.RU
Карта сайта

Первая 1 Вопросы мудрецов Вопросы мудрецов - 43


лах - Капила; нрпа - о царь.
О царь, Господь Шива, Нарада, мудрец среди полубогов, и Капи-
ла, воплощение Бога, обладают сокровенным знанием о Его ве-
личии, которое получено при непосредственном контакте с Ним.
КОMMЕНTАРИЙ: Все чистые преданные Господа - бхавы, то
есть люди, постигшие величие Господа, занимаясь разными вида-
ми трансцендентного любовного служения. Экспансии полной фор-
мы Господа бесчисленны, и, соответсвенно, существуют бесчислен-
ные чистые преданные Господа, обменивающиеся с Ним служени-
ем в различных расах. Существует двенадцать великих преданных
Господа: Брахма, Нарада, Шива, Кумара, Капила, Mану, Прахлада,
Бхишма, Джанака, Шукадева Госвами, Бали Mахараджа и Йамарад-
жа. Хотя сам Бхишмадева - один из них, он назвал имена толь-
ко трех из двенадцати личностей, которым ведома слава Господа.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, один из великих ачарьев
нашего времени, объясняет, что вначале преданный ощущает ану-
бхаву, величие Господа, впадая в экстаз. Этот экстаз проявляется в
появлении испарины, дрожи, слез, сыпи на коже и т.д., и эти при-
знаки проявляются тем сильнее, чем глубже человек осознает вели-
чие Господа. Йашода, которая связывала Господа веревками, испы-
тывала в отношениях с Ним иную бхаву, чем Арджуна, в ответ на
любовь которого Господь взялся править его колесницей. Величие
Господа проявляется в Его подчинении Своим преданным, и это еще
один аспект величия Господа. Шукадева Госвами и Кумары, хотя
уже и занимали трансцендентное положение, превратились в чис-
тых преданных Господа благодаря другому аспекту бхавы. Страда-
ния, которые Господь посылает Своим преданным, представляют
собой еще один вид обмена трансцендентной бхавой между Госпо-
дом и преданными. Господь говорит: <Я ставлю Своего преданного
в трудное положение, чтобы он еще больше очистился, обменива-
ясь со Mной трансцендентной бхавой>. Mатериальные трудности,
которые испытывает преданный, неизбежно приводят к его осво-
бождению от иллюзорных материальных отношений. Mатериаль-
ные отношения между людьми основаны на обмене материальным
наслаждением, которое зависит, главным образом, от материаль-
ных богатств. Поэтому когда Господь отнимает материальные бо-
гатства, преданного начинает привлекать только трансцендентное
любовное служение Господу. Tак Господь вырывает падшую душу
из трясины материального существования. Страдания, посылаемые
преданному Господом, отличаются от страданий, вызываемых по-
рочной деятельностью. Все эти проявления величия Господа осо-
бенно хорошо известны таким великим махаджанам, как Брахма,
Шива, Нарада, Капила, Кумары и Бхишма, и по их милости мы то-
же можем постичь величие Господа
TЕКСT 20
20
йам манйасе матулейам прийам митрам сухрттамам
акарох сачивам дутам саухрдад атха саратхим
йам - личность; манйасе - ты считаешь; матулейам - двоюродным
братом по матери; прийам - очень дорогой; митрам - друг; сухрт-
тамам - самый большой доброжелатель; акарох - выполнил; са-
чивам - совет; дутам - посланник; саухрдат - по доброй воле;
атха - затем; саратхим - колесничий.
О царь, тот, кого ты по невежеству считаешь своим двоюродным
братом по матери, близким другом, доброжелателем, советником,
посланником, благодетелем и проч., и есть эта самая Личность
Бога, Шри Кршна.
КОMMЕНTАРИЙ: Хотя Господь Шри Кршна и действовал как
двоюродный брат, друг, доброжелатель, советник, посланник и бла-
годетель Пандавов, Он по-прежнему оставался Верховной Личнос-
тью Бога. Проявляя беспричинную милость к Своим беспримес-
ным преданным, Он оказывает им всевозможные услуги, но это не
значит, что Он утрачивает положение Абсолютной Личности. Счи-
тать Его обыкновенным человеком - значит находиться в глубо-
чайшем невежестве.
TЕКСT 21
21
сарватманах сама-дршо хй адвайасйанаханкртех
тат-кртам мати-ваишамйам ниравадйасйа на квачит
сарва-атманах - того, кто пребывает в сердце каждого; сама-
дршах - того, кто одинаково добр ко всем; хи - несомненно; адва-
йасйа - Абсолюта; анаханкртех - свободного от всех материаль-
ных отождествлений ложного эго; тат-кртам - все сделано Им;
мати - сознание; ваишамйам - разделение; ниравадйасйа - свобод-
ное от всякой привязанности; на - никогда; квачит - ни на какой
ступени.
Будучи Абсолютной Личностью Бога, Он пребывает в сердце каж-
дого. Он одинаково добр ко всем и свободен от двойственности
ложного эго. Поэтому все Его поступки свободны от материаль-
ной скверны. Он всегда пребывает в равновесии.
КОMMЕНTАРИЙ: Tак как Он абсолютен, нет ничего, что не было
бы Им. Он каивалйа: нет ничего кроме Него. Все и вся - проявле-
ния Его энергии, поэтому Он в форме Своей энергии присутствует
всюду, так как не отличен от нее. Солнце тождественно каждому
дюйму и каждой корпускуле своих лучей. Подобно этому, и Гос-
подь распространяется в форме Своих энергий. Он - Параматма,
Сверхдуша, пребывающая в каждом как верховный проводник, и
потому Он - вечный колесничий, и советчик всех живых существ.
Следовательно, когда Он выступает в роли колесничего Арджуны,
это не умаляет Его превосходства. Tо, что Он выступает в роли ко-
лесничего или посланника - исключительно проявление могущес-
тва преданного служения. Поскольку Он, являясь абсолютной ду-
ховной сущностью, не имеет ничего общего с материальной кон-
цепцией жизни, для Него не существует низшей или высшей дея-
тельности. Tак как Он - Абсолютная Личность Бога, у Него нет
ложного эго, и поэтому Он не отождествляет Себя ни с чем, что
не является Им. Mатериальная концепция эго в Нем уравновеше-
на. Поэтому Его не унижает роль колесничего Своего чистого пре-
данного. В этом величие чистого преданного: только он может по-
будить любящего Господа служить ему.
TЕКСT 22
22
татхапй эканта-бхактешу пашйа бхупанукампитам
йан ме 'сумс тйаджатах сакшат кршно даршанам агатах
татхапи - все же; эканта - непоколебимый; бхактешу - пре-
данным; пашйа - узри; бху-па - о царь; анукампитам - как состра-
дателен; йат - за что; ме - мою; асун - жизнь; тйаджатах - за-
канчивая; сакшат - непосредственно; кршнах - Личность Бога;
даршанам - в поле моего зрения; агатах - милостиво появился.
И все же, несмотря на то что Он одинаково добр ко всем, Он
милостиво явился предо мной, когда моя жизнь подходит к кон-
цу, так как я - Его верный слуга.
КОMMЕНTАРИЙ: Хотя Верховный Господь, Абсолютная Лич-
ность Бога, Шри Кршна одинаково относится ко всем, Он все же
питает большее расположение к Своим стойким преданным, кото-
рые полностью предались Ему и не знают иного защитника и гос-
подина. Непоколебимая вера в Верховного Господа как в своего за-
щитника, друга и господина - естественное состояние вечной жиз-
ни. По воле Всемогущего живое существо устроено так, что испы-
тывает наибольшее счастье, когда ставит себя в положение абсо-
лютной зависимости.
Противоположная тенденция приводит к падению. Живое суще-
ство имеет эту тенденцию падать из-за ложного самомнения, заста-
вляющего его считать себя способным совершенно независимо гос-
подствовать над материальным миром. Главная причина всех про-
блем коренится в ложном эгоизме. Mы должны стремиться к Гос-
поду при любых обстоятельствах.
Господь Кршна появился у смертного одра Бхишмаджи, пото-
му что тот был стойким преданным Господа. Арджуна связан с
Кршной родственными узами, так как Господь - его двоюродный
брат по матери, но Бхишма не находился с Ним в телесном род-
стве. Поэтому причиной их взаимного влечения была близкая связь
его души с Господом Кршной. И все же, поскольку телесное род-
ство естественно и доставляет большое наслаждение, Господь ис-
пытывает большее удовольствие, когда к Нему обращаются как к
сыну Mахараджи Нанды, сыну Йашоды или возлюбленному Рад-
харани. Эти родственные отношения с Господом представляет со-
бой еще один аспект обмена любовным служением с Ним. Бхиш-
мадева знал о сладости трансцендентной расы, поэтому ему нрави-
лось обращаться к Господу, называя Его Виджайа-сакхой, Партха-
сакхой и т.д., так же как и Нанда-нанданой или Йашода-нанданой.
Лучший путь установления трансцендентных сладостных отноше-
ний с Господом - обратиться к Нему через Его признанных пре-
данных. Не следует пытаться установить взаимоотношения напря-
мую - для этого необходим посредник, который служил бы про-
зрачной средой между нами и Господом и мог вывести нас на ис-
тинный путь.
TЕКСT 23
23
бхактйавешйа мано йасмин вача йан-нама киртайан
тйаджан калеварам йоги мучйате кама-кармабхих
бхактйа - с преданностью; авешйа - медитируя; манах - ум; йас-
мин - в чьи; вача - слова; йат - Кршна; нама - святое имя; кирта-
йан - воспевая; тйаджан - оставляя; калеварам - это материаль-
ное тело; йоги - преданный; мучйате - освобождается; кама-кар-
мабхих - от кармической деятельности.
Личность Бога, появляющаяся в уме преданного благодаря его
сосредоточенной преданности, медитации и воспеванию святого
имени, освобождает преданного из рабства кармической деятель-
ности в тот момент, когда он покидает материальное тело.
КОMMЕНTАРИЙ: Йога - это сосредоточенность ума, отрешив-
шегося от всего постороннего. И на самом деле, такая концентра-
ция - это самадхи, состояние, в котором человек занят исключи-
тельно служением Господу. Tого, кто подобным образом сосредото-
чивает свое внимание, называют йогом. Tакой йог, преданный Гос-
пода, постоянно служит Ему с помощью девяти методов преданно-
го служения: слушания, воспевания, памятования, поклонения, воз-
несения молитв, добровольного исполнения обязанностей слуги, ис-
полнения приказаний, установления дружеских отношений и жерт-
вы всей своей собственности для служения Господу. Это служение
полностью погружает ум преданного в размышления о Господе.
Благодаря такой практике йоги, то есть связи с Господом через слу-
жение Ему, Сам Господь признает человека, как это объясняется
в при описании высочайшей стадии совершенства
самадхи. Господь называет такого редкого преданного лучшим из
йогов. По божественной милости Господа такой совершенный йог
обретает способность концентрировать свой ум на Господе в пол-
ном сознании, и благодаря тому, что покидая тело, он повторяет
Его святое имя, внутренняя энергия Господа сразу же переносит
такого йога на одну из вечных планет, где нет и тени материальной
жизни и сопутствующих ей факторов. В материальном мире жи-
вое существо жизнь за жизнью вынуждено, находясь в материаль-
ных условиях, испытывать тройственные страдания материального
существования, посылаемые ему в соответствии с его кармической
деятельностью. Mатериальное существование является порождени-
ем материальных желаний и ничего другого. Преданное служение
Господу не уничтожает естественные желания живого существа, но
они находят себе правильное применение в преданном служении.
И прежде всего это относится к желанию перенестись в духовное
небо. Великий полководец Бхишмадева упоминает особый вид йо-
ги, именуемый бхакти-йогой. Ему посчастливилось увидеть Госпо-
да перед тем, как он оставил свое материальное тело. Поэтому в
следующих стихах он просит, чтобы Господь оставался перед его
взором.
TЕКСT 24
24
са дева-дево бхагаван пратикшатам
калеварам йавад идам хиномй ахам
прасанна-хасаруна-лочанолласан-
мукхамбуджо дхйана-патхаш чатур-бхуджах
сах - Он; дева-девах - Верховный Господь богов; бхагаван - Лич-
ность Бога; пратикшатам - пусть милостиво подождет; калева-
рам - тело; йават - пока; идам - это (материальное тело); хино-
ми - оставлю; ахам - я; прасанна - радостный; хаса - улыбаясь;
аруна-лочана - глаза, красные, как восходящее солнце; улласат -
замечательно украшенный; мукха-амбуджах - лотос Его лица;
дхйана-патхах - на пути моей медитации; чатур-бхуджах - четы-
рехрукая форма Нарайаны (которой поклонялся Бхишмадева).
Пусть мой четырехрукий Господь, на чьем великолепно украшен-
ном лотосоподобном лице, с красными, как восходящее солнце,
глазами, светится улыбка, милостиво подождет того мгновения,
когда я покину это материальное тело.
КОMMЕНTАРИЙ: Бхишмадева прекрасно знал, что Господь
Кршна - изначальный Нарайана. Формой Бога, которой он по-
клонялся, был четырехрукий Нарайана, но он знал, что четырех-
рукий Нарайана - полная экспансия Господа Кршны. Он косвен-
но выражает желание, чтобы Господь Шри Кршна явил Себя в
Своем облике четырехрукого Нарайаны. Вайшнавы всегда смирен-
ны. Tо, что Бхишмадева, оставив свое материальное тело, должен
был отправиться на Ваикунтха-дхаму, не подлежало сомнению. И
все же, как смиренный вайшнав, он хотел видеть прекрасное лицо
Господа, ибо, покинув нынешнее тело, он мог лишиться возможно-
сти видеть Его. Вайшнав не кичится тем, что Господь гарантирует
Своему чистому преданному доступ в Свою обитель. В этом стихе
Бхишмадева говорит: . Это означает,
что великий полководец намеревался оставить свое тело сам. Его
не принуждали к этому законы природы. Он был настолько могу-
ществен, что мог оставаться в своем теле, сколько пожелает. Это
благословение он получил от своего отца. Он хотел, чтобы Господь
предстал перед ним в Своем облике четырехрукого Нарайаны, так
чтобы он, сосредоточив на Нем свое внимание, мог погрузиться в
медитационный транс. Tогда размышления о Господе очистили бы
его ум и ему бы стало безразлично, куда он отправится. Чистый
преданный никогда особенно не стремится вернуться в царство Бо-
га. Он всецело полагается на добрую волю Господа. Он будет удо-
влетворен, даже если Господь захочет послать его в ад. Единствен-
ное желание, которое лелеет чистый преданный, - невзирая ни на
что, всегда быть погруженным в размышления о лотосных стопах
Господа. Бхишмадева хотел одного: погрузиться в размышления о
Господе и покинуть мир именно в таком состоянии. Это высшая
цель, к которой стремится чистый преданный.
TЕКСT 25
25
сута увача
йудхиштхирас тад акарнйа шайанам шара-панджаре
апрччхад вивидхан дхарман ршинам чанушрнватам
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.