.RU
Карта сайта

Контрольные вопросы - Учебное пособие Харьков 2003 удк 338. 48

Контрольные вопросы


  1. Дайте современное понятие термина «туризм».

  2. Что такое «активный» и «пассивный» туризм?

  3. Чем для туриста определяется потребительская стоимость услуг?

  4. Назовите признаки, по которым классифицируются услуги в туризме.

  5. Какие отношения в туризме создаются в зависимости от особенностей туристского потребления?

  6. В чем вы видите социальное значение туризма?

  7. Назовите рекомендации по вопросу о культурном туризме.

  8. В чем заключается экономическое значение туризма?

  9. Назовите возможные отрицательные последствия развития туризма.


Раздел 2



ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ



РЫНОЧНОЙ ПОЛИТИКИ В ТУРИЗМЕ



Успешное развитие туризма предполагает необходимость сочетания различных форм регулирования этой сферой – как административных, так и рыночных на национальном или региональном уровнях.

Туризм является частью рынка услуг и товаров, и его можно рассматривать с точки зрения спроса и предложения. Спрос включает в себя внутренние и международные туристские рынки. Предложение состоит из транспорта, туристских достопримечательностей и форм досуга, туристских объектов, системы обслуживания и соответствующей инфраструктуры, а также рекламно-информационной деятельности.

В «Энциклопедии туризма» рынок туристский определяется как

  1. «система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги» и

  2. «совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра».

На туристском рынке взаимодействуют различные туристские организации и предприятия, посреднические фирмы (турагенты), предприятия бытового обслуживания и т.д.

Туристский спрос определяется как платежеспособная потребность в туристском продукте, измеряемом и оцениваемом в регионе, стране или в мировом масштабе. Он находится в непосредственной зависимости от величины доходов населения. Спрос – это выражение потребностей населения в туристском продукте, как реальных, так и потенциальных в количественном и качественном выражении на рынке. Особенностью спроса на туристском рынке является его крайняя эластичность, т.е. возможность быстрого изменения структуры потребления при изменении различных факторов, а также большая зависимость от качества выполнения. Спрос в туризме отличает также значительная территориальная разобщенность места исполнения услуги и места проживания потребителя.

Дифференциация туристского рынка означает подбор групп потребителей, чьи потребности могли бы быть удовлетворены определенными турпродуктами. Профилирование обслуживания в соответствии с определенными целевыми группами дает возможность их специализации, формирования потребностей этих групп в новых видах турпродукта. Целевые группы, их количественные и территориальные характеристики представляют собой секторы или сегменты рынка. Сегменты рынка включают в себя различные категории потенциальных посетителей, сгруппированные по специфическим признакам (например, возраст, место проживания, доходы и т.п.), особым интересам или туристским предпочтениям. Секторизация спроса в туризме учитывает разные критерии, такие как:

  1. видовая структура спроса по различным видам туризма и туристско-экскурсионным услугам;

  2. временная структура спроса (например, сезонная, несезонная);

  3. пространственная структура спроса, т.е. классификация разных территорий и местностей, в которых проложены туры;

  4. социально-демографическая структура спроса, включающая как общеэкономические и социальные факторы (доходы населения, демографическая ситуация и т.д.), так и факторы социологического и исторического планов (профессиональная ориентация населения, привычки и т.д.).

Туристские продукты и услуги одни продают, а другие покупают. Главное положение на рынке туристском занимает покупатель – клиент. Известен афоризм Элсворта М.Статлера «Клиент всегда прав». Обязанность хорошего продавца – угождать своим клиентам.

Клиентура рынка туристского – совокупность потенциальных и актуальных покупателей туристского продукта. В настоящее время наиболее привлекательными клиентами рынка туристского являются: бизнесмены и государственные служащие (более 60% всех клиентов рынка туристского), а также ассоциации, проводящие конгрессы и съезды. Так, по данным американских исследователей, 70% ассоциаций США выступают заказчиками конгрессного туризма.

Взаимодействие клиента и продавца туристского продукта носит форму сделки. Сделка на рынке туристском может состояться без прямого участия продавца и покупателя. Например, через телефонную, телексную, телекоммуникационную связь, с помощью телефонного звонка или по чеку. Рынок туристский, как и рынки других товаров и услуг, не имеет географических границ и не учитывает национальные интересы. Поэтому государства формируют собственную туристскую политику, регулируя сферу рынка туристского в свою пользу.

Для раскрытия рыночной системы экономических отношений важно охарактеризовать субъекты рынка.

Домохозяйство – хозяйственная структурная единица рынка. Этот субъект рынка – конечный потребитель туристского продукта и услуг – выступает также собственником и поставщиком некоторых факторов производства (капитал, рабочая сила) туристского продукта.

Хозяйствующий субъект – деловая структурная единица рынка, использующая факторы производства для получения прибыли, которую направляет на простое и расширенное воспроизводство туристского продукта. На рынке выступает поставщиком туристского продукта.

Правительство – регулирующая структурная единица рынка. Представлена бюджетными государственными предприятиями, учреждениями и ведомствами, регулирующими производство, распределение и потребление туристского продукта.

Специализация туристских предприятий определяется сложностью современных технологий организации и обслуживания, при которых ни один предприниматель не в состоянии самостоятельно полностью обеспечить себя необходимыми ресурсами. Он вынужден обращаться к другим субъектам рынка, и между ними возникает разделение труда при производстве тех или иных сегментов технологического цикла производства и потребления туристского продукта.

Экономическая обоснованность субъектов рынка означает их независимость в принятии хозяйственных решений. Субъекты рынка самостоятельно решают три конкретные экономические проблемы: что производить, как производить и для кого производить туристский продукт. Экономическая обоснованность базируется на праве собственности и определяется принятыми организационно-правовыми формами туристских предприятий.

Транзакционные издержки субъектов рынка определяют границы рынка и представляют собой затраты, связанные не с производством туристского продукта, а с допуском его на туристский рынок, приобретением лицензии, сертификацией продукции и т.п. Если транзакционные издержки окажутся выше прибыли, рынок не будет функционировать.

Свободный обмен ресурсами – решающее условие формирования рынка, поскольку только стохастические процессы способны регулировать спрос и предложение с помощью ценового механизма.

Туристский рынок – экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.

Предложение – 1) сила, определяющая на туристском рынке наличные объемы того или иного туристского продукта или услуг и спрашиваемую за них цену. Обычно к расширению предложения ведут рост спроса и увеличение цен на туристские продукты, в то время как расширение предложения вызывает падение цен и туристского спроса; 2) идеальная готовность и реальная возможность туристских организаций произвести и поставить на рынок определенное количество туристского продукта.

Предложение совокупное – 1) понятие, предложенное Кейнсом, – суммарное предложение всех товаров и услуг в экономике в определенный период времени; 2) уровень наличного реального объема туристского производства при каждом данном уровне агрегатных цен на туристский продукт.

Предложение туристского продукта – количество туристского продукта и услуг, которые выставлены на рынок при данном уровне цен.

Предпочтение потребителей – способ, которым потребители, делающие покупки на свободном рынке, распределяют свои совокупные расходы на покупку товаров и услуг. Предпочтения потребителей лежат в основе теории потребления. Используя ограниченное число предпосылок, индивидуальные предпочтения можно свести к функциям полезности.

Цена – мера и регулятор динамического равновесия между спросом и предложением на туристском рынке. Цена на рынке находится в постоянном изменении, но при равенстве спроса и предложения устанавливается равновесная цена, когда предельная полезность туристского продукта и предельные издержки на его производство уравновешивают друг друга.

Туристский рынок запускает важнейший механизм рыночной экономики – конкуренцию (К), определяющий признак рынка, характеризующий ситуацию, при которой все участники рынка стремятся достичь своих целей (продать товар с максимальной прибылью или купить товар с минимальными затратами) в ущерб другим, тоже стремящимся к подобным целям. На рынке продавцов выигрывает тот, кто предлагает туристский продукт по более низкой цене, чем конкуренты. Товар более высокого качества создает при этом дополнительные преимущества. Конкуренция представляет сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи. Конкуренция на рынке туристском также означает соперничество между поставщиками туристского продукта и туристских услуг в борьбе за долю рынка, которое полезно для достижения оптимальности по Парето.

Различают конкуренцию:

Конкуренция несовершенная – состояние рыночной системы хозяйствования, при котором нарушается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции.

Максимально деформируют туристский рынок совершенной конкуренции глобальные системы бронирования и резервирования, которые фактически поделили мир на сферы влияния и вместе с ведущими авиакомпаниями пытаются монополизировать туристский рынок сначала в географическом, а затем и в отраслевом (по видам туристского продукта) аспектах.

Конкуренция совершенная (К.с.) – идеальное состояние рыночной системы хозяйствования, когда:

Несмотря на большое количество действующих туроператоров и турагентов, основная тенденция туристского рынка – уход от рынка конкуренции совершенной в сторону его монополизации.

Как правило, в туризме отсутствует ситуация конкуренции совершенной, поскольку это область не только протекционистской деятельности и лоббирования государственных структур и трансконтинентальных корпораций, но и активной государственной политики многих стран и объединений в защиту национальных и региональных экономических интересов. Конкуренция на туристском рынке не только приводит к постоянным колебаниям в ценах, спросе и предложении туристского продукта, но и проявляется в других функциях рынка.

Конкуренция на рынке туристском означает проявление альтернативной инициативы со стороны других туристских предприятий в освоении тех же сегментов рынка. Конкуренция рынка туристского возможна при условии свободы предпринимательства. Она является важнейшим двигателем творчества, новаторства и прогресса, стимулирует развитие туристского рынка. Конкурентами данному туристскому предприятию являются предприятия, производящие:

а) тот же туристский продукт и в тех же условиях; б) тот же туристский продукт, но в других условиях; в) другую продукцию, способную заменить данный туристский продукт.

Типы конкуренции на туристском рынке:

На конкуренцию влияют три основных фактора:

  1. монополизм – исключительное право одного предприятия контролировать рынок и диктовать свои цены;

  2. картель – сговор нескольких предприятий не снижать продажную цену на продукцию, что наносит ущерб клиенту;

  3. демпинг – продажа продукта предприятием по цене ниже себестоимости для захвата сбыта и устранения конкурентов.

Основные характеристики туристского рынка позволяют провести анализ конъюнктуры рынка и его дальнейшего развития. Правильно проведенный анализ позволяет:

  1. снизить риск неудач при использовании ранее не применявшихся технологий;

  2. выявить проблемы и возможности, возникающие на рынке;

  3. создать основополагающие представления о рынке, позволяющие принимать более грамотные управленческие решения;

  4. регулировать деятельность туристских предприятий и организаций.

Особенностью современного состояния международного туристского рынка является его постоянное расширение. Динамика мирового туристского рынка характеризуется показателем прироста туристских услуг, который составляет в среднем 3,7% в год. В табл.2.1 приведены данные по развитию выездных туррынков стран Западной Европы по направлениям выезда. Создание «Единого Европейского туристского рынка» приведет к образованию самого крупного рынка Запада.

Анализ выездных рынков Западной Европы выявил ряд тенденций, проявляющихся в следующем: рекреационный туризм, ориентированный на отдых у моря теряет свою рыночную долю, в связи с чем сокращаются поездки в страны Средиземноморья (по сравнению с пиком прибытий в 1989 г., падение составило 16%). В то же время это снижение происходит на фоне улучшения показателей въездных рынков Италии, Испании и Греции. Снижение показателей объясняется отсутствием туристских потоков в страны бывшей Югославии. Увеличение потоков туристов в страны Северной Европы объясняется ростом популярности экологического туризма, а также девальвацией ряда валют скандинавских стран. Среди поездок на дальние расстояния наибольшей популярность пользуются туры в страны Тихоокеанского и Карибского бассейнов. Динамичное развитие туризма в странах Тихоокеанского бассейна во многом объясняется, прежде всего, стремительным ростом внутрирегиональных путешествий. Например, 90% выездного туристского рынка Малайзии – это поездки в соседний Сингапур. В табл.2.2 представлены данные по процентному соотношению числа зарубежных поездок к численности населения различных стран в 1998 г.

Таблица 2.1

Средиземноморье



Страны



Северной Европы



Поездки на дальние расстояния



Годы

Число поездок (млн)

Индекс

(1988 =100)

Число поездок (млн)

Индекс

(1988 =100)

Число поездок (млн)

Индекс

(1988 =100)

1988

69,5

100

14,6

100

13,2

100

1989

72,1

104

14.4

99

13,8

105

1990

73,1

105

14,4

99

16,2

123

1991

65,9

95

16,7

114

16,4

124

1992

67,3

97

15,1

103

18,3

139

1993

61,9

89

15,6

107

19,2

145

1994

61,0

88

16,0

110

18,5

140
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.