.RU
Карта сайта

Акустические характеристики голоса - 6




Тема: Re: Шпаргалка по ринолалии и нарушениям голоса.   Сб 19 Мар 2011 - 12:29




11. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного
воздействия при функциональных
нарушениях голоса центрального
происхождения.



Функциональные
нарушения голоса у детей встречаются в логопедической практике реже, чем у
взрослых. В последнее время возросло число детей с функциональными нарушениями
голоса, что связано с гриппозными эпидемиями и пандемиями, острыми
респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому необходимость
своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики
и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими
упражнениями не утратила своей актуальности и в настоящее время.

К центральным
функциональным нарушениям относятся психогенные, или истерические, или
гипокинетические (СНОСКА: 

Гипокинезия гортани

 — пониженная
двигательная функция гортани) афонии и дисфонии. У детей они встречаются редко,
чаще у истеричных девочек в пубертатном периоде. 

На
истерическом невротическом фоне при наличии сильного эмоционального стресса
возникает очаг запредельного торможения в центральной нервной системе, в
результате чего нарушается регуляция процесса голосообразования со стороны коры
головного мозга, прекращается подача нервных импульсов определенной частоты к
голосовым складкам. При этом часто диагностируется паралич возвратного нерва
(функциональный, истерический), а также дряблость, слабость мышц гортани. 

Голос может
появиться неожиданно на фоне эмоциональной лабильности, исчезновения
истерических реакций. В других случаях происходит закрепление патологического
рефлекса голосообразования и возникает стойкая афония или дисфония, требующая
специального психоневрологического и логопедического воздействия.

12. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного
воздействия при функциональных
нарушениях голоса периферического
происхождения.



Функциональные
нарушения голоса у детей встречаются в логопедической практике реже, чем у
взрослых. В последнее время возросло число детей с функциональными нарушениями
голоса, что связано с гриппозными эпидемиями и пандемиями, острыми респираторными
инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому необходимость своевременной
и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики и гигиены
голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими
упражнениями не утратила своей актуальности и в настоящее время.

Наиболее
распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса.
Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими
изменениями гортани. Встречающиеся в педагогической литературе утверждение о
более легком устранении функ­циональных нарушений, по сравнению с
органическими, весьма спорны, так как первые представляют для специа­листов
значительные трудности в связи со сложностью их этиологии и патогенеза. 

Причины
функциональной пато­логии

 могут быть самые разнообразные: голосовое
пере­утомление, плохая постановка голоса, различные инфек­ционные заболевания и
влияние психических факторов. Иногда несколько из перечисленных причин
выступают в совокупности и определение «пускового» момента затруд­нительно.

Длительно
протекающие функциональные изменения могут вызывать псевдоорганические
наслоения в виде ги­перемии (покраснения) слизистой оболочки гортани, отеч­ности
и утолщения голосовых складок. Все это затрудня­ет диагностику функциональных
нарушений, которые могут рецидивировать, а лица, страдающие такой пато­логией,
склонны к фиксации на своем дефекте длитель­ное время.

К
периферическим функциональным нарушениям отно­сятся 

фонастения

гипо-
и гипертонусные афонии и дисфонии.



Наиболее часто
диагностируется в детском возрасте 

периферическое функциональное


нарушение голоса — 

гиперкинетическая (спастическая) дисфония

 — расстройство
голоса, возникающее вследствие его перенапряжения (громкий крик, пение,
подражание различным звукам, голосам людей, животных), неправильной техники
голосоподачи. 

Чешский ученый
М. Зееман отмечает, что гиперкинетическая дисфония развивается обычно лишь в
том случае, когда перенапряжению голоса сопутствуют другие внутренние или
внешние причины. К первым относится плохо поставленный голос, немузыкальность,
конституционально неполноценные слизистые оболочки верхних дыхательных путей,
асимметрия гортани и т.п. Весьма неблагоприятное влияние на голос оказывает
хронический тонзиллит (увеличенные и воспаленные нёбные миндалины), аденоиды
(носоглоточные полипы), острое воспаление гортани (ларингит) и острое
воспаление трахеи (трахеит). При этом ребенок с трудом дышит через нос,
заглатывает воздух ртом, вследствие этого в дыхательные пути попадает холодный
неочищенный воздух, что способствует воспалению голосовых складок. Внезапное
расстройство голоса и дыхания появляется иногда у детей, склонных к
аллергическим (СНОСКА: 

Аллергия 

— повышенная чувствительность организма к некоторым пищевым продуктам,
лекарствам, растениям, охлаждению и т.д
.) реакциям. Устранение раздражителя
нормализует дыхание и голос ребенка.

Внешние причины гиперкинетической
дисфонии — негигиенические условия фонации (пыль, дым, сырость), излишне
громкая речь в детском коллективе, в шумных помещениях, воспаление дыхательных
путей, нёбных миндалин, общие заболевания организма. При отсутствии
своевременного лечения дисфония принимает хронический характер и переходит в
стойкую тяжелую хрипоту. При осмотре гортани врачом (ларингоскопии) очень часто
обнаруживается гиперфункция гортани во время фонации — вход в гортань
суживается, надгортанник оттягивается назад, ложные голосовые складки не видны,
гортань поднимается вверх.

При
продолжительном расстройстве голоса появляются и органические изменения в
гортани — утолщается и набухает слизистая, образуются узелки на середине
голосовой складки (так называемые узелки крикунов). Такие узелки возникают при
перенапряжении голоса у крикливых детей и подростков вследствие чрезмерного
смыкания голосовых складок, так как резкий, громкий, продолжительный крик
вреден для голосового аппарата, для нежных голосовых складок ребенка.
Предрасполагающим фактором для возникновения узелков у детей является гипотония
мышц голосового аппарата, а также перенесенные инфекционные заболевания (грипп,
ангина), операции горла, носа. Только появившиеся узелки после нескольких дней
молчания исчезают. Застарелые образования лечат терапевтическим или
хирургическим методом в сочетании с фониатрическими упражнениями.

Клиническую
картину этого нарушения дополняет расстройство фонационного дыхания — оно
становится поверхностным, слабым, напряженным.

Таким образом,
при гиперкинетической дисфонии нарушаются функции дыхательного и голосового
аппарата.

Для 

гипо-


и 

гиперкинетической
афонии

 характерна нестойкость патологических изменений в гортани и
появление при попытках фонации звучного голоса на кашле (в отличие от афонии
органического характера).

Лечение
гиперкинетической афонии и дисфонии длительное, оно требует упорства и терпения
со стороны ребенка и его родителей. Очень важно соблюдать основные меры
профилактики и гигиены голоса у детей — не кричать (особенно в дыму, в сырости,
на ветру, на холоде), громко не разговаривать. Необходимо периодически
проходить осмотр у отоларинголога, вовремя лечить хронический тонзиллит и
аденоиды. Не следует злоупотреблять громким хоровым пением, не расширять
диапазон и силу звучания голоса. Родители, воспитатели детских садов, педагоги
в школах должны внимательно вслушиваться в голос детей и направлять их на
консультацию к отоларингологу и логопеду. 

Таким образом,
функциональные нарушения голоса у детей и подростков проявляются весьма
своеобразно в зависимости от этиологических факторов, а также возраста и пола
больного. Все функциональные расстройства характеризуются отсутствием стойких
анатомических дефектов в строении гортани и голосовых складок. Изменения в
гортани, обнаруженные при ларингоскопировании (гиперемия, отечность, утолщения,
неравномерность и недостаточность смыкания голосовых складок и др.), носят
местный преходящий характер и полностью исчезают после соответствующего
медикаментозного лечения, голосового покоя и логопедических (фонопедических)
упражнений. Немаловажная роль отводится профилактике и гигиене голоса.

Говоря о
функциональных нарушениях голоса, следует выделять: 

афонию

 (полное отсутствие
голоса) и 

дисфонию

, проявляющуюся в изменении высоты, силы и тембра
голоса.

При афонии больной говорит шепотом
различной громкости и внятности. При попытках фонации на кашле появляется
громкий звук голоса (в отличие от органических нарушений). При этом напрягаются
мышцы шеи, гортани, брюшного пресса, краснеет лицо. Возникновение на кашле
громкого голоса является важным методом диагностики функциональных расстройств
голоса. Этот факт имеет и прогностическое значение, он указывает на возможность
быстрого восстановления голоса.

При дисфонии качественная
характеристика голоса страдает неравномерно, часто меняется в зависимости от
действия различных внешних и внутренних факторов (самочувствия больного, его
настроения, времени года, времени дня, погоды и т.д.). Своеобразно проявляется
дисфония при перенапряжении голоса и истерическом неврозе.

Отсутствие
анатомических изменений в строении гортани вселяет надежду в возможности
полного восстановления голоса, т. е. нормально звучащего. Но длительное течение
функциональных нарушений подчас приводит к стойкому расстройству
голосообразования, появлению атрофических изменений в гортани и перерастанию
функциональных нарушений в органические расстройства голоса.

_________________

^ Филина Светлана Александровна
учитель-логопед, олигофренопедагог


тел. 44-56-03, 8-950-705-21-63

*диагностика нарушений речи.
*коррекция речевых нарушений у детей дошкольного 
возраста, школьников и взрослых.
*подготовка детей к школе.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

 




^ Филина Светлана


Учитель-логопед, олигофренопедагог

 Сообщения: 1097
Возраст: 30
Откуда: Смоленск, Покровка
Работа: учитель-логопед, олигофренопедагог
Награды:


2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.