.RU
Карта сайта

Программа по хореографии для общеобразовательных школ «Танец Движение Жизнь»

МОУ Богучарский лицей



«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УВР Директор МОУ Богучарский лицей

________________________ ________________Никулина Л.И.

«____» __________2009г. приказ от _________ №_____

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА


по хореографии



«Танец - Движение - Жизнь»
Класс 5-11

Учитель Орлик Анна Владимировна



Рассмотрена на РМО

учителей _______________

протокол заседания РМО

от__________ №_____

Руководитель РМО

__________________Ф.И.О.

Программа по хореографии для общеобразовательных школ

«Танец - Движение - Жизнь»

Структура документа.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов (в модальности «не менее») по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета



Хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость, повышает самооценку, придает уверенность в себе.

Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка.

Исходя из этого была составлена программа по предмету хореография на семь лет обучения. Данная программа предназначена для учащихся 5-11 классов. Программа направлена на развитие у ребенка чувства ритма, умения слышать и понимать музыку и согласовывать с ней свои движения, умения различать характер музыки, изучить различные танцевальные направления. У ребенка развивается и тренируется мышечная сила корпуса и ног, пластика рук, происходит развитие общей физической подготовки, развитие танцевальных данных (гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), все это формирует у ребенка правильную осанку (постановку корпуса).

Задача предмета привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы.

В структуру программы включены элементы Танцевальной психотерапии. Что позволяет не только развивать учащихся в физическом и умственном плане, но и помочь им в разрешении личностных проблем.

Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего индивидуальному чувственному самовыражению и физической интеграции. Танец - это способ выражения эмоций, он помогает раскрепоститься, выявить скрытый потенциал и обрести уверенность в себе.

Таким образом, основной целью данной программы является:

достижение внутренней и внешней гармонии



посредством танца.



Задачи курса:

1. Дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике;

2. Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;

3. Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;

4. Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения;

5. Увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.

Психологические задачи:

Курс содержит следующие разделы:

- теория и история хореографического искусства;

- теория классического танца;

- общеразвивающие упражнения (разминка);

- танцы народов мира и современная хореография;

- элементы танцевальной терапии.

Каждый урок делится на три основные части:

- разминочный блок (ритмические упражнения, развивающие слух, пространственное восприятие, формирующие правильную осанку и координацию движений),

- тематический блок (изучение теоретических моментов, базовых шагов и танцевальных элементов),

- блок релаксации (снятие эмоционального напряжения).

Структура программы



Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.

Обучение хореографии в общеобразовательной школе целесообразно начинать с занятий по ритмике. Занятия ритмикой служат преддверием для занятий хореографией. На уроках ритмики происходят первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма, умение двигаться под музыку. Целесообразно занятия ритмикой проводить в начале урока весь учебный год и тем самым подготовить детей к урокам хореографии.

Данная программа может существовать при условии, что:

1. в содержании программы будут определены минимальный и оптимальный объём движений классического, народного, историко-бытового, современного и бального танцев, которые смогут усвоить школьники на протяжении семи лет обучения;

2. включенные в программу упражнения классического танца создадут основу для физического, эмоционального, художественно-эстетического развития учащихся;

3. содержание программы, построенное по историческому принципу, поможет эмоционально-образному восприятию материала, изучаемого учащимися на разных уроках общеобразовательного цикла, и созданию на его основе структуры миропонимания;

4. изучение образцов историко-бытового танца обеспечит интеграцию хореографии с такими предметами, как: история, литература, мировая художественная культура;

5. освоение хореографического материала, включённого в программу, не потребует наличия у учащихся профессиональных данных при условии систематичности занятий.

Программа составлена для неспециализированных школ. Она включает в себя элементы классического, народно-сценического, бального, историко-бытового, современного танца, дает представление о каждом из них, а самое главное она не усложнена. Программа апробирована в МОУ Богучарский лицей (Воронежская область, г. Богучар) в 2008 -2009 учебном году.

Результаты работы по этой программе показали, что ученики почти всегда и все (за некоторым исключением из-за природных данных) овладевают пройденным материалом. Учащиеся выступали с танцевальными номерами на общелицейских мероприятиях. 30 апреля 2009г. состоялся отчетный концерт посвященный Всемирному Дню танца, в котором учащиеся продемонстрировали чему они научились за учебный год.

Место предмета в базисном учебном плане



Существует необходимость введения курса хореографии, доступного для изучения любому ребёнку независимо от его природных дарований и возраста, как дополнительной возможности физического, эстетического, эмоционального, художественного развития ребенка в общеобразовательной школе.

Но педагоги сталкиваются с отсутствием программно-методического обеспечения предмета «хореография» для общеобразовательной школы.

Задавая вопрос Министерству Образования и Науки РФ: «Где найти календарно-тематическое планирование по хореографии для общеобразовательных учреждений?», мы получили следующий ответ.

«Календарно-тематическое планирование по специальным учебным предметам хореографической направленности в 2008/2009 учебном году составляется самими учителями общеобрзовательных учреждений и утверждается на педагогическом совете и РМО.

На изучение предмета Хореография отводится 35 часов в год, из расчета 1 учебный час в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.



Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – наблюдение (восприятие), моделирование художественно-творческого процесса др.; сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям; поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение хореографических задач, участие в импровизационной деятельности. Информационно-коммуникативная деятельность: использование различных источников информации, дающих подробную информацию о искусстве танца. Рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих хореографических интересов и возможностей; владение умениями и навыками хореографической деятельности и ее оценивание с точки зрения эстетических ценностей.

К концу обучения в основной школе учащиеся овладевают способами хореографической деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (танцевально-пластическое движение, импровизация, танец в паре), проявляют определенный уровень эрудиции, знают основные жанры народного, бального и современного танца.

Основное содержание программы



Тема №1 Теория и история хореографического искусства (3 часа)



1.1 Хореографическое искусство. Его роль и значение в развитии отечественной культуры.

1.2 Хореографическое искусство как часть культуры. Основные направления, цели и задачи хореографического творчества.


Тема №2 Костюм и сценическое оформление танца (4 часа).

2.1 Понятие «костюм».

Костюм - часть сценической художественной визуальной композиции. Выразительные средства художественной композиции. Выразительные средства костюмной композиции. Эмоциональный язык художественных средств. Пластика сценической композиции.

2.2 Стиль, стилизация и воплощение.

Деталь. Штрих. Маска. Историческая мода. Художественные стили. Стилизация. Этапы воплощения. Материалы и технологии воплощения костюма.

2.3 Сценическое оформление танца.

Историческое развитие сценического оформления танцевальных произведений в России. Создание художественной среды для танца, сценического костюма, простейших декораций, сценического освещения, реквизита и элементарных сценических эффектов. Костюмы народов России и других стран.




Тема №3 Теория и основы классического танца.

(5-11 класс), (5 часов)

Правила исполнения и методика изучения движений классического танца во всех формах и комбинациях. Движения в развитии — от простого к сложному. Особенности мужского и женского класса. Методическое наследие классического танца отечественной балетной школы методические и фундаментальные труды. Композиция урока классического танца. Особенности урока для артистов. Учебный и тренажный класс. Особенности композиции различных форм дуэтного танца.

Тема №4 Танцы народов мира и современная хореография. (19 часов)



4.1 Народный танец. (5-7 классы) (10 часов)

Русский, испанский, венгерский, польский, восточный и т.д. Методическое наследие народно-сценического танца отечественной балетной школы. Наследие народно-сценического танца из репертуара академических театров, а также ансамблей народного танца. Особенности, стиль и характер танцевальных форм разных народов. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства. Воспитание хореографического мышления на основе предлагаемого стиля и пластических особенностей того или иного национального хореографического материала.

- Припадание с продвижением вправо, влево (с работой рук).

- Припадание в повороте (с работой рук).

- Веревочка с выносом ноги на каблук (позже с работой рук).

- Дробь с двойным ударом.

- Дробь "ключ отбой".

- Дробная дорожка (мелкая непрерывная дробь).

- Молоточки - удар полупальцами в пол, от колена в прямом положении, с подскоком на другой ноге, на месте, в продвижении.

- Хлопушка по голени прямой ноги - (мальчикам)

- Веревочка двойная и простая с различными положениями рук.

- Веревочка двойная с выносом на каблук.

- Веревочка с ковырялочкой.

- Дробные выстукивания.

- "Подсечка" - (мальчикам)

- основной шаг польки

- положение рук, головы

- подскок на месте

- подскок с поворотом в продвижении (с одним хлопком, с двумя хлопками)

- приставные шаги (с одним хлопком, с двумя хлопками)

- основной шаг в паре по кругу
4.2 Бальный танец. (8,9 класс), (10 часов)

Изучение основных движений и особенностей технического исполнения каждого из танцев латиноамериканской программы: Самбы, Ча-ча-ча, Румбы, Пасодобль, Джайва и др.. Изучение основных движений и особенностей технического исполнения каждого из танцев европейской программы: Медленного вальса, Танго, Венского вальса, Медленного Фокстрота, Квикстепа и др. Варианты составления комбинаций.

4.3 Историко-бытовой танец. (10,11 класс), (10 часов)

Изучение танцевально-пластических стилей и хореографического языка различных эпох. Исторический бальный танец (Средневековье, Возрождение, XVI-XIX вв.). Вальс, Полонез, Менуэт.

- Поклоны, реверансы.

- Дорожки шагов.

- Положение корпуса, рук в паре.

- Балансе.

- Повороты под рукой партнера - девушкам.

- Па вальса.

4.4 Современный танец. (5-11 класс), (9 часов)

Современный танец (танец модерн, джаз и др.) как особый вид пластического, хореографического языка. Основные принципы техники современного танца (понимание структуры человеческого тела, координация движения и дыхания, ощущение гравитации, пространства и времени). Изучение базовых движений. Сходство и различие с другими танцевальными техниками и стилями. Изучение различных стилей и техник танца модерн.

Из пройденных элементов народного, бального, историко-бытового, современного танца, рекомендуется давать задания на самостоятельное сочинение, что прививает учащимся навыки импровизации.

В течение года рекомендовано провести два - три занятия в форме танцевально-игрового тренинга.

Каждое занятие начинать с разминки, которая по времени составляет 1/3 урока. В разминку включены танцевальные упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, спины, рук и ног. В конце или в начале разминочного блока можно провести танцевально-терапевтическую игру, что поможет настроить учащихся на урок.

Примерное распределение времени по разделам программы смотрите в приложении 1.

Требования к уровню подготовки выпускников:

Знать/понимать


- основные теоретические аспекты пройденного материала;

- жанровые и стилистические особенности классического, народного, историко-бытового, современного танца.

- основы правильного дыхания при движении;

- хореографическую нумерацию точек класса;

- основные направления движения;

- что любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом, ритмом и характером музыки
Уметь
- использовать пространство класса относительно зрителя;

- координировать работу головы, корпуса, рук и ног;

- распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый, торжественный);

- импровизировать под любую незнакомую музыку.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:



- сохранения высокого уровня двигательной активности;

- увеличения гибкости позвоночника, подвижность суставов, эластичности связок и мышц;

- сохранения правильной осанки во время исполнения любого движения;

- сохранения положительного эмоционального состояния.

Приложение 1

Распределение времени по разделам программы



(5-11 класс)





Наименование разделов

Количество часов

1

Вводное занятие

1



2

Танцевально-игровой тренинг

1



3

Теория и история хореографического искусства

7



4

Теория и основы классического танца

5



5

Танцы народов мира и современная хореография

19



6

Танцевально-игровой тренинг

1



7

Итоговое занятие

1



Итого

35




Распределение времени по разделам программы



(5 класс)





Наименование разделов

Количество часов

1

Вводное занятие

1



2

Танцевально-игровой тренинг

1



3

1 Теория и история хореографического искусства

7



1.1 Хореографическое искусство.

2

1.2 Основные направления, цели и задачи хореографического искусства.


1

2 Костюм и сценическое оформление танца.

4

4

3 Теория и основы классического танца

5



5

4 Танцы народов мира и современная хореография

19



4.1 Народный танец.

10

4.2 Современный танец.

9

6

Танцевально-игровой тренинг

1



7

Итоговое занятие

1



Итого

35


Дадаць дакумент у свой блог ці на сайт 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.