.RU
Карта сайта

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА СЦЕНИЧЕСКОГО - Словарь практического психолога


ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА СЦЕНИЧЕСКОГО

— область психологии, исследующая творческую деятельность художников сцены — актера, режиссера — и процесс восприятия сценических произведений зрителем. Ее особенности определяются спецификой ее предмета:
1) искусства сценического как одного из способов познания человека;
2) специфической двойственностью эмоций, переживаемых и актером, и зрителем;
3) «незримых» взаимоотношений автора и режиссера со зрителем.

ПСИХОЛОГИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ

— отрасль психологии юридической, изучающая особенности деятельности психической в условиях применения уголовного наказания и перевоспитывающих мероприятий, — условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей (преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях):
1) свойства интеллектуальные и личностные;
2) процесс адаптации к пребыванию в исправительных учреждениях;
3) состояния психические, вызываемые лишением свободы;
4) методы воспитания положительного отношения к труду;
5) методы формирования установки на исправление.
Она изучает как психологию отдельных правонарушителей, так и структуру формальных и неформальных групп в местах заключения, психологические механизмы их появления и функционирования.
Результаты научных исследований по психологии исправительной применяются при создании практических психолого-педагогических рекомендаций, направленных на ресоциализацию правонарушителей, создание у них психологической готовности к нормальной жизни на свободе, а также на предупреждение рецидивной преступности.

ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ

— изучает особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп в разные исторические эпохи и в различных культурах (=> социогенез).

ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ

— область психологии медицинской, изучающая психологические отклонения и психологические особенности людей, включенных в лечебный процесс, — психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. В зарубежной психологии содержание это понятие соответствует понятию психологии медицинской.
Цель и задачи психологии клинической определяются практическими потребностями клиники — психиатрической, неврологической, соматической. Соответственно с этим психология клиническая содержит разделы: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию. Это разделение также успешно отражает традиционную медицинскую классификацию болезней. Области психологии клинической сближаются благодаря сходству задач исследования, применяемым методам и в связи с наличием пограничной патологии — предмета изучения нескольких разделов психологии клинической.
Основными задачами психологии клинической являются:
1) диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
2) коррекция отклоняющихся форм поведения (-> поведение девиантное);
3) психопрофилактика, психотерапия и реабилитация социальная пациентов, имеющих расстройства психопатические, психосоматические или пограничные;
4) исследование психических больных.

ПСИХОЛОГИЯ КОГНИТИВНАЯ

— одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Возникла в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание роли внутренней организации процессов психических. Распространилась в США, преимущественно в 70-е годы.
Исходит из того, что любая ассоциация между стимулом и реакцией создается сначала в мозге. Использует данные теории информации и ее приложения к информатике, а также исследования развития речи, позволяющие по-новому понимать механизмы усложнения процессов психических.
Первоначально главной задачей психологии когнитивной было изучение преобразований информации сенсорной от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). Исследователи исходили из аналогии процессов переработки информации у человека и в компьютере. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе память кратковременная и долговременная (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон).
Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением количества структурных моделей частных процессов психических, привела к пониманию психологии когнитивной как направления, задачей коего является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). При таком расширенном подходе психология когнитивная содержит все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти, в том числе о соотношении вербальных и образных компонент в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шеппард). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), различий индивидуальных (М. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони).
Количество исследований во всех направлениях этой области растет, так что лидер или главный теоретик не выделяется. Среди самых перспективных и интересных тем можно назвать:
1) изучение мысленных образов;
2) анализ организации памяти;
3) исследование вопросов мотивации — она рассматривается не как «движущая сила», а скорее как «селективный механизм», выбирающий из возможных форм поведения наиболее соответственную состоянию психики или планам индивида.
В определенном смысле психология когнитивная вновь поднимает темы, прежде увлекавшие структуралистов и функционалистов, но есть и принципиальное различие: строгость экспериментирования, жесткий контроль, а также подбор таких определений и переменных, кои были бы операциональными, а не основанными на интроспекции.
Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальт-психологии и других направлений психология когнитивная не вполне оправдала надежды, ибо ей не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.

ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

— отрасль психологии, изучающая порождение, функционирование и структуру отражения психического реальности в деятельности индивидов и групп, связанной с созданием и использованием компьютеров, включая их программное обеспечение. Основные научные проблемы:
1) изучение закономерностей и принципов организации различных видов человеческой деятельности, выполняемой посредством компьютеров;
2) изучение закономерностей и принципов организации диалога человека и компьютера;
3) изучение законов отражения психического и развития психического при использовании компьютеров;
4) совершенствование моделей концептуальных различных видов активности психической.
Основная прикладная задача психологии компьютеризации — разработка психологических основ создания эффективных компьютеризованных систем. Имеются общие и специфические для определенной области предметной основы компьютеризации, — например, для обучения, управления, проектирования, научных исследований.
Центральное положение психологической модели мышления в контексте компьютеризации — тезис о неалгоритмической природе мышления. Сущность мышления творческого не сводится к алгоритму, она проявляется прежде всего в ломке старых и создании новых алгоритмов, в осуществлении мышления способом, отличным от алгоритмических процедур. Неалгоритмическая модель есть модель мышления как деятельности, где развертываются процессы целеобразования, смыслообразования и мотивообразования, выражающие ее творческую природу.
При оценке уже достигнутого уровня интеллектуальности компьютера, проектов его совершенствования, обосновании выбора конкретного варианта компьютеризации важно учитывать психологические характеристики деятельности интеллектуальной, кои не воспроизводятся в «интеллектуальных» компьютерных системах: мотив, регуляция эмоциональная, целеобразование. Из психологических принципов организации взаимодействия человека и компьютера наибольшее внимание уделяется принципу индивидуализации.
Компьютеризация имеет определенные психологические последствия — совокупность изменений, порождаемых ею в психике. Эти изменения значительны и относятся к познавательным и к эмоционально-мотивационным процессам, к сознанию и бессознательному, к личности и индивидуальности. Изменения могут быть ситуативными и устойчивыми, прямыми и побочными. Изучение последствий компьютеризации и организация использования компьютеров с их учетом — одна из актуальных задач психология компьютеризации.

ПСИХОЛОГИЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ

— раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи — консультирования. Исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у клиента можно актуализовать дополнительные психологические силы и способности, кои в свою очередь могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Соответственно психология консультативная пытается ответить на пять основных вопросов:
1) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью — клиентом, и человеком, ее оказывающим — консультантом;
2) каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта;
3) какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализованы в ходе консультирования;
4) какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента;
5) каковы приемы или техника, кои может сознательно использовать консультант в ходе оказания помощи.
Психология консультативная содержательно и организационно обособилась в начале 50-х гг. в США — по мере осознания специфики процесса консультирования и его отличия от психотерапии и от обучения. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам; от обучения — придание значения не столько знаниям, сообщаемым клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом, порождающим у клиента дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей. Однако между этими тремя областями не существует жестких границ; модели психотерапии, консультирования и обучения взаимообогащают друг друга.
Психология консультативная базируется на психологии социальной, клинической и дифференциальной, психологии личности и тестологии. Выбор оснований для конкретной модели консультирования часто связан с более общей теоретической ориентацией — психоаналитической (-> психоанализ), адлерианской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и пр. Модели консультирования специфицируются и приспосабливаются соответственно жизненным ситуациям, вызывающим психическую дезадаптацию, нарушения в развитии. К основным моделям или парадигмам консультирования относятся:
1) тренинг жизненных навыков;
2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных навыков;
3) тренинг в решении проблем и принятии решений;
4) тренинг в поддержании здорового образа жизни;
5) ориентация и развитие способностей;
6) помощь в становлении самоидентичности и личностном развитии.
Проблемы, особенно повлиявшие на спецификацию моделей консультирования за последние десятилетия, — это алкоголизм, наркомания, насилие над детьми, трудности в обучении детей. Психология консультативная все больше применяется представителями других, непсихологических профессий, входя в профессиональную подготовку руководителей, учителей, врачей. Внутри профессионалов-консультантов также различаются отряды с различной базовой подготовкой: психиатры, психологи, социальные работники, священники, психиатрические медицинские сестры, посредники.
Психология консультативная — одна из отраслей психологического и междисциплинарного знания, получившая широкое признание за рубежом; она начинает развиваться и у нас.

ПСИХОЛОГИЯ КОСМИЧЕСКАЯ

— отрасль психологии (раздел психологии труда), посвященная исследованию психологических особенностей труда космонавта, зависимость их от ряда специфических факторов — невесомости, гиподинамии, относительной депривации сенсорной и прочих, а также способы и методы целенаправленной организации деятельности психической космонавта в ходе подготовки и осуществления космических полетов.
Является продолжением ветви психологии авиационной; в связи с крайней экстремальностью условий жизнедеятельности космонавтов и сложностью выполняемых ими задач дополнительно включает в себя многие разделы других отраслей психологии: инженерной, медицинской, социальной, педагогической, и пр.
Среди основных проблем космической психологии выделяются прежде всего:
1) проблема формирование у кандидатов в космонавты психологических схем тела, космического корабля и внешнего пространства;
2) проблема совместимости экипажей.
Ныне сложились основные разделы психологии космической, кои целесообразно рассматривать в связи с этапами подготовки и реализации космических полетов. Подготовительный этап включает в себя круг вопросов, связанных с психологическим отбором космонавтов, с учетом их индивидуальных свойств в период подготовки, а также с психологическими аспектами выработки специальных операторских навыков и психологической подготовкой к действию факторов космического полета. Долговременные орбитальные полеты потребовали разработки системы мероприятий по психологическому обеспечению текущей деятельности космонавтов. Сюда относятся психологическое обоснование рациональных режимов труда и отдыха на различных этапах полета, систематический контроль и прогнозирование состояний психических членов экипажей. Важное мероприятие в период полета — психологическая поддержка, включающая своевременную коррекцию способов деятельности, а также различные воздействия для управления функциональным состоянием членов экипажей. В послеполетном периоде вопросы психологического обеспечения охватывают круг задач, связанных с реадаптацией космонавтов к земным условиям и с разработкой методов содействия этому.
По мере развития психологии космической достаточно обширным ее разделом становится психология космическая инженерная.

ПСИХОЛОГИЯ КОСМИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ

— обеспечивает стадии проектирования, разработки и создания пилотируемых космических аппаратов с учетом особенностей и свойств человека, — того, кто конкретно будет жить и работать в этих аппаратах и управлять ими. Ее дополнительная задача-разработка специальных тренажерных устройств и имитаторов условий деятельности космонавта, с максимальным приближением моделирующих реальные условия и факторы космического полета.

ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ

— область психологии юридической. Изучает формирование противоправной деятельности и возможности ее предупреждения, психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и распада групп преступных.
Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности, выделяются: отклонения характера, отрицательное влияние социального окружения, педагогическая запущенность.

ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ

— направление марксистски ориентированной психологии, возникшее в Германии на рубеже 60 — 70-х гг. XX в. Ведущие представители — К. Хольцкамп (глава школы), У. Хольцкамп-Остеркамп, П. Кайлер, К. X. Браун, Г. Ульманн, О. Дрейер, и пр. Один из основных психологических источников ее концепции — теория деятельности А. Н. Леонтьева, с коей она имеет много общих мест.
Особое место в психологии критической занимают исследования социогенеза — развития психики в конкретных типах общества, а также изучения представителей конкретных социальных групп, классов, слоев общества и пр.
Концепция психологии критической — не умозрительная конструкция, но вырастает из практики и «врастает» в нее: на базе оригинальной теории развития личности вырабатываются соответственные педагогические и психотерапевтические рекомендации.
Одно из основных понятий психологии критической — способность к действию, под коей понимается способность индивида благодаря участию в жизни общества, за счет реализации определенной общественной роли контролировать собственные условия жизни и распоряжаться ими — способность стать подлинным субъектом своей жизнедеятельности. Развитие этой способности имеет две альтернативные возможности, определяемые социальными условиями и местом индивида в обществе:
1) ограниченное развитие — когда индивид приспосабливается к существующим условиям и подавляет свои истинные интересы, используя средства защиты психологической от неудовлетворенности, дискомфорта и пр.;
2) полное развитие, когда индивид осознает собственные потребности и борется за коренное улучшение условий жизни, свободно развивая свои «сущностные силы».
Все процессы психические рассматриваются как аспекты этой способности. Так, в области мышления вышеуказанная дилемма выражается в разделении толкования (обыденное мышление со свойственными ему фетишизмом, упрощениями, самообманами, персонификациями и пр.) и истинного понимания (проникновение в сущность вещей); в области восприятия — в противоположении неадекватного (иллюзорного) восприятия действительности и адекватного ее восприятия; в области эмоций — в оппозиции негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций. Ограниченным развитием способности к действию объясняются некие отрицательные эмоциональные процессы — страх, тревожность и пр. Задачей педагогики и психокоррекционной работы принимается воспитание такой личности, коя могла бы мыслить и действовать самостоятельно, что предполагает активное ее участие в общественной жизни вплоть до противодействия господствующим общественным отношениям (если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов) и борьбы с ними.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.