.RU
Карта сайта

Текст 13. Memorabĭle dictum - Краткий курс латинского языка для самостоятельного изучения содержание


^ Текст 13. Memorabĭle dictum


Nemo nostrum idem est in senectute, qui fuit juvĕnis, nemo est mane, qui fuit pridie; quidquid vides, currit cum tempŏre, nihil ex his, quae vidēmus, manet; hoc est quod ait Heraclītus: in idem flumen bis non descendĭmus, manet idem flumĭnis nomen, aqua transmissa est. (Senĕca)

^ Текст 14. De homĭnis ratione


In homĭne quid optĭmum est? Ratio: hac enim antecēdit animalia. Ratio ergo perfecta proprium homĭnis bonum est; cetĕra illi cum animalĭbus satisque communia sunt:
Valet? et leōnes. Formōsus est? et pavōnes. Velox est? et equi. Non dico, in his omnĭbus vincĭtur. Corpus habet? et arbŏres. Habet impĕtum et motum voluntarium? et bestiae et vermes. Habet vocem? sed quanto clariōrem canes, acutiōrem aquilae, graviōrem tauri, dulciōrem mobilioremque lusciniae. Quid in homĭne proprium? Ratio. Haec recta et consummāta felicitātem homĭnis implēvit. (Senĕca)

^ Текст 15. Pater noster


Pater noster, qui es in caelis,
sanctificetur nomen tuum,
adveniat regnum tuum,
fiat voluntas tua,
sicut in caelo et in terra.
Panem nostrum cotidianum
da nobis hodie,
et dimitte nobis debita nostra,
sicut et nos dimittimus
debitoribus nostris,
et ne nos inducas in tentationem,
sed libera nos a malo.
Amen.

^ ЛАТИНСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ И КРЫЛАТЫЕ СЛОВА


Proverbia, sententiae, dicta


Пословицы, поговорки, изречения


Под крылатыми выражениями понимаются лаконичные и афористические формулировки, отражающие или суммирующие опыт в различных сферах деятельности, устойчиво используемые в литературной и разговорной речи. Свои крылатые слова и выражения есть в каждом языке. Само понятие «крылатые слова» приписывается Гомеру, а как термин литературоведения оно используется со 2-ой половины XIX века. Латинский язык богат такими выражениями благодаря своей длительной и содержательной истории, широким контактам с другими цивилизациями древнего мира.
Крылатые выражения возникают различным путем и относятся к различным сферам человеческого опыта. Это могут быть афоризмы житейской мудрости (пословицы, поговорки и т.п.), выражения из области научного знания (медицина, юриспруденция и т.д.), из литературных произведений, а также высказывания известных исторических деятелей, обязанные своим появлением какой-либо конкретной ситуации. Все эти типы крылатых выражений в полной мере присутствуют в истории латинского языка.
Познакомьтесь с самыми известными и употребительными пословицами, поговорками, афоризмами и оборотами латинского языка, запомните их и правильно употребляйте в своей речи.
1. Scientia est potentia. Знание – сила.
2. Dum spiro, spero. Пока дышу, надеюсь.
3. Qui quaerit, repĕrit. Кто ищет, находит.
4. Cogĭto, ergo sum. Мыслю, следовательно существую.
5. Amat victoria curam. Победа любит заботу.
6. Ibi victoria, ubi concordia. Там победа, где согласие.
7. Aquĭla non captat muscas. Орел не ловит мух.
8. Otium post negotium. Сделал дело, гуляй смело.
9. Verba movent, exempla trahunt. Слова волнуют, примеры влекут.
10. Per aspĕra ad astra. Через тернии к звездам.

  1. Homo locum ornat, Человек место красит,

non homĭnem locus. не место человека.

  1. Dura lex, sed lex. Суров закон, но это закон.

  2. Errare humanum est, Ошибаться свойственно человеку,

stultum est in errore perseverare. глупо упорствовать в своей ошибке.
14. Amicus Plato, Платон мне друг,
sed magis amica verĭtas. но истина дороже.
15. Repetitio est mater studiorum. Повторение – мать учения.
16. Historia est magistra vitae. История – наставница жизни.

  1. 17. O tempŏra, o mores! (Cicĕro) О времена, о нравы! (Цицерон)

18. Mors naturae lex est. Смерть – закон природы.
19. Mens sana in corpŏre sano. Здоровый дух в здоровом теле.
20. Veni, vidi, vici. (Caesar) Пришел, увидел, победил. (Цезарь)
21. Ars longa, vita brevis est. Искусство вечно, жизнь коротка.
22. Gutta cavat lapĭdem non vi, Капля точит камень не силой,
sed saepe cadendo. а частым падением.
23. Omnia mea mecum porto. (Bias) Все свое ношу с собой. (Биант)
24. Omne initium difficĭle est. Лиха беда начало.
25. Sociale anĭmal est homo. Человек – общественное животное.
26. Sero venientĭbus ossa. Поздно пришел, кости нашел.
27. Manus manum lavat. Рука руку моет.
28. Nihil semper suo statu manet. Ничто не бывает вечным.
29. Littĕra scripta manet. Написанное остается. (Что написано
пером, не вырубишь топором.)
30. Nosce te ipsum. Познай самого себя.
31. Cuisque suum. Каждому своё.
32. Vivĕre militare est. Жить значит бороться.
33. Non olet. Не пахнут. (о деньгах)
34. Divĭde et impĕra. Разделяй и властвуй.
35. Nota bene. = NB Заметь хорошо.
36. Post scriptum. = PS После написанного.
37. Post factum. После содеянного.
38. Festina lente. Спеши медленно.
39. Sapĕre aude! Дерзай знать!
40. Noli nocēre. (Hippocrătes) Не навреди. (Гиппократ)
41. Medĭce, cura te ipsum. (idem) Врач, исцелись сам. (он же)
42. Persona (non) grata. Лицо (не)желательное.
43. Mala herba cito crescit. Сорная трава быстро растет.
44. Barba crescit, caput nescit. Борода растет, голова не знает.
45. Ubi bene, ibi patria. Где хорошо, там и родина.
46. Fortuna caeca est. Судьба слепа.
47. Ignorantia non est argumentum. Незнание не есть аргумент.
48. Curricŭlum vitae. Жизнеописание. Биография.
49. Lupus non mordet lupum. Ворон ворону глаз не выклюет.
50. Pium desiderium. Благими намерениями.
51. Memoria bona est Хорошая память –
bonum magnum. великое благо.
52. Hodie mihi, cras tibi. Сегодня мне, завтра тебе.
53. Do, ut des; Даю, чтобы дал ты;
facio, ut facies. делаю, чтобы ты сделал.
54. Si vis amari, ama. Если хочешь быть любимым, люби.
55. Si vis pacem, para bellum. Если хочешь мира, готовься к войне.
56. Clavus clavo pellĭtur. Клин клином вышибается.
57. De jure, de facto. Юридически, фактически.
58. Nemo judex in propria causa. Никто в своем деле не судья.
59. Audiatur et altera pars. Да будет выслушена и другая сторона.
60. Plenus venter non studet libenter. Сытое брюхо к ученью глухо.
61. Salus popŭli suprema lex. Благо народа – высший закон.
62. Labores gignunt honores. По трудам и почести.
63. Tempus consilium dabit. Время даст совет.
64. Finis coronat opus. Конец – делу венец.
65. Nemo omnia potest scire. Никто не может знать всего.
66. Primus inter pares. Первый среди равных.
67. Volens nolens. Волей-неволей.
68. Bis dat, qui cito dat. Вдвойне дает тот, кто дает быстро.
69. Altius, citius, fortius! Выше, быстрее, сильнее!
70. Fortes fortuna adjuvat.(Cicero) Смелым судьба помогает. (Цицерон)
71. Modus vivendi. Образ жизни.
72. Lapsus linguae. Обмолвка. Оговорка.
73. Quod erat demonstrandum. Что и требовалось доказать.
74. De gustĭbus non est disputandum. О вкусах не спорят.
75. Quod nocet, docet. Что вредит, то учит.
76. Qui tаcet, consentit. Кто молчит, тот соглашается.
77. Tres faciunt collegium. Трое составляют коллегию.
78. Tertium non datur. Третьего не дано.
79. Epistŭla non erubescit. Письмо не краснеет.
80. Una hirundo non facit ver. Одна ласточка весны не делает.
81. Artes molliunt mores. Искусства смягчают нравы.
82. Alma mater. Мать кормящая. (= университет)
83. Alter ego. Другое я.
84. Tabula rasa. Чистая доска. (= невежда)
85. Terra incognĭta. Неведомая страна.
86. Salve. Salvete. Здравствуй. Здравствуйте.
87. Vale. Valete. Будь здоров. Будьте здоровы.
88. Pater noster. Отче наш.
89. Pax vobiscum. Мир с вами.
90. Laudētur Jesus Christus. Слава Иисусу Христу.
91. Sic transit gloria mundi. Так проходит слава мирская.
92. Via dolorosa. Путь страданий.
93. Uti sentiunt, ita dicunt. Как слышат, так и говорят.
94. Docendo discĭmus. Обучая, учимся.
95. Probatum est. Одобрено.
96. A posteriōri. Исходя из опыта.
97. A priori. Заранее. без проверки.
98. Ab ovo usque ad mala. С начала до конца. (От яйца до яблока.)
99. Ad libĭtum. По желанию. По усмотрению.
100. Ex libris. Из книг.
101. Vice versa. И наоборот.
102. Pars pro toto. Часть вместо целого.
103. Qui pro quo. Кто за кого. Одно вместо другого.
104. Status quo. Существующий порядок вещей.
105. Terra incognita. Неведомая земля.
106. Memento mori. Помни о смерти.
107. Anni currentis. Сего (текущего) года.
108. Anni futuri. Будущего года.
109. Аnno Domini MM 2000 год от Рождества Господня
110. Рro et contra. За и против.
111. Cui prodest? Кому это выгодно?
112. Prosit! На здоровье! (тост)
113. Fiat lux! Да будет свет!
114. Nulla dies sine linea. Ни дня без строчки.
115. Vox popŭli – vox Dei. Глас народа – глас Божий.
116. Vade mecum. Иди со мной. (путеводитель)
117. Quod licet Jovi, Что позволено Юпитеру,
non licet bovi. не позволено быку.
118. Sapienti sat. Умный поймет.
119. Non bis in idem. Не дважды за то же.
120. Idem per idem. То же посредством того же.
121. Corpus delicti. Состав преступления.
122. Corpus juris. Свод законов.
123. Causa causarum. Причина причин.
124. Injuria realis. Оскорбление действием.
125. Injuria verbalis. Оскорбление словом.
126. Jus gentium. Международное право.
127. Jus civile. Гражданское право.
128. Testis unus testis nullus. Один свидетель – не свидетель.
129. Sine ira et studio. Без гнева и пристрастия.
130. Non progrĕdi est regrĕdi. Не идти вперед значит идти назад.
131. Honoris causa. Ради почета.
132. Nomen est omen. Имя говорит само за себя.
133. Nomĭna sunt odiosa. Имена ненавистны (их лучше умолчать).
134. Deus ex machĭna. Бог из машины (вмешательство свыше).
135. Ad hoc. К этому, для данного случая.
136. Hoc est (h. e.) Это значит; то есть (т.е.).
137. Hoc loco (h. l.) Здесь, на этом месте.
138. Cum grano salis. С крупинкой соли, иронически.
139. Gratis. Даром, бесплатно.
140. Nec plus ultra. Дальше некуда; крайняя степень.

ПРИЛОЖЕНИЕ



  1. Об основании и развитии Рима



По преданию, город Рим (Roma) был основан братьями-близнецами Poмулом и Ремом в 753 г. до н.э. и развивался далее путем объединения отдельных поселений, расположенных на 7 холмах по левому берегу Тибра. Холмы эти называются Палатин, Эсквилин, Авентин, Квиринал, Виминал, Целий и Капитолий.
На холме Палатин сохранились остатки оборонительных укреплений VIII в. до н.э. Капитолийский холм был местом культа жителей Палатина. После объединения всех поселений на римских холмах Капитолий был включен в городскую черту и обнесен стеной. В период этрусского господства здесь соорудили храм Юпитера. В период республики на Капитолии был построен еще один храм – Юноны Советницы (Juno Moneta), от которой пошло название Монетного двора, находившегося при храме. На Капитолии завершались триумфальные шествия римского войска.
В начале своего существования будущая столица мирового государства была довольно скромным поселением, но располагалось это поселение в очень удобном месте: на возвышенности у реки при пересечении важных торговых путей – соляной дороги с торговым путём из Этрурии в Кампанию, и не очень далеко от моря, всего в 25 км от Тирренского побережья. Цитадель Капитолия была и крепостью, и средоточием святынь молодого города. Центром торговой и политической жизни Рима был форум (лат. forum «рыночная площадь»).
Местом древнейшего римского форума была болотистая равнина между Палатином и Капитолием, которая первоначально использовалась для выпаса скота и погребений. В годы правления этрусских царей форум был осушен, замощен и застроен общественными сооружениями и храмами. На форуме проходили народные собрания, собирался сенат, проводились гладиаторские игры, осуществлялась церемония прощания с покойниками из числа патрициев. Впоследствии в Риме было сооружено еще несколько форумов.
Не следует думать, что первоначальное население Рима состояло только из латинов. В Риме и в его ближайших окрестностях издавна жили сабины (другая италийская народность), а также этруски. Таким образом, древнейшее население Рима в этническом отношении не было вполне однородным. Его объединяла принадлежность к «римскому народу» (popŭlus romānus), которым считались все полноправные граждане.
Весь «римский народ» делился на три трибы

(от латинского tribus «треть»). Вначале трибы были учреждены по родовому признаку и отражали объединение трех этнических элементов: латинов, сабинов и этрусков. Каждая из трех триб разделялась на 10 курий, которые представляли собой промежуточную социально-государственную ячейку римского общества. Само слово «курия» (curia) обозначало также место, а позже и специальное здание, где проходили собрания членов курии. Каждая курия объединяла 10 родов. Род (gens) являлся естественной основой раннеримского общества; члены рода имели общую собственность и совместно совершали религиозные обряды.
Полноправные члены римской общины, объединенные в роды и курии, постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались патрициями (patricii «имеющие отцов») и первоначально только они и составляли «римский народ». Патрициям противостояли плебеи, т.е. люди, принадлежащие к плебсу (существительное plebs происходит от глагола plere «наполнять, пополнять» и буквально значит «пришлое население»). Основную часть плебеев составляли представители завоеванных или присоединенных к Риму областей. Они не входили в состав старинных родов, курий и триб, поэтому не могли считаться «римским народом», не могли пользоваться общинной землей, а владели землей только на правах частной собственности; безземельные плебеи занимались ремеслом и торговлей. Некоторые плебеи были очень зажиточными людьми.
В результате позднейшего уравнивания в правах патрициев и плебеев в Римской республике образовалась правящая прослойка – нобилитет (nobilĭtas «знать»), состоявший из потомков патрициев и выходцев из богатых плебейских семей. С III – II вв. до н.э. термин «плебеи» стал означать полноправных граждан незнатного происхождения, одно из сословий свободного населения Рима.
Для разрешения важнейших вопросов, имеющих государственное значение, «римский народ» собирался по куриям. Эти собрания назывались комициями (comitium «сходка»). Здесь в процессе голосования определялись действия всего общества. В собраниях принимали участие все взрослые мужчины. Комиции ведали, в частности, делами культа и вопросами семейных отношений. Здесь оглашались завещания, происходило усыновление и принятие новых членов в род или новых родов в общину. Комиции могли также судить граждан, виновных в нарушении законов. На комициях происходили и выборы царя.
Царь

(rex из regěre «править») являлся выборным главой римского общества. Почетными отличиями царя были пурпурная мантия, золотая диадема, скипетр с изображением орла, кресло, отделанное слоновой костью, и почетная стража – ликторы, вооруженные фасциями (fascis – связка прутьев со вставленным в них боевым топором). Все атрибуты царской власти были, вероятно, заимствованы у этрусков, которые издавна имели царей.
При царе действовал сенат

(слово senatus происходит от слова senex «старец»). Скорее всего, в раннюю эпоху римской истории в состав сената входили старейшины родов. Первоначально сенат состоял из 100 человек, а затем число его членов возросло до 300. Все решения комиций должны были получить одобрение сената.
Таковы основные элементы государственного устройства, имевшие место как в царском Риме, так и в эпоху республики, когда вместо царей стали ежегодно избирать двух консулов, которым принадлежала вся гражданская и военная власть.
По преданию, в римской истории было всего 7 царей. Первым царем Рима был его основатель – Ромул, сын Реи Сильвии, которая была дочерью Нумитора, царя города Альба Лонга. Согласно мифу, Нумитор был потомком легендарного Энея, одного из героев Троянской войны, царя дарданов, родственника троянского царя Приама. После разрушения Трои греками (конец XIII – начало XII в. до н.э.) Эней после долгих странствий поселился в Лации. Его сын Юл (Асканий) считался основателем рода Юлиев, к которому и принадлежал Нумитор.
Коварный Амулий, младший брат Нумитора, сверг его с престола. Боясь мести детей и внуков свергнутого царя, Амулий приказал убить сыновей Нумитора, а дочь его Рею Сильвию отдал в весталки. Обязанностью весталок была служба в храме богини Весты – они должны были поддерживать там вечный огонь. Весталки давали обет молчания и целомудрия. За погасший огонь весталок жестоко наказывали, а за нарушение обета целомудрия зарывали живыми в землю. Однако через некоторое время Рея Сильвия родила от Марса, который был у древних италийцев первоначально божеством плодородия и дикой природы, близнецов Ромула и Рема. Амулий велел казнить Рею Сильвию, а корзину с младенцами бросить в реку. Марс спас всех троих. Течение вынесло детей на берег Тибра. Там их нашла и стала кормить своим молоком посланная Марсом волчица. Затем мальчиков воспитали пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Когда братья подросли, они отомстили Амулию, вернули престол деду, который отвел им землю для основания города на месте, где их нашла волчица. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора, и Ромул убил Рема.
Став царем Рима (лат. Roma), Ромул решил увеличить население своего города. Для этого во время праздника были похищены девушки соседнего племени – сабинянки. На одной из них, сабинской царевне Герсилии, Ромул женился. С помощью Герсилии и ее подруг Ромулу удалось помириться с сабинянами. Ему приписывается также учреждение всех основных государственных институтов, разделение граждан на патрициев и плебеев, учреждение сената и установление других органов власти в Риме. Царствовал Ромул с 753 по 716 г. до н.э.
Преемниками Ромула были Нума Помпилий, Анк Марций, Тулл Гостилий; затем царем стал переселившийся из Этрурии Тарквиний Древний. Он вел удачные войны с соседями, учредил общественные игры. При нем были проведены работы по благоустройству Рима: осушены болотистые местности, замощена центральная площадь города – форум, создана система подземных сточных каналов (cloaca), постороен цирк, воздвигнут храм Юпитера на Капитолии.
Шестым римским царем стал Сервий Туллий, он правил с 578 по 534 гг. до н.э. и вошел в историю как крупнейший реформатор социальной организации древнего римского общества. Он заменил три старые родовые трибы на округи (4 городских и 17 сельских триб) не по кровнородственным связям, а по территориальному признаку, что нанесло серьёзный удар по родоплеменному укладу.
Сервию Туллию приписывают проведение переписи всего населения Рима и разделение его на две части: военнообязанных и освобожденных от воинской повинности. В основу такого деления были положены физическая пригодность человека и его имущественное положение. Все мужское население делилось на шесть имущественных разрядов. К 6-му разряду были отнесены бедняки-пролетарии. Считалось, что единственное их богатство – это потомство (proles). Каждый из разрядов выставлял определенное количество вооруженных людей в римское войско. Наибольшая нагрузка ложилась на граждан 1-го разряда, самых богатых. Собрания по центуриям (воинским единицам) стали решать большинство вопросов из тех, что прежде решались в куриях. Поскольку большинство центурий приходилось на долю 1-го разряда, то в собраниях всё решалось голосами самых богатых граждан. В результате главную роль стало играть имущественное положение, а не происхождение.
Последним римским царем был сын Тарквиния Древнего, вошедший в историю под именем Тарквиний Гордый. Не считаясь с мнением сената, он устраивал казни и конфискации, за что его изгнали из Рима.
После изгнания Тарквиния Гордого из Рима (в 510-509 гг. до н.э.) закончилось этрусское господство и почти на 5 веков установилась республиканская форма правления (латинское выражение res publica означает «дело народное, общее»). Республика просуществовала до эпохи Империи (30-й год I века до н.э.). Поскольку римский царь не обладал абсолютной и неограниченной властью, многие элементы будущего республиканского устройства действовали и при царской власти. Поэтому переход от одной формы правления к другой не означал полной перемены государственного строя.
В целом история Древнего Рима подразделяется на три основных периода:
1) Царский период (VIII – VI вв. до н.э.) – период правления семи царей, которые избирались народным собранием; он характеризуется господством родоплеменной организации и зарождением классового общества и государства.
2) Эпоха Республики (V в. до н.э. – 30 г. до н.э.) – период, когда правление осуществлялось народным собранием, сенатом, консулами и различными магистратами; он сопровождался расширением территории за счет многочисленных войн и развитием классической формы рабства.
3) Эпоха Империи (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.) – время правления императоров, власть которых первоначально передавалась по наследству, при одновременном ограничении, а иногда и прекращении деятельности всех демократических институтов. В эту эпоху Рим достиг наивысшего расцвета благодаря многочисленным завоеваниям в Европе, Азии и Африке, однако к концу этого периода Римское государство пришло в упадок и прекратило свое существование.
  1. 2014-07-19 18:44
  2. Контрольная работа
  3. Контрольная работа
  4. Контрольная работа
  5. Контрольная работа
  6. Контрольная работа
  7. Контрольная работа
  8. Контрольная работа
  9. Контрольная работа
  10. Контрольная работа
  11. Контрольная работа
  12. Контрольная работа
  13. Контрольная работа
  14. Контрольная работа
  15. Контрольная работа
  16. Контрольная работа
  17. Контрольная работа
  18. Контрольная работа
  19. Контрольная работа
  20. Контрольная работа
  21. Контрольная работа
  22. Контрольная работа
  23. Контрольная работа
  24. Контрольная работа
  25. Контрольная работа
  26. Контрольная работа
© sanaalar.ru
Образовательные документы для студентов.