.RU
Карта сайта

А. Общая информация о системе управления и законодательстве, относящемся к окружающей среде - старонка 4


2.2. Какие имеются виды судебных производств, которые вправе при обращении в суд по вопросам, касающимся окружающей среды, инициировать физическое лицо и (или) НПО? Вправе ли физическое лицо/НПО инициировать уголовное преследование за совершение преступлений, касающихся окружающей среды?



Азербайджанское законодательство предусматривает административную ответственность на экологические нарушения.

На основании кодекса Азербайджанской Республики об административных проступках должностные лица подлежат административной ответственности за административные проступки, связанные с несоблюдением или ненадлежащим соблюдением своих служебных обязанностей. Должностными лицами признаются лица, осуществляющие функции представителя государственной власти, лица, постоянно или временно работающие на организационно-распорядительных или административно-хозяйственных должностях в государственных органах, органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Азербайджанской Республики, других военных соединениях, созданных в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики, государственных и негосударственных организациях, учреждениях и предприятиях или осуществляющие указанные функции на основании специального полномочия, а также физические лица, осуществляющие указанные функции при занятии предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Административный проступок - это противоречащее праву виновное (совершенное умышленно или по неосторожности) деяние (действие или бездействие), посягающее на охраняемые общественные отношения, влекущее административную ответственность. При признании действия или бездействия незаконными, суд восстанавливает нарушенное право и привлекает должностное лицо к административной ответственности. Глава девятая Кодекса Азербайджанской Республики Об административных проступках посвящены административным проступкам, посягающие на правила по охране окружающей природной среды, природопользованию и экологической безопасности: Ст. 76. Пpевышение допустимых ноpмативов количества выбpасываемых в окpужающую сpеду, выливаемых или захоpоняемых вpедных веществ, а pавно пpевышение допустимого пpедела вpедных физических действий; ст.77. Наpушение экологических тpебований пpи pаботе с pадиоактивными веществами; ст.78. Наpушение экологических тpебований по стpоительству и pеконстpукции пpедпpиятий, сооpужений и иных объектов; ст. 79. Наpушение экологических тpебований пpи вводе в эксплуатацию и во вpемя эксплуатации пpедпpиятий, сооpужений и иных объектов; ст. 80. Пpоизводство, импоpт, выпуск в эксплуатацию тpанспоpтных сpедств с пpевышением ноpмативов содеpжания загpязняющих веществ в выбpосах в окpужающую сpеду, а также упpавление такими тpанспоpтными сpедствами; ст. 81. Неведение пpедпpиятием (пpоизводством) монитоpинга окpужающей сpеды или неведение учета и отчетности влияния хозяйственной деятельности на окpужающую сpеду; ст. 82. Наpушение пpавил стандаpтизации в области охpаны окpужающей сpеды; ст. 83. Наpушение пpавил сеpтификации в области охpаны окpужающей сpеды; ст. 84. Наpушение пpавил пользования специально охpаняемыми пpиpодными теppитоpиями; ст. 85. Наpушение пpавил пользования недpами; ст. 86. Засоpение и поpча земель (земель лесного фонда); ст.87. Бесхозяйственное использование земель; ст. 88. Сокpытие земель от госудаpственного учета и госудаpственной pегистpации, либо искажение сведений о количестве и качестве земель; ст. 89. Уничтожение межевых знаков; ст. 90. Вывод из стpоя метеоpологических сетей, измеpительных и дpугих сpедств, имеющихся на земельных участках, изменение категоpии почв; ст. 91. Наpушение установленного поpядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки дpевесины; ст. 92. Поpубка и повpеждение деpевьев и кустаpников, уничтожение и повpеждение лесных культуp и молодняка без наличия лесоpубочного билета (оpдеpа); ст. 93. Пользование лесами не в соответствии с целями или тpебованиями, пpедусмотpенными в лесоpубочном билете (оpдеpе) или лесном билете; ст. 94. Наpушение пpавил и инстpукций по восстановлению, улучшению состояния и поpодного состава лесов, повышению их пpодуктивности, а также по использованию pесуpсов спелой дpевесины ; 95. Повpеждение сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда; ст. 96. Самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбоp дикоpастущих плодов, оpехов, гpибов, ягод на участках лесного фонда; ст. 97. Сооpужение и ввод в эксплуатацию пpоизводственных объектов без сооpужений, пpедотвpащающих вpедное воздействие этих объектов на земли лесного фонда; ст. 98. Уничтожение или повpеждение лесоосушительных канав, дpенажных систем и доpог на землях лесного фонда; ст. 99. Уничтожение и повpеждение отгpаничительных знаков (погpаничных, кваpтальных и пpочих столбов-указателей) на почвах лесного фонда; ст. 100. Уничтожение полезной для леса фауны; ст. 101. Наpушение пpавил использования водных объектов и пpавил водопользования; ст. 102. Нарушение правил охраны водных объектов; ст. 103. Нарушение требований зон санитарной охpаны источников питьевой воды, водоочистительных сооружений, водопроводов, требований по качеству питьевой воды; ст. 104. Нарушение требований по размещению и переработке отходов и отбросов; ст. 105. Нарушение законодательства о пестицидах и агрохимических веществах; ст. 106. Невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями; ст. 107. Невыполнение или нарушение требований санитарных норм и правил гигиены для обеспечения радиационной безопасности; 108. Нарушение законодательства о деятельности в области гидрометеорологии; ст. 109. Нарушение законодательства о геодезии и картографии; ст. 110. Несоблюдение требований по охране окружающей среды при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов; 111. Нарушение правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; 112. Нарушение правил пользования объектами животного мира; ст. 113. Нарушение законодательства об экологической безопасности.

На основании раздела второй ГПК Азербайджанской Республики физические лица и юридические лица в порядке искового производства имеют право на предъявление иска по вопросам, касающимся окружающей среды. Здесь речь идет в основном о возмещении причиненного материального или морального ущерба. Согласно ст. 4.1. ГПК Азербайджанской Республики любое физическое и юридическое лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой и обеспечением своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.

На основании ст. 46.2 УПК Азербайджанской Республики причиной к возбуждению уголовного дела может быть заявление физического лица о совершенном или готовящемся преступлении, сообщение юридического лица (должностного лица) или средства массовой информации либо непосредственное выявление таких сведений дознавателем, следователем или прокурором. Глава двадцать восьмая УК Азербайджанской Республики посвящена эклогическим преступлениям: ст. 247. Нарушение правил охраны (защиты) окружающей среды при производстве работ; ст. 248. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов; ст. 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; ст. 250. Загрязнение вод (источников воды); ст. 251. Загрязнение атмосферы (воздуха); ст. 252. Загрязнение морской среды; ст. 253. Нарушение законодательства Азербайджанской Республики о прибрежном шельфе; ст. 254. Порча земли; ст. 255. Нарушение правил охраны и использования недр; ст. 256. Незаконная добыча рыбы и иных водных животных; ст. 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов; ст. 258. Незаконная охота; ст. 259. Незаконная порубка деревьев; ст. 260. Уничтожение или повреждение лесов; ст. 261. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

2.3. Кто имеет право обращаться в суд? Как определяется процессуальная правоспособность (физических лиц, НПО, иных юридических лиц) по вопросам, касающимся окружающей среды? Например: непосредственно лица, чьи права или законные интересы нарушены; НПО в общественных интересах, лица которым причинён ущерб и т.п.



Согласно ст. 25 Административно-процессуального Кодекса Азербайджанской Республики следующие имеют процессуальную правоспособность: физические или юридические лица; государственные органы или муниципалитеты.

Согласно ст. 4.1. ГПК Азербайджанской Республики любое физическое и юридическое лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой и обеспечением своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. Азербайджанская Республика относится к государствам, где для обращения в суд общественности требуется нарушение их прав. Это исходит из требований ст.5.1 ГПК о том, что лицо обращается за защитой или подтверждением своего права или охраняемого законом интереса. Способность иметь установленные законодательством и допускаемые законодательством гражданские процессуальные права и обязанности (гражданская процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми физическими и юридическими лицами (ст.48 ГПК АР). Способность осуществлять деятельность по реализации своих прав и выполнению своих обязанностей в суде и поручать ведение дела представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит каждому физическому лицу, достигшему полного совершеннолетия, и юридическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке. Несовершеннолетнее лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, в случае признания его полностью дееспособным (эмансипация) вправе лично осуществлять свои права и обязанности в суде. Права, свободы и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищаются в суде их законными представителями. Однако суд вправе привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних или лиц, признанных ограниченно дееспособными. Права, свободы и охраняемые законом интересы несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищаются в суде их законными представителями.

В случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, административных и иных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком или доходом от предпринимательской деятельности, несовершеннолетние лично защищают в суде свои права, свободы и охраняемые законом интересы (ст.49 ГПК АР).

В случаях, предусмотренных законом, государственные органы, отдельные физические и юридические лица, по просьбе этих лиц или для защиты интересов других лиц, могут обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц.

Иск в защиту недееспособных лиц и несовершеннолетних может быть предъявлен заинтересованными лицами при отсутствии просьбы с их стороны. Лица, обратившиеся в суд с иском в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения. Отказ указанных лиц и органов от иска не лишает лицо, в пользу которого предъявлен иск от права требовать рассмотрения дела по существу. В случае отказа лица, в интересах которого дело начато от своих требований, суд прекращает производство по делу (ст.59 ГПК АР).

ГПК АР прямо не предусматривает обращение НПО с суд в общественных интересах.



На основании ст. 46.2 УПК Азербайджанской Республики причиной к возбуждению уголовного дела может быть заявление физического лица о совершенном или готовящемся преступлении, сообщение юридического лица (должностного лица) или средства массовой информации либо непосредственное выявление таких сведений дознавателем, следователем или прокурором.

Сообщение НПО в общественных интересах может служит причиной к возбуждению уголовного дела.

Сообщения юридических лиц (должностных лиц) о совершенном или подготовляемом преступлении, признаваемые поводом к возбуждению уголовного дела, должны иметь форму письма либо заверенной телеграммы, телефонограммы, радиограммы, телекса или иного принятого обращения. К письму юридического лица (должностного лица) о совершенном или подготовляемом преступлении должны быть приложены документы, подтверждающие совершение преступления. В письме юридического лица (должностного лица) о совершенном или подготовляемом преступлении должны быть указаны полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество должностного лица, служебный адрес заявителя, его отношение к преступлению, источник получения сведений, а также сведения о прилагаемых к письму документах. Поводом к возбуждению уголовного дела не может быть неподписанное либо подписанное поддельной подписью, либо написанное вымышленным юридическим лицом (должностным лицом) заявление или иное анонимное сообщение о совершенном или подготовляемом преступлении (ст.205 УПК АР).

Сообщения НПО в средствах массовой информации также может служит поводом к возбуждению уголовного дела.

Сообщения средств массовой информации по ставшему известным соответствующему средству массовой информации факту совершения или подготовки к совершению преступления, признаваемые поводом к возбуждению уголовного дела, после отражения в печати, по радио, телевидению должны быть направлены в органы уголовного преследования. Неопубликованная переписка, адресованная средствам массовой информации в связи с совершенными или подготовляемыми преступлениями, может быть направлена должностными лицами средств массовой информации в органы уголовного преследования в порядке, предусмотренном статьей 205 УПК АР. Должностные лица средств массовой информации, опубликовавших или направивших по отнесенности сообщения о совершенных или подготовляемых преступлениях, а также авторы этих сообщений должны представить имеющиеся у них и подтверждающие сообщение о преступлении документы дознавателю, следователю, прокурору, осуществляющему процессуальное руководство предварительным расследованием, или суду (ст.206 УПК АР).

2.4. Может ли общественность (физическое лицо, НПО, иное юридическое лицо) оспаривать законность с материальной и/или процессуальной точки зрения решений, указанных в пункте 1.1 вопросника, в судебном порядке?



Да может. Согласно ст. 72 Закона Азербайджанской Республики об административном производстве, ж

алоба на административный акт может быть подана в административном либо в судебном порядке. В случае если на административный акт одновременно подана жалоба (административный иск) как в административном, так и в судебном порядке, жалоба рассматривается в судебном порядке и производство, возбужденное по данной жалобе в жалобной инстанции, прекращается. Жалоба (административный иск) на административный акт в судебном порядке подается в порядке, установленном соответствующим законом Азербайджанской Республики.

Согласно

Административно-процессуальному Кодексу Азербайджанской Республики Правом на участие в административном судопроизводстве обладают следующие: физические или юридические лица; государственные органы или муниципалитеты (ст.25). Согласно ст. 2 Административно-процессуального Кодекса АР в порядке административного судопроизводства рассматриваются следующие иски: .1. иски об оспаривании (отмене или изменении) административного акта, принятого административным органом в отношении прав и обязанностей лица (иск об оспаривании); .2. иски о возложении на административный орган соответствующего обязательства, связанного с вынесением административного акта, и иски о защите от бездействия административного органа (иски о принуждении); 3. иски о совершении административным органом определенных действий, не связанных с вынесением административного акта (иски об исполнении обязательства); 4. иски о защите от незаконного вмешательства, не связанного с вынесением административного акта административным органом и непосредственно нарушающего права и свободы лица (иски о воздержании от совершения определенных действий); 5. иски о наличии или отсутствии административно-правового отношения, а также о признании административного акта недействительным (иски об установлении или признании); 6. иски о проверки соответствия закону актов нормативного характера, за исключением вопросов, отнесенных к полномочиям Конституционного суда Азербайджанской Республики (иски о соответствии закону); 7. иски по имущественным требованиям, связанным с решением административных споров, а также по требованиям об оплате компенсации за ущерб, причиненный незаконными решениями (административными актами) или действиями (бездействием) административных органов; .8. иски муниципалитетов против действий органов административного контроля или органов административного контроля против муниципалитетов.

Согласно ст. 4ГПК Азербайджанской Республики любое физическое и юридическое лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой и обеспечением своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. Согласно ст.285.0.3 ГПК АР суд в порядке частного искового производства рассматривает дела по заявлениям, связанным с решениями и действиями (бездействием) соответствующего органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, других органов и организаций и их должностных лиц, глава 26 ГПК АР посвящена производству по делам о спорах, связанных с постановлениями соответствующих органов исполнительной власти и их должностных лиц об административных проступках, глава 27 ГПК АР производству по делам о спорах, связанных с решениям и действиями (бездействиями) соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций и их должностных лиц об административных проступках, глава 29 ГПК АР производству по делам, возникающим по спорам о законности нормативных актов.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.