.RU
Карта сайта

От издательства предисловие - 29


прогресс, поддерживавший духовную энергию нового времени. Вследствие такого
разрыва оба эти начала погибают. Этика умирает, а освободившаяся от нее вера
в прогресс оказывается духовно беспомощной, так как она становится верой в
имманентный прогресс, утрачивая энтузиастический характер прежней веры в
прогресс. С Гегелем рождается дух, который создает свои идеалы эмпирически
из действительности и которому свойственна больше вера в прогресс, чем
содействие его осуществлению. Гегель стоит на капитанском мостике океанского
парохода и объясняет пассажирам тайны сложного устройства его двигателей и
секреты вычисления курса. Но он упускает из виду, что необходимо постоянно
поддерживать огонь в топках. Поэтому скорость движения судна постепенно
падает. Наконец, оно вообще останавливается. Оно теряет управление и
становится игрушкой стихии.
^ XIV. ПОЗДНИЙ УТИЛИТАРИЗМ. БИОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Философская мысль Европы не смогла понять во всей глубине тот факт, что
спекулятивная философия также не способна обосновать с помощью
натурфилософии оптимистически-этическое мировоззрение. Когда речь идет о
спекулятивной философии, то имеется в виду прежде всего философия,
блеснувшая и угасшая, подобно молнии, в Германии. Остальная Европа почти не
замечает Фихте и Гегеля, точно так же, как ранее она мало внимания уделила и
Канту. Она не понимает, что эти авантюристические акции в борьбе за
оптимистически-этическое мировоззрение предпринимаются полководцами, которые
сознают, что, действуя обычным способом, битву выиграть нельзя.
Распространено было убеждение, что победа уже давно одержана и никаких
сомнений в этом быть не может. Лишь позднее в Англии и Франции поняли, что
намеревались сделать Кант, Фихте и Гегель в борьбе за мировоззрение и что
означали их замыслы.
Умирающая философия рационализма кажется европейскому мышлению еще
жизнеспособной. Поколение людей живет обычно не той философией, которую оно
породило, а той, которую создала предшествующая эпоха. Мы видим еще блеск
звезды на небосводе, в то время как в действительности она давно уже не
существует. Нет в мире ничего более инертного, чем мировоззрение.
Популярная утилитаристская этика, следовательно, не осознает того
факта, что в течение первой половины XIX века она все более и более
утрачивает свой мировоззренческий характер вследствие развития
исторического, романтического, натурфилософского и естественнонаучного
способов мышления. Уверенная в поддержке здравого человеческого рассудка,
она еще довольно успешно обслуживает общество. Когда же эта этика делает
предположения относительно своего будущего развития, то исходит из
возможности соглашения и с позитивизмом - этим трезвым мировоззрением точной
науки - при условии, что с рационализмом действительно покончено.
Рационализм и в самом деле незаметно переходит в своего рода популярный
позитивизм. Попытки интерпретировать универсум в оптимистически-этическом
духе продолжаются, хотя уже не так непосредственно и не с таким энтузиазмом,
как раньше. В таком виде рационализм держится до конца XIX века и сохраняет
при этом свое влияние на формирование культуротворческих убеждений или как
самостоятельное учение, или объединяясь с популярной религиозностью.
Итак, в то время как Кант, Фихте и Шлейермахер пытаются устранить
проблему этики, Бентам предлагает миру свою этику. В целях распространения
своих идей он основывает в Париже в 1829 году журнал "Утилитер". В Англии
его поддерживает журнал "Вестминстер ревю". Благодаря переводу Ф. Бенеке его
книги "Принципы гражданского и уголовного законодательства" ему открывается
путь в Германию. Умирая - он умер в 1832 году, через год после Гегеля, -
Бентам мог утешаться мыслью о том, что этика, столь понятная уму и душе,
повсеместно одержала победу.
Все прежние виды обоснования утилитаризма продолжают свое существование
в XIX веке. Фридрих Эдуард Бенеке (1798-1854)* (* Р. Е. Beneke, Grundlegung
zur Physik der Sitten (1822); Das naturliche System der praktischen
Phylosophie (3 тома, 1837- 1640). Из-за своей поддержки утилитаризма и
борьбы против Канта Бенеке вызвал неприязнь Гегеля и был вынужден в 1822
году отказаться от лекций, которые он читал в качестве приват-доцента в
Берлинском университете. После смерти Гегеля он вернулся в университет. ) -
переводчик Бентама и Людвиг
Фейербах (1864-1872) вновь предпринимают попытки, начатые еще Гартли и
Гольбахом, вывести неэгоистическую этику непосредственно из эгоистической и
обосновать ее с помощью углубленного психологического анализа.
Бенеке надеется показать, как благодаря постоянному воздействию разума
на чувства желания и нежелания у человека развивается способность
вырабатывать моральную оценку, способность, которая является высшей целью
деятельности всестороннего совершенствования человеческого общества.
Фейербах выводит альтруизм из присущего человеку стремления понять интересы
других людей и увидеть в них свое отражение. Поэтому, говорит он, стремление
человека к счастью теряет свой первоначально независимый характер, оно
всегда связано со счастьем других. В конечном итоге под влиянием привычки
человек совершенно забывает, что путем своего участия в создании счастья
другому он старается удовлетворить только свое собственное стремление к
счастью, и воспринимает свою заботу о счастье других людей как долг. (*
Людвиг Фейербах, Сущность христианства (1841), Бог, свобода и бессмертие с
точки зрения антропологии (1866) [русск. пер. в: Избр. филос. произв., т.
1-2, М., 1955].).
Эрнст Лаас (1837-1885) вновь выдвинул идею, согласно которой этика
заключается в том, что индивид в силу привычки и в конечном итоге
бессознательно усваивает нормы, выработанные обществом *. (* Э. Л а а с,
Идеализм и позитивизм (3 тома, 1879-1884) [русск. пер.-1907].).
В принципе, однако, утилитаризм XIX века опирается на тезис Юма и Смита
о том, что неэгоистическое начало уживается в человеке с эгоистическим.
Огюст Конт (1798-1857) в своей "Социальной физике" * (* "Социальная
физика" - 4-ый том "Курса позитивистской философии" Конта. А. С о m t e,
Cours de philosophie positive (6 томов, 1830-1842). - считает великим
достижением своего времени признание основополагающей социальной тенденции
человеческой натуры. По его мнению, будущее человечества зависит от того,
насколько разум будет правильно и постоянно оказывать влияние на это
качество человека и способствовать таким образом развитию естественного
стремления к высшим и разумнейшим достижениям. Если естественный эгоизм
многих индивидов соединен с уступками ради общества, то из этого разумного
взаимодействия рождается общество, постоянно совершенствующееся экономически
и нравственно.
Защитником и продолжателем идей утилитаризма в Англии является Джон
Стюарт Милль (1806-1873) *, развивавший идеи своего отца Джеймса Милля
(1773-1836). (* J. St. Mill, Principles of Political Economy (2 тома, 1848)
[русск. пер. - "Основание политической экономии", т. 1-2, Спб., 1865, 1874];
Utilitarianism (1865) [русск. пер.-М., 1900]. Милль первый ввел в философию
понятие "утилитарный" в качестве обозначения соответствующего вида этики.).
Неожиданную помощь утилитаристская этика получает со стороны
естествознания. Биология провозглашает, что она в состоянии объяснить
происхождение того самоотречения, которое заложено вместе с эгоистическим
началом в натуре человека и, как утверждают, не может быть выведено из него.
Неэгоистическое начало в человеке, учит биология, происходит в
действительности из эгоистического. Но оно не возникает каждый раз заново
как результат размышлений индивида. Этот поворот - итог долгого и медленного
процесса, происходившего во всем роде, и является в настоящее время
наследуемым качеством. Убеждение в том, что благо индивида обеспечивается
лучше всего, когда многие индивиды трудятся для общего блага, выработалось
на основе опыта борьбы за существование. Поведение на основе этого принципа
передавалось из поколения в поколение и закрепилось затем как неотъемлемое
качество индивида. Люди получили это качество как потомки стадных животных,
которые устояли и выжили в борьбе за существование, так как их социальные
инстинкты были развиты наиболее сильно.
Эти идеи высказали Чарльз Дарвин (1809-1882) в своей книге
"Происхождение человека" и Герберт Спенсер (1820-1903) в своих "Основаниях
этики". (* Ч. Дарвин, Происхождение человека и половой отбор (2 тома, 1871)
[pyccк. пер. в: Соч., т. 1-9, М.-Л., 1935-1959]. Г. Спенсер, Социальная
статика (1851) [русск. пер. в: Соч., т. 1-7, Спб., 1898-1900].). Оба
ссылаются друг на друга.
Альтруизм рассматривается, следовательно, как нечто естественное и
одновременно осознанное, а отношение между двумя началами этической природы
человека - альтруизмом и эгоизмом - обосновывается как некоторое разумное
явление. На этом основано также убеждение в том, что взаимодействие обоих
начал, установившееся еще в прошлом, будет совершенствоваться и в будущем.
Со временем оба эти инстинкта должны все больше осознаваться как
взаимозависимые. От спорадического альтруизма, служащего в царстве животных
целям производства и сохранения потомства, люди в своем развитии поднялись
до постоянного альтруизма, служащего целям сохранения семьи и общества. Это
чувство альтруизма необходимо все время совершенствовать, что удается
сделать, если компромисс между эгоизмом и альтруизмом будет становиться все
более ясным и целесообразным.
Сначала мы должны усвоить на первый взгляд парадоксальное положение о
том, что - говоря словами Спенсера - общее счастье может быть достигнуто
главным образом благодаря стремлению всех индивидов к собственному счастью,
счастье же индивида, напротив, может быть достигнуто благодаря стремлению к
общему счастью лишь частично.
"Социальная физика" Конта нашла, таким образом, у Дарвина и Спенсера
естественнонаучное обоснование.
Довольный тем, что он был поддержан современной биологией и
эволюционной теорией как некое естественное явление, утилитаризм продолжал
свой путь. Но он не стал в результате этого более жизнеспособным. Он все
медленнее продвигается вперед. Дыхания ему уже не хватает. Что с ним? Его
этическая энергия иссякает, потому что он вообразил себя естественным
явлением. Этика перестает быть этикой но мере сближения ее с естественным
процессом. Это сближение губительно для нее не только тогда, когда этика
выводится из натурфилософии, но и тогда, когда она обосновывается биологией.
Этика заключается в том, что в человеке естественный процесс вступает в
противоречие с самим собой на основе сознания. Чем дальше отодвигается это
противоречие в сферу инстинктивного, тем слабее становится этика.
Конечно, этика рождается там, где нечто, заложенное первоначально как
инстинктивное в нашей воле к жизни, осознается разумом и развивается далее
на рациональной основе. Но весь вопрос в том, чтобы выяснить, что
представляет собой эта последняя и первоначальная основа инстинкта
солидарности, которая затем развивается мышлением далее за пределами
инстинкта, и каким путем происходит весь этот процесс. Дарвин и Спенсер,
выдавая за этику психику стадного животного, показали тем самым, что они не
поняли сущности проблемы отношения инстинкта и разума в этике. Когда природа
намеревается создать совершенное стадо, она не апеллирует к этике, а
вкладывает индивидам - скажем, муравьям или пчелам - инстинкты, благодаря
которым они успешно строят свое сообщество.
Однако этика есть проявление солидарности на основе свободного разума,
направленной не только да себе подобного индивида, но и на все живое. Этика
Дарвина и Спенсера в корне ложна, так как она слишком узка и не оставляет
места иррациональному. Социальный инстинкт, который заменил у них симпатию
Юма и Смита, стоит ниже, чем эта последняя, и он, конечно, менее пригоден
для того, чтобы обосновать настоящую этику.
Переход эгоизма в альтруизм неосуществим даже тогда, когда этот процесс
переносят из сферы индивида в сферу рода. Так как в этом случае процесс
становится длительным, то он позволяет учитывать тончайшие переходы в этой
линии развития и накапливать наследственно приобретенные признаки. Но
действительно этическое самоотречение этим не объясняется. Плоды этими
подвешиваются на дерево социального инстинкта, но само это дерево не
плодоносит.
Сила утилитаризма - в его наивности. Бентам и Смит еще обладают этой
наивностью. Они понимают общество как сумму многих индивидов, а не как
органическое целое. Все их стремления направлены к тому, чтобы побудить
людей делать взаимно добро.
У Джона Стюарта Милля этой наивности уже нет. Милль, а в еще большей
степени Спенсер и другие представители этого направления придерживаются того
мнения, что этика поведения индивида в отношении к другому индивиду не может
быть обоснована рациональным путем. Следовательно, заключают они, "научная
этика" может иметь дело только с отношениями между индивидами и
организованным обществом, как таковым.
Наивный утилитаризм Бентама объясняет индивиду, насколько нуждается
общество в его самоотречении, чтобы сделать счастливыми своих членов, и
апеллирует к энтузиазму человека. Биологический и социологический
утилитаризм пытается установить некоторое равновесие между эгоизмом и
альтруизмом человека. Он стремится быть социальной наукой в сфере духовной
жизни.
Адам Смит еще четко разграничивает этику и социологию. Выступая в
качестве моралиста, он умолкает как социолог, и, наоборот, говоря на языке
социолога, он отказывается от роли моралиста. Затем оба эти подхода к этике
переплетаются, причем таким образом, что этика включается в социологию.
В этике наивного утилитаризма речь идет об энтузиазме человека, в
биолого-социологической - о добросовестном обслуживании сложного механизма
организованного общества. В первом случае неоправданные нецелесообразные
действия могут быть квалифицированы как растрата сил, во втором - как
нарушение жизни организма. Таким образом, усовершенствованный утилитаризм
приходит к весьма неубедительному суждению об индивидуальной этике,
возникающей из этических убеждений индивида и ничего общего не имеющей с
биологией и социологией.
Утилитаристы более позднего времени ясно понимала, что в области
индивидуальной этики открытий уже больше не сделаешь. Они считали ее
малоинтересной, второстепенной областью, вникать в которую не имеет никакого
смысла. Поэтому они ограничились разработкой, образно говоря, плодородной
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.