.RU
Карта сайта

Книга «Чтобы ребенок не был трудным» не плод досужих домыслов кабинетного ученого. Она создавалась на основе практической работы, в про­цессе наблюдения за детьми. Как за «трудными» - 10

^

Глава 9. Стоит ли выковывать из ребенка лидера?


— Что за вопрос?! — воскликнут многие взрослые (в первую очередь, мужчины). — Конечно, стоит! А для этого необходимо поощ­рять соревновательность. Ведь наша жизнь — сплошная борьба. Пусть привыкает, а то его всегда будут затирать.
^

Учитывайте характер ребенка


Ориентируя ребенка на лидерство, прежде все­го надо учитывать особенности его характера. Множество детей, которых воспитывают в ду­хе соревновательности, не оправдывают чая­ний взрослых. Особенно тихие, скромные ма­льчики или девочки. Если из них усиленно выковывают лидеров, на бедняг бывает жалко смотреть. От природы совсем не конкурент­ные, отнюдь не претендующие на вечное пер­вое место, они быстро начинают чувствовать свою ущербность — ведь им никак не удает­ся оправдать ожидания родителей. Характер не позволяет таким детям усиленно работать локтями, а родители вместо того, чтобы оце­нить скромность ребенка, считают его тру­сишкой, сравнивают с более бойкими ребятами (естественно, в пользу последних). В ре­зультате скромные дети перестают верить в свои силы, становятся забитыми, закомплек­сованными.
В одной американской книжке, посвящен­ной работе психотерапевта, рассказывается такой случай. Четырнадцатилетнюю девочку мама с детства ориентировала на карьеру чем­пионки по фигурному катанию.
— Если ты добьешься высот, если тебя за­метят, будешь как сыр в масле кататься, — внушала она девочке.
И не жалела ради этого ни времени, ни де­нег. Хотя с деньгами в семье было туго. Мама растила дочку одна, и приходилось ограничи­вать себя во всем, чтобы купить ей фирмен­ные коньки и прочие спортивные атрибуты.
Однако все усилия были тщетны. Нет, дочь не артачилась, помногу тренировалась, выпол­няла все указания тренера. Но на соревнова­ниях всегда оказывалась на третьем, а то и на четвертом месте. Маму это просто убивало.
— Ты же можешь быть первой! Да ты сто очков вперед дашь любой из своих соперниц! — возмущалась она после очередной дочкиной неудачи. — Ну, почему? Почему ты не хо­чешь мобилизоваться? Посмотри на девчонок. Они зубами вырывают победу. Для них ниче­го больше не существует, все подчинено един­ственной цели. А у тебя в решающий момент что-то заклинивает. Ну, пожалуйста, обещай мне, что в следующий раз ты выиграешь со­ревнования. Ты же видишь, я в жилу тянусь ради тебя, ради твоего будущего.
Девочка покорно обещала, но в следующий раз повторялось абсолютно то же самое. С каж­дой такой неудачей мама становилась все бо­лее нервной, дерганной, а дочь — подавленной и напряженной. Поделиться своими пережива­ниями девочке было не с кем, а напряжение, видимо, достигло критической точки. И тогда она... сделала себе кровопускание: слегка по­резала бритвой кожу на запястье. Когда на руке выступила кровь, напряжение мигом спа­ло, словно открыли какой-то клапан. Девочка немного посидела с закрытыми глазами, потом вытерла запачканный пол и пошла в свою ком­нату. Ей хотелось прилечь. Мало-помалу такие кровопускания стали для нее привычным спо­собом снятия напряжения. Первое время ей удавалось скрывать свою дурную привычку от посторонних, но затем самоконтроль ослабел, и она порой забывала закрыть дверь на задвиж­ку. Застав девочку за этим жутким занятием, мать, естественно, переполошилась и побежа­ла к психиатру. В беседе с ним девочка при­зналась, что в такие минуты она ничего уже не соображает и готова смести все на своем пути к «спасительной» бритве. Причем потреб­ность в такой своеобразной разрядке возника­ла у нее все чаще, а чувство опустошенности, появлявшееся потом, длилось все дольше. Это было сродни наркомании.
Конечно, описанный случай достаточно яр­кий, необычный. Но разве другие подростки, ищущие разрядки в более «традиционных» видах наркотиков, делают что-то принципи­ально отличное? — Нет. Не в силах справиться с давлением обстоятельств, с чувством соб­ственной неполноценности, неуспешности, они тоже прибегают к патологическому способу «выпуска пара». Вкатил себе дозу — и от­ключился.
— А ведь если б не мама, которой обяза­тельно хотелось иметь дочь-чемпионку, ниче­го такого не было бы, — с горечью рассуж­дал в книге врач. — Девочка-то была совер­шенно нормальной, просто не состязательный у нее характер.
А бывает наоборот. Ребенок жаждет лидер­ства. Он буквально во всем хочет быть пер­вым, но поскольку это не получается — нельзя же быть всем бочкам затычкой! — в душе его копятся обиды. Он считает себя не­справедливо обойденным, и если родители продолжают ориентировать его на состязатель­ность, в ребенке могут развиться зависть, аг­рессивность, тяготение к демонстративным выходкам. Интересно, что выковать лидера при этом из него так и не удается, посколь­ку лидер умеет не только становиться центром внимания, но и ладить с людьми.
^

Особенности культуры


Следует учитывать и вот какое обстоятельство: в русской культуре идея личного успеха ни­когда не была главенствующей. Даже наобо­рот, люди, которые шли к своей цели напро­лом, «по головам», дружно осуждались. А сло­во «карьерист» до сих пор имеет ярко выра­женный отрицательный оттенок. Да и характер здесь у людей, в общем-то, не соревнова­тельный. Ориентация на успех очень часто их не стимулирует, а наоборот, расхолаживает, напрягает и даже невротизирует. Сколько раз доводилось слышать: — Я, вообще-то, хорошо плаваю (бегаю, печатаю на машинке и прочее). Но наперегон­ки — не могу. У меня сразу руки-ноги дере­венеют, и я становлюсь как сонная муха.
Боясь, что они не смогут соответствовать предъявляемым к ним требованиям, многие люди предпочитают заранее отказаться от со­ревнования. Дескать, чего участвовать, раз у меня все равно не получится? И одна из са­мых распространенных жалоб родителей каса­ется именно этой проблемы: если у ребенка что-то не вытанцовывается, он бросает трудное занятие, и его никакими силами не заставишь снова за него взяться. Причем особенно ярко данная черта выражена у конкурентных, ам­бициозных детей. Хотя, казалось бы, все дол­жно быть наоборот: по идее, в конкурентном ребенке неудачи призваны только распалять дух соревновательности, стимулировать его к преодолению трудностей. Ан нет! Чем он кон­курентней, тем быстрее пасует, столкнувшись с поражением.
^

«Две большие разницы», как говорят в Одессе


Выходит, конкурентность и соревнователь­ность — разные вещи? — Похоже, что на нашей почве — да, это «две большие разницы». И истоки этих различий следует искать в особенностях общинной психологии, тради­ционной для России. Ведь она, эта психоло­гия, никуда не исчезла с упразднением крес­тьянских общин, а лишь немного осовремени­лась и обрела другие названия (например, в советское время ее окрестили «духом коллек­тивизма»). В последние годы, казалось бы, установки изменились. Государство начало поощрять в людях индивидуализм, общество стремительно атомизировалось... Но для мно­гих это оказалось непереносимым, и они на­чали искать объединения. Одни люди потяну­лись к церкви, пополнили приходы. Другие стали вступать в различные ассоциации, клу­бы, политические движения или... мафиозные группировки. Причем у молодежи, воспитыва­ющейся в новой, вроде бы антиобщинной ре­альности, тяга к «сбиванию в стаи» выраже­на даже больше, чем у пожилых людей.
Сказать, что в нашем обществе успех в принципе не поощряется, будет неправильно. Иначе у нас не было бы ни научных откры­тий, ни технических достижений, ни гени­альных книг и картин. А все это есть, при­чем в избытке.
Но у нас больше всего ценятся победы ВО ИМЯ ДРУГИХ. И именно под этим углом сто­ит посмотреть на проблему лидерства, конку­рентности и соревновательности. Взять, к при­меру, школьников. Кого они обычно уважают, кто становится центром притяжения в классе? Отличники? — Нет. К ним отношение, мягко говоря, неоднозначное. Особенно, если они кичатся своими пятерками и не дают списы­вать. Ребят, которые строят из себя «кру­тых», тоже не любят. Хотя перечить им от­важивается далеко не каждый. Тех, кто ще­голяет модной одеждой, похваляется родитель­скими деньгами и чинами, считают вообража­лами. Над «якалками», всюду лезущими впе­ред, откровенно потешаются. А реальным ли­дером становится тот, кто умеет ДЕЛИТЬСЯ. Делиться не только игрушками, мороженым и конфетами, но и хорошим настроением, фан­тазией, смелостью, силой, знаниями.

^

Успех вместе с другими и ради других


Поэтому детей, жаждущих лидерства, имеет смысл ориентировать на соревнование коман­дой. Чтобы они стремились к успеху вместе с другими и ради других. Как это делаем мы на занятиях в нашем психологическом театре, где нужно по очереди показывать театральные сценки. Конкурентным детям, естественно, хочется всегда быть первыми. Что предпри­нять? Окорачивать такого выскочку? Говорить: «Потерпи, в прошлый раз с тебя начали, те­перь давай другого вперед пропустим»? Но он, скорее всего, разобидится и начнет «качать права». С какой стати ему терпеть и кого-то пропускать? Вот если б ему конфету за это дали, тогда бы он еще подумал...
Но ситуация кардинально меняется, если подобраться к такому псевдолидеру с другой стороны. Если сказать: «Вась, давай ты будешь сегодня самым благородным и терпели­вым, а? Как по-твоему, ты сможешь пропус­тить вперед всех ребят и не расстроиться? Неужели сможешь? Вот это да! Смотрите, ре­бята, какой Вася благородный! Ему так хочет­ся выступить первым, а он согласился всех вас пропустить. Спасибо тебе, Вася! Ты насто­ящий рыцарь!»
У конкурентных детей надо как можно ско­рее сформировать чувство группы. Для них это трудно, ведь они эгоцентрики и не склон­ны к сопереживанию. Но если расширить в их представлении категорию «мое», они смо­гут стать настоящими лидерами. Одно дело, когда конкурентный ребенок видит в детях соперников, чуть ли не врагов, с которыми надо бороться, и совсем другое, когда он на­чинает считать их товарищами, которым он, такой умный, сильный, благородный, будет помогать.
Очень полезно затевать с конкурентными детьми игры, где нужно действовать сообща. Это и командные игры типа футбола, хоккея, лапты, вышибал. И рисование на большом ли­сте бумаги, когда перед детьми ставится зада­ча не перечеркнуть, а дополнить замысел то­варищей. И совместная лепка, и подготовка какого-нибудь представления или спектакля, где каждый не сам по себе, а только в связ­ке с другими может достичь желаемой цели. И ролевые игры, в которых сквозной нитью проходит мысль о важности сплочения, друж­ной совместной работы, заботы о ближнем (на­пример, для мальчиков подходят игры «в пожарников», «в моряков», «в пограничников»; для девочек — «в больницу», «в магазин» или «в ресторан»).
^

Как сделать, чтобы ребенок не рвался быть каждой бочке затычкой?


Для этого надо прежде всего разобраться, в чем ваши сын или дочь — реальные, а не та­кие, какими вам хотелось бы их видеть — могут преуспеть.
Ведь очень часто родители стремятся реали­зовать в детях то, чего не удалось добиться им самим. Мама мечтала стать балериной, но не смогла, и вот она на аркане тащит дочь в ба­летную студию, хотя у той ничего, кроме ком­плексов, это не порождает, потому что у нее и ноги толстоваты, и гибкости недостаточно. А главное, не лежит душа к балету! Что тут поделаешь?
Мама несчастной фигуристки, искромсав­шей себе бритвой все руки, тоже, по сути, пыталась самоутвердиться за счет собственно­го ребенка. В личной жизни ей не повезло: рано расставшись с отцом девочки, она так и не вышла второй раз замуж. Работа ее совсем не увлекала, заработки тоже не вдохновляли. Вот она и поставила на дочь, как на скаковую лошадь. И в результате чуть не загнала ее, ведь девочку пришлось положить в психиатри­ческую больницу — настолько тяжелое у нее уже было состояние.
Присмотритесь к ребенку и постарайтесь понять, каковы его склонности. Не способно­сти — в раннем возрасте они далеко не у всех детей выражены ярко — а именно склоннос­ти, обусловленные характером.
Болтушка ваша дочь или молчунья? Любит фантазировать или, наоборот, на редкость практична, рассудительна?
Болтливую «назначьте» искусной рассказчи­цей, внушайте ей, что это ее достоинство. А параллельно помогайте овладеть риторически­ми приемами, боритесь со словами-«сорняка­ми» — в общем, создавайте благоприятную почву для развития природных склонностей.
Фантазерку побуждайте придумывать инте­ресные истории, сказки.
С практичным ребенком почаще советуй­тесь по разным бытовым вопросам. Давайте ему понять, что вы цените его мнение, даже если он пока еще не всегда дает вам дельные советы.
У вашего мальчика живой, подвижный ум? Пусть будет самым находчивым и сообрази­тельным. Он, наоборот, немного тугодум и долго раскачивается прежде, чем взяться за дело? В таком случае объявите его самым об­стоятельным и разумным ребенком на свете и почаще вспоминайте пословицу «Поспешишь — людей насмешишь». Не заставляйте сына со­ревноваться с более проворными детьми, а если такая ситуация все равно возникнет (на­пример, в школе), подчеркивайте его плюсы. Допустим, аккуратность, хороший почерк, взвешенность ответов и т. п.
Самое главное — это предоставить ребенку адекватную площадку для самоутверждения. Если он будет доволен результатами, то жела­ние лидировать всегда и во всем постепенно сойдет на нет. Ведь оно свидетельствует не столько о реальной тяге к лидерству, сколь­ко о неудовлетворенности собой. Так ведут себя только несостоявшиеся люди. А когда человек находит себя в чем-то, он успокаива­ется и уже не рвется быть каждой бочке за­тычкой.
^

Вам нужен ребенок или его успеха?


Усиленно поощрять в ребенке дух соревнова­тельности опасно еще и потому, что у него могут возникнуть искаженные представления о родительских чувствах, да и самих родителях.
— Вам нужен не я, а мои успехи, — ду­мает такой мальчик или такая девочка.
А это ужасно обидно! Вы только представь­те себе, что муж любит вас за вашу высокую зарплату (аналог школьных оценок). Или за квартиру. Или за диссертацию. А сами по себе, без этих достижений, вы ему не нужны, неинтересны. Как вам такая «любовь»?
Поэтому-то некоторые «образцовые» дети в подростковом возрасте неожиданно начинают бунтовать: перестают заниматься в кружках, запускают учебу, связываются с нехорошими компаниями.
— А мне среди моих друзей не надо из кожи вон вылезать, — вызывающе говорят они. — Меня там принимают таким, какой я есть.
Соответственно, родители начинают казать­ся ребенку черствыми, эгоистичными, расчет­ливыми. Он отдаляется от них, ожесточается, становится грубым и агрессивным. А взрос­лые не понимают, в чем причина такой пере­мены, списывают все на дурное влияние ули­цы, сетуют на детскую неблагодарность, бега­ют по психологам — словом, делают все, кро­ме одного: не признают своей вины.
— Ну, хорошо, — скажет читатель. — До­пустим, все это так. Но нельзя же бесконеч­но создавать ребенку условия наибольшего благоприятствования! Жизнь, она штука жес­ткая. И конкуренция в ней о-го-го какая, сколько ни тверди, что это не в наших тради­циях. Да одно поступление в институт чего стоит!
Но ведь никому не приходит в голову на­вьючивать на дошкольников мешок с картош­кой под предлогом, что во взрослом возрасте им придется перетаскивать тяжести. Все по­нимают, что неокрепший детский позвоноч­ник может не выдержать. Почему же, когда речь заходит о детской психике, критерии вдруг меняются?
Да, нельзя прожить жизнь в тепличных условиях. Но к тому моменту, когда ребенок выйдет из-под родительской опеки, психика его окрепнет. Желание попробовать свои силы, посостязаться с миром, доказать себе и дру­гим, что ты способен ставить рекорды, возни­кает чаще всего в подростково-юношеском воз­расте. Именно тогда большинство мальчишек начинает качать мускулы, развивать в себе силу воли, выносливость, смелость. А значит, этот период наиболее благоприятен и для раз­вития соревновательности.
«Каждому овощу свое время», — гласит мудрая пословица. И родители, которые об этом помнят, обычно бывают довольны собран­ным урожаем.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.