.RU
Карта сайта

Проведение общественных аудитов в высших учебных заведениях Российской Федерации - Всероссийский студенческий союз

^

Проведение общественных аудитов в высших учебных заведениях Российской Федерации.


 

Предисловие:

 Демократическое общество, как и любой живой организм, проходит несколько стадий своего развития. Наша демократия находится на стадии роста и самопознания. Наверное поэтому два года назад, когда впервые начали говорить об общественных аудитах, общество еще не было готово сформировывать сложные социальные институты, которые невозможно «насадить» «сверху». В западном обществе демократические институты сформировались достаточно давно, и нам  необходимо максимально эффективно использовать накопленный положительный опыт этих стран, с учетом особенностей и специфики современного российского общества. В частности, опыт западных стран свидетельствует, что общественные аудиты необходимы, в первую очередь, в развивающемся демократическом обществе. И на наш взгляд время введения общественного контроля над деятельностью чиновников разного уровня (в форме общественных аудитов) в нашей стране пришло. В дальнейшем общественные аудиты наверняка приобретут другие формы, или необходимость в них вовсе исчезнет.
В странах запада инициатива по проведению общественных аудитов идет по довольно простой цепочке, начинающейся именно с той части общества, которую затрагивает данная проблема. На первом этапе это недовольство общественности, обычно связанное с тем, что  какое-либо госучреждение (а в случае некоторых стран, таких как Великобритания и негосударственных учреждений) не может (или не хочет) решить определенную проблему. Затем, «профильная» общественная организация разрабатывает инициативу по проведению аудита этого учреждения и передает документы о ней в выборные органы власти, которые готовят официальное разрешение на данный аудит. При этом сам по себе общественный аудит не имеет под собой какой-либо юридической силы, но из-за того, что его итоги печатаются в СМИ и в интернет изданиях, возникает общественный резонанс. Именно этот резонанс и контроль выборной власти заставляет чиновников исправлять выявленные недостатки. Тем самым у выборной власти появляется ещё один механизм влияния на бюрократическую систему и возможность помочь своему электорату.
На наш взгляд, демократический институт общественных аудитов, до сих пор не имеющий аналогов на территории Российской Федерации, поможет решить целый ряд проблем современного высшего образования.

Актуальность:

 Система общественного аудита показывает, как работает один из самых действенных социальных институтов демократического общества. Применение общественных аудитов к ВУЗам России (речь о которых будет идти далее) особенно актуально сейчас, в период, когда наше государство приняло курс на модернизацию страны, которая возможна только усилиями хорошо подготовленных специалистов высшей квалификации.

Цель:

 Целью общественных аудитов в ВУЗах России является улучшение качества образования.
Проведение общественных аудитов поможет решить следующие проблемы:

  1. Слабый уровень подготовки специалистов во многих ВУЗах.

  2. Коррупция в ВУЗах.

  3. Фиктивные ВУЗы (занимающиеся не обучением, а продажей дипломов).

  4. Присутствие студентов на оппозиционных демонстрациях (марши несогласных, движение 31 и т.д.)

  5. Не соблюдение ВУЗами санитарных норм и правил.

  6. Нецелевое использование в ВУЗах государственных средств, которые должны расходоваться на студентов.

  7. «Утечка мозгов» за рубеж.

Мы уверены, что изменения ситуации в системе высшего образования можно добиться проведением общественного аудита даже в небольшом количестве (15-20) самых «проблемных» ВУЗов России. Общественный резонанс, который вызовут итоги работы аудита, позволит с одной стороны вселить в каждого студента уверенность в том, что его права могут быть защищены, а с другой стороны (страх) заставят руководство других ВУЗов более тщательно подходить к выполнению своих должностных обязанностей.

Принцип работы: 

на сайт Всероссийского Студенческого Союза (ВСС) от студентов конкретного ВУЗа приходит информация о неправомочных действиях работников данного ВУЗа. По итогам предварительной проверки этой информации председатель департамента по науке и качеству образования ВСС принимает решение о необходимости проведения аудита и, при поддержке депутатов государственной думы, готовит письмо в министерство образования и науки с запросом на получение полномочий проведения общественного аудита. Специально подготовленная команда профессионалов под руководством заместителя директора департамента по науке и качеству образования ВСС проводит аудит.
По итогам аудита пишется отчет, который выставляется на сайте ВСС, отправляется в министерство образования и науки, общественную палату, СМИ, а также в администрацию самого проверенного ВУЗа. (Подробно система работы проекта расписана в положении).

Особенности: 

В отличие от государственных,

 

общественные аудиты должны быть открыты для общественности на всех этапах своей работы, т.к. любой намек на коррупционную составляющую или необъективность их работы может погубить весь проект и сделать невозможным его дальнейшее развитие.
Общественный аудит, проходит оперативно, практически сразу же после появления информации о проблемах в ВУЗе, и не привязан к определенным цикличным датам, как в случае государственного аудита. Что увеличивает эффективность аудита, т.к. уменьшается вероятность того, что администрация ВУЗа успеет «спрятать» проблему, из-за которой возникли жалобы студентов.

Сроки: 

В течение первого года работы проекта, мы планируем проверить 15-20 самых проблемных ВУЗов страны, что должно заметно повлиять на мнение студенчества (и общества в целом) о развитии российской государственности в сторону демократизации.

Возможности дальнейшего развития: 

Данный проект можно рассматривать как пилотный проект, в случае успешной реализации которого полученный опыт может быть использован при проведении общественных аудитов других государственных учреждений. Мы надеемся, что к этому времени проведение общественных аудитов станет общедоступным не только на федеральном, но и на региональном уровне, что с нашей точки зрения должно существенно повлиять на улучшение качества жизни в России.
 

ПОЛОЖЕНИЕ


о проведении общественных аудитов в высших учебных


заведениях Российской Федерации


 

1. Общее положение.


1.1. Целью общественного аудита (далее Аудита), является контроль качества образования и правовой защищенности студентов, аспирантов и докторантов (далее Обучающихся) в высших учебных заведениях (далее вузах) России.
1.2. Аудит осуществляется аудиторами. Текущее руководство аудиторами и их назначение осуществляет руководитель аудита (далее Руководитель), который функционально подчиняется Совету (см. приложение 3), а административно – Председателю Общероссийской общественной организации «Всероссийский Студенческий Союз» (далее Председатель и Союз соответственно). Должность Руководителя предлагается Председателем Союза и утверждается Советом.
1.3. Результаты Аудита имеют ознакомительно-рекомендательный характер.

2. Основные задачи.


2.1. Выявление проблем отдельных Вузов, используя обратную связь с Обучающимися этих вузов (социальные проблемы, незащищенность прав студентов, коррупция и т.д.).
2.2. Предоставление информации о выявленных проблемах в конкретных вузах органам государственной власти, средствам массовой информации (далее СМИ) и администрациям вузов.
2.3. Формирование у студенчества представления о правильном, демократическом взаимодействии с органами государственной власти.

3. Права и обязанности Руководителя и аудиторов


3.1. Руководитель обязан:
3.1.1. Принимать активное участие в деятельности органов студенческого самоуправления (должность в профсоюзе или студенческом совете вуза) не менее года.
3.1.2. Состоять в Союзе.
3.1.3. Раз в неделю отчитываться перед Председателем о ходе выполнения плана работы и предоставлять информацию о проблемах, с которыми сталкиваются аудиторы при проведении работы.
3.1.4. Не иметь никакой прямой или косвенной личной заинтересованности, связанной с проверяемым Вузом.
3.1.5. Привлекать специалистов, если аудиторы не обладают достаточными знаниями, навыками или компетенциями для выполнения некоторых операций Аудита.
3.1.6. Отчитываться перед Советом по окончанию Аудита.
3.2. Аудитор обязан:
3.2.1. Не вмешиваться в учебный процесс проверяемого Вуза.
3.2.2. Обладать квалификацией CGAP («Дипломированный аудитор правительственных организаций»).
3.2.3. Не иметь никакой прямой или косвенной личной заинтересованности, связанной с проверяемым Вузом.
3.2.4. Обладать знаниями, навыками и другими компетенциями, необходимыми для выполнения своих должностных обязанностей.
3.2.5. Подчиняться указаниям Руководителя.
3.3. Руководитель и Аудитор имеют право:
3.3.1. Иметь доступ к любой документации проверяемого Вуза, не относящейся к государственной тайне (не подходящей под федеральный закон 5485-1).
3.3.2. Интервьюировать всех Обучающихся, профессорско-преподавательский состав и работников Вуза.
3.3.3. Проводить анкетирование Обучающихся, профессорско-преподавательского состава и работников Вуза.
3.3.4. Иметь доступ в любое помещение проверяемого Вуза, не относящееся к государственной тайне.
3.3.5.  Иметь доступ к мероприятиям Вуза, проходящим не на территории Вуза.

4. Оценки Аудита и критерии его проведения.


4.1. Внутренние оценки Аудита осуществляются посредством:
4.1.1. Текущего мониторинга деятельности Аудита, проводимого членами Союза.
4.1.2. Периодических проверок, проводимых самими аудиторами путем самооценки или членами Союза, обладающими достаточными знаниями в области Аудита.
4.2. Внешние оценки Аудита осуществляется посредством:
4.2.1. Проведения проверок отчетов аудиторов квалифицированными независимыми экспертами, не являющимися членами Союза.
4.2.2. Проведения проверок компетентности аудиторов квалифицированными независимыми экспертами, не являющимися сотрудниками Союза.
4.3. Возможные критерии проведения Аудита:
4.3.1. Соответствие санитарным нормам помещений Вуза.
4.3.2. Исполнение положений внутреннего устава Вуза.
4.3.4. Исполнение указов Министерства образования и науки.
4.3.5. Исполнение законов, касающихся правовой защищенности студентов.
 

5. Подготовка и порядок проведения Аудита.


5.1. Подготовка к проведению Аудита предусматривает:
5.1.1. Анализ проблем Обучающихся каждого отдельного Вуза и выявление Вузов, в которых необходимо провести Аудит.
5.1.2. Подготовка организационных документов для Аудита.
5.1.2.1. Составление запроса о проблемах, затрагиваемых в ходе Аудита, который обсуждается на открытом совещании рабочей группы общественного аудита.
5.1.2.2. Запрос составляется на имя Министра образования и науки Российской Федерации, согласуется с Советом и Представителем комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации.
5.1.2.3. Составление запроса на проведение Аудита. Запрос составляется на имя Министра образования и науки Российской Федерации.
5.1.2.4. Согласование запроса с Советом и представителем Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации.
5.1.3. Составление сметы расходов.
5.2. Порядок проведения Аудита.
5.2.1. Выбор Председателем Союза кандидатуры Руководителя Аудита и её согласование с Советом. Далее, в процессе аудита, Руководитель может быть снят с должности решением Председателя Союза.
5.2.2.Руководителем Аудита определяется численность и компетентность состава группы по Аудиту.
5.2.3. Анализ поступивших документов и информации, полученных от Обучающихся через сайт Союза, СМИ или личного общения.
5.2.4. Определение возможностей проведения Аудита.
5.2.5. Определение целей и критериев Аудита.
5.2.6. Составление расписания проведения аудиторских мероприятий по дням и назначение ответственных за проведение каждого мероприятия.
5.2.7. Проведение предварительного совещания с руководством Вуза,  на котором согласуется план и сроки Аудита.
5.2.8. Подготовка рабочих документов для проведения Аудита: формуляров вопросов, для анкетирования и интервьюирования, а также необходимых ГОСТов и санитарных норм.
5.2.9. Проведение Аудита на месте.
5.2.9.1. Анкетирование Учащихся, профессорско-преподавательского состава и работников Вуза.
5.2.9.2. Проверка документации Вуза, не являющейся государственной тайной, с вынесением заключений по проверяемым разделам.
5.2.9.3. Интервьюирование Учащихся, профессорско-преподавательского состава и работников Вуза, а также получение неоспоримых фактов неправомочных действий работников Вуза (видеозаписей, документов, расписок).
5.2.9.4. Проверка санитарных норм в учебных корпусах и общежитиях.
5.2.10. Подготовка отчета.
5.3. По результатам Аудита предусматривается:
5.3.1. Составление отчета по итогам Аудита.
5.3.2. Отправка рекомендательных и предупредительных документов, составленных на основании отчета по итогам Аудита, от Союза в министерство образования и науки, а также в администрацию Вуза.
5.3.3. Отправка ознакомительных документов, составленных на основании отчета по итогам Аудита, от Союза в Государственную Думу Российской Федерации, Общественную Палату Российской Федерации и СМИ.

6. Заключительные положения.


Изменения в данное положение может вносить Председатель Союза или Совет.
 

Совет по контролю над Аудитами.



  1. Общее положение.



1.1.  Совет является коллегиальным органом, осуществляющим контроль над процессом проведения аудитов.
1.2. Целью работы Совета является осуществление надзора за полнотой и достоверностью отчетности Аудитов и помощь в их проведении

.



  1. Задачи



2.1. Утверждение руководителя группы по проведению Аудита.
2.2. Защита Аудиторов от возможного административного давления.
2.3. Рассмотрение результатов Аудита.
2.4.    Оценка эффективности Аудита.

  1. Состав Совета и организация его работы.



3.1. Состав Совета формируется из Представителей органов государственной власти и Всероссийского студенческого союза.
3.2. Состав Совета согласуется с Председателем Союза и не должен превышать двенадцать человек.
3.3. Работа в Совете осуществляется на общественных началах.
3.4. Работой Совета руководит председатель Совета (далее Председатель), который выбирается на закрытом голосовании членами Совета из своего состава.
3.5. В обязанности Председателя входит:
3.5.1.        Осуществление общего руководства деятельностью Совета, координация и организация его текущей работы.
3.5.2.        Определение места и времени проведения заседаний Совета.
3.5.3.        Ведение заседания и контроль выполнения решений Совета.
3.6. Секретарь Совета (далее Секретарь), выбирается на заседании Совета открытым голосованием.
3.7. В обязанности Секретаря входит ведение протокола заседаний Совета.
3.8. Исключение из состава Совета осуществляется в случае личного заявления члена Совета.

  1. Порядок работы Совета.



4.1. Заседание Совета является правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов Совета.
4.2. Решения Совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета.
4.3. Работа Совета осуществляется в соответствии с регламентом, утвержденным Советом.

  1. Заключительные положения



Изменения в данное положение могут вноситься на заседании Совета и утверждаться на заседании президиума Союза.
 

Приложение 6


2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.