.RU
Карта сайта

Глава 9. адаптация новых работников - М. И. Магура поиск и отбор персонала

^

Глава 9. адаптация новых работников


Адаптация новых работников к работе в организации является прямым продолжением процесса отбора. Недостаточное внимание организации к вопросам адаптации новых работников сведет на нет результаты отбора, если новый работник, не сумев своевременно освоить новую работу и не вписавшись в трудовой коллектив, уволится. Таким образом, время и деньги, потраченные организацией на его поиск и отбор, могут оказаться выброшенными на ветер.
^

Цели адаптации


Процесс адаптации - это процесс, в который в равной степени включены и работники, и организация. С одной стороны, за тем фактом, что человек начал работу в организации, стоит его сознательный выбор, основанный на определенной мотивации принятого решения, и ответственность за это решение. С другой стороны, и организация принимает на себя определенные обязательства, нанимая работника для выполнения конкретной работы (предоставление работнику значимых для него благ, признание, перспективы должностного и профессионального роста, приемлемый уровень оплаты труда и др.).
Среди основных целей адаптации новых работников обычно выделяют следующие:
^

Структура процесса адаптации новых работников к труду в организации


К сожалению, большой опыт работы отечественных предприятий в сфере адаптации молодых рабочих и молодых специалистов, получивший развитие в условиях СССР, когда ежегодно предприятия подпитывались значительным пополнением из числа выпускников профессиональных училищ, техникумов и институтов оказался сегодня растерянным. Вспомним постановку работы по адаптации на ленинградском объединении “Светлана”. Работа в данном случае была ориентирована на выявление затруднений в процессе адаптации и своевременное их устранение. Если у работника не было затруднений на этапе адаптации, то организация не тратила на него дополнительных усилий и времени.

Таблица 7


Организация процесса адаптации на объединении «Светлана»33

Этапы и функции контроля



Исполнители



Проведение контрольных опросов и определение уровня адаптации

ОК, кабинет профориентации и профотбора

Определение контингента молодых работников со средней и низкой адаптацией

ОК, кабинет профориентации и профотбора, общественные инспекторы по адаптации в подразделениях

Определение факторов, препятствующих успешной адаптации новичков

Общественные инспекторы в подразделениях, специалисты в области организации труда и человеческих отношений

Определение и принятие мер по устранению действия факторов, препятствующих успешной адаптации

Линейные руководители, руководители общественных организаций, общественные инспекторы

Определение эффективности принятых мер

ОК, кабинет профориентации и профотбора, общественные инспекторы

Потребность многих организаций в нахождении резервов повышения эффективности вынуждает вновь возвращаться к этому подзабытому направлению работы. Кое-где приходится выстраивать систему адаптации практически заново.
Можно выделить три основные составляющие эффективной программы адаптации работников:
^

Введение в организацию


От процесса введения в значительной степени зависит, будут ли работники демонстрировать желательные установки и возникнет ли у них чувство принадлежности, приверженности и лояльности к своей организации, заинтересованности в ее процветании, или у работников будут преобладать установки «мы и они» в отношении руководства, администрации и компании в целом, равнодушное отношение к делу и стремление избежать «лишних» нагрузок.
Введение в организацию – это довольно длительный процесс, занимающий 1-2 первых месяца работы. Процедура введения в организацию должна способствовать усвоению принятых норм и правил и обеспечивать работников той информацией, которая им нужна и которую они стремятся иметь. От процесса введения в организацию в значительной степени зависит, будут ли работники усваивать одобряемые организацией ценности, установки, будут ли они испытывать чувство приверженности к ней, или же у них сложится негативное отношение к организации, представление о ней как о «плохом месте для работы».
Спланированная работа по введению работника в организацию предполагает обеспечение его основной информацией об организации и о возможностях, которые открываются перед ним в случае длительной добросовестной работы. Работнику сообщают сведения об истории организации, ее перспективах, политике и правилах. Сюда также включаются сведения об организационной структуре, порядке работы, количестве и расположении подразделений и филиалов и др.
Работника знакомят с политикой организации в отношении персонала: принципы найма, дисциплинарные требования, установленные порядки, льготы для работников, возможности для продвижения и др.
В процессе введения в организацию обеспечивается не только положительное отношение работников к новому месту работы, но и понимание принципов функционирования организации, прояснение требований и ожиданий со стороны организации.
В таблице 9 приведено содержание ориентационной программы, принятой во многих японских компаниях и призванной ознакомить новых работников с максимально широким кругом сведений об организации и ее деятельности.
^

Таблица 9


Типичная тематика ориентации новых работников в японских компаниях34



Тема



Содержание



^ Информация о компании



Основная информация, оргструктура и основные направления деятельности компании, долгосрочные и краткосрочные планы, бюджет и финансовая ситуация, отношение работников и работодателя, профсоюзы, условия труда и трудовой распорядок, структура зарплаты, социальное обеспечение и дополнительные льготы.

Продукция



Основная номенклатура продукции фирмы, цена и пользователи основной продукции, ее конкурентоспособность в сравнении с продукцией конкурентов.

Производство



Структура производства, принципы работы, производственные потоки, действующая система управления производством, основные принципы, обеспечивающие эффективность производственного процесса

Продажи



Реклама и доля, которую занимает на рынке продукция компании, перспективы и тенденции конкурентной борьбы, организация продаж, техника и методы продаж

^ Основные трудовые навыки



Овладение необходимыми профессиональными знаниями и основными рабочими навыками на уровне, отвечающим требованиям к должности. Установление рабочих связей, правильная организация рабочего места.

Многие организации издают буклеты, содержащие всю необходимую информацию, связанную с введением работников в организацию. Иногда, как в компании 3М, работники на этапе введения в компанию получают целый пакет документов.

^ Введение работника в компанию ЗМ35


Высокий уровень вовлеченности персонала в дела компании и необходимая производственная дисциплина обеспечиваются на заводах «3М» целенаправленной совместной работой кадровых подразделений и менеджеров по адаптации персонала на фирме.
С системой адаптации новые работники сталкиваются в первый же день своей работы в компании. Как правило, первый работы новых сотрудников приходится на понедельник или первый день месяца. Кадровые службы обеспечивают обязательную для каждого четырехчасовую процедуру ориентации.

^ Процедура ориентации

включает торжественное вручение удостоверения работника «3М» и пакета документов, разъясняющих корпоративную политику. Затем следует традиционный обед с вышестоящими руководителями. В компании считают, что индивидуальный подход к новичку создает атмосферу дружелюбия и доверия.
В пакет документов входят брошюры «Ориентация работника», «Руководство для лидерства», «Справочник работника» и другие документы, знакомящие работника с правилами поведения, оплатой труда, дополнительными льготами и другими внутрифирменными программами.
В брошюре «Ориентация работников» на восьми страницах изложены наиболее важные составляющие кадровой политики компании в области найма, содержания социальных программ и программ помощи рабочим и служащим, направления профессиональной подготовки и повышения квалификации, политика фирмы в отношении дискриминации и использования служебного положения в личных целях, отношение фирмы к употреблению наркотиков и алкоголя, к носителям вируса СПИД, содействие работникам «3М» в случае привлечения их к судебной ответственности, правила пользования внутренними телефонами. Здесь же приводятся режим рабочего времени, требования по охране коммерческой тайны и правила использования технической документации корпорации.
Эти и другие сведения, но уже применительно к конкретному предприятию, можно найти в «Справочнике работника».
В этом справочнике содержится краткий обзор истории фирмы и принципы, определяющие ответственность руководителей, рассматриваются политика в отношении временных работников, отпусков и временной нетрудоспособности, страхования и дополнительных выплат.
И руководство, и кадровые службы прилагают большие усилия для того, чтобы каждый работник хорошо понимал корпоративные правила поведения и социальную политику, знал, что от него потребуется в тех или иных ситуациях, четко понимал свои рабочие функции.
Многие компании хорошо понимают значение начального этапа работы в организации. От того, насколько быстро новый работник сможет установить деловые и человеческие отношения с представителями разных подразделений, зависит и общая его работы. Вот как организован этап знакомства в «ЭКСТРА М». Рассказывает О.Н. Ширан, директор по персоналу группы компаний «Экстра М»36:
«В компании существует практика представления новых сотрудников (рассылка по внутренней почте, публикация на нашем стенде по работе с персоналом). Это маленькие эссе, «рассказы о себе» с фотографиями наших новых сотрудников. На первый взгляд, простенькая процедура, но важность ее огромна – она позволяет новому сотруднику быстрее адаптироваться в компании: его предыдущий опыт и практика работы в других компаниях могут быть полезны другим менеджерам, возникают контакты, завязываются отношения. Нередко у новых сотрудников есть общие интересы с другими: увлечения и пр. К тому же, этот «рассказ о себе» - всегда живая речь нового сотрудника. Мы не меняем ни стиль, ни орфографию автора, и всегда за этим рассказом удается увидеть образ и почувствовать личность, а это важно».
^

Введение в подразделение


Процедура введения в подразделение должна обеспечивать работников той информацией, которая им нужна для работы.
Чтобы стимулировать командную работу и максимально быстрый выход нового работника на необходимый уровень профессиональный показателей, процесс адаптации должен формировать у новичков чувство принадлежности к коллективу и ощущение того, что они являются членами команды. Основная нагрузка здесь ложится на руководителя подразделения.
Первый разговор с новичком лучше построить в виде диалога, а не в виде директив или указаний со стороны руководителя. Новичка знакомят с работой подразделения и с сотрудниками. Иногда руководитель просит одного из работников оказать помощь новичку на первых порах. Но при этом руководитель должен постараться избежать искушения целиком и полностью перепоручить другому человеку процедуру ознакомления новых работников с подразделением.
В ходе разговора с новичком важно создать доброжелательную обстановку, чтобы новый работник чувствовал себя свободно и задавал возникающие у него вопросы.
^

Введение в должность


“Никому нет до меня дела”, “Люди, которые здесь работают, недружелюбны”; “Я чувствовала себя никому не нужной. Никто не сказал мне, что надо делать”, “Все занимались своими делами” – такие слова можно часто услышать от новичков после первого дня их работы Интервью с увольняющимися также показывают, что очень часто причиной увольнения является плохая постановка работы по введению в должность.
Эффективная процедура введения работников в должность может значительно уменьшить уровень текучести кадров, связанной с неудовлетворенностью работников и ощущением собственной чужеродности в течение первых дней, а иногда даже недель работы.
Непосредственному руководителю следует учитывать, что процессу введения в должность новых работников мешают трудности, связанные с недостатком необходимой информации, неуверенность в себе и собственных силах, которые могут возникать в первый день работы. Руководитель должен продумать, какие меры могли бы помочь новичку обрести необходимую уверенность в работе.
Непосредственный руководитель нового работника начинает свое общение с новичком после того, как с ним побеседовал руководитель подразделения. Он отвечает за его ознакомление с работой и с его ролью в подразделении, раскрывает перед новым работником основное содержание его профессиональной деятельности и то, какой вклад он может внести в общий успех подразделения и организации в целом.
При введении в должность важно уделить внимание следующим вопросам:

  1. Коллеги нового работника и их задачи.

  2. Общий тип заданий, которые он будет выполнять в течение первых нескольких дней.

  3. Требования, предъявляемые к его работе (качество, производительность и др.), степень его ответственности за результаты работы.

  4. Кто отвечает за его обучение в подразделении.

  5. Значение его работы для успеха подразделения.

  6. Время начала и окончания работы, время обеденного перерыва и регламентированных перерывов, если они предусмотрены.

  7. Размер зарплаты и когда новый работник получит свою первую зарплату.

  8. Где должны храниться его личные вещи/спецодежда.

Эффективная программа по введению работников в должность может существенно уменьшить уровень текучести кадров, связанный с неудовлетворенностью работников и замешательством в течение первых дней работы.
Одна американская региональная сеть супермаркетов решила предпринять определенные меры в отношении очень высокого уровня увольнений среди менеджеров магазинов и менеджеров отделов: увольнялось 32% постоянных работников и 98% работников, работающих на неполную ставку. В течение одного года, обучив менеджеров соответствующим методам введения работников в должность, эта сеть смогла уменьшить уровень текучести кадров до 11% среди постоянных работников и до 46% среди работников с неполной занятостью.
В другой торговой компания исключительно высокий уровень текучести кадров был среди работников склада. Введение трехдневной программы ориентации, которая включала экскурсию по магазину, во время которой новичкам показывали, как получают товары, и демонстрировали, насколько важна роль складских работников в обеспечении общего успеха работы компании, позволила снизить текучесть кадров среди работников склада более чем на 70%.
В некоторых организациях принята такая практика, когда непосредственный руководитель предлагает новичку зайти к нему после окончания первого рабочего дня для обсуждения первых впечатлений. Это позволит решить три задачи:

  1. Работнику дается возможность задать вопросы, которые возникли у него, прояснить то, что осталось неясным.

  2. Подчеркивается заинтересованность руководителя в том, чтобы оказать новому работнику любую необходимую помощь.

  3. Помогает закрепить верные установки и настрой на напряженную работу.

Теплый прием и правильно спланированная и хорошо организованная программа адаптации нового работника позволят ему быстро выйти на необходимый уровень профессиональных показателей повысят его мотивацию и сформируют установки на работу с полной отдачей сил на благо организации.

^ Интеграция нового сотрудника в компанию «Моторола»37


Одновременно с подписанием контракта (до того как сотрудник выходит на работу) всем подразделениям, вовлеченным в процесс интеграции новых сотрудников, направляется оповещение о дате начала работы новичка с тем, чтобы к его приходу было подготовлено его рабочее место: запланированы вводные ознакомительные тренинги и инструктажи, подготовлено «Руководство для нового сотрудника» (Employee Handbook), в котором представлены все внутренние правила и процедуры, основные принципы корпоративной культуры, история компании.
Таким образом, с первого дня работы новые сотрудники компании включаются в рабочие процессы, а непосредственный руководитель рассылает о приходе нового члена коллектива всем сотрудникам офиса по электронной почте сообщение, где коротко описывается его предшествующий опыт и задачи, которые он будет решать в компании
Грамотная работа по адаптации персонала позволяет добиваться впечатляющих успехов. Примером может служить опыт работы компании «Русьимпорт». Вот что рассказывает о программе адаптации руководитель службы персонала И. Дудник38:
«В нашей компании введена интересная программа адаптации сотрудников, которая позволяет сократить текучесть персонала в первые три месяца работы примерно на 15-18%. Мы считаем эту цифру высокой. Это позволило стабилизировать коллектив, сделать процесс вхождения сотрудников в работу компании более легким и быстрым, и что самое главное – более эффективным.
Система адаптации формализована. Разработана определенная инструкция по адаптации, ее технологические процессы формализованы и описаны. Определена зона ответственности линейного менеджера, психолога, рекрутера. Рекрутер, подобравший сотрудника, отвечает за период его адаптации, контролирует его на протяжении всех трех месяцев работы. В первый месяц беседы проводятся каждую неделю, и обязательно два раза в месяц с новым сотрудником проводит беседы психолог. С любым человеком, у которого есть какие-нибудь проблемы, обязательно беседую либо я, либо мой заместитель. В результате проблемы, вызванные в основном дезадаптацией нового сотрудника, мы научились преодолевать.
Кроме того, в подразделении за каждым специалистом закрепляется наставник – один из сотрудников, который имеет опыт работы в компании, знает все тонкости, нюансы. Он и отвечает за работу нового сотрудника, за его быстрейшее вхождение в коллектив и эффективность его деятельности. Это во многом позволяет преодолевать возникающие сложности в адаптации человека. Для новичков подготовлено специальное пособие, которое включает всю необходимую информацию о компании.
Топ-менеждеров и руководителей ведущих подразделений компании после их оформления на работу я сам провожу по всей фирме, знакомлю с коллегами. Для всех остальных это делает рекрутер, принимающий человека на работу.
Во второй и третий месяцы испытательного срока собеседование проводится примерно один раз в месяц. В случае если сотрудник по каким-то причинам не слишком успешно справляется с работой или не слишком удачно вписывается в компанию, с ним проводится дополнительная беседа. Ему объясняют, что именно нас не устраивает в его работе, решение каких вопросов выглядит у него слабее, и предлагается ряд мер, как исправить ситуацию. Бывает так, что человек просто не осознает своих ошибок. Он работает так, как привык. Мы ему объясняем, что именно нас не устраивает в его работе и что мы хотим изменить.
^ Период адаптации – это действительно очень важный и серьезный момент в работе любого человека».

F



В Приложении 2 приведена примерная форма, определяющая основные задачи в процессе ориентации новых сотрудников и отслеживающие их выполнение.

Усвоение новыми работниками лучших сторон организационной культуры является важнейшим фактором, оказывающим влияние на процесс их профессиональной адаптации. Для этого в некоторых западных компаниях в процессе адаптации работников специально создаются условия, позволяющие им учиться на примере лучших работников («героев организации»). Слушая рассказы о прошлом фирмы, новичок узнает, как надо выполнять порученную работу (требования к исполнителю, приоритеты, ценности компании). В IBM эти рассказы посвящаются обслуживанию потребителей. В компании 3М основную тему таких рассказов составляет описание упорной борьбы за нововведения, в которой бывают и успехи, и неудачи.
^

Ключевые факторы, определяющие успех адаптации


Изучению степени успешности адаптации новых работников в организации может служить не только наблюдение за тем, как они осваиваются на работе, или опрос увольняющихся, но и опрос новичков, недавно работающих в организации (менее 1 года). Структура тех вопросов, на которые предлагается ответить новому работнику, некоторое время проработавшему в компании, для определения успешности процесса его адаптации, определяется тем, в какой степени процесс адаптации способствует развитию и укреплению у работника чувства приверженности организации. Для быстрого получения должной отдачи от новых работников следует разработать и внедрить ряд процедур, учитывающих структуру процесса их адаптации к работе в организации. Основными признаками, свидетельствующими об успешности адаптации нового работника, являются:



F



В Приложении 2 приведена анкета, использовавшаяся для изучения процесса профессиональной адаптации продавцов супермаркетов.

Результаты, полученные в результате изучения процесса адаптации новых работников, позволяют внести коррективы не только в саму работу по адаптации, но и в процедуру отбора и в критерии, на основании которых были отобраны работники в организацию. Трудности адаптации могут быть обусловлены нереалистичной рекламой работы, что могло породить у работника завышенные ожидания на начальном периоде работы в организации, которые привели к горькому разочарованию, когда реальная действительность существенным образом разошлась с этими ожиданиями.
^

Управление процессом профессиональной адаптации


Целенаправленная работа по адаптации новичков к компании является одним из важнейших направлений работы с персоналом.
Адаптация работника к труду в организации зависит одновременно от многих факторов, поэтому и оценка успешности адаптации может осуществляться лишь на основании одновременного учета значительного числа тех аспектов трудовой деятельности, которые определяют желание (или нежелание) работника продолжать работу в организации.
Управление процессом адаптации предполагает ряд шагов:

  1. Прояснение и конкретизация целей адаптации в организации новых работников.

  2. Выявление совокупности рабочих факторов, оказывающих влияние на процесс адаптации; изучение того, как эти факторы влияют на процесс адаптации.

  3. Разработка объективных и субъективных критериев адаптации новых работников.

  4. Разработка методов оценки успешности процесса адаптации (как отдельных работников, так и разных профессиональных групп).

  5. Внесение необходимых корректив в работу по адаптации в компании новых работников.

Трудности адаптации могут быть обусловлены ошибочными критериями отбора. Так, требования к кандидатам могут быть сильно завышены, и в организацию набирают работников, уровень образования, квалификации и рабочий опыт которых существенно превышает требования работы. Такие излишне квалифицированные работники быстро теряют интерес к новой работе и начинают подумывать о том, чтобы оставить организацию.
Существенную помощь при изучении факторов, негативно влияющих на адаптацию новых работников, и поиске путей закрепления в организации новых работников может оказать организация интервью с увольняющимися. Ниже приведены результаты опроса продавцов, увольняющихся из супермаркетов торговой компании «САМ».

^ Основные причины увольнения работников супермаркетов торговой компании «САМ»:



  1. У большинства работников, увольняющихся из супермаркетов, уже на первом этапе работы в магазинах возникли определенные психологические трудности, что и сыграло свою отрицательную роль в дальнейшем, затруднив их адаптацию и повлияв на решение уволиться.

  2. Половина увольняющихся указала на то, что им в момент их устройства на работу не были объяснены вопросы оплаты их труда, что само по себе могло оказать отрицательное отношение на их отношение к месту своей работы.

  3. Никто из увольняющихся них не выразил удовлетворенности уровнем оплаты своего труда (получаемой зарплатой и теми льготами, которые они имеют как работники супермаркета).

  4. Учитывая, что половина увольняющихся считает объем выполняемой ими работы чрезмерным, можно предположить, что за этим стоят не только реальные нагрузки на работе, но и недостаточная готовность работников к напряженному труду. Это может быть обусловлено ошибочными ожиданиями относительно своих рабочих функций и тех требований со стороны руководства.

Можно видеть, что причинами увольнения часто было отсутствие информации, совершенно необходимой работнику на этапе ориентации в магазине: об условиях и режиме работы, о порядке оплаты, о том, какой вклад они вносят в работу магазина и в работу компании в целом.
В заключение рассмотрения проблемы адаптации новых работников следует отметить, что ее успешное решение требует серьезной методической и организационной работы. Одного лишь понимания ее важности недостаточно. Необходимо не только очертить те цели, которые руководство преследует в работе по адаптации новых работников, но и определить пути достижения этих целей. Процесс адаптации должен быть организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми к персонал-технологиям. Успех здесь возможен лишь при планировании, направлении и координации этой работы в масштабах всей организации.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.