.RU
Карта сайта

ПРОГРАММА-ПРОСПЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОРТРЕТА РЕГИОНА - Типовая программа и методика, методологические проблемы...

ПРОГРАММА-ПРОСПЕКТ

СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОРТРЕТА РЕГИОНА


(с источниками данных)



Как отмечено в

Общей части

Программы и методики «Социокультурного портрета региона»

,

специфика жанра делает целесообразным представить конкретный замысел проекта в форме Программы-проспекта. В этом документе исследовательские задачи должны сочетаться с задачами подготовки публикуемого произведения, которое адресуется широким слоям населения и реализует просветительскую функцию проекта.

Цель «

Портрета

»

состоит в том, чтобы дать концентрированную характеристику региона (субъекта РФ) как социокультурного феномена, которая будет полезна руководителям учреждений и предприятий различных уровней и профилей, политическим деятелям, социальным работникам и журналистам, научным работникам и преподавателям, студентам и аспирантам - всем, кто интересуется вопросами социального развития регионов. Портрет может стать началом социокультурной биографии региона, подготовленной научными методами. Это означает, что после создания первого портрета желательно продолжить работу в мониторинговом режиме, прослеживая социокультурную эволюцию региона с интервалом в 4-5 лет.

Другая, более широкая цель состоит в том, чтобы Портрет региона стал базовым элементом Социокультурного атласа России. Это предполагает накопление множества региональных портретов – по числу субъектов РФ. По мере их накопления все мы будем шире и глубже, объемнее и в динамике познавать свою страну и самих себя как ее жителей, граждан. Это наполняет поставленную цель гражданским смыслом.

Объектом

«Портрета»

является регион как территориальное сообщество, важнейшие стороны его социокультурной жизни.

Предмет

изучения

представлен в настоящей программе-проспекте в виде совокупности параметров региона с указанием источников данных по каждому параметру. Эта совокупность параметров и источников структурирована в соответствии с задачами исследования и изложения результатов в публикации для различных слоев населения.

В разведывательном плане Портрет должен дать представление о соотношении личности и государства, об эволюции этого соотношения (в направлении подчиненности или свободы индивида), о содержании основных социальных функций региона и эволюции их структуры (в направлении согласованности или рассогласованности), совокупной их эффективности для населения региона. Анализируя типичные проблемы российских регионов, авторы уточняют исходные предположения, дополняют и операционализируют их в качестве проверяемых

гипотез

.

В описательном плане Портрет будет содержать описание главных аспектов социальной и культурной жизни региона – его населения, социальных групп и организаций: объективное их состояние и субъективное восприятие, социальные преимущества и актуальные проблемы, тенденции (желательно с 1990 г.) социального развития региона, его социальных институтов. Аналитический текст снабжен таблицами, рисунками, картами, которые наглядно аккумулируют количественные данные: как полученные социологическими методами, так и статистические, в том числе представленные службами региона. Желательно сопровождать текст фотопортретами людей, бытовых сцен, природных ландшафтов, сельских и городских поселений.

Полученная информация и результаты ее анализа позволят авторам портрета каждого региона разработать конкретные предложения относительно стратегии социокультурного развития данного региона.

Основные разделы Портрета:



1. Общая характеристика региона, его проблем, тенденций

2. Население, его этнокультурные, социальные особенности

3. Уровень жизни и социальное самочувствие населения

4. Культурный потенциал (капитал) населения и его использование

5. Мотивация трудовой деятельности и экономическая активность

6. Социальная стратификация и мобильность

7. Государственное регулирование и самоорганизация в сфере

социальной и культурной жизни региона

8. Общие выводы.

Портрет готовится на основе нескольких видов информации: статистические данные сборников «Регионы России», «Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года», «Социальное положение и уровень жизни населения России» и другие, включая данные ведомств региона (желательно с 1990 г.); документы региональных органов управления, материалы местных СМИ; социологические данные, полученные с помощью репрезентативного полуформализованного интервью, а также методами экспертных оценок, фокус-групп, контент-анализа и другими. Желательно получить статистические данные в виде динамических рядов: с 1990 г., через каждые 5 лет.

Возможно, со временем, после достаточной апробации, часть вопросов интервью может быть представлена в виде анкеты, которую будут заполнять сами респонденты. Тем не менее, интервью сохранится как постоянный инструмент для получения информации по более сложным аспектам жизни людей и мало изученным проблемам регионов.

Программа-проспект Портрета разработана Центром изучения социокультурных изменений при Институте философии РАН. Ее типовой характер позволяет сопоставлять результаты, получаемые по каждому региону, с портретами других регионов РФ. Вместе с тем, авторы «Портрета» каждого региона могут вносить дополнения в типовую программу и методику, которые отражают специфику конкретного региона. Часть этих дополнений затем может войти в состав типовой программы, которая тем самым будет регулярно модифицироваться, но при этом сохранять базовые параметры.

Еще раз подчеркнем: не следует «под копирку» воспроизводить в готовом Портрете структуру настоящей программы-проспекта, ее разделов и подразделов. Логика итогового изложения должна определяться внутренней логикой социокультурной жизни данного региона, передавать его «лица неповторимые черты».

Содержание разделов социокультурного портрета региона



и источники данных


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОРТРЕТА РЕГИОНА

Источники
данных

*



1. Регион как социокультурная территориальная общность





Это вводный раздел Портрета: в нем должна содержаться емкая характеристика региона (субъекта РФ) как социокультурного сообщества, его неоднозначного статуса среди других регионов, социальных и культурных проблем, тенденций жизни населения региона. Остро ставятся вопросы идентификации населения со своим регионом, удовлетворенности людей жизнью в целом. Динамика места данного региона среди других регионов России по индексам развития человеческого потенциала и уровня жизни населения. Обсуждается подтверждаемость исходных предположений.

Содержание и форма изложения должны заинтересовать читателя, побудить его продолжить знакомство с последующим текстом Портрета. Здесь и во всех разделах желательно разнообразить текст «вставками», иллюстрировать его таблицами, графиками, фотографиями и т.п.

Географическое положение (карта),

природные условия и ресурсы (кратко).

Историческая справка о заселении региона.

Административно-политический статус региона в составе РФ.

Общий уровень экономического развития: основные социально-экономические показатели, их индексы; урбанизированность региона; валовой региональный продукт на душу населения (табл.); удельный вес региона в общероссийских показателях.

Индекс уровня жизни населения

Социальный статус региона: круг социальных вопросов, составляющих предмет ведения и полномочий органов власти данного региона.

Общая характеристика уровня загрязнения окружающей среды;

оценка населением этого уровня.

Регион и его ближняя среда.

Транспортные коммуникации внутри региона и с соседними регионами (карта), густота автомобильных дорог с твердым покрытием.

В какой мере транспортная сеть региона соответствует потребностям его населения?

Роль и место региона в Федеральном округе.

Вклад региона в федеральный бюджет; донор или реципиент.

Структура базовых ценностей населения, удовлетворенность своей жизнью, уверенность в будущем

Представления населения об особенностях и проблемах региона

Идентичность жителей с поселением (город, село), районом, областью (краем, республикой). Какие из этих территориальных образований действительно являются социальными общностями, личностно значимыми для жителей региона («свое»), а какие функционируют как формализованные системы, далекие от личности («чужое»). Круги взаимопонимания.

Отношения местных жителей и переселенцев.

Социально-территориальная идентификация и гражданская активность населения.

Особенности культурно-исторических и административных районов данного региона.


И-18.

Доклады ПРООН:

www.socpol.ru

Эк-геогр. описания

Истор. предания.

Музейные экспоз.

Конституция респ., Устав края, обл.

РР-1.2, 1.3, 1.4, 10.2.

СПН–1.12

РР

Конституция респ., Устав края, обл.

СПН – 15.11

РР-1.8; И-3, И-4, И-46.1; СПН-15.11

Эк-геогр. источн.,

РР-16.12,

МС

И-10

КА СМИ

Данные ФО

РР-1.5

И-17, 18, 31, 38

И- 11, 12, 16

И- 13, 14

И - 35

И-15

И-49, 50

ВПН, т. 1

Документы региона

Уяснение главной проблемы социокультурного развития региона. Например: (1) социальные преимущества и комплексные социальные проблемы региона; (2) отношения между центром и регионом; (3) явные и латентные социальные функции региона, их сбалансированность/разбалансированность; (4) традиционализация или либерализация структуры базовых ценностей населения; (5) социокультурная идентичность населения региона; (6) другие проблемы.





2.

Население региона, его демографические, этнокультурные, социальные особенности



С этого раздела начинается подробное описание конкретных аспектов Портрета. При этом важно углублять и развивать исходную «завязку» изложения, выделив специфические, особенно неявные, латентные проблемы населения данного региона.

Общая численность населения, его динамика. Общий прирост населения, темпы прироста; фактическая и ожидаемая продолжительность жизни (табл.). Демографическая нагрузка. Демонстрация различных типов семей.

Территориальное расположение населения, его плотность (карта).

Структура поселений региона, их типология и пространственное расположение (табл., карты, фото).

Этнический состав населения, межэтнические культурные дистанции. Бытовые традиции. Этнорелигиозная карта региона.

Укорененность населения в данном регионе.

Миграции, переселенцы, места их концентрации, отношение к ним

Городское и сельское население (по типам поселений, карты поселений), рождаемость и смертность,

половозрастная структура (таблицы).

Брачность и разводимость, структура семейности (табл.).

Мнения населения о состоянии семейности, о препятствиях росту численности населения, о причинах низкой продолжительности жизни мужчин.
Заболеваемость населения (табл.), количество инвалидов, обеспеченность медицинскими кадрами, больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями (табл.). Эффективность приоритетного проекта «Современное здравоохранение»

Самооценка состояния здоровья, оценка качества медицинской помощи. Удовлетворенность населения медицинским обслуживанием

Социальные преимущества и диспропорции социально-демографического и этносоциального развития региона. Состояние первичных социальных институтов: традиции и изменения.




ВПН, тт. 1, 2.



РР-2.1, 2.5-2.10, 2.16

ВПН, т. 1

Документы региона

(архитект.отдел,др)

ВПН, т.4

И-58, РВИ

Музейные экспоз.

ВПН, т.10. И – 1, 2

РР-2.7; И-11

РР-2.2

РР-2.8

РР-2.4

РР-2.10, 2.11

И-39, 40, 41

РР-2.12-2.15

МС

И-5, 6, 7, 8, 9


3.

Уровень жизни и социальное самочувствие населения



Представленные в разделе данные должны характеризовать динамику уровня жизни на основании доходов и расходов населения, по возможности в сравнении с началом «перестройки» (1985 г.), дореформенным периодом (1991 г.), а также по годам 1995 – 2000 – 2002 – 2004. Используются три вида данных – сведения о денежных доходах и расходах на одного жителя, объем располагаемых ресурсов домашних хозяйств (по результатам выборочных бюджетных обследований) и результаты социологического опроса населения – репрезентативного для региона.

О

ценка этих показателей в целом и дифференцированно по отдельным группам населения, представленная в динамике, может характеризовать «социальную цену» реформ. В разделе специально выделены наиболее острые проблемы современной России – уровень жизни пенсионеров, семей с детьми, уровень и динамика бедности населения региона в целом.

Процессы социального расслоения в России, формирование среднего класса за годы трансформаций и уровень адаптации населения к переменам.





3.1. Доходы населения.



Реально располагаемые денежные доходы на одного жителя и реальная заработная плата в % к предыдущему году и к 1991 г.

Прожиточный минимум (ПМ) по группам населения и соотношение доходов и соответствующей величины ПМ работающих. Расчет распределения населения по уровню среднедушевых доходов в соотношении с прожиточным минимумом и выделяется мода и медиана этого распределения.

Анализ уровня заработной платы населения региона: соотношение средней зарплаты с прожиточным минимумом, доля населения региона, имеющая зарплату на уровне и ниже величины ПМ.

Изменение структуры доходов населения по источникам (оплата труда, социальные трансферты, доходы от собственности, доходы от предпринимательской деятельности, другие доходы (включая скрытую заработную плату). Проводится расчет и анализ доли населения, имеющего один или два источника средств к существованию по полу и возрастным группам.

Дифференциация оплаты труда в отраслях экономики и в организациях различных форм собственности по данным местных статистических органов в сравнении с общероссийскими данными. Дифференциация заработной платы по городам и районам субъекта РФ также на основании данных местной статистики.




РР-4.1, 4.2, 4.3, 4.11

РР- 4.11, 4.12, 4.1.

СПН -5.12;

МС

РР- 4.1, 4.12

СПН-5.15
МС

РР-4.6

ВПН

- т.5, табл.4; т.5, табл.6.
ЭФ

СПН-4.12
МС


3.2. Расходы населения.



Изменение структуры расходов населения как показатель динамики уровня жизни за годы трансформаций.

Анализ структуры расходов по 10-процентным доходным группам населения.

Структура расходов домашних хозяйств.

Наличие у населения предметов длительного пользования, в том числе легковых автомобилей.

Изменение структуры питания в регионе, пищевая и энергетическая ценность продуктов питания.



РР-4.14, 4.16, 4.17, 4.18-4.25

СПН-7.22

РР-4.15

РР-4.16, 4.17

РР

- 4.18 - 4.25

СПН - 7.22

3.3. Пенсионное обеспечение.



Общая численность пенсионеров, в том числе по старости и по инвалидности.

Прожиточный минимум пенсионера и его структура. Реальный средний размер назначенных пенсий в соотношении с 1991 г. и с предыдущим годом. Динамика соотношения средней пенсии с прожиточным минимумом. Расчет соотношения средней пенсии и средней зарплаты в регионе.

На основании данных о домохозяйствах, состоящих из одного человека в возрасте старше трудоспособного – для мужчин 60 лет и более, для женщин 55 лет и более, рассчитать долю одиноких пенсионеров в регионе, имеющих только один источник дохода.


РР – 4.5

СПН - 6.24

РР

- 4.4, 4.12, 4.3

СПН

- 5.12

ВПН

- т.6, табл.8

3.4. Бедность и ее распространение.



Целью изучения проблем бедности является оценка ее распространения в регионе и составление социального портрета малоимущего населения по показателям: село – город; работающие, безработные, пенсионеры; социально-демографические группы, по составу домохозяйств и проч.

Две уровня бедности населения: доходы ниже величины прожиточного минимума (малоимущие), доходы в два и более раз ниже величины прожиточного минимума (крайне бедные). Численность и доля этих групп бедных в регионе.

Распространенность бедности в городских и сельских типах поселений, в домохозяйствах с разным демографическим составом, с детьми и без детей в возрасте до 16 лет, занятых в экономике, безработных и экономически не активного населения. Располагаемые ресурсы и их дефицит в бедных домохозяйствах региона.

В социологическом опросе населения региона бедные составляют первую - верхнюю группу по шкале самоидентификации (может быть следует анализировать и следующую группу как весьма близкую по уровню жизни к самым бедным) Социальный портрет бедных по опросу населения желательно дифференцировать по тем же показателям, что и «бедные по статистике дохода». Сопоставление двух полученных портретов, нахождение сходств и различий и возможное их объяснение.




СПН-5.28,
МС

СПН-5.29,5.30, 5.31
МС

И

– в.24

СПН-5.28,
МС


3.5. Социальное самочувствие населения.



Оценивается на основании опроса населения. Результирующий показатель - уровень социального оптимизма в регионе, который может включать оценку респондентами своего настоящего, ближайшего года, уверенность в будущем, а также самоидентификацию респондентов на шкале «патернализм – самостоятельность»

Общая оценка динамики уровня жизни населения за годы реформ и социального самочувствия населения в контексте совершенствования социально-экономической политики в регионе. Анализ возможностей различных групп населения к адаптации и к продуктивной деятельности в современных условиях.




И– в.11, 12, 22, 13

Обобщенный индекс

4. Культурный потенциал (капитал) населения и его использование для инновационного развития региона



Этот раздел занимает ключевое положение в проблематике Портрета. Целесообразно использовать и традиционный термин «потенциал», и новый – «капитал» (оба недостаточно определенны, но второй более динамичен). Сложность данного раздела заключена в желательности развести накопление этого капитала и его использование, хотя сделать это весьма трудно. Предположительно, такой «развод» проще провести по линии инноваций, к тому же это актуальное направление.

4.1. Накопление культурного потенциала (капитала)



Региональная политика и управление в области образования. Финансово-экономическое положение сферы образования (бюджетное и платное), инвестиционная программа; нормативно-правовое ее обеспечение.

Язык общения: родной, второй

Язык, на котором ведется преподавание (родной, второй); изучение иностранных языков (каких).

Число образовательных учреждений и учащихся в школах и вузах

Материально-техническое (в т.ч. компьютерное) и кадровое обеспечение образовательых учреждений. Эффективность приоритетного проекта «Качественное образование»

Структура взрослого населения (с 18 лет) по уровню образования (табл., рис.).

Религиозная структура населения (карта).

По религиям, вероисповеданиям: количество храмов и священников на 10000 жителей;

посещаемость храмов, укорененность обрядов в повседневной жизни населения.

Уровень конфессиональной толерантности; напряжения, конфликты на религиозной почве.

ВПН, т. 3



МС, документы

Региона

РВИ

Документы рег.

РР – 5.1 – 5.21

ВПН

И – 42, 43

ЭФ

ЭФ

КА СМИ
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.