.RU
Карта сайта

Действующие лица - старонка 6


ШАРЛЬ.

Ну вот, на сегодня достаточно. Завтра возьмусь за зеркальный шкаф. (Подходя к Эмилии.) Если я не ошибаюсь, ты только что хотела меня убить?

ЭМИЛИЯ.

Не знаю.

ШАРЛЬ.

Эмилия, ты прощена. Но больше так не делай, иначе мне придется взять на себя тяжкое обязательство заставить тебя произвести на свет нового маленького Виктора.

ЭМИЛИЯ.

Виктор! (Рыдает.) Не говори мне о Викторе. Нет, Шарль, не сегодня, ты сам сказал, не сегодня! Умоляю тебя! Я чувствую себя такой уставшей, такой несчастной. Я больше не понимаю, что с нами происходит, что ты делаешь, что я делаю...

ШАРЛЬ.

Это из-за Виктора?

ЭМИЛИЯ.

Не знаю.

ШАРЛЬ.

Из-за меня?

ЭМИЛИЯ.

Из-за меня, Шарль. Уверяю тебя, это из-за меня. Но, ради всего святого, давай спать!

ШАРЛЬ.

Легко сказать.

В течение этой сцены Шарль переодевается в пижаму. Эмилия ложится в постель. Шарль наклоняется ее поцеловать.

ШАРЛЬ.

Спокойной ночи, Эмилия, пусть тебе приснится добрый сон.

ЭМИЛИЯ.

Спокойной ночи, Шарль. Прости меня. И поклянись мне, что этой ночью ты больше не произнесешь ни слова.

ШАРЛЬ

(напыщенно). Я прошу у тебя прощения.

Шарль ложится и гасит свет. Долгое молчание.

ЭМИЛИЯ

(зовет). Шарль!

ШАРЛЬ.

Что?

ЭМИЛИЯ.

Ты закрыл дверь?

ШАРЛЬ.

Да.

Вдруг входит горничная с подсвечником в руке.

Сцена 2


Те же, Лили.

ЛИЛИ.

Мадам звонила?

ЭМИЛИЯ.

Не думаю.

ЛИЛИ.

Мне показалось, что мадам звонила... Мадам и месье ничего не нужно?

ШАРЛЬ.

Вы закрыли дверь?

ЛИЛИ.

Какую именно?

ШАРЛЬ.

Отправляйтесь спать, вы слишком глупы.

ЛИЛИ.

Мадам не должна была бы позволять месье так со мной говорить.

ЭМИЛИЯ.

Отправляйтесь спать.

ЛИЛИ.

Ну и семейка!

ШАРЛЬ.

Что вы сказали?

ЛИЛИ.

Что дверь закрыта, только не знаю, какая именно.

Уходит.

Сцена 3


Шарль, Эмилия.

ЭМИЛИЯ.

И эта туда же!

Долгое молчание. Оба кажутся спящими.

ШАРЛЬ

(вставая). Это же так просто, я не могу уснуть.

Снова одевается, разговаривая сам с собой и тем самым себя подхлестывая, пока наконец не взрывается.

ШАРЛЬ

(громко, отчеканивая каждый слог). Я не могу уснуть. Я не могу... Я не могу... Я не могу уснуть. Уснуть? Я не могу. Не могу. Не могу.

Разговаривая сам с собой.

Хватит.

Отвечая себе.

Согласен. Хватит. Но я не могу уснуть.

ЭМИЛИЯ.

Шарль, ты закончил?

ШАРЛЬ.

Ночной горшок, ответь мадам, я поклялся не разговаривать с ней всю ночь.

ЭМИЛИЯ.

Ах, так. Отлично, тогда я тоже буду говорить, я буду кричать. (Кричит изо всех сил.)

Радуйся, Мария, благодати полная!
Господь с Тобою, и т.д.

Внезапно замолкает и, громко плача, падает на подушку.

ШАРЛЬ.

Плачь, Эмилия, это тебя утешит. Плачь, плачь.

Подходит к ней, гладит ее по голове и, когда она успокаивается, неожиданно произносит.

ШАРЛЬ.

Да, Тереза моя любовница.

ЭМИЛИЯ

(чужим голосом). Я знаю. Я знала.

ШАРЛЬ.

Антуан обесчещен.

ЭМИЛИЯ.

Я тоже.

ШАРЛЬ.

Сейчас я тебе все расскажу.

ЭМИЛИЯ

(садясь на край кровати). Я слушаю.

ШАРЛЬ

(рассеянно). Ты мне не веришь?

ЭМИЛИЯ.

Нет.

ШАРЛЬ.

Ты не веришь, что Тереза моя любовница?

ЭМИЛИЯ.

Верю.

ШАРЛЬ.

Тогда зачем тебе меня слушать?

ЭМИЛИЯ.

Чтобы рассеяться. Мне так грустно сегодня. Так грустно...

ШАРЛЬ.

Она круглая дура.

ЭМИЛИЯ.

Да, раз ты так считаешь.

ШАРЛЬ.

Считаю. Я так считаю? А, ты говоришь о моей рассудительности, ты хочешь сказать, как я рассудителен. Я забыл. Это правда. Антуан сумасшедший. А я в своем уме. Я рассудительный. Ты такая чуткая.

ЭМИЛИЯ.

И внимательная. Я тебя слушаю.

Стук в дверь.

ШАРЛЬ.

Кто там?

ВИКТОР

(за дверью). Это я, Виктор!

ШАРЛЬ.

Что тебе нужно?

ВИКТОР.

Мне нужно войти.

ШАРЛЬ.

Ладно, входи!

Входит Виктор.

Сцена 4


Шарль, Эмилия, Виктор

ВИКТОР.

Я пришел, потому что не могу уснуть.

ШАРЛЬ.

Что?

ВИКТОР.

Я пришел, потому что не могу уснуть. Я не могу уснуть, во-первых, потому что мне плохо, а во-вторых, потому что вы слишком шумите.

ЭМИЛИЯ.

Тебе плохо?

ВИКТОР.

...и потому что вы слишком шумите.

ШАРЛЬ.

Мы будем шуметь столько, сколько захотим.

ВИКТОР.

И мне плохо.

ШАРЛЬ.

Где у тебя болит?

ВИКТОР

(указывая на живот). Здесь.

ЭМИЛИЯ.

У тебя болит живот?

ШАРЛЬ.

Если у него болит живот, пусть сходит в туалет.

ЭМИЛИЯ.

Живот не всегда болит оттого, что хочется какать.

ШАРЛЬ.

Иди на кухню, попей воды, ляг на спину и дыши медленно, это пройдет. Ну, поцелуй нас — и в постель!

Виктор не двигается.

ШАРЛЬ.

Ты слышал?

ВИКТОР.

У меня очень болит живот, не шумите так сильно, вы мешаете мне спать, я не могу уснуть. Мне тоскливо, к тому же я боюсь, что в конце концов вы перебьете друг друга, ворочая мебель. Иногда мне кажется, что стреляют в стекло, а вдруг это стреляют в оконное стекло? Окна здесь вровень с человеческим ростом, а при вашей чертовой мании класть револьвер рядом с ночным горшком... Полог кровати может когда-нибудь рухнуть; этим все сказано. А в наши дни во всем виноваты дети. Невинные дети!

Выходит, подняв палец.

Сцена 5


Шарль, Эмилия.

ШАРЛЬ.

Даю слово, он провоцирует нас к смертоубийству. Я уверен, он хочет... в самом деле, чего он хочет?

ЭМИЛИЯ.

Спать. Ты слышал, он сказал, что хочет спать.

ШАРЛЬ.

Слушай, Эмилия. Попробуем рассуждать здраво. Давай успокоимся и продумаем раз и навсегда последствия наших действий. Давай точно взвесим значение слов и, если ты хочешь, если у нас получится, попробуем собраться с мыслями.

Долгая пауза.

ЭМИЛИЯ.

И что?

ШАРЛЬ.

И то, что если мы наконец не уснем, то, по-моему, этой ночью случится несчастье. Что я убью тебя, что ты убьешь меня. Не знаю. Только я ощущаю близость смерти. Я ее ощущаю. Она здесь. Здесь, совсем близко. (Кружит по комнате, волнуясь все больше и больше.) Представь себе, я ее ощущаю, как пот на ладонях. (Берет флакон с одеколоном и разбивает его.)

ЭМИЛИЯ

(пытаясь шутить). Она пахнет одеколоном, твоя смерть.

ШАРЛЬ.

Ах, нет, не шути, Эмилия, не шути — или... (Открывает ящик ночного столика, берет револьвер, целится в жену, затем резко открывает окно и бросает оружие в сад.)

ЭМИЛИЯ.

Хочешь, я спущусь за ним?

ШАРЛЬ

(обхватив голову руками). Это Виктор! Это Виктор! Это Виктор!

Вдруг снаружи раздается хлопок.

ЭМИЛИЯ.

Ты слышал?

ШАРЛЬ.

Что это? (Открывает окно.)

ШАРЛЬ

(в окно). Что случилось? Кто вы? Что вам нужно?

ГОЛОС

(снаружи). Это шина, месье, только что лопнула шина.

ШАРЛЬ

(закрывает окно, успокоенно). Это шина!

Долгая пауза.

ШАРЛЬ.

Слушай дальше, Тереза... Это Виктор! Это из-за него! То, что произошло с Антуаном, пойми меня правильно... Это тоже Виктор! Генерал, этот тупица... и здесь не обошлось без Виктора. Горничная, это точно Виктор! Эстер, добрый ангел... Ах, Виктор! Но особенно Ида. Ида Мортемар. Помнишь... Виктор! И мы, и мы тоже, я понял. Виктор! Виктор! Всегда Виктор!

Стучат.

ЭМИЛИЯ.

Кто там?

ВИКТОР

(за дверью). Это Виктор! Мне плохо, я не могу уснуть.

ШАРЛЬ

(открывая дверь и выходя). Погоди же, я заставлю тебя спать.

Звук ударов, крики и восклицания отца при каждом ударе: “Это Виктор... Это Виктор”.

ЭМИЛИЯ

(отцу, который снова появляется). Что ты наделал, Шарль?

ШАРЛЬ.

Я его выпорол, черт побери! Выпорол до крови. Это Виктор! Никаких сомнений, это Виктор!

Пауза.

ЭМИЛИЯ.

И что теперь?

ШАРЛЬ.

Что теперь? (Начинает рыдать.)

ЭМИЛИЯ.

Нет, Шарль! Только не ты! Не плачь, Шарль! Шарль! Мой дорогой Шарль! Это я, Эмилия, твоя жена, единственная, кто... Словом... Еще недавно ты хотел убить меня, я хотела убить тебя, ты хотел убить себя. Каким это ветром подуло, Господи?

ШАРЛЬ

(вне себя). Этот ветер воняет, как глотка генерала, как зад Иды Мортемар, как гарь от знамен Базена! Это ветер безумия—я—я—я-я.

ЭМИЛИЯ.

И правда, это ветер безумия! Но мне так хочется уснуть!

ШАРЛЬ.

Где склянка с опием?

ЭМИЛИЯ.

Что ты собираешься сделать?

ШАРЛЬ.

Уснуть.

ЭМИЛИЯ.

Теперь ты хочешь отравиться?

ШАРЛЬ.

Нет, всего лишь несколько капель на стакан воды, опий поможет нам уснуть. Мы уснем.

ЭМИЛИЯ.

Пузырек в стенном шкафу, на второй полке справа, рядом с ликером.

Шарль капает несколько капель опия в стакан, наливает воду.

ШАРЛЬ.

Отпей треть, остальное дай мне.

ЭМИЛИЯ.

Ты уверен...

ШАРЛЬ.

Отпей и дай.

Эмилия неуверенно пьет и протягивает стакан Шарлю, который выпивает его залпом.

ШАРЛЬ.

Ну, теперь — в постель.

Они ложатся. Свет резко гаснет, затем медленно зажигается снова. В течение всего монолога отца слышны крики и стоны Виктора.

ШАРЛЬ

(лежа). Эмилия, теперь мы совершенно спокойны. Наконец-то мы уснем, но никакой наркотик, никакая сила в мире... Кроме звезд!

Крик.

Не сможет мне помешать сказать тебе, лежа лицом к небу, признаться тебе наконец в нескольких словах... Она так прекрасна...

Стон.

Терпение, Эмилия. Когда она пьет чай и протягивает руку за сахаром... три года я люблю Терезу. Уже три года. Пальчики у нее на ноге похожи на пять лепестков цветка клубники, когда она забирается в постель.

Крик.

Это было в отеле “Европа”. Я сказал ей, прежде чем она подняла другую ногу: “Замри так”.

Крик.

О! у нее между ног точь в точь мои усы, только вертикально. А я поглаживал свою левую бровь или может быть правую, в то время как ее глаза смеялись из-под мышки.

Стон.

Я тебе не наскучил?

ЭМИЛИЯ.

Напротив, мой дорогой! Тереза должна была быть очень счастлива.

ШАРЛЬ.

Правда?

ЭМИЛИЯ.

Да, и ты так прекрасно рассказываешь. Как будто я сама там была. Еще.

Очень долгий крик.

ШАРЛЬ.

Ты святая женщина, Эмилия!

ЭМИЛИЯ.

А Тереза?

ШАРЛЬ.

О, Тереза, это пирдуха, вампука, рабздыня, блядоченька, цветуебик. Я называю ее моя светозадная, моя ненаблядная, моя половогубастенькая. Тереза — скотина, но эту скотинку я предпочту любому цветку.

ЭМИЛИЯ.

А я?

ШАРЛЬ.

Выбирай.

ЭМИЛИЯ.

Я твоя жена.

Входит Виктор.

Сцена 6


Шарль, Эмилия, Виктор.

ВИКТОР.

А я твой сын.

ШАРЛЬ.

Это правда, Эмилия, ты моя жена, а Виктор мой сын. Я так страдаю!

Шарль выходит в сорочке.

Сцена 7


Эмилия, Виктор.

ЭМИЛИЯ.

Иди спать, Виктор!

ВИКТОР.

Я болен.

ЭМИЛИЯ.

Иди спать, дитя мое.

ВИКТОР.

Мне плохо.

ЭМИЛИЯ.

Тебе нужен отдых, иди, Тотор!

ВИКТОР.

Good night, mother.

Виктор уходит, держась за живот.

Сцена 8


Эмилия.

ЭМИЛИЯ

(в окно). Шарль! Шарль! Где ты? Шарль! Вернись, ты замерзнешь! Он простудится! Шарль, во имя Неба, вернись! Нет смысла прятаться! Я тебя видела. Вернись!

ГОЛОС ШАРЛЯ.

Нет.

ЭМИЛИЯ.

Иди спать, Шарль! Прекрати ломать комедию.

ГОЛОС ШАРЛЯ.

Ты мне надоела.

ЭМИЛИЯ.

Ах, так.

Закрывает окно и ложится. Заметно, что она не может успокоиться. Она ворочается с боку на бок. Вдруг она спрыгивает с кровати, надевает кимоно и уходит налево.
Сцена несколько мгновений пуста.
Во время короткого отсутствия Эмилии Эстер входит через застекленную дверь в глубине сцены, ведущую в сад. Она молча пересекает сцену и проходит направо в комнату Виктора.
Вскоре возвращаются Эмилия и Шарль.


Сцена 9


Шарль, Эмилия.

ШАРЛЬ

(входя первым). От этого опия у нас только колики.

ЭМИЛИЯ.

Ты мог бы сходить и в туалет. Вот они, твои идеи сделать это в саду.

ШАРЛЬ.

Это не идеи, это одна идея. Как и моя предыдущая идея исповедаться.

ЭМИЛИЯ

(с размаху влепляя ему пощечины). Вот тебе, вот тебе! Свинья! Грязная свинья! Получай! Еще раз! И еще! А теперь ложись. Говори, ляжешь ты, наконец?

ШАРЛЬ

(после пощечин). Я не защищаюсь. Я больше не защищаюсь. Ты права, я отвратителен, я подлое существо без совести. Я ведь, кажется, просил у тебя прощения. Не просил? Ладно, я прошу у тебя прощения.

ЭМИЛИЯ.

Я тебя прощаю. Но будущее тебя накажет.

ШАРЛЬ.

Будущее? Мне кажется, я вижу его очертания.

ЭМИЛИЯ.

Что?

ШАРЛЬ.

О, это всего лишь предчувствие...

ЭМИЛИЯ.

Поясни!

ШАРЛЬ.

Для нас все потеряно.

ЭМИЛИЯ.

Все потеряно?

ШАРЛЬ.

Да, все потеряно. Тела и души. В этом доме больше не осталось ничего прочного. Я боюсь.

Пауза.

Я боюсь оказаться не на высоте.

ЭМИЛИЯ.

На высоте! Можно ли вообразить подобную глубину падения!

ШАРЛЬ.

Уснуть! Разве я требую слишком многого?

Звонят. Шарль и Эмилия переглядываются. Звонят настойчиво.

ЛИЛИ

(из-за кулис). Мадам, мне кажется, звонят.

ШАРЛЬ.

Ах, вам кажется?

ЛИЛИ.

Точно звонят. Открыть?

ШАРЛЬ.

Разумеется. Кто может прийти в такое время?

ЭМИЛИЯ.

Который час?

ШАРЛЬ.

Воскресенье. (Кричит.) Лили, вы открыли?

ЛИЛИ.

Да, месье, это мадам Мано.

ШАРЛЬ.

Это Тереза.

Тереза, в крайнем возбуждении, входит в комнату.

Сцена 10


Шарль, Эмилия, Тереза.

ТЕРЕЗА МАНО.

Эстер! Где Эстер?

ШАРЛЬ.

Эстер?

ТЕРЕЗА.

Да, она ушла из дома со словами “Я хочу к Виктору. Виктор будет моим папой, моим дорогим папочкой”.

ШАРЛЬ.

Это глупо.

ТЕРЕЗА.

В самом деле, это глупо! Ну и ночка! Где Эстер?

ЭМИЛИЯ.

Милочка моя, мы ее не видели. Если бы мы ее видели, мы бы вам сказали. Уверяю вас, ее здесь нет.

ТЕРЕЗА.

Ее здесь нет? (С сомнением.) Вы ведь не станете мне мстить? А? Вы не убьете мою дочь!

ЭМИЛИЯ.

Убить вашу дочь? Боже мой, зачем? Нам есть кого убивать в нашей собственной семье.

ШАРЛЬ.

Что?

ТЕРЕЗА.

Что вы сказали?

ЭМИЛИЯ.

Вы скоро поймете, Тереза! Богу угодно, чтобы это произошло не за ваш счет.

ТЕРЕЗА.

Моя дочь здесь! Слышите? Я в этом так же уверена, как в том, что меня зовут Тереза.

ШАРЛЬ.

Тереза, рассудите здраво... Как она могла войти?

ЭМИЛИЯ.

Уходите!

ШАРЛЬ.

Идите и возвращайтесь завтра. Давайте прервемся на ночь. Завтра мы все уладим. 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.