.RU

Густав Юнг "Mysterium Coniunctionis" - 27

241 См. "Психология и алхимия", пар. 140, пр. 17, пар. 220, пр. 108, пар. 385, пр. 87.
242 См. Kalid, "Liber trium verborum", ch. VI, Art. aurif., I (1593), pp. 357f.
243 "Дракон рожден во тьме и... убивает сам себя". Ros. phil., в Art. aurif., II, p. 230. Выражение "душа в цепях" встречается уже в трактате Софа, египтянина: "божественная душа в оковах элементов". Berthelot, II, xlii, I, line 17.
244 "Душу мира мы помещаем прежде всего в солнце". Mylius, Phil, ref., p. 10.
245 См. Fig. 8 в Mylius, p. 359, и Figura CI в Stolcenberg, Viridarium chymicum.
246 См. "ПСИХОЛОГИЯ И алхимия", пар. 430.
247 Смотри последнюю Етblета в Maier, Scrutinium chymicum, p. 148.
248 Art. aurif., p. 224. Эта фраза находится на стр. 241 и к ней прибавлены слова: "То есть с Солнцем и Луной".
249 Как на фронтисписе в Le Songe de Poliphile ("Психология и алхимия", рис. 4).
250 Senior, De chemia, p. 15.
251 "Мысль, интеллект, ум".
252 "Мнение, точка зрения, представление". Пико добавляет: "В соответствии с принципами их учения". "Heptaplus", Opera omnia, Lib. IV, cap. IV, p. 32.
253 В том же самом месте Пико замечает, что Платон и "некоторые более молодые" философы толковали Солнце, как "активный интеллект, а Луну — как интеллект потенциальный".
254 Ibid.
255 Ibid.
256 Ibid.
257 Ibid. Сравни с идеей о "внутренней тверди", как символе бессознательного. "Nature of the Psyche", pars. 390f., и "Парацельс как врач", пар. 29.
258 Сар. V. Пико добавляет: "Отсюда и поговорка халдеев: Твари земли обитают в твоем сосуде, а из Платоновой "Республики" мы узнаем, что в наших домах живут разнообразные зверюги". Сравни с текстом из Оригена (supra, par. 6, п. 26). Английский мистик Джон Пордэйж в своей книге "Sophia" (p. 108 датского издания, 1699) говорит об "ужасных людях", обитающих в душе. >
259 "Heptaplus", Lib. 11, cap. III, p. 20.
260 См. с Dee, "Monas hieroglyphica", Theatr. chem., II, p. 219: "И когда полукруг луны был создан, чтобы быть дополнением солнца, тогда был вечер, и было утро, один день. Стало быть, этот день был первым, когда был создан свет Философов". Соединение знака © со знаком С дает знак Тельца,, господина дома Венеры. Брак дня (солнца) и ночи (луны) — причина существования такого довольно редкого определения lapis, как "filius unius diei" (сын одного дня). Смотри infra, pars. 472ff.
261 "Итак, мы считаем луну самой низменной землей и самой подлой из всех звезд, как и землю, которая очень похожа на нее чернотой всех своих элементов и своими грехами". ("Heptaplus", Lib. II, cap. II, p. 18).
262 "И мы знаем, что луна ниже их всех". ("In Astrologiam", X, iv, Opera omnia, I, p. 685).
263 Ibid., Ill, p. 461f.
264 Менее опасной их формой является саламандра.
265 Ее зачастую называют "корасенской собакой" или "армянской сукой". Смотри ниже, раздел В.
266 Считается, что он пожирает свои крылья или перья. Стало быть, орел представляет собой вариант уробороса.
267 Senior, De chemia, p. 9.
268 Солнце помнит об опасной роли луны: "Никто не мучает меня, кроме моей сестры". ("Exercitationes in Turbam", Art. aurif., I, p. 173).
269 Песнь Песней 1:4: "... черна я, но красива" и 1:5: "... я смугла, ибо солнце опалило меня" иногда цитируется в этом случае.
270 "Consil. coniugii", Ars chemica, p. 136.
271 Commentary on the Dream of Scipio, I, xxi, p. 181: "Луна, представляя собой границу между эфиром и воздухом, является также и линией раздела между божественным и смертным".
272 Ibid., I, xi, p. 131.
273 Тепло и роса луны "вызвают в плоти процесс гинения". Macrobius, Saturnalia, lib. VII, cap. XVI.
274 По мнению Исидора Севильского {Liber etymologarum, IV, cap. IV, fol. xxir) эмпирический метод врачей является ересью. Существуют три медицинские ереси и об этой он говорит: "Второй эмпирический метод, метод проб и ошибок, был открыт Эскулапом".
275 Сравни с Rahner, "Das christlishe Mysteriurn von Sonne und Mond", p. 400.
276 О посреднической роли луны и Церкви говорит алхимик Вильям Мен-нен ("Aureum vellus", Theatr. chem., V, p. 460): "Это происходит, когда свет Луны начинает усиливаться до ее пятнадцатого дня, а потом начинает ослабевать до ее тринадцатого, а потом превращется в рога, а потом вообще не видно никакого света. В соответствии с этой точкой зрения, луна есть аллегория... обозначающая Церковь, которая светла в своей, духовной части, но черна в части плотской". Заметьте акцент, который он делает на двух аспектах луны. Это дух научной истины, противоположный ретуши керигматической точки зрения, которая играет такую неблаговидную роль в истории двух великих христианских религий.
277 Preisendanz, Pap. Graec. Mag., I, p. 142, Pap. IV, line 2280. Кроме того считается, что Селена лаяла, как собака. (Рар. IV, line 2810, р. 162 и IV, line 2550, р. 152). То, что ее путают с Гекатой, только усиливает этот ее признак. (Сравни с Siecke, Beitrage zur genauen Kenntnis cler Mondottheit bei den Griecken, pp. 14f.) В "Илиаде", VI, Елена называет себя "мерзкой, злобной сукой". Kinos— это нахальные, развратные служанки Пенелопы.
278 Line 1695, р. 126. В двенадцатом часу он выглядит, как крокодил. Сравни с "сыном солнца — драконом".
279 Это термин встречается в главе девятой "Dialogus philosophiae" Эгидия де Вади {Theatr. chem., II, р. 107. "Symbolizatio" — это проведение параллелей и аналогий, короче говоря, развитие мысли, определенное Климентом Александрийским (Stromata, V, 46, trans. Wilson, II, p. 248), как "символическое толкование".
280 В истории символов собака отличается необычайно широким спектром ассоциаций, которые я даже не буду пытаться описать полностью. Выведенная гностиками аналогия Logos/canis отражается в христианской аналогии Christus/canis [Собака (лат.) — Прим, ред.]. объяснение которой содержится в формуле "добр для избранных, ужасен для нечестивцев", "истинный пастырь". Святой Григорий говорит: "Или кого еще назвать сторожевыми псами этого стада, как не святых врачей?" (Moralia in Job, XX,. vi, 15; Migne, P,L., vol. 76, col, 145). Следует также помнить и об "индийской собаке" — четвероногом животном на земле, и рыбе в воде. Эта способность менять облик делает ее аллегорией святого Павла. (Все это и гораздо больше можно найти в Picinellis, Mundus symbolicus, I, pp. 352ff., s.v. canis). В "Иероглифике" Горапол-ло (Boas trans., No. 39, p. 77) ударение делается на способность собаки распространять инфекцию, в особенности бешенство и болезни селезенки. В силу столь богатого символического контекста собака является очень точным синонимом трансформирующей субстанции.
281 Халид ибн Язид, омаядский князь, ему приписывается авторство "Liber secretorum". Текст приводится в Theatr. chem., IV, p. 859.
282 Одна из многих цитат Гермеса неясного происхождения.
283 Art. aurif., I, pp. 340f.
284 Сравни с "Психология переноса", пар. 353, пр. 1.
285 Art. aurif., II, p. 248. Этот отрывок цитируется в Theatr. chem., IV, p. 832. 286Киуостоира значит "собачий хвост" и обозначает созвездие Малой Медведицы.
287 Возможно, это выражение навеяно Евангелием от Матфея 7:14: "... потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь".
288 Elenchos, Iv, 48, 10 (сравни с Legge, I p. 112). κύειν означает "быть беременной", а также "рожать". Связанный глагол κυνέιν означает "целовать".
289 О εγγόνασι, "коленопреклоненный" - это созведие Геркулеса. Сравни с Elenchos, V, 16, 16. ,
290 Касательно "canis", как синонима lapis, смотри Lagneus, "Harmonia chemica", Theatr. chem., IV, p. 822.
291 У Вендланда написано "κυνοειδή". "Kυνοειδή" — это догадка.
292 Вариант — "Περσεφόνς Φλυά»
293 Elenchos, V, 20, 6f. 293a Сравни с пар. 160.
294 Мотив исчезновения присутствует во второй версии мифа о Габриции и Бейе (Ros. phil., Art. aurif., 1593, II, p. 263) и в представлениях о "погружении солнца в море" (р. 333).
295 Этот же самый архетип лежит в основе диалога Никодима и Иисуса (Иоанн, 3).
296, Венецианский врач, живший в шестнадцатом веке.
297 В тексте написано "succu". Стало быть, это может значить "сделай чистейшую выжимку с соком и кровью".
298 Шмейдер (Geschlichte der Alchemie, p. 153) упоминает о манускрипте Арнальда де Виллановы, "De secretis naturae", и о нем же говорит и Du Fresnoy, Histoire de la philosophie hermetique, III, p. 325.
TmTheatr. chem., II, pp. 292f.
300"Noli alienum introducere" и "nihil extraneum", — часто употребляющиеся поговорки.
301 Art. aurif., II, pp. 385ff.
302 "Superflua removenda" — не менее популярная фраза.
303 Возможно, что идея "дома" пришла из астрологии. В данном случае, дом (как domus propria) означает матрицу субстанции, но как domus aliena он означает химический сосуд (например, domus vitrea, "дом из стекла".). "Летающая птица" — это газ, выделяемый матрицей. Камень же, наоборот, означает субстанцию, которая, в отличие от газа, свой дом не покидает, но должна быть перемещена в другой сосуд. Газ (дух) — невидим и женственен по самой своей природе и потому принадлежит к сфере бессознательного, в то время, как субстанция — видима и осязаема — в общем, "более реальна". Она мужского рода и относится к сфере сознания (у мужчины). Соответственно, domus aliena можно толковать, как сознание, a domus propria — как бессознательное.
304 В "separatio" одна из птиц может летать, а другая — нет. "Unio" порождает крылатого гермафродита.
305 Единственную, пожалуй, аналогию этого можно найти у Сениора {De chemia, p. 78): "И прилетят вороны, и набросятся на это". Идея, вне всякого сомнения, заключается в том, что птицы принимают участие в царской трапезе, и, наверное, здесь имеет место влияние брачного пира царского сына (Евангелие от Матфея, 22:2ff.) и брачной вечери Агнца (Апокалипсис 19:9ff.). Царь всегда означает солнце, в то время, как царский стол означает яркий мир дня, то есть сознание, в котором и посредством которого распознается бессознательное (птицы). Они являются "птицами и рыбами", которые приносят камень (Сравни Агоп, пар. 224).
306 Вариант — "птица летающая и птица бескрылая" (Senior, De chemia, p. 37. Касательно ощипанной птицы смотри "Allegoriae super Turbam", Art. aurif., p. 140: "Возьми петуха, увенчанного красным гребнем и ощипай его живьем".
307 Две птицы являются двумя светилами, Солнцем и Луной, или их духами. Одна птица — не имеющий крыльев самец, вторая — крылатая самка. Соединенные вместе в качестве "colligatae" они представляют coniuctio. Они являются родителями lapis, который практически тождественен "Arsnostra", поскольку он является "artificium" (продуктом, сотворенным человеком).
308 "Hominum consortia relinquere nescit". Иначе говоря, они остаются с людьми, что напоминает нам слова Калида "всегда пребывающие с тобой" (par. 174). Птицы представляют собой персонифицированное содержимое бессознательного, которое, как только оно становится осознанным, уже не может снова стать бессознательным. Как известно, существенная, если не решающая часть любого аналитического лечения основывается на том факте, что осознанное понимание, как правило, приводит к психическим переменам.
309 Солнце, как дневная звезда.
310 Луна, как мать живых существ и госпожа ночи.
311 Succus vitae — это еще один синоним aqua permanens, и что очень примечательно, ее также называют "собакой", что видно из "Opus pra-eclarum" (Theatr. chem., IV, p. 1069) Валентина: "... изводы... которая называется Псом бальзама, или молоком девственницы, или нашей ртутью, или душой, или ветром, или хвостом дракона".
312 Таинственную субстанцию часто уподобляют яйцу. Сравни с трактатом "Concerning the Egg" (. Berthelot, Alch. grecs, I, iii), в котором эквивалентами называются камень-мозг, камень, который не является камнем (etepoi A.i9ov ou XiQov), и образом мира, как о том говорится в Turba (ed. Ruska, p. 112) и многих других трактатах.
313 Сравни с частым указанием на "медленный огонь".
314 Как уже говорилось выше, термин "domus" используется довольно часто. Domus thesauraria (сокровищница) обозначает место, в котором находится таинственная субстанция, есть также и domus vitrea (химический сосуд или печь). Сравни с "Visio Arislei", Art. aurif., I, p. 148.
315 Саго (плоть) — это название таинственной субстанции, особенно ее "оживленной" формы. В "Consil. coniug.", (Ars ckemica, p. 234) сказано: "Этот шар получает плоть, то есть свертывание, и кровь, то есть раствор". Дорн открывает причину этого в своей "Spec.phil.", (Theatr. chem., I, p. 300): "Итак, мы можем понять философские превращения: разве мы не знаем, что чистая субстанция хлеба и вина преобразуется в плоть и кровь?". Trevisanus ("De chemico miraculo", Theatr. chem., I, p. 802) высказывается так же ясно, когда говорит о "царе": "И вот теперь он отдает свою красную и кровоточащую плоть, чтобы мы все съели ее". В "Congeries Paracelsicae" (Theatr. chem., I, p. 599) Дорн говорит, что "более чем совершенное" лекарство "может быть изготовлен из его собственной плоти и крови", что соответствует вышеприведенной цитате из "Consilium". Malchamech (Ros. phil., Art. aurif., II, p. 238) говорит о lapis: "Он вырастает из плоти и крови". Часто мы встречаемся с "жирной плотью": цитата из Псевдо-Аристотеля, приведенная Милиусом (Phil, ref., p. 277): "Сын, ты должен воспользоваться жирной плотью" и "Съешь кусочек жирной плоти" — цитата из Арнольда из Виллановы ("Thesaurus thesaurorum", Art. aurif., II, p. 406). "Саго" — это намек на "плотскую" природу человека, которая растворяется в ходе алхимической работы. В "Liber Platonis quartorum" (Theatr. chem., V, p. 144) подчеркивается как это, так и важность "обладания знанием об этом большом, беспорядочном, плотском теле, которое является бременем природы и тянется к простой душе". "Animam simplicem" приблизительно соответствует Платоновой "вечной Идее".
316 Арнольд из Виллановы (р. 397) подчеркивает целостность камня: "Ибо есть только один камень, одно лекарство, к которому ничего нельзя прибавить извне, которое нельзя уменьшить, можно разве что отсечь лишнее". Ros. phil. (Art. aurif., II, p. 206) содержит еще более сильное выражение: "Один камень, одно лекарство, один сосуд, одна процедура и один характер".
317 Классическими парами являются Симон Маг и Елена, Зосим и Феосе-бейя, Николас Фламель и Пиронелла, мистер Саус и его дочь (миссис Этвуд, автор книги A Suggestive Enquiry into the Hermetic Mystery). Хорошое описание карьеры Фламеля можно найти в книге Larguier, Le Faiseur d'or Nicolas Flamel. В недавно переизданном Mutus liber Альта, Mysterium Solis et Lunae представлена в серии картинок, как алхимическое действие, происходящее между мужем и женой. То, что такая трудная для понимания и, с эстетической точки зрения, невысокого уровня книга была вновь переиздана в двадцатом веке, является доказательством загадочности психе и ее совершенно иррационального отношения к своей собственной тайне. Я сделал попытку описать психологию этих отношений в своей книге "Психология переноса".
318 Сравни с иллюстрациями в Mutus liber, в которых этот мотив представлен достаточно хорошо.
319 Работа должна была совершаться в определенные, четко обозначенные, символические периоды времени. Например, в Arcanum hermeticae Philosophiae opus (p. 82) сказано: "Ибо первая работа по отбелке должна быть доведена до конца в доме Луны, а вторая — во втором доме Меркурия. Первая работа по приданию красноты должна быть завершена во втором доме Венеры; последний заканчивается в царском троне Юпитера, откуда наш Царь получает свою корону, украшенную драгоценными камнями". Помимо этих временных рамок существуют еще и многие другие. В "Consilium coniugii" (Ars chemica, p. 65) сказано: "Белый камень начинает появляться на поверхности вод на заходе солнца, скрывается до полуночи, а потом направляется в глубину. Но красный камень работает в обратном направлении, ибо он начинает подниматься над водой на восходе солнца и потом опускается в глубину".
320 Сравни с Senior, De chemia, pp. 26ff. По этому поводу он высказывается не особенно ясно, что, по его собственному признанию, объясняется неясностью самого процесса. На с. 28 он говорит: "И вторая работа является и отбелкой, и приданием красного цвета, и мудрецы соединили эти две работы в одну. Ибо, когда они говорят об одной, они говорят и о другой, в результате чего их труды кажутся читателям противоречивыми" .
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.