.RU

17.2. Стадии правового регулирования и его инструментарий - Планы семинарских занятий Тема Теория государства и...

^

17.2. Стадии правового регулирования и его инструментарий


Правовое регулирование - сложный и постоянно действующий механизм. Разбить его на стадии и элементы в принципе возможно, но следует иметь в виду что это достигается за счет упрощения и обобщения самого процесса воздействия права на общественные отношения. Многие авторы предлагают выделять три стадии*(131):
- разработка и принятие нормативных правовых актов (законов, постановлений, указов и т.д.). Это так называемое формирование нормативной основы правового регулирования. Здесь правовое регулирование имеет общий характер, а юридический эффект в большей степени сводится к правовому воздействию;
- возникновение конкретных прав и обязанностей у субъектов правовых отношений на основе юридических норм и юридических фактов. Особенность данной стадии в конкретизации норм права, их привязки к конкретной жизненной ситуации. Нормы права имеют общий характер, появившийся юридический факт не только "привязывает" ее содержание, но и наполняет его, обогащает (например, достижение лицом определенного возраста; изобретение; рационализаторское предложение и т.д.);
- реализация субъективных прав и юридических обязанностей. Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей еще не свидетельствует о юридическом эффекте, о желательных или неизбежных юридических последствиях, например, достижение определенного возраста предоставляет право на пенсионное обеспечение, право на обучение в вузе, право на трудоустройство, право на вступление в брак и т.д.; изобретение и рационализаторское предложение дает лишь право на признание за соответствующим субъектом права на интеллектуальную собственность. Для того чтобы эти права стали реальностью, их необходимо реализовать.
Реализация субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей может быть непосредственной или с помощью правоприменения. Непосредственная реализация не предполагает каких-либо дополнительных юридических действий, например, со стороны государства, органов местного самоуправления, других компетентных структур. Скажем, покупая что-либо в магазине, после оплаты покупки лицо автоматически становится ее собственником. Тем самым субъективное право реализовано, юридические последствия наступили (купивший вещь стал собственником). Другими словами, механизм правового регулирования сработал, правовое регулирование завершено. Однако в определенных случаях требуется властное вмешательство компетентных государственных, муниципальных и иных органов для наступления соответствующих юридических последствий. Речь идет о правоприменении как особой формы реализации права, которое состоит в разрешении юридического дела и вынесении конкретного решения.
Во-первых, это случаи, когда соответствующие юридические отношения не могут возникнуть без вмешательства государства, например, приказ ректора о зачислении на первый курс; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии; решение компетентного органа о выдаче свидетельств на изобретение или рационализаторское предложение.
Во-вторых, это случаи, когда возникает спор о праве, например, на собственность. В этом случае лицо вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Решение суда о признании права собственности в этой части является завершающей стадией правового регулирования.
В-третьих, это случаи правонарушения и привлечения субъектов права к юридической ответственности, что также невозможно без решения компетентного органа (суда, инспектора ГИБДД и т.д.).
Таким образом, следует подчеркнуть, что правовое регулирование может осуществляться непосредственно (без привлечения каких-либо дополнительных механизмов, например компетентных органов государства) либо опосредованно с привлечением правоприменения (властного решения компетентного органа).

^ Инструментарий правового регулирования.

Правовое регулирование осуществляется при помощи определенных средств. Выше правовое регулирование было рассмотрено как процесс, движение, как некая энергия, способная принести юридические результаты. В определенных случаях это благо, например, стать собственником вещи, получать свидетельство об изобретении и т.д. В другом, скажем, при предъявлении обвинения и последующем привлечении к юридической ответственности о благе для лица говорить не приходиться. Здесь речь идет о претерпевании государственного принуждения (например, в случаях применения мер уголовной ответственности). Однако юридические последствия, о которых шла речь, сами по себе не возникают, для этого необходим соответствующий инструментарий. Именно эта так называемая техническая сторона, технический аспект правового регулировании и является механизмом правового регулирования. В юридической литературе механизм правового регулирования определяют как взятую в единстве и взаимодействии систему всех правовых средств (инструментов), с помощью которых осуществляется правовое регулирование.
А.Ф. Черданцев справедливо характеризует механизм правового регулирования как идеальную модель, созданную в результате упрощения, огрубления процесса правового регулирования от второстепенных, неглавных моментов*(132).
Каждой стадии соответствует определенный комплекс юридического инструментария, именно тот, который необходим для осуществления поставленной задачи.
Первая стадия - создание юридической нормы и ее общее действие. Инструментарий данной стадии сводится к нормативному элементу (норма права, нормативный правовой акт, юридические договоры и др.). Техническими средствами, с помощью которых создаются правовые нормы, формулируются тексты нормативных правовых актов, систематизируется законодательство и др., являются юридическая техника и юридические технологии. В данном случае речь идет о правотворческой технике и законодательной технологии и их разновидностях*(133).
Вторая стадия - возникновение субъективных прав и юридических обязанностей, т.е. содержание правовых норм трансформируется, переходит в реальную жизнь - обладателями смоделированного в юридических нормах правомочий становятся субъекты права. Технической стороной, технико-юридическим средством этого важнейшего правового движения является правоприменение и образующие его элементы - субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности, субъекты и объекты правовых отношений.
Третья стадия - реализация права, осуществляемая при помощи таких средств, как соблюдение, исполнение и использование юридических предписаний. Особое место здесь занимает правоприменительная деятельность и ее результат - правоприменительные акты (решение суда; приговор суда; решение государственных органов; муниципальных и т.п.).
Механизм правового регулирования "погружен" в правосознание. Все его действия и этапы тесно связаны с элементами правосознания. От уровня правосознания зависит качество, эффективность правового регулирования.
Правовое регулирование, его стадии должны соответствовать действующему законодательству, т.е. быть законными. Поэтому принцип законности важная неотъемлемая составляющая механизма создания и реализации права. Последствия, возникшие в результате это действия, образуют определенный правовой порядок, как неотъемлемое свойство цивилизованного общества. Правопорядок также составной элемент механизма правового регулирования, его результат.
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.