляется, что, судя по специальности большинства присутствующих на данном форуме участников, именно в этом русле и пойдет обсуждение.

Вместе с тем, я хотел бы заметить, что в условиях России для тех аспектов коррупции, которые изложены в Пособии будет характерен определенный сдвиг акцентов. Это, прежде всего, связано с состоянием государственной службы и особенностями государственной кадровой политики. Эти два момента и предопределяют в России коррумпированность государственных чиновников - основу коррупции в России вообще.

Публикаций о состоянии государственной службы и государственной кадровой политики в российской прессе очень мало. Весь процесс их становления и развития в новой России не является сколь нибудь прозрачным. А вопросы кадровых назначений в России - это чуть ли не государственная тайна, которую очень бережно блюдет высшее руководство страны.

Так, например, стоило несколько лет назад заместителю начальника управления федеральной государственной службы Администрации Президента РФ Т.Н.Борисову неосмотрительно дать интервью одной из российских газет, в котором он лишь слегка приоткрыл завесу над тем, как строится государственная кадровая политика в силовых органах, как на следующее утро он был без объяснения причин уволен с работы.

Механизм становления государственной службы и определения государственной кадровой политики в новой России начал отрабатываться только в начале 90-х годов. Был определенный подъем и эйфория у специалистов, занятых этими проблемами. В основном этими вопросами занимались ученые из Российской академии государственной службы и Академии народного хозяйства, а также отдельные ученые Российской академии наук. Это был и остается достаточно узкий круг профессионалов.

Были разработаны Федеральный закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации", концепция государственной службы и государственной кадровой политики, проект первоочередных мер по их реализации, проект президентской программы, целый ряд указов Президента РФ. В 1994-1995 гг. определенное положительное воздействие на укрепление демократической российской государственности оказала деятельность Совета по государственной кадровой политике. Было принято решение о создании Совета по государственной службе. Но, вместе с тем, предстояла огромная по своим масштабам дальнейшая работа. Предстояло разработать почти десяток федеральных законопроектов, согласовать и добиться выделения бюджетных средств на реализацию президентской программы и пр.

Все это отчетливо видел и Президент РФ Б.Н.Ельцин. В своем докладе “О состоянии и перспективах становления государственной службы в Российской Федерации” (в подготовке которого принимал участие автор данной статьи), с которым он выступил осенью 1995 года в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Президент РФ сделал подробный критический анализ состояния государственной службы и государственной кадровой политики в России и наметил первоочередные и долгосрочные цели по их становлению и развитию.

Однако после 1995 года вся намечавшаяся ранее в этом направлении работа была приостановлена или скомкана. Ни о какой президентской программе уже не идет и речи. Совет по кадровой политике прекратил свою деятельность. Совет по государственной службе так и не начал свою работу. Каким-то образом в процессе непрерывных реорганизаций Администрации Президента РФ удалось не потерять банк данных по резерву государственных служащих. Усилиями Президента Российской академии государственной службы было налажено обучение госслужащих. Однако в условиях, когда никаких гарантий продвижения по службе или новой работы выпускникам никто не дает, смысл обучения или переподготовки не до конца ясен. Никаких ротаций для госслужащих не предусмотрено. До сих пор, например, в Высшем аттестационном комитете Российской Федерации председатели экспертных советов бессменно занимают свои должности от 10 до 15 лет. Действующее российское законодательство по вопросам государственной службы является в некоторых случаях выдающимся опусом, отличающим Россию от остальных стран. Так, например, в России военнослужащие российской армии и Федеральной службы безопасности не относятся к категории государственных служащих. Эта дискриминация резко снижает уровень материального обеспечения данной категории российских граждан и является основной причиной ухода лучших профессионалов со службы. А непрофессионалы всегда готовы открыть дверь лоббизму и коррупции в силу своей некомпетентности.

Непрофессионализм, порожденный недостатками государственной кадровой политики, особенно опасен, если он касается высшего управленческого корпуса страны. Именно из-за непрофессионализма в высших эшелонах госслужбы расцветают лоббизм, коррупция и организованная преступность.

В 1995 году был проведен анализ профессионализма руководителей 32 основных министерств и ведомств России. Анализ показал, что 20 процентов руководителей министерств и ведомств не имеют базового профильного образования. То же касается 22 процентов их заместителей (лесоводы занимаются проблемами национальных отношений, специалисты в области железнодорожной техники - ядерной энергетикой и пр.).

75 процентов руководителей и их заместителей не имеют понятия об основах государственной службы.

22 процента руководителей назначены на должность с предыдущей должности старших научных сотрудников, заведующих малочисленных лабораторий и т.п. То же касается 24 процентов их заместителей.

Анализ профессионализма государственных служащих в регионах и субъектах Российской Федерации просто вызывает тревогу. Все показатели там еще хуже, чем у госслужащих федерального уровня.

В России ввиду непрофессионализма высшего управленческого звена мы найдем предостаточно примеров крупномасштабной коррупции, подобных тем, о которых говорится в рассматриваемом Пособии. Они имеют место в каждой из отраслей - как в сфере материального производства, так и в сфере науки, образования и социального обеспечения. Коррупция приводит к нецелевому использованию средств федерального бюджета. Материалы об этом имеются в Счетной палате Российской Федерации. И их предостаточно. Позволю себе привести только один пример, когда непрофессионализм руководителя ведомства позволил коррумпированной части высшего управленческого состава провести операцию, в результате которой государство понесло большие убытки. Это случай когда, случайно назначенный руководитель Госстандарта России, не имеющий опыта руководства отраслями народного хозяйства, принял решение о предоставлении одной из швейцарских фирм право сертифицировать от имени Госстандарта России всю продукцию, поступающую в Россию из-за рубежа. В результате в Россию поступала некачественная и небезопасная для употребления продукция на миллиарды рублей.

Примеров использования коррумпированными управленцами некомпетентности руководителей министерств и ведомств предостаточно.

Выступление директора программного направления “Право и Управление” Института “Открытое общество”

Б.В. Железова

Я хотел бы в своем выступлении проинформировать собравшихся о том, чем занимается Институт “Открытое общество” в сфере борьбы с коррупцией и какие возможны направления сотрудничества в этой области. Программа, которую мы в Институте “Открытое общество” назвали "Будущее без коррупции", - это наша новая программа. Ее осуществление началось осенью прошлого года. До этого больше внимания уделялось экономическим аспектам борьбы с коррупцией, прозрачности экономики, прозрачности деятельности госструктур в сфере экономики. Но уже тогда был дан грант российскому отделению Трансперенси Интернешнл на перевод и распространение бюллетеня этой организации на русском языке с дополнительными материалами, относящимися к российской действительности. В декабре некоммерческой организацией "Бюро бизнеса будущего" была проведена очень интересная конференция, посвященная деятельности инспектирующих чиновников на предприятиях частного сектора, где, как известно, тоже есть масса проблем. Были выдвинуты интересные идеи об ограничении возможностей чиновников чинить всевозможные неоправданные препятствия для деятельности предприятий и этим самым провоцировать на взятки владельцев и сотрудников таких предприятий. Вы, возможно, видели второй номер журнала "Чистые руки" вышедший в рамках программы "Будущее без коррупции". Это была инициатива Московского клуба юристов. Пилотный первый и второй номера этого журнала вышли из печати при поддержке Института “Открытое общество”. Это был наш основной задел в этом направлении.

Кроме того, Институтом была поддержана инициатива Молодежного союза юристов Российской Федерации по проведению конкурса студенческих работ. Была выделена специальная номинация студенческих работ, посвященных теме борьбы с коррупцией. Поступило 80 заявок. 20 номинантов получили премии. Были отобраны 10 самых лучших работ. Их авторы должны приехать в ближайшее время в Москву. С ними будет проведен круглый стол.

Был также проведен конкурс молодежных инициатив по борьбе с коррупцией. Ряд инициатив представляют несомненный интерес. Были предложены нетрадиционные пути противодействия этому явлению.

Мы также обменялись информацией и совместно провели несколько круглых столов с Фондом "Евразия". У них была своя антикоррупционная программа.

Сейчас мы продолжаем наращивать свои усилия, ищем партнеров, новые инициативы, которые мы могли бы поддержать. В числе последних инициатив - инициативы московского правительства, связанные с обеспечением прозрачности в распределении госзаказов, инициативы по анализу федерального и местного законодательства на предмет возможной двойной интерпретации законодательных актов, что позволяют чиновнику временами использовать это в корыстных целях. По-прежнему мы остаемся открытыми для любых интересных, инициативных проектов, связанных с борьбой с коррупцией. Российское отделение Трансперенси Интернешнл должно стать нашей основной партнерской организацией по программам противодействия коррупции. Поэтому прошу Вас обращаться к нам как непосредственно, так и через их представителей.

2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.