.RU
Карта сайта

Цирк Маленькая Энциклопедия - 18


Лит.: Георгиев Г., Цирковые коллективы Прибалтики, "Сов. цирк", 1957, № 2; Коган М., Введение, в кн.: Бауман Н. Э., Эквилибристика, М., 1963.,
"ГИРЛЯНДЫ" — номер конной дрессировки, сложные затейливые перестроения большой группы лошадей, соединённых между собой цветочными гирляндами (иногда в них вмонтированы электролампочки). Сбруя лошадей также увита цветами. Впервые "Г." были показаны в Германии в нач. 20 в. конюшней А. Шумана.
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦИРКАМИ (ГУЦ) — хозрасчётная организация в системе Комитета по делам иск-в при Совнаркоме СССР. В 1936 выделилось из ГОМЭЦ. В ГУЦ вошли, кроме стационарных, передвижные цирки и аттракционы под общим названием "Циркообъединение". Из начальников ГУЦ — Н. А. Стрельцов, Ф. Г. Бардиан. В 1957 ГУЦ было преобразовано в Союзгосцирк.
"ГЛАДИАТОРЫ", "Римские гладиаторы",— цирковой номер силовых акробатов (крафт-акробатов). Возник в 80-х гг. 19 в., получил большое распространение. Артисты выходили на манеж в металлич. шлемах, накинутых на плечи тогах, иногда в леопардовых или тигровых шкурах, в сандалиях с высокой, крест-накрест, ременной шнуровкой, с мечами или копьями и щитами в руках. Обычно демонстрации акробатич. или гимнастич. трюков предшествовала короткая интермедия — "живые картины", изображавшие бой гладиаторов. Номер сохранялся в сов. цирке до 30-х гг. 20 в.
ГЛАДИЛЬЩИКОВ Николай Павлович (р. 27.IV. 1895) — дрессировщик. Засл. арт. РСФСР (1939). Чемпион РСФСР по французской борьбе (1922). Как дрессировщик-профессионал выступил впервые в 1923 с номером "Борьба человека с медведем" (в саду "Аквариум", Москва), Г.— создатель первого в истории советского цирка аттракциона смешанной дрессировки (2 бурых медведя, лев, львица, волк, 2 дога), премьера — в 1927 в Орехово-Зуевском цирке. В 1928—31 выступал в цирках республик Ср. Азии, в Ленингр. и Моск. цирках. Систематически варьировал состав животных, в его зоогруппе было 6 львиц, 4 бурых и 1 белый медведь, волк, 2 тигра, 2 дога, гиена, осёл, неск. петухов, галок, ворон. Г. впервые в истории цирка объединил в одном номере хищников, домашних животных и птиц. Аттракцион был оформлен в сказочно-былинном стиле: артист выходил На манеж под музыку "пляски скоморохов" из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Садко", в красочном рус. наряде, под руку с бурым медведем, в сопровождении наряженной в сарафан медведицы с вёдрами на коромысле. Затем медведи распиливали с дрессировщиком дрова, львы перепрыгивали через барьеры, по ходу номера артист "боролся" со львом, ложился на "живой ковёр" из зверей. Он отказался от приёмов запугивания зверей, нарочитой игры в опасность, обращался с животными мягко, с юмором. Помимо групповой дрессировки, показывал также сольные номера, из к-рых особой популярностью пользовалась его борьба с огромным удавом по кличке "Крошка". Снимался в кино (фильмы "Северная любовь", "Медвежья свадьба", "Чашка чая", "Полотой запас", "Облава" и др.). В 1964 оставил манеж.
Соч.: На арене хищники, Архангельск, 1957.
Лит.: Кублицкий Г., Укротитель хищников, Архангельск, 1940; Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963; Великанов В., С медведем по Волге, "Сов. эстрада и цирк", 1968, № 12.
ГЛУЩЕНКО Александр Георгиевич (р. 23.VIII. 1908) — клоун-буфф (Рыжий). В 1927 выступал в театре (Ростов-на-Дону), Работал в передвижных театрах миниатюр и на эстраде. В цирке дебютировал в 1937 как ковёрный клоун в дуэте с А. Баратовым (псевд.— Иван Иванович, Г.— Ванечка Скамейкин). В 1959—63 выступал как клоун-буфф с С. Анохиным (псевд.— Тип-Топ), создавая образ простодушного, подвижного и шумного человека. Из др. работ Г.— комик в аттракционе "Чудеса без чудес", в оригинальном сатирич. номере с бр. Якон - усердный, но нерасторопный и глуповатый униформист. 1955-60 Г. был участником ансамбля "Семеро весёлых", где исполнял много клоунад, сатирич. миниатюр, интермедий. В цирковом спектакле "Пароход идёт „Анюта"" (1961—67) Г. создал буффонадный образ администратора цирка Пал Палыча, сварливого придиру и в то же время горячего энтузиаста, преданного своему делу. С 1968 артист выступал в коллективе "Цирк на воде". Исполнение Г. отличалось искренностью, сочным юмором, яркой комедийностью. Оставил манеж в 1969.
Лит.: Коваленко И., Маски и образы, "Сов. цирк", 1963, № 2; Ельшевский Н., Три цирковых спектакля пантомимы, в кн.: Вопросы театра, М., 1966, с. 263; Варшавский Я., Лицо во весь экран, "Сов. эстрада и цирк", 1969, № 11.
ГОВОРЯЩИЕ (Братья Говорящие) — псевдоним дуэта сатириков. Горелик Григорий Фадеевич (18.V. 1905—15.V. 1976) и Лазарев Лазарь Вениаминович (14.V. 1899—1968). В 30—50-е гг. получили широкую известность, участвовали в т. н. Вечерах смеха. Их репертуар (репризы, сценки, куплеты) был острозлободневным.
ГОЛИКОВ И АНЗОРГЕ — воздушные гимнасты. Виктор Владимирович Голиков (р. 2.XII. 1928) - ловитор. Чл. КПСС с 1967. В 1949 окончил ГУЦИ. До 1960 работал в воздушных полётах под рук. Ф. Конева (1949—51), Ю. Рябинина (1951—53), А. Вязова (1954-59); в 1960—68 с Э. Анзорге. Эльга Георгиевна Анзорге (р. 30.7.1939) — вольтижёр. Чл. КПСС с 1967. В 1960 окончила ГУЦИ. Из трюков Г. и А.: Анзорге, сделав полтора задних сальто-мортале с плеч ловитора (Голиков), попадала ногами в его руки; пол флик-фляка с рамки в руки ловитора. Своеобразен был финал: обхватив ногами подвешенный под куполом канат, Голиков спускался по нему вниз головой, держа в руке партнёршу. Б номере Г. и А. трюковая сложность сочеталась с лёгкостью, пластичностью и красотой исполнения. Г. и А.— дипломанты Всесоюзного смотра новых произведений циркового иск-ва (1964). Участвовали в гастролях за рубежом (Венгрия, Куба, Мексика, Австралия). С 1968 артисты работают порознь в том же жанре.
Лит.: Владимиров В., Воздушные гимнасты Голиковы, "Сов. цирк", 1961, № 10; его же, Торжествующие в высоте, "Сов. эстрада и цирк", 1968, № 2; Флорова Н., Сегодня в цирке, "Театр", 1966, № 3.
ГОЛОВКО Виль Васильевич (р. 24.XI. 1932) — воздушный гимнаст. режиссёр. Окончил ГУЦЭИ (1959). До 1970 работал в номере "Штейн-трапе" (с 1966 совм. с женой Людмилой Пантелеевной Г.), усложнил этот номер элементами игры с мячами в воздухе. В 1970 окончил ГИТИС (отделение режиссёров цирка), подготовил представление-ревю "Русские самоцветы" (сценарий Ю. Благова и Г.; Тульский цирк). В 1971 и 1972 осуществил в Софийском цирке пост.: "Маски на манеже" и "Праздничная арена", в 1976 — в Алма-Атинском цирке феерию "Земля чудес" (сценарий О. Левицкого и Г.; Казахский цирковой коллектив). Ставил номера, новогодние представления, парады-прологи. Лауреат Всесоюзных смотров новых цирковых номеров (1967, 1972). С 1977 — худ. рук. Всесоюзной дирекции по подготовке новых цирковых программ, аттракционов и номеров. Людмила Пантелеевна Г. (р. 18.IX. 1938) — воздушная гимнастка. С 1974 выступает в номере "Игра с мячами в воздухе", партнёр Любиченко Пётр Иванович (р. 10.4. 1948), окончил ГУЦЭИ в 1971, до 1973 в группе эквилибристов под рук. Л. Костюка.
ГОЛЯДЗЕ — семья цирковых артистов. Иван (Вано) Гаврилович Г. (2.5. 1875—27.2. 1963) — эквилибрист, акробат, гимнаст. клоун (Рыжий), канатоходец. В цирке — с 8 лет. С 1905 осн. номером стал "Эквилибр на проволоке" — работал под куполом, исполняя сложные трюки. Один из инициаторов и создателей Грузинского циркового коллектива. Его жена Дарья Степановна Г. (р. 2.IV. 1893) — исполнительница номеров "Каучук", "Проволока", "Трапеция". Их сын Николай Иванович Г. (р. 10.XII. 1909) — эквилибрист, акробат, гимнаст. засл. арт. Груз. ССР (1961). На манеже — с раннего детства, участвовал в номерах: "Эквилибр на проволоке" (с родителями, 1913—23), "Бамбук", "Чёртов мост", "Полёт", "Клоунада" (с отцом). С 1929 — участник номера на вольностоящих лестницах со своим учеником П. Ниссенбаумом, с 1931 — с сестрой Вероникой Ивановной Г. (р. 26.VI. 1918) и партнёрами-учениками. Номер в новой редакции исполнялся на трёх разновысоких пьедесталах, состоял из рекордных трюков (балансируя на лестнице, артист удерживал партнёра, к-рый делал на голове и на руках стойки, в т. ч. на одной руке; балансировал на плечах "колонну" из трёх); совершал трюковые восхождения и спуски по наклонным трапам. В 60-е гг. в номере участвовали дети Николая Ивановича Г.: Светлана Николаевна Г. (р. 1.3. 1936, засл. арт. Груз. ССР 1968), Багратион Николаевич Г. (р. 23.2. 1938), Рафаэла Николаевна Г. (р. 30.1. 1944), Тамара Николаевна Г. (р. 15.VIII. 1951). Выступали за рубежом (в Китае, Иране, Румынии, Болгарии, Югославии).
Лит.: Кобели В., Грузинские мастера цирка, Тб., 1956 (на груз, яз.); Дмитриев Ю., Советский цирк. Очерки истории. 1917—1941, М., 1963.
ГОМЭЦ— см. в ст. Государственное объединение музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий,
ГОРЬКОВСКИЙ ЦИРК — один из старейших цирков России. Первые сведения о выступлениях заезжих цирковых артистов в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) относятся к 1869. 19 июня 1887 бр. Никитины открыли на территории увеселительного Бразильского сада на Нижегородской ярмарке фундаментальный, технически оснащённый стационар — "Большой русский цирк братьев Никитиных". Здесь выступали известные артисты русского и мирового цирка, показывались пантомимы и балеты. В нач. 1900-х гг. предприниматель Пеклер выстроил в центре города каменный театр-цирк, к-рый сдавал в аренду. До 1923 в центр, части города функционировали временные цирки (А. Чинизелли, бр. Винкиных, Байдони, Красильникова). Нередко в городе одновременно гастролировали два цирка. В 1923 цирк бр. Никитиных перешёл в ведение ЦУГЦ и стал 3-м в стране гос. цирком. В 1925 здание сгорело. 5 авг. 1926 в рабочем районе (Канавино) состоялась открытие нового (деревянного) цирка - одного из самых крупных в СССР. После Великой Отечеств. войны в Горьком действовал цирк летнего типа. Новый цирк каменное здание на 1719 мест — открылся 21 апр. 1964 (арх. С. Сетунц, Г. Напреенко). Среди режиссёров — Ю. Кохневич, Ю. Свирелин, директоров — Г. Мальский, И. Маринин.
Лит.: Богородский Ф., Воспоминания художника, М, 1959, с. 28—37, 38—43.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ, ЭСТРАДНЫХ И ЦИРКОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ГОМЭЦ), образована по решению Совнаркома РСФСР от 25 янв. 1931; объединило (на хозрасчётных началах) ЦУГЦ (Центр. управление гос. Цирками), филармонии и эстрадные организации. Состояло на управлений: филармонического, музыкально-эстрадного и циркового (в т. ч. аттракционов и зооцирков). Входило в систему Главискусства при Наркомпросе РСФСР, но постепенно приобрело всесоюзное значение; имело отделения во мн. республиканских, краевых и областных центрах страны. Управляющими ГОМЭЦ были М. Имас (1931 — 1932), Я. Ганецкий (1933—35); директором-распорядителем — А. Данкман.
В 1936, после создания Комитета по делам иск-в при Совнаркоме СССР, вместо ГОМЕЦ было создано Главное управление цирками.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ЦИРКОВОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА (ГУЦЭИ) — среднее спец. учебное заведение для подготовки артистов цирка и эстрады разл. жанров. Находится в Москве (в системе Министерства культуры СССР). Первоначально — Мастерская циркового иск-ва (МАЦИС; 1926—27). Она занималась переподготовкой артистов и созданием новых цирковых номеров (гл. обр. разговорного жанра). Была реорганизована в Курсы циркового иск-ва (КЦИ; 1928—30) с 3-летним сроком обучения. Первый выпуск состоялся 5 мая 1930. В том же году на базе курсов был создан Техникум циркового иск-ва (ТЦИ; 1930—34). В помещении техникума была оборудована арена, к-рая служила учебной площадкой, а с 1931 использовалась также и для производственно-творческой практики студентов под назв. "Районный цирк". Техникум имел физкультурно-акробатич. отделение и отделение клоунады, с 1934 стал Всесоюзной школой циркового иск-ва; Б 1938—1961—Гос. уч-щем циркового иск-ва (ГУЦИ). С 1955 в ГУЦИ функционируют отделения клоунады и муз.-эксцентрических жанров. В 1960 было организовано детское физкультурно-акробатическое отделение с 7-летним сроком обучения, в 1961 — спец. эстрадное отделение (первый выпуск — 1965). В 1961 ГУЦИ получило совр. название. В 1962 открыто вечернее отделение клоунады и муз. эксцентрики.
Среди первых преподавателей уч-ща: Д.С. Альперов, А. А. Аберт, В. А. Жанто, Д. Л. Кара-Дмитриев, П. Е. Кретов, М. С. Местечкин, Н. Н. Ознобишин, Г. Ф. Пешков, С. П. Сергеев, С. И. Сосина, Б. М. Тенин, Н. Фабри, В. А. Феррони, К. И. Филатова, Н. М. Фореггер, А. Н. Ширай.
В разл. годы: директора уч-ща — А. А. Луначарская, О. Г. Линдер, Ю. А. Дмитриев, В. А. Жанто, Н. П. Барзилович, А. М. Волошин; режиссёры-педагоги специальных и общеобразовательных дисциплин — Г. Н. Аркатов, Н. Э. Бауман, Б. Н. Белохвостов, Б. А. Бреев, 3. Б. Гуревич, Н. Г. ДениСов. К. В. Загорский, Н. Д. Зверев, Ф. П. Земцов, М. И. Зильбербрандт, С. А. Каштелян, В. Н. и Н. А. Киес, С. М. Лахтерман, Е. П. Лебединская, И. И. Маликов, Ю. Г. Мандыч, С. Д. Морозов, Г. И. Нестеров, И. Я. Новодворская, М. И. Ольтенс, Л. М. Петлицкий, Ю. М. Польди, С. И. Розенталь, В. Ф. Самохвалов, Г. А. Сеничкин, Н. Л. Степанов, Г. И. Третьяков, И. И. ФедоСов. Л. Ф. Шлянии, В. Д. Шпак, Л. И. Штульман.
За время своего существования уч-ще выпустило св. 2 тысяч артистов разных жанров; многие из них стали выдающимися мастерами сов. цирка, широко известными и за рубежом: Карандаш, Олег Попов, Л. Енгибаров, руководители и участники отдельных цирковых номеров С. Арнаутов, Е. Бубнова, В. Волжанский, С. Кожевников, Л. Костюк, О. Лозовик, В. Французов, артисты Г. Адаскина, Э. Анзорге, В. Голиков, Н. Логачёва, В. Мусин, А. Николаев и мн. др. При помощи ГУЦЭИ цирковые учебные заведения созданы в Венгрии, Болгарии, ГДР, Польше, Монголии, на Кубе и в др. странах. В 1969 ГУЦЭИ награждено орденом Трудового Красного Знамени.
Лит.: За кадры циркового искусства, "Однодневная газета", 1939, 1 июля; Гальперин Ю., Воспитание актёра, "Сов. цирк", 1960, № 8; Гринман В., Шляпин Л., Школа смелости, ловкости, мастерства, "Среднее специальное образование", 1962, № 3; Островский Я., Школа ловкости, силы, веселья, "Культура и жизнь", 1963, № 5; Курзенков С., На арене весна, "Сов. эстрада и цирк", 1965, № 9; Счастливое начало, там же, 1967, № 5; Коган М. С. (сост.), Государственное училище циркового и эстрадного искусства, М., 1967.
ГРАЧЁВЫ — жонглёры на мачте. Руководитель и участник номера Василий Филиппович Г. (р. 8.8. 1930), партнёры — Евгений Владимирович Акифьев (р. 19.VII. 1930) и Михаил Алексеевич Чернов (р. 12.3. 1931). Окончили ГУЦИ (1951; на манеже — с того же года, ученики Н. Э. Баумана). Грачёв окончил также отделение режиссёров цирка ГИТИСа (1971). Трио существовало в 1951—73, с 1971 — вместо оставившего манеж Чернова выступал Алексей Алексеевич Бунин. Г. участвовали в гастролях за рубежом (Великобритания, Бельгия, ГДР, Канада, Румыния, США, страны Африки и Латинской Америки, Финляндия, Франция, Югославия, Япония). С 1976 Е. В. Акифьев работает в Союзгосцирке, В. Ф. Грачёв — режиссёр Всесоюзной дирекции по подготовке новых цирковых программ, аттракционов и номеров.
ГРИЛЬЕ Рудольф Александрович (р. 14.3.1914) — акробат, цирковой режиссёр, тренер. В цирке с 1922: ученик в труппе Труцци, акробат-каскадёр в дуэте с Сальтонс-Мази. В 1925—27 выступал с номером "Римские кольца" (псевд,— Стюарт), затем в номерах "Акробаты-эксцентрики" (1927—29, псевд.— Ватсон; 1933, псевд.— 2 Сальтонс 2), "Групповые акробаты" (1929—32, псевд.— Орлеанс, рук. К. Поздняков), "Батут" (1933—35, псевд.— Дельт); одновременно участвовал в номере "Турник" (группа Цасгей). В 1935 Г. с Н. Хибиным создали оригинальный акробатич. номер на переходной лестнице, поставивший их в ряд ведущих мастеров сов. цирка (псевд.— Риан). Из рекордных достижений дуэта: впервые на арене — переход через переходную лестницу в положении стойки "зубы в зубы" (на зубниках в виде сигар). В 30-е гг. Г.— участник группового номера пластич. акробатики "Мраморная группа" Мариано (снимался в фильме "Цирк"). В 1942 Г. сыграл роль немецкого офицера в пантомиме "Трое наших". В 1942—51 — педагог-режиссёр ГУЦИ, затем - режиссёр Союзгосцирка, Среди режиссёрских работ Г.: "Акробаты-вольтижёры Подерины", аттракцион "Дрессированные львицы" под рук. В. и Л. Шевченко, "Комические акробаты - Белей" и др. Эмма Анатольевна Г. (р. З.Х. 19.40) -- воздушная гимнастка, ученица и жена Рудольфа Александровича Г. Окончила ГУЦИ. Из её трюковых достижений: копфштейн на трапеции, в раскачке. Позднее — дрессировщица.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.