.RU
Карта сайта

Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований - старонка 3

Глава 2

Традиции и инновации в никологическом пространстве

Устойчивая жизнь общества связана с традициями, которые вопло­щают в себе живой, эмпирический — положительный или отрицатель­ный - опыт, накопившийся и укоренившийся в социальной практике.

В последние десятилетия появились монографии, статьи, в которых рассматриваются отдельные аспекты традиций. Однако концептуальный анализ их сущности, специфика проявления в основных видах деятель­ности остаются недостаточно разработанными. Существенный дефицит исследования традиций как социальных феноменов состоит в том, что в их изучении нет комплексного подхода.

В соответствии с поставленными задачами автор сосредоточил свое внимание на никологической сущности традиций, одновременно при­менив комплексный подход в исследовании данной проблемы.

2.1. Исходные понятия



В

определении социальной сущности традиций существуют самые различные, нередко противоречивые точки зрения. Не прекращается плодотворная полемика об их происхождении, месте и роли в обществе. Поэтому обратимся к анализу дефиниций по данной проблеме.

Традиционное.

Эта категория занимает центральное место в тради-циеведении (науке о традициях). Никологический аспект исследования традиционного, по мнению автора, является наиболее перспективным. Ведь только на уровне понимания истории могут быть объяснены слож­ная структура, функции и роль института традиции, взаимоотношений личности и общества [15].

Анализ традиционного частично затрагивался в некоторых фило­софских работах. В них можно выделить три аспекта исследования этой категории: 1) традиционное как конкретно-историческое; 2) традици­онное как особое условие воспроизводства социальных отношений (прежде всего, отношений собственности), сохранения материальных

32



идеологических общественных отношений в рамках способа произ­водства и политической системы общества; 3) традиционное как фун­кционирование определенной общности. «Чем дольше сохраняются традиции в самом способе производства, - отмечает К. Маркс, - тем устойчивее старые формы собственности, а следовательно, и община вообще» [29]. Причем сами формы собственности, по Марксу, могут воспроизводиться на уровне традиционного, которое, в свою очередь, отражает классовое содержание традиций. Эти существенные моменты дают возможность выделить основные признаки традиционного, прежде всего функциональный статус традиционных явлений в основных видах деятельности.

Категория «традиционное» отражает нечто общее, существенное, что свойственно всем без исключения общественным, в том числе николо-гическим, явлениям. К нему относятся основные виды деятельности человека в природе и обществе, формы и уровни общественного созна­ния, формы борьбы, фиксирующие ее результат - победу или поражение. Традиционными могут быть, например, образ жизни людей, обществен­ное отношение, социальное управление, информация, символ, идеал, потребность и интерес, оценка, вкус, цвет, цветы, мелодия, предмет или его свойство (свойства материалов, конструкций, предметов быта и т. д.). В категорию «традиционное» входит и культура производительных сил и производственных отношений, духовная культура, культура мышления, речи и чувств, поведения (традиционные манеры, этикет) и др.

В таком многообразии традиционного проявляется его главный при­знак - универсальность. Многие исследователи обращают внимание на особую поливариантность этой категории. Она отражается в конкретных традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, церемониях, празднествах и символах. Каждое поколение неизбежно включается в мир традици­онных ценностей, созданных усилиями предшествующих поколений. «Там, где существует человек, — пишет И.Г. Гердер, - там существует и традиция» [11]. Традиции исследуют различные науки. При этом внима­ние акцентируется на тех проблемах, которые соответствуют предмету исследования той или иной научной дисциплины.

Таким образом, под термином «традиционное» обычно понимает­ся относительно устойчивая, повторяющаяся система традиционных норм и отношений, охватывающая все сферы общественной жизнедея­тельности, уровни и формы общественного сознания. Традиционное является всеобщей закономерностью жизни общества, ее социальным атрибутом.

Традиция.

Даже беглый просмотр работ последних лет по традициеве-дению свидетельствует об отсутствии четкости в понимании категории «традиция». Традиция обычно трактуется как единство прошлого и настоящего, особый вид моральных ценностей, аккумулирующих «живой», лучший опыт, как система коллективных привычек.

Особое значение имеет проблема соотношения старых (консер­вативных, прочных, нередко тормозящих общественный прогресс) и новых компонентов традиций. На самом деле, справедливо отмечает В.Д. Плахов, традиция, во многом олицетворяя социальное прошлое, не является принципиальной преградой на пути нового вообще и со­циального прогресса в частности [33].

Сохранение старых традиций или традиционно-видовых компонен­тов прошлого в новых традициях обычно осуществляется в двух формах: экстенсивной (сохранение прошлого в относительно неизменном виде) и интенсивной (обновление компонентов прошлого в соответствии с новыми историческими условиями и общественными интересами). «Борьба общественных интересов, — писал ГВ. Плеханов, - выражается в виде борьбы новых обычаев и обрядов со старыми» [35]. По его мнению, старые обычаи исчезают, обряды прошлого «нарушаются» тогда, когда люди вступают в новые общественные отношения.

В то же время новаторство, претендующее на уничтожение социально ценных компонентов прошлого, является, по сути, сменой традиции. Известная преемственность и повторяемость, соотношение традицион­ного и новаторского закономерны и неизбежны в любом общественном процессе.

Взаимодействие традиционного и новаторского проявляется в основных видах деятельности, в том числе в искусстве и науке*. Инно­вационные процессы в традиции начинаются обычно с перестройки ее компонентов. Изменение же последних ведет к различным преобразо­ваниям в системе «традиция - общественные отношения». Разработка этой сложной проблемы традициеведения требует специальных иссле­дований.

В поисках подхода к определению сущности традиций целесообразно подходить из анализа понятия «социальные нормы». Последние пред­ставляют собой исторически сложившиеся (или специально установ­ленные) стандарты общественной деятельности, следование которым является обязательным для членов определенной общности. Социальные

""Небезынтересно, например, высказывание В. Гюго: «Традиция и новизна; традиция, производящая новизну; новизна, возникающая из традиции — в этом все» [14]. Анализ соотношения традиционного и новаторского можно встретить в научной литературе по кибернетике. Так, Н. Винер оценивает традиции главным образом как источник мораль­ной силы общества для разрешения новых проблем [7]. К. Штейнбух, наоборот, отмечает их внутреннюю ограниченность, в связи с которой возникает необходимость постоянной корректировки традиций, снимающей опасение, что они могут принести больше вреда, чем пользы [53].

34



оомы выступают основным критерием для раскрытия наиболее сущес-

венных признаков традиций. С помощью социальных норм традиции

акрепляют и транслируют традиционный и никологический опыт

поколений. Причем в структуре традиции норма (или система норм)

строго индивидуально предписывает линию поведения людей. В этих

условиях традиция выполняет регулирующую функцию.

Не претендуя на полноту охвата всех признаков и существенных черт традиций как социальных феноменов, можно предложить следующее определение: традиции есть исторически складывающиеся устойчивые социальные нормы, посредством которых осуществляется регуляция и трансляция опыта деятельности и поведения людей.

Обычай.

Отдельные исследователи считают, что обычаи исторически возникли раньше традиций, а появление последних связывают с появле­нием классового общества. Подобное суждение высказано, например, в работах И.В.Суханова. Сданной концепцией автора трудно согласиться по ряду соображений.

Во-первых, обычаи возникли вместе с появлением человека. Обычаи и обряды в родовом обществе выражали общие интересы первобытного коллектива. Это был первобытнообщинный строй. Отдельные индивиды или общности еще не противостояли друг другу, не требовали по отно­шению к себе материальных преимуществ.

Во-вторых, анализ истории общественной мысли позволяет сделать вывод, что мыслители прошлого не делали четкого разграничения между традициями, обычаями и привычками. В одних случаях они вообще не употребляли термин «традиция». В других — использовали его как по­нятие, идентичное понятиям «обычай», «обряд», «ритуал», «привычка». В произведениях Сократа, Платона, Аристотеля вообще не встречаются упоминания о современных традициях, возникших в условиях классового общества. Они, а также Геродот, Гомер, Еврипид, Аристофан, Софокл подчеркивали лишь существование особых неписаных «божественных» законов и обычаев, которые завещаны предками, происхождения кото­рых никто не знал*.

В-третьих, нельзя забывать и то, что в рамках определенной обще­ственно-экономической формации наряду с современной существует

*В трагедии Софокла «Антигона» героиня в ответ на упрек Креонта, что она, нару­шив его закон, предала погребению тело своего брата Полиника, отвечает жениху, что поступила в соответствии с неписаным законом, который не может быть нарушен, даже если он находится в противоречии с законом писаным:

Не знала я, что твой приказ всесилен

И что посмеет человек нарушить

Закон богов, не писаный, но прочный.

Ведь не вчера был создан тот закон -

Когда явился он, никто не знает. [42]

культура предшествующей эпохи, наиболее типичные, характерные черты которой можно проследить на примере отдельных стран в определенные периоды развития их национальных культур. Данная закономерность в преемственности сохраняется и в наши дни. Например, в такой развитой капиталистической стране, как Япония, до сих пор функционируют не­которые традиции и обычаи рабовладельческого общества (в том числе в этикете, искусстве), хотя причины, их породившие, давно исчезли [30]. В этом случае они сохраняются как пережиток в сознании людей*.

Между обычаем и традицией много общего. В частности, они выпол­няют ряд общих социальных функций. В то же время по содержанию и сфере употребления эти понятия могут не совпадать. Понятие «тради­ция» шире понятия «обычай» и распространяется на такие социальные явления, которые нельзя относить к обычаям. Например, нельзя назвать обычаями многие политические традиции, отдельные традиционные методы, научные направления, присущие различным формам обще­ственного сознания, производственной сфере, а также историческим этапам в развитии общественной мысли (к примеру, материалистические традиции в философии).

Сфера действия обычая, отмечает В.Д. Плахов, в современных услови­ях ограничивается преимущественно семейно-бытовыми отношениями. Можно согласиться с утверждением П.П. Кампарса и Н.М. Заковича — авторов одной из первых монографий по гражданской обрядности, что сфера употребления понятия «обычай» все более сужается и заменяется более широким и емким термином «традиция». Речь идет о более рас­пространенном, не всегда осознанном употреблении, особенно среди молодежи, термина «традиция».

В нашем понимании обычай - это исторически сложившийся, об­щепринятый, передаваемый из поколения в поколение традиционный образ действия, взаимоотношений между людьми, охраняемый силой общественного мнения и относящийся преимущественно к социально-бытовой, культурной и религиозной сферам определенной общности людей или общества в целом.

Мода. Следует отличать традицию и обычай от моды. С одной стороны, эти понятия имеют много общего. Прежде всего, они пред­ставляют собой стереотипную, основанную на общественном мнении, стандартизированную форму традиционного массового поведения. С

*Многие пережитки даосизма - философского учения древнекитайского мыслите­ля Лао-Цзы, продолжают существовать в нравах, обычаях и традиционной символике современных японцев. Например, «о-мамо-ри» - т. е. амулеты, которые встречаются в стране практически на каждом шагу, как утверждают японские ученые, ведут свое начало от даосизма. Человек, который чихает в общественных местах, становится, по поверью, объектом различных кривотолков, усмешек [8].

36

й- между традицией, обычаем и модой имеются существенные зличия, как во временном, так и в пространственном отношении*.

Традиции и обычаи более устойчивы. Наиболее общественно енные из них, даже потерявшие или значительно изменившие свое первоначальное содержание, сохраняются длительное время в силу необходимой традиционной связи между старым и новым, на основе объективной закономерности общественного развития - преемствен­ности поколений. Мода более изменчива. Она может внезапно появ­ляться и исчезать в пределах одного года, нескольких лет или жизни целого поколения.

В пространственном отношении традиция, обычай и мода также существенно различаются. Если традициям и обычаям свойственна локальность и, как правило, их воздействием охватывается определен­ный регион, то мода практически не знает территориальных границ и способна распространяться на все континенты.

Мода распространяется не только на одежду или прически. В послед­нее время она проявляется во всех сферах человеческой деятельности (искусство, профессиональная ориентация, поведение и т.д.). В этом случае мода может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на формирование личности.

Обряд.

Обряды относятся к духовной культуре народа. Они переда­ются из поколения в поколение в виде наиболее торжественных тра­диционных действий, оформляющих переломные моменты в личной и общественной жизни людей. Формы обрядовых действий многообраз­ны. Обряды обычно соответствуют особым жанровым компонентам, которые в данном обряде преобладают. Ю.В. Бромлей выделяет четыре таких компонента:

1) вербально-речевой;

2) музыкальный;

3) действенно-динамический;

4) используемый реквизит и внешняя обстановка обряда [5].

На наш взгляд, музыкальный компонент следовало бы заменить бо­лее широким — эстетическим, ибо многие обряды включают различные проявления эстетического в природной и социальной среде. Обряд мо­жет включать никологический, нравственный и другие компоненты.

Если система обрядовых, индивидуально неповторимых действий, выступает в качестве особой формы ценностей духовной культуры, то она целесообразна и соответствующим образом организована. Поэ­тому любимый в народе обряд может стать важным звеном в системе

Интересные замечания о соотношении обычая и моды высказал французский со-ЧиологгТард[46]

нравственно-эстетического и никологического воспитания личности. Обряд — это совокупность целесообразных, экономных, традиционно сложившихся символических действий в наиболее значительные, пере­ломные моменты жизни людей и совершающихся в образно-художест­венной, наглядной форме*.

Специфическую особенность обряда составляет его неповторимая символическая и образно-художественная природа. Цель и содержание обрядового действия выражаются не в нем самом, а в тех представлениях, которые проявляются в символических и художественно закрепленных действиях (речь, жесты, костюмы, музыка, пение, танцы и т. д.).

В зависимости от того, насколько обряд соответствует интересам общества, определенной общности, социальной группе, он выполняет прогрессивную или регрессивную функцию. Теоретический подход к проблеме использования обрядов применен в содержательных ста­тьях В.В. Вересаева, не без основания считавшего обряд условным действием, которое символически выражает чувства человека в опре­деленном направлении. «...Вся сила, все значение обряда, - отмечал писатель, - именно в его художественной закрепленности, в том, что он дает уже готовое русло для проявления теснящихся в душе чувств, избавляя человека от необходимости искать в минуту сильной эмоции путей для ее проявления» [6].

Церемония.

Эта специфическая форма социальной регуляции огра­ничена определенными историческими рамками и сферой проявления. Церемония может выступать в качестве совокупности самостоятельных (существующих вне обряда) наглядно-символических действий, сопро­вождающих тот или иной государственный, военный, дипломатический акт, а также важное общественное событие (подписание межгосударс­твенных соглашений, открытие памятников, выставок, вручение наград и т. д.). В некоторых случаях церемония может быть частью гражданс­кого обряда, празднества, т. е. выступать как единичное традиционное действие (например, художественный акт регистрации брака) в форме обрядового торжества. Во всех названных случаях церемонии отлича­ются особой торжественностью и эстетической наглядностью. Однако в проведении официальных, особенно дипломатических, церемоний общественное мнение не имеет определяющего значения, поскольку

*Индивидуально-неповторимый характер обряда отметил французский писатель А. де Сент-Экзюпери:

- А что такое обряды? - спросил Маленький принц.

- Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис. — Нечто такое, от чего один ка­кой-то день становится непохож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! [39].

38

й санкционированы, поддерживаются государством (или группой сударств) и соответствующих правительств*.

ритуал.

Это специфическое традиционное правило, определенный

порядок,

предписываемый традицией, обычаем или обрядом. Ритуал

лает

лишь представление о порядке, последовательности, организации традиционных и образно-символических элементов, составляющих

внутреннюю

структуру обряда, в первую очередь, его содержание.

В процессе

исторического развития ритуал приобретает определенную стабильность, становится привычным.

Основная функция ритуала - николого-эстетическая организация

обрядового

(ритуального) поведения людей [18]. Он добровольно, без

особого

принуждения выполняется потому, что так принято в условиях традиционно-коллективного общения. Ритуалы представляют собой определенные нормы обрядового поведения индивидов, в которых

превалируют

ритуальные действия.

Ритуал — это основа жизни человека и социума. Он побеждает бес­форменность времени. Ритуал сопровождает человека от рождения до

смерти.

Благодаря ритуалу человек может заглянуть в «глаза вечности». Он становится свидетелем борьбы сил добра и зла, участником борьбы,

побед и поражений.



Традиционный праздник.

Социальным феноменом является праздник,

обладающий

высоким николого-эстетическим и наглядно-образным потенциалом. Научная литература о празднике представлена различ­ными источниками, но, к сожалению, обобщающих работ по этой

сложной

комплексной проблеме пока нет. Обычно преобладают либо этнографические, либо искусствоведческие исследования, относящиеся

к

специальным научным дисциплинам [16].

Праздник может стать традицией при условии, если в его структуре

содержатся

необходимые компоненты традиций (сохранение и передача

социального

опыта прошлых поколений, повторяемость традиционных

действий и

др.).

В

связи с этим традиционный праздник можно рас­сматривать как целое, включающее систему специфических обрядов,

Церемоний и

ритуалов, которые объединены одной идеей, особым

рит­мом веселья,

отдыха, гармонией искусства и других компонентов празд­ничной культуры. При таком подходе праздник отличается от обряда

особой

торжественностью, масштабностью в отражении многообразия

общественной

жизни.

"Дипломатический церемониал - это строгое соблюдение определенных межгосу­дарственных норм и формальностей, а протокол — особая форма иерархического по-

Рядка,

выражение хороших манер в традиционных отношениях между государствами.

Иными

словами, дипломатический протокол - это совокупность правил традиционного Оведения правительств и их представителей по официальным и неофициальным пово­дам [9].
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.