.RU
Карта сайта

б) Медитация на буйволице - Концентрации и медитации по-прежнему очень мало. На наш взгляд, это лучшее пособие,...


б) Медитация на буйволице


Кришна Чайтанья, брахмачари из ашрамы1 на берегах священной Нармады, пришел к Рама Ачарье и попросил того дать ему урок медитации. Рама Ачарья сказал Кришне: «Кришна, медитируй на Господе Кришне со скрещенными ногами и флейтой в руках, восседающем в центре большого солнца в лотосе твоего сердца, Мысленно повторяй мантру Кришны: «Ом намо бхагаватэ васудэва». Кришна Чайтанья ответил: «Гуруджи, я туповат. Мне это не под силу. Это слишком трудно. Мантра такая длинная! Прошу тебя, посоветуй мне способ попроще».
Рама Ачарья сказал: «Кришна Чайтанья! Не бойся, я расскажу тебе о простом способе. Слушай. Поставь перед собой красивую медную фигурку Шри Кришны. Сядь в позу лотоса. Внимательно рассматривай эту фигурку, ее руки и ноги. Не смотри ни на что другое». Кришна Чайтанья ответил: «Гуруджи, это еще труднее. От сидения со скрещенными ногами у меня заболят колени и бедра. Я начну думать о боли и уже не смогу смотреть на фигурку. Мне придется сидеть неподвижно, смотреть внимательно и перемещать взгляд по разным частям фигурки, но я не могу делать одновременно много дел и помнить сразу о нескольких вещах. Гуруджи Махарадж, прошу тебя, посоветуй мне самый простой способ».
Рама Ачарья сказал: «Чайтанья, поставь перед собой фотографию своего отца, прими любую удобную позу и просто немного посиди, глядя на портрет». Кришна Чайтанья ответил: «Гуру, мой покровитель, это тоже трудно, потому что я очень боюсь отца. Он ужасный человек. Раньше он жестоко меня избивал. Я содрогаюсь от одной мысли о нем, мои ноги слабеют. Такой способ мне не подойдет. Должен сказать, он еще труднее предыдущих. Умоляю тебя, Гуруджи, посоветуй мне самый-самый простой способ. Я непременно последую твоему совету».
Рама Ачарья сказал: «Кришна, скажи-ка, что ты больше всего любишь?» Кришна ответил: «Гуруджи, у меня есть буйволица. Она дает много молока, из которого я делаю творог и масло. Больше всего я люблю ее. Я постоянно думаю о ней». Рама Ачарья сказал: «Кришна, иди домой и запри дверь. Сядь на коврик в углу и постоянно думай о своей буйволице, медитируй на ней, не вспоминая ни о чем другом. Сделай это прямо сейчас».
На этот раз Кришна Чайтанья был очень доволен. Он пришел домой в веселом, жизнерадостном настроении и сделал все в точности так, как велел гуру. Он усердно медитировал на буйволице и не сходил с места целых три дня.
Он позабыл о еде, не сознавал тела и всего, что происходило вокруг. Он целиком погрузился в мысли о буйволице. На третий день к нему пришел Рама Ачарья, который пожелал узнать, как идут дела у Кришны. Он увидел, что тот погружен в глубокую медитацию. Гуру громко произнес: «Кришна, как ты себя чувствуешь? Выходи из комнаты и поешь». Кришна ответил: «Гуруджи, я так тебе благодарен! Я погружен в глубокую медитацию и не могу выйти. Я стал большим. У меня на голове выросли рога. Я не смогу протиснуться через дверь комнаты. Я очень люблю свою буйволицу и сам стал буйволом».
Рама Ачарья понял, что разум Кришны достиг экаграты и готов к переходу в самадхи. Рама Ачарья сказал: «Кришна, ты не буйвол. Смени объект медитации. Забудь облик буйволицы (нама и рупа, название и форму), медитируй на основополагающей сущности буйвола, Сат-Чит-Ананде, собственной истинной природе». Кришна Чайтанья выполнил указания гуру и достиг кайвалья-мукти, окончательной цели существования.
Эта история показывает, насколько легко дается медитация, если разуму нравится ее объект.
Патанджали Махариши предлагает разные методы медитации: «...[размышление] о лучезарном, который недоступен никаким страданиям. Или [размышление] о сердце, отказавшемся от всех привязанностей к чувственным предметам. Или [размышление] о знании, которое приходит во сне» («Йога-сутры», 1:36-38). Наконец, в 39-й сутре первой части он говорит: «Ятхабхиматадхьянадва» — «[Размышление] о чем бы то ни было, что привлекает как добро». Легко сосредоточиваться на том, что больше всего нравится уму.
1 Несмотря на широкое распространение формы «ашрам», мы решили использовать в этой книге правильный санскритский вариант.

в) Медитация на двенадцати добродетелях


Ежедневно по десять минут медитируйте на двенадцати добродетелях:
январь — скромность
февраль — прямодушие (арджава)
март — смелость
апрель — терпение
май — милосердие (карунья)
июнь — великодушие
июль — честность
август — чистая любовь
сентябрь — щедрость
октябрь — умение прощать
ноябрь — уравновешенность
декабрь — удовлетворенность
Медитируйте на Чистоте, Упорстве, Усердии, сахасе (целеустремленности) и утсахе (рвении). Представляйте себе, что действительно обладаете этими качествами. Скажите себе: «Я терпелив. Отныне я перестану испытывать раздражение и докажу это в повседневности. Я совершенствуюсь». Думайте о преимуществах терпеливости и недостатках раздражительности.
Духовный путь извилист, тернист и обрывист. Он очень долог. Ноги устают и покрываются шрамами. Сердцу не хватает воздуха. Но награда очень велика — Бессмертие. Будьте настойчивы, упорно идите вперед. Будьте начеку. Оставайтесь ловким и проворным как белка. На этом пути есть места для отдыха.
Слушайте тихий внутренний голос, он направляет всех чистых и искренних.

г) Медитация на божественных песнях


При наличии голоса и слуха отправляйтесь в уединенное место и пойте от души. Забудьте себя, забудьте прошлое, забудьте обо всем вокруг. Это очень просто. Подберите прекрасные стотры (гимны), молитвы или философские отрывки. Этим способом достиг осознания Рам Прасад, известный святой из Бенгалии. Равана1 усладил слух Бога Шивы строфами из Сама-веды, подыгрывая себе на струнах, вырванных из собственного тела.
Пение хорошо отвлекает разум от объектов чувственного восприятия. Оно быстро возвышает и расширяет мышление. Такой разум легко сосредоточить на сагуна- или ниргуна-брахмане. Нужны только хороший вкус, музыкальный дар, чистосердечность и усердные занятия концентрацией.
1 В «Рамаяне» царь ракшасов (демонов), антагонист Рамы, похитивший его жену Ситу.

д) Медитация на шлоках «Гиты»


Заучите наизусть важные шлоки «Бхагавад-Гиты». Приняв какую-нибудь асану, мысленно повторяйте их.
1. Во второй главе есть важные шлоки о «бессмертии Души». Концентрироваться и медитировать на этих мыслях очень полезно.
2. Медитируйте на мыслях из тех шлок второй главы, которые рассказывают о состоянии стхита-праджня, упрочившегося знания.
3. Медитируйте на идеях шлок шестой главы, описывающих результаты йоги.
4. Медитируйте на идеях тринадцатой главы, где говорится о качествах джняна-йога.
5. Медитируйте на шлоках шестнадцатой главы, рассказывающих о природе божественных добродетелей.
6. Медитируйте на идее вишварупа-даршаны (видения Вездесущности) из одиннадцатой главы.
7. Медитируйте на шлоках «Поклоняющийся дорог Мне» из двенадцатой главы.
8. Медитируйте на идеях гунатиты (вне гун) из четырнадцатой главы.
Я дал восемь вариантов. Выбирайте самый подходящий. Кроме того, их можно чередовать.

4. Сагуна-медитация


а) Медитация над иштадэвате


Это медитация на мурти, внешнем облике Господа Кришны, Рамы, Шивы или Дэви. Это конкретная форма медитации для людей, склонных к бхакти-марга (пути религиозного поклонения). Такая медитация связана с гунами, качествами Бога. Повторяйте Его имя. Думайте о его качествах — Всеведении, Всемогуществе, Вездесущности и так далее. Разум наполнится чистотой. Чудесными объектами для конкретной медитации служат изображения Кришны с флейтой в руках и Бога Вишну, держащего раковину, диск, палицу и лотос. Представляйте Господа на престоле лотоса своего сердца, среди ослепительного света. Думайте о Его лотосоподобных стопах, желтой шелковой накидке, ожерелье с драгоценным камнем каустубха, серьгах, венце, браслетах, раковине, диске, палице и лотосе, а затем вновь возвращайтесь к стопам. Повторяйте это упражнение снова и снова.
^ Сагуна-медитация — это медитация на внешней форме. В соответствии с наклонностями и вкусами, выбирайте любого мурти — Шиву, Раму или Кришну — либо положитесь на советы гуру. Учитель может выбрать для ученика иштадэвату, покровительствующее, направляющее божество. Лучник упражняется сначала на крупных мишенях, затем на мишенях средней величины и лишь потом начинает стрелять в крошечные мишени. Сходным образом, в первое время следует начинать с сагуна-медитации, а после, когда разум подготовлен и дисциплинирован, можно переходить к ниракара, ниргуна-медитации. В отличие от сагуна-медитации, ниргуна-дхьяна представляет собой медитацию на отвлеченной идее. Сагуна-упасана устраняет викшепу.
Три-шесть месяцев занимайтесь тратакой, используя любое изображение. Через полгода таких упражнений от получаса до двух часов медитируйте на мысленном образе мурти. Помещайте этот образ только в трикути, межбровье. Учитесь замечать, ощущать иштадэвату в каждом явлении мироздания. Медитируя, мысленно повторяйте мантру своего дэ-ваты. Думайте о таких качествах божества, как Всемогущество, Всеведение и так далее. Почувствуйте, как эти саттвические качества перетекают от божества к вам. Ощутите, что тоже обладаете этими сат-тва-бхаванами. При добросовестной садхане ученик уже через год-два достигает способности видеть (даршаны) своего иштадэвату. Следуйте этим указаниям. Они способствуют концентрации. Перемещайте мысленный взор на различные части тела мурти. В сагуна-медитации очень полезна тратака. Вот как, например, можно медитировать на изображении четырехрукого Господа Вишну:
«Дхьейя сада савитримандаламадхьяварти
Нарайянах сарасиджасанасаннивиштах
^ Кейюраван макаракундалаван кирити
Хари хиранмайявапур-дхритасанкхачакрах.
Санкхачакрагадапанэ Двараканилайячьюта».
«Медитируйте на Нарайяне, восседающем в позе лотоса в сердцевине лучезарного солнца на лотосе сердца или в трикути; Он украшен золотыми браслетами с бриллиантами, серьгами, золотым венцом с алмазами, золотым ожерельем с камнем каустубха; в четырех руках держит Он диск, раковину, палицу и цветок лотоса, — вот неразрушимая, ачьюта [неизменная] Дварака1».
Во время медитации направляйте разум на различные участки образа Вишну. Мысленно созерцайте сначала Его стопы, затем ноги, желтую шелковую на-: кидку, золотую хару (нить жемчуга) с алмазом, камень каустубху, затем Его грудь, макаракундалы (серьги), лицо, венец на голове, диск в правой верхней руке, раковину в левой верхней руке, палицу в правой нижней руке и цветок лотоса в левой: нижней руке. Таков порядок созерцания. Затем вернитесь к стопам и снова поднимайтесь вверх. При этом разум не будет ускользать в сторону.
Медитируйте сначала на вират-пуруше, затем переходите к сагуна-медитации и, наконец, к ниргуна-медитации.
1 Название древней столицы Кришны в западной части современного Гуджарата.

б) Медитация на вират-пуруше


Приняв в своей комнате для медитаций падмасану или сиддхасану, по полчаса в день медитируйте над перечисленными образами:
1. Небо — Его голова.
2. Земля — Его стопы.
3. Стороны света — Его руки.
4. Солнце и Луна — Его глаза.
5. Огонь — Его рот.
6. Дхарма — Его грудь.
7. Травы — Его волосы.
8. Горы — Его кости.
9. Море — Его мочевой пузырь.
10. Реки — Его артерии и вены.
Эту грубую форму медитации выполняют в течение восьми месяцев. Она расширяет разум. После этого переходят к сагуна-медитации на облике Бога (Рамы, Кришны или Шивы). Такой медитацией занимаются на протяжении года, а затем переходят к ниргуна-медитации на Брахмане. Благодаря этим приемам разум становится пригодным для абстрактной медитации на отвлеченной идее.

в) Медитация на Гайятри


В Ведах Гайятри называют «Благословенной Матерью». Это символ Бога, Владыки всех сотворенных существ. ^ Джапа гайятри-мантры приносит читта-шуддхи (очищение ума), без которого на духовном пути ничего не достичь. Без такого очищения нельзя продвинуться вперед ни на йоту. Гайятри-мантра — это очень действенная универсальная молитва. Ее называют также брахма-гайятри.
«Ом бхур бхувак свах;
тат Савитур вареньям
бхарго дэвасъя дхимахи;
дхийо йо нах прачодайят»
ОМ Парабрахман
бхур бху-лока (материальный план)
бхувах антар-икша-лока (астральный план)
свах сварга-лока (небесный план)
Тат Брахман, Параматман
Савитур Савитар, Ишвара, Творец
вареньям достойный поклонения
бхарго устраняющий грехи и неведение
дэвасья Величие Сиятельного
дхимахи «медитируем»
дхийо высшие разумы, буддхи
йо «кто, который»
нах «наш»
прачодайят «просветлять»
«Медитируем на Величии Ишвары, который сотворил эту вселенную, который достоин поклонения, который устраняет грехи и неведение. Да просветит он наши буддхи».
Приняв ванну перед самым восходом солнца, уединитесь в комнате для медитаций. Приняв удобную асану, мысленно как можно больше раз — но не меньше ста восьми — повторите эту мантру. Почувствуйте, как Гайятри дарует свет, чистоту и мудрость. Концентрируйтесь на сущности Гайятри. Это очень важно. Взгляд сосредоточьте на трикути.

5. Ниргуна-медитация


а) Медитация на идеях, связанных с Брахманом


Это медитация на ниргуна-брахмане. Это ахамграха-упасана. Это медитация на ОМ. Это медитация на отвлеченной идее. Сядьте в падмасану. Мысленно повторяйте ОМ. Постоянно удерживайте в голове содержание ОМ. Ощутите себя Всепроникающим Бесконечным Светом. Ощутите, что вы —шуддха-Сат-Чит-Ананда, вьяпака Атман, нитья шуддха буддха мукта (чистое существование-сознание-счастье, все-наполняющий Атман, вечный, чистый, мыслящий, освобожденный), вечно свободный Брахман. Почувствуйте себя чайтаньей (чистым сознанием). Ощутите себя «акханда парипурна экараса шанта» (неделимым, исполненным полноты, однородным, спокойным), Бесконечным, Вечным, Неизменным Бытием. Каждый атом, каждая молекула, каждый нерв, вена, артерия тела должны мощно вибрировать в согласии с этими мыслями. Бессмысленное повторение ОМ не принесет пользы. ОМ нужно произносить сердцем, умом и душой. Нужно всей душой ощущать, что являешься утонченным всепроникающим сознанием. Следует всегда поддерживать в себе это ощущение.
Мысленно повторяя ^ ОМ, отказывайтесь от идеи тела. Распевая ОМ, ощущайте:
Я — Бесконечность ОМ ОМ ОМ
Я — Свет ОМ ОМ ОМ
Я — Радость ОМ ОМ ОМ
Я — Величие ОМ ОМ ОМ
Я — Могущество ОМ ОМ ОМ
Я — Знание ОМ ОМ ОМ
Я — Ананда ОМ ОМ ОМ
Постоянно медитируйте на таких идеях. Нельзя обойтись без непрестанных усилий, рвения и усердия. Неутомимо повторяйте эти слова. Вы добьетесь Осознания. Через два-три года придет атма-даршана, видение Атмана.
Сила воли и манана, умение размышлять, — вот два условия, играющие решающую роль в ниргуна-медитации и ведантистской садхане. Манане предшествует шравана, слушание шpymu. Манана влечет постоянную, ревностную и усердную нидидхьясану, глубокую медитацию. Нидидхьясана влечет сакшаткару, или апарокшу (прямое восприятие). Падая на раскаленный металл, капля воды испаряется. Точно так же поглощаются Брахманом разум и абхаса-чай-танья (отраженное сознание). Остается чинматра, чайтанья-матра — «только сознание», Абсолютное
Сознание. ^ Шравана, манана и нидидхьясана ведантистской садханы соответствуют дхаране, дхьяне и самадхи в раджа-йоге Патанджали Махариши.
При религиозном поклонении, медитации и джапе разум принимает форму объекта поклонения и на некоторое время очищается чистотой этого объекта, иштадэваты. Благодаря постоянной практике (абхьясе), разум наполняется этим объектом, вытесняющим все прочие. Он утверждается в своей чистоте и не устремляется к нечистому. Пока разум живет и действует, ему требуется объект восприятия, а цель садханы заключается в том, чтобы предоставить разуму полный чистоты объект.
Постоянно повторяющийся мелодичный звук, возникающий при джапе, воссоздает в восприятии соответствующий объект, то есть дэвату. Опираясь на могущество санскар, мантры набирают созидающую силу благодаря многократному повторению.
В самадхи разум теряет независимое сознание и отождествляется с объектом медитации. Медитирующий и объект медитации, поклоняющийся и предмет поклонения, мыслитель и мысль объединяются в неразрывное целое. Субъект и объект, ахам и идам («я» и «это»), дрик и дришья (видящий и видимое), воспринимающий и воспринимаемое становятся одним. Пракаша (свет истины) и вимарша (обдумывание) сливаются воедино. Единство, Тождественность, Однородность, Единственность, Одинаковость — вот что такое нирвикальпа-самадхи.
Есть два рода нирвикальпа-самадхи. В одном случае джняна-йог видит весь мир внутри себя в форме движения мыслей, образа бытия и собственного существования; он уподобляется Брахману, покоящемуся в Брахмане (сварупа-вишранти, успокоение в самосуществовании). Брахман наблюдает мир в самом
Себе как собственную санкальпу (плод воображения), или виварту (видимость, иллюзию). Таким видит его и джняни. Это высшее состояние Осознания, которого достигли Господь Кришна, Даттатрейя, Шри Шанкара, Джнянадэва и другие.
«Сарвабхутастхам атманам Сарвабхутани чатмани Икшатэ йогайюктатма Сарватра самадаршана».
«Все существа пребывающими в Атмане, и Атма-на, пребывающего во всех существах, видит предавшийся йоге, везде зрящий Одно». («Гита», 6:29)
Тот, кто не достиг Осознания, видит мир как нечто внешнее, постороннее и независимое. Это вызвано авидьей.
Во втором виде нирвикальпа-самадхи мир полностью исчезает из восприятия и джняни обретает покой в шуддха-ниргуна Брахмане, разрешив проблему радджу-сарпа ньяя, змеи и веревки1. Покинув савикальпа-самадхи, раджа-йог встречается с джняни в ниргуна Брахмане благодаря брахма-кара-вритти (мыслям исключительно о Брахмане).
1 Аналогия, иллюстрируюая парадоксальность восприятия иллюзорного и проблему его существования: если веревку ошибочно принимают за змею, то что можно сказать о существовании подлинного и кажущегося предметов?
За всеми названиями и формами кроется всеобщая одушевленная Сила, Разум. Медитируйте на этой лишенной формы Мыслящей Силе. Это первоначальная ниргуна-медитация, рано или поздно приводящая к постижению Абсолютного, ниргуна и ниракара сознания.
Примите падмасану и концентрируйтесь на воздухе. Это ведет к осознанию лишенного названий и форм Брахмана, Единой Живой Истины.
Вообразите, что за всеми явлениями кроется парама, ананта, акханда джьотис (Высшая, Бесконечная, Неделимая Лучезарность), превышающая по яркости свет мириадов солнц. Медитируйте на ней. Это еще один пример ниргуна-медитации.
Сосредоточьтесь и медитируйте на беспредельном небе. Это тоже ниргуна, ниракара медитация. Благодаря предшествовавшим приемам концентрации разум прекращает мыслить о конечных формах, начинает медленно таять в океане Покоя, так как лишается содержимого — разнообразных форм. Он становится все утонченнее.
^ Ниргуна-медитация — это абстрактная медитация на ниргуна Брахмане. С бхавой (чувством) мысленно повторяйте ОМ, связывая с этим идею Сат-Чит-Ананды, Чистоты-Совершенства-Блаженства. Думайте: «Я — Счастье. Я — Блаженство. Я — сварупа. Асангохам (я ни с чем не связан). Кевалохам (я единственен). Акханда-экараса-чинматрохам (я неделимое, единообразное Сознание)».
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.