.RU
Карта сайта

АРТУР ШНИЦЛЕР (ARTHUR SCHNITZLER 1862-1939) - Справочник адресован широкому кругу читателей. Isвn 5-7684-0515-1...

^ АРТУР ШНИЦЛЕР (ARTHUR SCHNITZLER 1862-1939)
— драматург и новеллист. Родился в семье врача и сам получил медицинское образование. Однако вскоре после окончания медицинского факультета Шницлер всецело посвятил себя литературной деятельности. Начав творческий путь в кружке «венских импрессионистов», Шницлер в поздние годы вплотную подошел к разработке социальных тем. Критика высших слоев буржуазии, перво­начально весьма умеренная, переходит у него в 1911—1917 гг. в резкое обличение ханжества и продажности. После Первой мировой войны Шницлер снова отошел от социальных проблем и обратился к изображению узколичных переживаний героев. Глубина анализа, живость в изобра­жении характеров, остроумие и занимательность сюжета, умение воплотить в произведениях дух эпохи дали право считать Шницлера классиком австрийской литературы. Особенно популярны его короткие и изящные пьесы-миниатюры.
^

Зеленый попугай

(Der grune Kakadu. 1899)
— одноактная пьеса, действие которой происходит в Париже в канун Великой французской революции 1789 г. События развертываются в кабачке «Зеленый попугай». Пьеса отличается остроумной интригой, интересна сатирическими зарисовками и бытовыми картинами, воспроиз­водящими Францию эпохи революции. Высокомерные, невежественные дворяне; пресыщенные буржуа, примазывающиеся к народному движению; представители «черни» — все эти персонажи колоритно, выразительно и правдиво представлены в пьесе Шницлера.
^

Поручик Густль

(Leutnant Gustl. 1901)
— известная новелла австрийского писателя. Ее герой, поручик Густль, — человек, полный чван­ства и самомнения, рассматривающий жизнь только с позиций кодекса офицерской чести. У него происходит случайное столкновение с простолюдином, силачом-булочником. Густль нагрубил ему, и булочник, не дав Густлю выхватить саблю, прочитал ему длинную нотацию, закончив ее самым презрительным отзывом об умственных способностях офицера. Густль впадает в глубокое отчаяние. Если окружающие узнают, что офицер был оскорблен и не дрался на дуэли, он будет обесчещен и изгнан из полка. Мучимый раскаянием, стыдом и злостью, Густль приходит к мысли о самоубийстве. Он уже твердо решает уйти из жизни, как вдруг узнает, что его обидчик сразу же после ссоры умер от апоплексического удара и. следовательно, никому не успел рассказать о происшедшем. Поручик Густль бесконечно счастлив: умирать не требуется, его позор оста­нется неизвестен. От недавнего раскаяния не остается и следа. Он снова становится высокомер­ным, грубым и заносчивым. Новелла «Поручик Густль» была высоко оценена литературной критикой. В ней писателю удалось передать психологическое напряжение человека, находящегося на рубеже жизни и смерти, когда перед его мысленным взором в потоке сознания проносится вся жизнь.

[51]


Произведения
Полное собрание произведений: В 8 т. / Ред. В. М. Саблина. — М.: Саблин, 1903—1905; Жена мудреца; Новеллы и повести / Вступ. ст. Р. Самарина; Сост. и примеч. Т. Путинцевой. — М.: Худож. лит., 1967.— 702 с.; Зеленый попугай; Парацельзус; Подруга: Трилогия; Пьесы / Пер. в стихах В.Дунаева.— М.: Госиздат, 1922.— 116 с.
Dramen; Anatol; Liebelei; Reigen; Der grime Kakadu; Professor Bernhardi; Fink und Fliederbusch. — Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1968.- 605 S.; Erzahlungen. - 2. Aufl. / Ausgew. v. Ch. Gahler, E. Zak.— Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1969.— 390 S.; Leutnant Gustl. — 3. Aufl. — Berlin: Fischer, 1901.- 101 S.
Литература
Specht R. Arthur Schnitzler: Der Dichter und sein Werk. — Berlin: Fischer, 1922. — 345 S.; Rieder H. Arthur Schnitzler: Das dramatische Werk.— Wien: Bergland-Verl., cop. 1973.— 108 S.
^

ГУСТАВ МЕЙРИНК

(GUSTAV MEYRINK. 1868-1932), Майринк
— наряду с Р. М. Рильке, Ф. Верфелем и Ф. Кафкой принадлежал к так называемой пражской школе литературы немецкого языка. Окончив гимназию в Гамбурге и пражскую коммерческую школу, в 1899—1902 гг. был в Праге банкиром. В 1902 г. банк обанкротился, и Мейринка арестовали по обвинению в мошенничестве; на этой почве он пережил тяжелое нервное заболе­вание. С 1901 г. Мейринк начал сотрудничать в немецком сатирическом еженедельнике «Симплициссимус»; в 1904 г. редактировал венский журнал «Милый Августин». Болезнь пробудила у Мейринка тягу к иррациональному, интерес к оккультизму, теософии, каббале, христианской софиологии, мистическим учениям Востока. Он перевел на немецкий язык несколько книг такого рода, сам написал оккультное сочинение «На пороге потустороннего» (1923), в 1927 г. принял буддизм. Мейринку принадлежат сборники новелл «Горячий солдат» (1903), «Орхидеи» (1904), «Кабинет восковых фигур» (1907), объединенные в трехтомник «Волшебный рог немецкого обы­вателя» (1909—1913), «Летучие мыши» (1916) и др.; романы «Голем» (1915), «Зеленый лик» (1916), «Вальпургиева ночь» (1917), «Белый доминиканец» (1921), «Ангел западного окна» (1927). Он также перевел избранные романы Ч.Диккенса (16 т., 1909—1914). Традиции немецкого романтизма, в первую очередь Э. Т. А. Гофмана и А. фон Арнима, прихотливо и органично сочетаются в творчестве Мейринка с элементами поэтики экспрессионизма — гротеском на грани гиньоля, живописанием эстетически безобразного, контрастами, преувеличением и крупным планом. При этом стиль Мейринка отмечен тщательностью и точностью психологического письма, прежде всего в раскрытии ощущений человека между явью и сном, состояний неуверенности, смутной тревоги, кошмара. В его прозе постоянно повторяются темы двуединства сна и яви, двойничества, сопряжения легенды и действительности, наследования «души» («кармы») предков — потомками, поиска героем разгадки собственного «я» и выхода к высшим космическим силам. Происходящее с персонажами трактуется как земное отражение и воплощение титанической борьбы вселенских сил добра и зла, светлого и темного начал. Мейринк был блестящим рассказчиком, мастером сюжета, мэтром макабра, умевшим с предельной живостью и убедительностью, плотно и сочно обрисовать конкретное историческое время и место, в которые «вписаны» жизнь и видения его персонажей, — от Праги XIX в. в «Големе» до шекспировской Англии в «Ангеле западного окна», одном из самых значительных эзотерических романов европейской литературы.
^

Голем

(Der Golem. 1915)
— самый знаменитый роман Мейринка. Повествователь в своем видении-сне перевоплощается в резчика по камню Атанасиуса Перната и переживает таинственные метаморфозы, которые проис­ходили с тем за тридцать с лишним лет до того. Пернат узнает, что долго пробыл в сумасшедшем доме, но память его «замурована». Он по крупинкам пытается восстановить свое прошлое, которое открывается ему в бессвязных картинах и ощущениях, вспыхивающих по ассоциациям и в «памяти» чувств, — процесс, раскрытый писателем с утонченной, подчас клинической изощренностью. На путях разгадки тайны собственной личности и своего предназначения Пернат проходит через испытания житейского и мистического свойства. Он оказывается втянутым в коварную игру, замешанную на преступлении, убийстве и мести; опьяняется влечением к прекрасной женщине, которую в юности знал еще девочкой, но на самом деле, не сознавая того, уже охвачен любовью к своей небесной избраннице Мириам; оклеветанный, долго томится в тюрьме. В то же время он погружается в мир материализованных легенд пражского еврейского гетто: встречает своего ис­тинного двойника, именуемого на арамейском «Гавла де-Гармей» — «дух костей», с которым

[52]


мерится силой ледяной ночью в комнате без дверей, только с одним окном, где обитает Голем;
с этим истуканом, сотворенным в свое время неким раввином и обретающим призрачное суще­ствование один раз в 33 года, когда он появляется на людях в еврейском квартале, Перната связывают загадочные нити, так что он бывает способен ощущать себя Големом. В конце концов невиновность Перната установлена, он выходит на волю и, преображенный в огне, сочетается с Мириам мистическим браком. Художественная структура романа безукоризненна, фантастика и реальность взаимопроникают и взаимодействуют в сюжете по законам строгой логики. Главным же действующим лицом «Голема» выступает сама Прага во всей ее многоликости, с роскошными особняками и нищими доходными домами, широкими аллеями и тесными улочками гетто, камен­ными мостами и петляющими подземными ходами, модными кафе и трактирами низкого пошиба, прекрасными Градчанами и мерзкими каталажками, со всем многообразием ее городских типов, от великосветских прожигателей жизни до нищей братии, от преступников до страстотерпцев. Примечателен и язык романа — выразительный и богатый за счет обращения к различным интонациям и оттенкам — речи образованных слоев, воровскому арго, говору гетто, чешско-немецкому волапюку. В результате возникает емкий образ старого европейского Вавилона, окутанного сгущенной атмосферой зла и неблагополучия, но насыщенного неистребимой энергией жизни.
Произведения Ангел западного окна / Пер. В. Крюкова: Предисл. Ю. Стефанова; Послесл. Е. Головина. — СПб.:
Terra Incognita, 1992. — 528 с.; Голем / Пер. и послесл. Д. И. Выготского под ред. А. Л. Волынского. — Пг.; М.: Гос. изд-во, 1922.— 270 с.; Голем / Пер. Ф. Солянова; Послесл. М. Рудницкого. — М.:
Известия, 1991.— 286 с.; Кабинет восковых фигур: Избранное / Пер. В.Крюкова; Предисл. и послесл. Е. Головиной.— СПб.: Terra Incognita, 1992.— 301 с. Des deutschen Spiessers Wunderhorn. — Berlin: Volk u. Welt, 1987.— 434 S.; Der Engel vom westlichen Fenster.— Biidigen-Gettenbach: Schwab, 1958.— 410 S.; Der Golem.— Leipzig; Weimar: Kiepenheuer, 1983.— 336 S.; Das grune Gesicht, — Leipzig: Kiepenheuer, 1986.— 311 S.; Walpurgisnacht. — Berlin:
Verl. der Nation, 1985.- 222 S.
Литература
Никифоров В. Синдром Голема. — Лит. обозрение, 1992, № 5/6, с. 65—72.
Abret H. Gustav Meyrink conteur. — Bern: Lang, 1976. — 264 S.; Marzin F. F. Okkultismus und Phantastik
in den Romanen Gustav Meyrinks. — Essen: Die Blaue Eule, 1986.— 147 S.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.