.RU
Карта сайта

Первая 1 Вопросы мудрецов Вопросы мудрецов - 27

ГЛАВА СЕДЬMАЯ
7
Наказание сына Дроны
Наказание сына Дроны
Шримад-Бхагаватам
TЕКСT 1
1
шаунака увача
ниргате нараде сута бхагаван бадарайанах
шрутавамс тад-абхипретам татах ким акарод вибхух
шаунаках - Шри Шаунака; увача - сказал; ниргате - ушедший; на-
раде - Нарада Mуни; сута - о Сута; бхагаван - трансцендентно
могущественный; бадарайанах - Ведавйаса; шрутаван - который
услышал; тат - его; абхипретам - желание ума; татах - затем;
ким - что; акарот - что он делал; вибхух - великий.
Рши Шаунака спросил: О Сута, великий мудрец Вйасадева, наде-
ленный трансцендентным могуществом, выслушал Шри Нараду
Mуни. Что же делал Вйасадева после ухода Нарады?
КОMMЕНTАРИЙ: Эта глава - ключ к изложению <Шримад-
Бхагаватам>. В ней повествуется о чудесном спасении Mахараджи
Парикшита, когда он находился во чреве своей матери. Повод для
этого дал Драуни (Ашваттхама), сын Ачарйи Дроны, убивший пя-
терых сыновей Драупади, когда они спали. За это он и был наказан
Арджуной. Прежде чем приступить к составлению великого эпиче-
ского повествования - , Шри Вйасадева, на-
ходясь в состоянии транса преданности, полностью осознал истину.
TЕКСT 2
2
сута увача
брахма-надйам сарасватйам ашрамах пашчиме тате
шамйапраса ити прокта ршинам сатра-вардханах
сутах - Шри Сута; увача - сказал; брахма-надйам - на берегу ре-
ки, неразрывно связанной с Ведами, брахманами, святыми и Госпо-
дом; сарасватйам - Сарасвати; ашрамах - хижина для медитации;
пашчиме - на западном; тате - берегу; шамйапрасах - место, на-
зываемое Шамйапрасой; ити - таким образом; проктах - говорят,
что; ршинам - мудрецов; сатра-вардханах - то, что оживляет дея-
тельность.
Шри Сута сказал: На западном берегу реки Сарасвати, неразрыв-
но связанной с Ведами, в месте, называемом Шамйапрасой, ко-
торое вдохновляет мудрецов в их трансцендентной деятельности,
стоит хижина, предназначенная для медитации.
КОMMЕНTАРИЙ: Для совершенствования в духовном знании,
безусловно, необходимы соответствующее место и атмосфера. За-
падный берег Сарасвати особенно подходит для этой цели. Tам и
находится ашрам Вйасадевы в Шамйапрасе. Шрила Вйасадева был
домохозяином, и все же его жилище называется ашрамом. Аш-
рам - это место, где основное внимание уделяется духовной куль-
туре. Не важно, кому оно принадлежит - домохозяину или по-
движнику. В системе варнашрамы все уклады жизни называются
ашрамами. Это значит, что духовное совершенствование является
фактором, общим для всех укладов. Брахмачари, грхастхи, вана-
прастхи и санньяси имеют одинаковую цель в жизни: осознание
Всевышнего. Поэтому, с точки зрения духовного развития, все аш-
рамы одинаково важны. Разница между ними чисто формальная
и заключается лишь в степени отреченности. Санньяси считаются
выше остальных, так как их образ жизни предполагает практиче-
ское отречение от мира.
TЕКСT 3
3
тасмин сва ашраме вйасо бадари-шанда-мандите
асино 'па упаспршйа пранидадхйау манах свайам
тасмин - в том (ашраме); све - собственном; ашраме - в хижине;
вйасах - Вйасадева; бадари - плодовые; шанда - деревья; манди-
те - окруженном; асинах - сидя; апах упаспршйа - прикоснувшись
к воде; пранидадхйау - сосредоточил; манах - ум; свайам - сам.
Tам, в своем ашраме, окруженном плодовыми деревьями, Шрила
Вйасадева, прикоснувшись для очищения к воде, расположился,
чтобы погрузиться в медитацию.
КОMMЕНTАРИЙ: По указанию своего духовного учителя Шри-
лы Нарады Mуни, Вйасадева расположился в этом трансцендент-
ном месте, предназначенном для медитации, и сосредоточил свой
ум.
TЕКСT 4
4
бхакти-йогена манаси самйак пранихите 'мале
апашйат пурушам пурнам майам ча тад-апашрайам
бхакти - преданное служение; йогена - при помощи связующего
процесса; манаси - умом; самйак - совершенно; пранихите - по-
груженный и сосредточившийся на; амале - без какой-либо при-
меси материи; апашйат - увидел; пурушам - Личность Бога; пур-
нам - абсолютную; майам - энергию; ча - также; тат - Его; апа-
шрайам - всецело во власти.
Итак, он сосредоточил свой ум, в совершенстве заняв его связу-
ющим процессом преданного служения [бхакти-йогой], в котором
нет ни малейшей примеси материального, и увидел Абсолютную
Личность Бога и Его внешнюю энергию, полностью находящую-
ся в Его власти.
КОMMЕНTАРИЙ: Совершенное видение Абсолютной Истины
возможно только благодаря связующему процессу преданного слу-
жения. Это подтверждается и в . Абсолютную Ис-
тину, Личность Бога, можно в совершенстве осознать только с по-
мощью метода преданного служения, и это совершенное знание мо-
жет открыть человеку врата в царство Бога. Несовершенное осо-
знание Абсолюта в форме Его частичных проявлений - безлич-
ного Брахмана или локализованной Параматмы - никому не дает
возможности войти в царство Бога. Шри Нарада советовал Шриле
Вйасадеве погрузиться в трансцендентную медитацию на Личность
Бога и Его деяния. Шрила Вйасадева не обращал внимания на лу-
чезарное сияние Брахмана, так как это не абсолютное видение. В
(7.19) говорится, что абсолютное видение - это
осознание Личности Бога: васудевах сарвам ити. Упанишады также
подтверждают, что Васудева, Личность Бога, скрыт золотой сияю-
щей завесой безличного Брахмана (хиранмайена патрена), и когда
по милости Господа эта завеса спадает, открывается истинный лик
Абсолюта. Об Абсолюте здесь говорится как о пуруше, личности.
Абсолютная Личность Бога упоминается во многих ведических пи-
саниях, и в подтверждается, что пуруша - это веч-
ная изначальная личность. Абсолютная Личность Бога является со-
вершенной личностью. Верховная Личность обладает многообраз-
ными энергиями, из которых особенно важны внутренняя, внеш-
няя и пограничная. Энергия, о которой говорится здесь, - внешняя
энергия, как будет понятно из описания ее действия. Внутренняя
энергия так же неотделима от Абсолютной Личности, как лунный
свет - от луны. Внешняя энергия сравнивается с темнотой, пото-
му что она удерживает живые существа во тьме невежества. Слово
апашрайам означает, что эта энергия Господа находится полностью
в Его власти. Внутренняя, то есть высшая энергия, тоже называется
майей, но это духовная майа, энергия, проявляющаяся в абсолют-
ном царстве. Когда человек находит прибежище в этой внутренней
энергии, тьма материального невежества немедленно рассеивается.
И даже атмарамы, люди, всегда пребывающие в трансе, находят
прибежище в этой майе, внутренней энергии. Преданное служение,
бхакти-йога, - это функция внутренней энергии, поэтому в пре-
данном служении нет места низшей, материальной энергии, как не
может быть места тьме в лучезарном духовном сиянии. Внутренняя
энергия даже выше духовного блаженства, достижимого при осо-
знании безличного Брахмана. В сказано, что без-
личное сияние Брахмана также исходит от Абсолютной Личности
Бога, Шри Кршны. И никто, кроме Самого Шри Кршны, не может
быть парама-пурушей. Это объясняется в следующих шлоках.
TЕКСT 5
5
йайа саммохито джива атманам три-гунатмакам
паро 'пи мануте 'нартхам тат-кртам чабхипадйате
йайа - кем; саммохитах - введенные в заблуждение; дживах - жи-
вые существа; атманам - сущность; три-гуна-атмакам - обуслов-
ленное тремя гунами природы, или порождение материи; парах -
трансцендентный; апи - несмотря на; мануте - считает само со-
бой разумеющимся; анартхам - нежелательное; тат - тем; кртам
ча - последствия; абхипадйате - поэтому переживают.
Хотя живое существо трансцендентно к трем гунам материальной
природы, находясь под воздействием этой внешней энергии, оно
считает себя порождением материи и потому испытывает мате-
риальные страдания.
КОMMЕНTАРИЙ: В этом стихе раскрывается главная причина
страданий материалистичных живых существ и указываются сред-
ства исцеления от этой болезни, а также высшее совершенство, к
которому нужно стремиться. Обо всем этом говорится в данном
стихе. Живое существо по своей природе трансцендентно к мате-
риальному заточению, но в данный момент оно заключено в тюрь-
му внешней энергии и потому считает себя одним из порождений
материи. Из-за этого греховного контакта чистое духовное сущес-
тво испытывает материальные страдания, находясь под влиянием
гун материальной природы. Живое существо ошибочно принимает
себя за порождение материи. Это значит, что его нынешние извра-
щенные материальными условиями мышление, ощущения и жела-
ния неестественны для него. Однако существуют естественные для
него образ мышления, желания и ощущения. Живое существо в сво-
ем изначальном состоянии наделено способностью мыслить, желать
и ощущать. В также подтверждается, что истин-
ное знание обусловленной души в настоящее время покрыто неве-
жеством. Tаким образом, здесь опровергается теория, согласно ко-
торой живое существо является абсолютным безличным Брахма-
ном. Этого не может быть, потому что живое существо и в своем из-
начальном необусловленном состоянии сохраняет индивидуальный
образ мышления. Нынешнее состояние обусловленности возника-
ет под влиянием внешней энергии. Это означает, что инициативу
в свои руки берет иллюзорная энергия, а Верховный Господь оста-
ется безучастным. Господь не хочет, чтобы внешняя, иллюзорная
энергия вводила живое существо в заблуждение. Внешней энергии
известно об этом, и все же она берется за неблагодарную задачу -
удерживать забывчивые души в иллюзии, вводя их в заблуждение.
Господь не вмешивается в действия иллюзорной энергии, так как
они тоже необходимы для исправления обусловленной души. Лю-
бящему отцу не нравится, когда его ребенка наказывает кто-то по-
сторонний, и все же он отдает своих непослушных детей под при-
смотр строгого воспитателя, чтобы тот приучил их к порядку. Но
в то же время любящий Всемогущий Отец хочет, чтобы обуслов-
ленная душа освободилась, вырвалась из тисков иллюзорной энер-
гии. Царь заключает непокорных подданных в темницу, но иногда,
желая освободить узников, он сам приходит в тюрьму и призыва-
ет их исправиться, после чего узников выпускают на свободу. Tак
и Верховный Господь нисходит из Своего царства в царство ил-
люзорной энергии и Сам освобождает обусловленные души, давая
им , где Он Сам утверждает, что, хотя избавиться
от влияния иллюзорной энергии очень трудно, но того, кто преда-
ется лотосным стопам Господа, по повелению Всевышнего выпу-
скают на свободу. Предание себя Господу является целительным
средством, способным избавить человека от заблуждения, в кото-
рое его ввела иллюзорная энергия. А общение дает возможность
довести процесс предания себя до конца. Поэтому Господь говорит,
что люди приходят к трансцендентному любовному служению Ему
под влиянием речей святых, действительно познавших Всевышне-
го. У обусловленной души появляется вкус к слушанию повест-
вований о Господе, и лишь благодаря такому слушанию душа по-
степенно возвышается до уровня почитания Господа, преданности
Ему и привязанности к Нему. Венцом всего является вручение себя
Господу. Здесь Господь, воплотившийся как Вйасадева, говорит о
том же самом. Это значит, что Господь исправляет обусловленные
души двумя методами: либо с помощью Своей внешней энергии,
наказывающей их, либо наставляя их Сам как духовный учитель
изнутри и извне. В сердце каждого живого существа Господь Сам
становится духовным учителем в форме Сверхдуши (Параматмы).
Извне же Он проявляется как духовный учитель в форме писаний,
в облике святых и инициирующего духовного учителя. Более по-
дробно это будет объяснено в следующей шлоке.
Tо, что живые существа находятся под надзором иллюзорной
энергии, подтверждается в Ведах (), где говорит-
ся об управляющей силе полубогов. В этом стихе также недвусмыс-
ленно утверждается, что живым существом управляет личностный
аспект внешней энергии. Попадая, таким образом, во власть внеш-
ней энергии, живое существо оказывается в ином положении. Од-
нако из данного утверждения становится ясно, что
эта внешняя энергия занимает низшее положение по отношению
к Личности Бога - совершенного существа. Иллюзорная энергия,
способная воздействовать только на живые существа, не может да-
же приблизиться к совершенному существу - Господу. Поэтому
утверждения о том, что Верховный Господь может быть введен в
заблуждение иллюзорной энергией и в результате этого стать жи-
вым существом, просто досужая выдумка. Если бы Господь и жи-
вые существа принадлежали к одной категории, Вйасадева без тру-
да увидел бы это, и тогда не было бы и речи о материальных стра-
даниях, которые испытывает введенная в заблуждение душа, ибо
Верховное Существо обладает полным знанием. Поэтому, чтобы
подвести Господа и живые существа под одну категорию, монисты
выдумывают множество лживых теорий. Если бы живые сущест-
ва были равны Господу, Шрила Шукадева Госвами не взял бы на
себя труд описывать Его трансцендентные игры, которые в этом
случае были бы всего лишь проявлением иллюзорной энергии.
- это суммум бонум, лучшее лекарство
для человечества, страдающего в тисках майи. Поэтому Шрила Вйа-
садева сначала выявил истинную болезнь обусловленных душ -
заблуждение, возникшее под влиянием внешней энергии. Он уви-
дел совершенное Высшее Существо, которого не может коснуться
иллюзорная энергия, пораженные болезнью обусловленные души
и причину этой болезни. Само лекарство от нее описывается в сле-
дующем стихе. Верховная Личность Бога и живые существа каче-
ственно едины, это бесспорно, но Господь - владыка иллюзорной
энергии, а живые существа подвластны ей. Tаким образом, Господь
и живые существа в одно и то же время едины и различны. Здесь
ясно выражена и другая мысль: вечные отношения между Господом
и живым существом трансцендентны, иначе Господу незачем было
бы брать на Себя заботы о том, чтобы вырвать обусловленные ду-
ши из тисков майи. Вместе с тем, живому существу тоже необхо-
димо оживить свою естественную любовь и привязанность к Гос-
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.