.RU
Карта сайта

Характерно для ранних стадий развития человека и связано с особой формой духовной - страница 10


Феномен культуры


1. Понятие культуры, ее структура и функции
2. Социальные типы культуры. Диалог культур
3. Культура и духовная жизнь общества

^ 1. Понятие культуры, ее структура и функции


Культура

– это совокупность материальных и духовных достижений человечества, система надбиологических программ человеческой деятельности. Культура образует искусственную среду обитания человека, которая надстраивается над естественной средой – природой.

В узком смысле слова

культура

– это не всякая человеческая деятельность и её результаты, а только то, что способствует физическому и духовному совершенствованию человека.
Различают материальную и духовную культуру.

^ Материальная культура

ориентирована на преобразование окружающего мира, удовлетворение материальных потребностей людей, создание материальных ценностей. Сюда относятся материально-технические средства труда, коммуникации (средства связи), культурно-бытовые сооружения, материальные средства индивидуального пользования (мебель, сантехника, бытовая техника и т.д.), производственный опыт, умения, навыки, знания людей, осуществляющих процесс производства.

^ Духовная культура

ориентирована на трансформацию самого человека, его внутреннего мира, удовлетворение духовных потребностей, создание духовных ценностей. Это мораль, религия, искусство, философия и другие социально-гуманитарные науки. Нередко встречается отношение к духовной культуре как к какому-то необязательному добавлению к более насущным жизненным благам, поскольку она не приносит наглядной практической пользы, выгоды. Однако отказ от духовной культуры грозит людям возвращением к животному образу жизни. В обществе, где пренебрегают духовной культурой, люди дичают. Их уделом становится биологическое существование, погоня за примитивными чувственными удовольствиями. Культурный вакуум вызывает рост алкоголизма, наркомании, преступности и других асоциальных явлений.

^ Функции культуры

:
1.

Информационная функция.

Культура является хранилищем социально значимой информации. Информация кодируется в знаках, в роли которых могут выступать действия человека, естественный язык, искусственные языки (язык науки, язык искусства и др.), артефакты (предметно оформленные продукты человеческой деятельности). В отличие от биологической информации, передающейся генетически, социальная информация, выраженная в знаковых системах, не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Информация накапливается в культуре, происходит ее умножение и, благодаря этому, изменение социальной жизни. Развитие культуры проявляется через сочетание традиций и новаций.
2.

^ Коммуникативная функция

. Культура обеспечивает активный информационный обмен между всеми субъектами социальной жизни (индивидами, группами, организациями и др.). Первоначально информация передавалась из поколения в поколение, от человека к человеку лишь устно и графически, на сравнительно небольшие дистанции во времени и пространстве. С развитием техники, новейших транспортных средств и средств массовой информации (печати, телевидения, кино, аудио и видеозаписи, интернета) коммуникативные возможности культуры неизмеримо возросли. В культурный контакт вступили отдаленные в географическом и историческом плане личности и народы. Чем выше плотность культурных контактов, тем больше инноваций в культуре.
3.

^ Аксиологическая функция.

Культура производит набор ценностей, норм и идеалов, выступающих основополагающими регулятивами человеческой деятельности. Ценности являются фундаментом и стержнем всякой культуры. Без определенной общепризнанной системы ценностей невозможно сосуществование коллективов людей. Доминирующая система ценностей ориентирует массы людей в одном направлении, формирует общепринятые образцы и стандарты поведения — культурные нормы. Тем самым она предупреждает возникновение разногласий, конфликтов, способствует улучшению взаимопонимания людей, их сплочению.
4.

^ Социализаторская функция.

Человек постоянно существует в культурной среде и является ее продуктом. Полноправным членом социума он становится только в результате усвоения знаний, ценностей и норм, принятых в обществе и программирующих его на выполнение определенных социальных и половозрастных ролей.

^ 2. Социальные типы культуры. Диалог культур


Человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Это означает, что нет «культуры вообще». Реально существовало и существует множество локальных культур как исторически сложившихся форм социального бытия различных конкретно-исторических сообществ и социальных групп.

^ В историческом аспекте

можно выделить такие типы культуры, как

культура античности, средних веков, Возрождения, Нового времени, модерна, постмодерна.


^ В этноцивилизационном аспекте

выделяют

культуру Запада и Востока, национальные культуры.


В культурно-стратификационном плане

выделяют

элитарную, народную и массовую культуру

(вертикальный срез).

До середины ХХ в. существовали только элитарная и народная культуры.

Элитарная культура

ранее создавалась и потреблялась привилегированной частью общества. Например, жреческая культура как система закрытого для непосвященных знания, характерная для ранних этапов цивилизации. В настоящее время создателями и потребителями элитарной культуры является высокообразованная часть общества, профессионально занимающаяся производством культурных текстов (продуктов), приобретающих впоследствии статус культурных канонов (идеалов, образцов для подражания). Элитарная культура, как правило, носит поначалу экспериментальный, авангардный характер, трудна для понимания неподготовленного, недостаточно образованного человека, значительно опережает уровень его восприятия. Элитарная культура выполняет эвристико-прогностические и регулятивно-властные функции в обществе.

^ Народная культура

возникла в глубокой древности и существует как историческое наследие, передающееся из поколения в поколение. Авторами народных творений являются простые люди, как правило, неизвестные. Наиболее ярким проявлением этого типа культуры выступает народное искусство (мифы, эпос, сказки, легенды, песни и т.д.). К народной культуре относится народная медицина (лекарственные травы, заговоры), народная педагогика, суть которой выражается в пословицах и поговорках, народные промыслы и др. В силу таких черт, как традиционность, простота и доступность транслируемых текстов, народная культура выполняла функции стабилизации и интеграции этноса, социализации личности.
В современном обществе место народной культуры занимает

массовая культура

. Она утвердилась в середине XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Они позволяют очень быстро сделать любую информацию достоянием всех людей, формируют общие стандарты потребления, которые удовлетворяются массовым производством. Все это соединяет и объединяет людей, хотя и стирает различия между ними, нивелируя их личности. Демократичная и неглубокая, массовая культура выполняет, прежде всего, психотерапевтическую, иллюзорно-компенсаторную функцию: дает приемлемое для человека массы объяснение мира, которое бы примирило с ним человека, успокоило его психику, обнадежило обещанием лучшего будущего. Разнообразные тексты массовой культуры, транслируемые СМИ, являются одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипов поведения и ценностных предпочтений. Они также выполняют роль регулятора общественных настроений и средства социального программирования, формируя общественные настроения и массовые предпочтения. Массовая культура призвана удовлетворить потребность в новизне, развлечь потребителя, причем, без особых затрат ума и духа, обращаясь при этом к не самым лучшим сторонам человеческой натуры: сексуальности, страхам, жажде самоутверждения, потребности в простых и ясных идеалах. Вместе с тем, массовая культура представляет собой отнюдь не такой простой феномен. Массовая культура неоднородна, в ней идут процессы дифференциации, которые разделяют ее на «элитарную массовую культуру» и «поп-мэйнстрим». Причем, процессы, происходящие в «элитарной массовой культуре», обладают наибольшей активностью в нынешней культуре и перспективностью. Этот слой массовой культуры также является результатом деятельности профессионалов-интеллектуалов, продуктом тщательно налаженного поточного производства. Интеллектуалы все с большим интересом начинают относиться к массовой культуре, потому что элитарная культура эпохи постмодерна утратила высокие смыслы и жизненные ориентиры. В массовой же культуре, прежде всего «элитарной массовой», эти ценности и ориентиры сохраняются.

^ В культурно-стратификационном плане

выделяют также такие типы культуры

как

доминирующая культура, субкультура, маргинальная культура и контркультура

(горизонтальный срез).
Любое общество неоднородно, состоит из самых разных социальных групп — этнических, демографических, профессиональных и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется

доминирующей культурой

. В силу имеющихся между социальными группами различий постепенно у каждой из них формируется собственная культура, получившая название субкультуры.

Субкультура

— это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая доминирующей культуре, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая ее. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прическами, обычаями и прочим. Различия могут быть очень сильными, но субкультура все же не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Примерами субкультур могут быть сельская, городская, молодежная культуры.
Вследствие происходящих в обществе процессов миграции, этнокультурного взаимодействия, модернизации общественных систем, изменения социальной структуры и др. появляются промежуточные, пограничные социальные слои, получившие название маргинальных (от позднелат. marginalis - находящийся на краю, на границе). В этих слоях возникает особая субкультура -

маргинальная культура

. Ее носители теряют свои культурные истоки, традиции, систему ценностей, частично усваивают элементы новой для них культуры. Для маргинальной культуры характерно отсутствие устойчивой системы культурных ценностей и норм, что обусловливает девиантные (отклоняющиеся от принятых) формы поведения и мышления ее субъектов.
Возможен вариант субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. В таком случае говорят о

контркультуре

. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты; идеология большевиков в начале XX в. в России; движение хиппи 60-70-х гг. XX в. на Западе.
Многообразие типов культурных образований организуется в единое диалогическое пространство культуры, в котором происходит взаимообмен и взаимообогащение культурными достижениями (Восток ассимилирует западный опыт, шедевры элитарной культуры становятся элементами массовой и т.п.). Способы, принципы и формы взаимодействия культур могут быть различными. В исторической практике известны как мирные, добровольные способы взаимодействия культур (принципы взаимодействия нацелены на партнерское, взаимовыгодное сотрудничество), так и принудительные, или реализуемые в результате колониального, военного завоевания (доминирует стремление к односторонней выгоде, авторитарно-патерналистский подход).
Активность информационных процессов к концу XX-началу XXI в. стала столь высокой, что возникло глобальное информационное пространство и началось разрушение локального характера культуры. В общемировом общении начинают господствовать интегративные языковые тенденции, расширяется поле общения, складываются его общепринятые правила, нормы и стереотипы. Возможности диалога культур расширяются, одновременно упрощая его. Глобальное взаимодействие культур приводит к становлению в XXI в. глобальной культуры, единой планетарной цивилизации с новой шкалой общечеловеческих ценностей. Современный мир вступает в качественно новую фазу своего развития. Отрицательным последствием этого процесса является утрата части специфических особенностей локальных культур.

^ 3. Культура и духовная жизнь общества


Важнейшими формами духовной культуры являются мораль, религия, искусство, философия.

Мораль

– это система ценностей и норм поведения и общения людей, принятых в обществе. Мораль выполняет ценностно-ориентирующую, воспитательно-социализирующую и регулятивную функции для обеспечения сосуществования людей в социуме. Она дает оценку явлениям природы и социальной действительности с точки зрения их полезности для прогрессивного развития личности и общества и тем самым определяет общие ориентиры (цели, идеалы, нормы) деятельности людей. Посредством усвоения принятых в обществе представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», личность проходит стадию социализации и превращается в полноправного члена социума. Регулятивную функцию мораль выполняет с помощью таких механизмов как общественное мнение, совесть, общественная власть. Специфика морали как формы регуляции общественных отношений выражается в таких чертах, как проникновение во все сферы общественной жизни (бизнес, политику, спорт и т.д.), оперативность реагирования на изменения в социуме (в отличие от законов и традиций), обобщенный характер норм поведения и общения (при применении их в реальной жизни нередко возникают исключения и отклонения от общего правила, что порождает проблему морального выбора) и др.
Существуют разные концепции происхождения морали. Научная концепция утверждает, что ценности и нормы поведения и общения людей постепенно складывались в процессе их совместной трудовой и бытовой жизнедеятельности.
Согласно религиозной концепции происхождения морали, ее ценности и нормы определены Богом. В христианской культуре, например, одним из нравственных ориентиров является Декалог – 10 заповедей Ветхого Завета: почитай отца и мать, не убей, не укради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй и др. Сходные заповеди есть в нравственных кодексах других мировых и национальных религий.
В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, мужество, трудолюбие, ответственность, патриотизм и другие этические добродетели. Эти ценности выступают в роли нравственных идеалов. Моральные ценности и нормы носят конкретно-исторический характер, то есть имеют свою специфику в локальных культурах, изменяются вместе с изменением материальных условий и духовных факторов общественной жизни. Но, поскольку природа людей одинакова, при всей пестроте известных систем морали все же можно говорить о единых общечеловеческих моральных ценностях и нормах, благодаря которым достигается взаимопонимание и сосуществование представителей разных культур.
Мораль как общественное явление, форму духовной культуры изучает такая философская наука как

этика.

Основными этическими категориями являются добро и зло, долг и совесть, достоинство и честь, справедливость и др.

Религия

– это система воззрений и действий, основанных на вере в сверхъестественное. По поводу сущности и причин ее существования есть разные мнения. С точки зрения богословско-теологического подхода религия обладает сверхъестественной природой, является формой связи земного мира с сверхъестественным миром, Богом. Утверждается вечность религии, ее непреходящее значение для каждого конкретного человека и человечества в целом.

С точки зрения философско-научного, материалистического в своей основе подхода религия является фантастическим, иллюзорным отражением действительности в сознании людей. Ее появление объясняется неспособностью людей рационально объяснить причины и сущность наблюдаемых природных и социальных явлений, добиться обычными методами действий желаемого результата или разрешения какой-либо сложной жизненной ситуации, заинтересованностью определенных общественных групп в существовании религии и церкви. Утверждается, что религия имеет временный, исторический характер, и по мере развития науки, совершенствования общества она будет отмирать.
Религия играет большую роль в жизни человека и общества. Она выполняет, во-первых, мировоззренческую функцию, так как содержит определенную картину мира, комплекс ценностей, идеалов и норм, то есть основных компонентов мировоззрения. Благодаря религиозному мировоззрению человек обретает смысл своей жизни, выводящий его за пределы обыденного приобретения и потребления материальных благ, ориентирующий на духовное развитие. Во-вторых, религия выполняет психотерапевтическую функцию, адаптируя людей к трудностям жизни. Она дает надежду на чудо, духовные силы преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно воспринимать смерть, так как страдания и смерть для религиозного человека наполнены определенным смыслом. В-третьих, религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Она дает людям общие ценности и цели, обосновывает и узаконивает существующие в обществе морально-правовые нормы ссылкой на их божественное происхождение, привлекает верующих к совместному участию в культовой деятельности и тем самым укрепляет социальное единство и порядок.
Вместе с тем, религия играет в обществе не только положительную, но и отрицательную роль. Например, всевластие религии над другими формами культуры и духовным развитием людей ограничивает свободу художественного и научного творчества. Религиозные разногласия способствуют разжиганию вражды между людьми, ущемлению прав религиозных меньшинств, возникновению военных конфликтов.
В структуре религии выделяют религиозное вероучение, религиозный культ и религиозную организацию. Религиозное вероучение – это совокупность утвержденных религиозными организациями догматов и преданий о Боге, пророке-основателе религии, устройстве мира, правилах жизни человека и общества. Религиозное вероучение излагается в священных текстах (христианская Библия, мусульманский Коран и т.д.) и их канонизированных толкованиях. Религиозный культ – это обрядовые действия, совершаемые с целью установления контакта с предметом веры (молитвы, богослужения, праздники, посты и т.д.). Религиозная организация – это форма объединения верующих для координации культовой деятельности, сохранения и передачи религиозной информации. Типичной формой религиозной организации является церковь, в которой верующие разделяются на клир – иерархию профессиональных служителей церкви, священников различного ранга, и паству – мирян, простых верующих. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов.
В мире существует множество религий. Среди них принято выделять три мировые религии – буддизм, христианство, ислам (мусульманство), которые получили распространение в разных странах и у разных народов. Наряду с ними есть религии национальные (индуизм, конфуцианство, иудаизм и др.), местные и племенные, а также необозримое количество религиозных сект. Многие из этих сект возникли в 60-70-е годы ХХ века и получили распространение в США, Западной Европе и других регионах мира. Их появление связывается с крупными социально-политическими и культурными переменами в современном мире и обществе, ослаблением позиций традиционных религий. Разочарование в официальных ценностях потребительского общества, чувство одиночества и потеря смысла жизни – все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, нового мировоззрения. Приверженцами нетрадиционных религий и культов является преимущественно молодежь, поскольку именно ей присущ обостренный поиск смысложизненных ориентаций и интерес ко всему новому, таинственному, непознанному. Следует отметить, что среди неокультов существует достаточное количество деструктивных сект, пребывание в которых может привести ее членов к серьезным психическим расстройствам и деградации личности. 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.