.RU
Карта сайта

Романова Е. С, Потемкина О. Графические методы в психологической диагностике - 6

Глава 2 59
образца эффект тот же, что и пририсовании по представлению. Однако у многих имбецилов можно обнаружить ярко выражен­ную способность к подражанию', которая носит лишь формаль­ный характер. Благодаря внешней подражательности имбецил может воспроизвести то же число линий, которое имеется в ри­сунке экспериментатора, но эти линии могут оказаться не со­единенными в единый образ; подражание осуществлялось лишь движениями рук.
При обучении рисованию эти дети с трудом усваивают про­стейшие графические навыки. Подражательное повторение простых движений, воспроизведение элементарных графиче­ских элементов является для них сложной задачей. При обуче­нии имбецилов возможно научить изображать отдельные пред­меты при ориентации на наглядное предметное изображение. Однако рисование даже знакомых предметов на основе пред­ставлений им не удается, в этом рисовании не просматривается осмысленности воспроизведения образца. Рисование имбецила даже при детализированности сводится лишь к имитации дей­ствий взрослого. Имбецил воспроизводит не графический об­разец, а действия экспериментатора на основе подражания. В то же время при легкой степени выраженности умственной от­сталости детям удаются некоторая символизация образов, предметные и сюжетные изображения.
У дебильных детей, имеющих менее тяжелые отклонения в умственном развитии, по сравнению с имбецилами, при рисо­вании все же опускаются многие существенные признаки пред­метов и их детали. Рисунки дебилов также схематичны, но без существенных подробностей, свойственных нормальным де­тям. Характерной чертой рисунков дебилов является повторя­емость элементов. При рисовании орнаментов они затрудняют­ся в воспроизведении последовательности элементов. Стереотипность прослеживается и при использовании цвета в изображении. Обычно при возможности выбора из большого Числа цветов дети-дебилы используют L—2.
Рисование элементарных графических структур, требую­щих стереотипно чередующихся действий, им не удается. Так, "Ростейший орнамент типа: горизонтальная линия — кружок, Ризонтальная линия — кружок и т. п. вызывает большие за-РУднения у умственно отсталого ребенка.
60
Часть I
У дебильных детей наблюдаются более легкие отклонения в изобразительной деятельности, выраженной в меньшей диф-ференцированности; по сравнению с нормальными детьми им менее свойственно вносить в изображение многие подробности. Задание по рисованию простых орнаментов (например в III классе вспомогательной школы) дети-дебилы могут выполнить правильно, реагируя на замечания взрослых, однако сложные орнаменты им не удаются: они путают не только чередование изображений, но и формы, из которых состоит орнамент.
При всех несовершенствах изобразительной деятельно­сти умственно отсталых детей сам процесс рисования ска­зывается на них весьма положительно: развивается вни­мание, представление, * осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной ориентации и т. д. При систематическом обучении такие дети могут ов­ладеть техникой рисования и будут способны грамотно изо­бразить натуру.
В случае развивающейся изобразительной деятельности, имбецилы рисуют то, что они знают о предмете, а не визуально воспринимаемые его особенности. Но большей частью рисунки имбецилов представляют собой упрощенные схемы. При срав­нении имбецилов с нормальными детьми, схематическая ста­дия которых достигается в раннем возрасте, мы обнаруживаем, что у имбецилов она наступает в подростковом и раннем юно­шеском. Изобразительная деятельность умственно отсталых детей не возникает и не развиваетсся без специального обуче­ния, тогда как у нормальных детей она и возникает, и развива­ется спонтанно.
В целом рисование умственно отсталых детей имеет до­вольно четкую общую градацию — отсутствие активного черкания, запаздывающее в появлении соотнесения рисун­ка и предмета, копирование образца по разрозненными ли­ниям, не связанным в целостное изображение, что дает ос нование, разумеется, в совокупности с другими методами использовать рисунок как средство диагностики задержек » отклонений умственного развития ребенка. Другими слова­ми, по весьма распространенному мнению, детский рисунок в клинических исследованиях дает достаточно четкую кар-
I
Глава 2
61
тину соответствия особенностей рисования и умственного развития.
Вряд ли можно приурочить каждую из намеченных выше стадий детского художественного творчества к строго опреде­ленному возрасту. Здесь больше, чем где-либо сказываются и индивидуальная одаренность "юного художника", и влияние на него тех образцов, которыми он пользуется. Но приблизитель­ную закономерность мы можем все же получить, руководству­ясь статистической обработкой больших коллекций детских рисунков. В этом отношении весьма показательны результаты, полученные Г. Кершенштейнером.
Данные Г. Кершенштейнера позволяют нам судить о степе­ни распространенности различных типов рисунка в разном воз­расте (см. табл.).
Таблица 1

Возраст (год)

Число уче­ников

Схема <в%)

Схема сме­шанная
<в%)

Правдо­подобное изображе­ние (в %)

Правильное изображе­ние (в %)

6

338

98

2





7

309

90

10





8

348

78

21

1



9

299

59

36

5



10

237

48

46

6



11

240

16

59

18

7

12

130

7

52

28

- ' 13

13

95

3

44

32

21 .

Как видно из таблицы, шестилетние дети рисуют обычно схему, и только начиная с 11-летнего возраста мы встречаемся с ней реже, чем с остальными, более совершенными способами изображения.
Правдоподобный рисунок выступает на первый план только После 13 лет.
I
62
Часть I
Таким образом, представленный здесь анализ демонстриру­ет возможность, по крайней мере принципиально, учесть два фундаментальных направления анализа детского графическо­го творчества: общие законы стадиального развития и общие особенности задержки развития изобразительной деятельно­сти. Это дает нам тот средний возрастной фон и ту среднюю норму, на которых может быть выявлена индивидуальная спе­цифика рисунка ребенка того или иного возраста, того или ино­го уровня умственного (психического) развития.
ЧАСТЬ II
Графические методы психодиагностики. |Рисунок как средство психологического анализа
Весь материал предыдущей части дает нам убедительные до­казательства сохранения, или, точнее, отображения индиви­дуально-психологических особенностей субъекта графиче­ской деятельности в продуктах этой деятельности.
Следовательно, мы еще раз убеждаемся в том, что научный анализ продуктов деятельности может стать надежным источ­ником психологической информации о человеческой индиви­дуальности (1).
В то же время возможности и опыт применения этого общего метода психологического анализа к ситуации изобразитель­ного творчества обыкновенных людей еще очень слабо изуче­ны. Трудности этого подхода мы постарались показать в первой части нашей книги. История научных психографических исс­ледований в сфере почерковедения и психологического анали­за рисунков только начинается. Но тем не менее, уже можно сделать некоторые позитивные заключения. Опираясь на эти заключения, мы считаем возможным сделать технику психог­рафического анализа объектом самостоятельного изучения. Данная техника, по нашему мнению, еще не раскрыла своих возможностей в психодиагностических приложениях.
Это относится как к психологическому изучению почерка, так и психологическому анализу рисунка. Вместе с тем, исто­рия и опыт психологического анализа показывают, что в ри­сунках на заданную тему (т. е. в ситуации стандартного за­дания) содержится значительно больше информации о психологических особенностях человека, чем в простом руко­писном тексте (почерке). Это означает, что рисунок на задан­ную тему уже в сегодняшнем виде становится весьма мощным психодиагностическим средством. При этом сам результат вы­полнения такого задания (как и задание выполнить рисунок) ЗДресован не к логическим формам мышления, а непосредст-венно к образному его содержанию, смыслу графического изо­бражения, в котором в общей слитной форме представлены и
Часть II
64
образ, и отношение к миру, и личный опыт, и переживания субъекта.
Такая ситуация требует специального анализа самого ри­сунка, соотнесенного с анализом индивидуально-личностных особенностей его автора. По нашему мнению, такой двойной психологический анализ открывает реальные возможности на­учного анализа известных и создания новых эффективных гра­фических психодиагностических методов.
Но для этого должны быть построены научно обоснованные способы классификации графических изображений и разрабо­тана специальная техника соотнесения комплекса графиче­ских характеристик изображения с комплексом психологиче­ских характеристик субъекта, которая и позволит, в конечном итоге, по результатам такого "психографического" анализа по­строить психологический портрет человека. На этом пути, мы полагаем, можно обойти те трудности, которые возникают в задачах построения психологического портрета с помощью вербальных психодиагностических средств.
Наш опыт работы с графическими рисуночными тестами да­ет основание предложить, по крайней мере, некоторые из них как достаточно эффективные средства невербальной и непря­мой (психометрической) оценки индивидуальных особенно­стей человека.
Предлагаемые далее варианты графических диагностиче­ских процедур были апробированы нами на разном материале, в различных ситуациях. Их очевидная практическая ценность состоит в относительной простоте и привлекательности (для об­следуемых) самой психодиагностической ситуации.
Вместе с тем считаем полезным дать не только чисто "тех­нологическое" описание выбранных нами процедур, но и снаб­дить это описание историей развития метода, в некоторой части — их концептуальным обоснованием, и, конечно же, общими подходами к интерпретации полученных результатов. Можно убедиться, сколь различны эти основы и правила интерпрета­ции. Однако (и это можно наблюдать на практике) есть доста­точная область надежной диагностики индивидуальных психи­ческих качеств, которая к тому же подтверждается перекрестной (и дополнительной) проверкой диагностических результатов с помощью независимых психодиагностически"
65
Часть II
процедур. При этом1 последние принадлежат традиционной психодиагностической технике, и в настоящее время их прак­тическая применимость не вызывает больших сомнений.
В число рассмотренных далее процедур включены как изве­стные проективные графические задания, так и предложенные нами оригинальные версии рисуночных диагностических тес­тов: "Дом-дерево-человек", "Автопортрет", "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур1', "Картина мира", "Свободный рисунок", "Рисунок семьи".
Приведенные образцы рисунков и версии интерпретаций раскрывают разнообразие приемов интерпретации, в принци­пе дополняющих, а не опровергающих друг друга.
Глава 1
Графические тесты в психодиагностике
Тест "Рисунок семьи"
Историческая справка о методике "Рисунок семьи", особенно­сти его диагностической процедуры и порядок интерпретации весьма подробно освещены в работах Т. Хоментаускаса (106; 107) и др., поэтому в рассказе о данной методике мы ограни­чимся весьма краткими предварительными сведениями. Счи­тают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса (131), А.И. За­харова (43), Н. Кормана (126), Р. Бернса и С. Кауфмана (124) и др.
Цель применения теста: выявление особенностей внутри­семейных отношений. Задачи: на оснойе выполнения изобра­жения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживайий ребенком отношений в семье.
Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15x20 см или 21x29 см, ручку, карандаш, ластик.
Инструкция 1 к тесту "Рисунок семьи": "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово " семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?", следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивиду­альном обследовании время выполнения задания обычно длит­ся около 30 минут. При групповом выполнении теста время ча­ще ограничивают в пределах 15—30 минут.
Применение теста предполагает (допускает) использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструк­циях:
Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обыч­ным делом".
Инструкция 3: "Нарисуй свою семью, как ты ее себе пред­ставляешь".
Инструкция 4: "Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа".
Глава!
67

Рис. 21. К тесту «Рисунок семьи»
Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, не­коего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи".
При индивидуальном тестировании следует отмечать в про­токоле:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд; в)стирание деталей;
68
Часть 11

Рис. 22. К тесту «Рисунок семьи»
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым со­держанием.
• После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Глава I 69
Последние два вопроса провоцируют ребенка на откры­тое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен де­лать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном (яв­ном) ответе.
При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл на­рисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, по­чему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не наста­ивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, за­щитные реакции. Часто продуктивными оказываются проек­тивные вопросы (например: "Если бы вместо птички был-нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в со­ревнованиях между братом и тобой?", "Кого мама позовет идти с собой?" и т. п.).
Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.
*1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2..Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на по­мощь?
4. Ты имеешь... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С Кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Для интерпретации также надо знать:
а) возраст исследуемого ребенка;
б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;
в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.
I

70



Часть 11

Обработка теста "Рисунок семьи" проводится по следующей схеме:

№ п/п

Выделяемые признаки

Отметки о на­личии признаков

1

Общий размер рисунка (его площадь)



2

Количество членов семьи



3

Соответствующиие размеры членов семьи



мать



отец



сестра



брат



дедушка



бабушка и т. д.



4

Расстояние между членами семьи



Наличие каких-либо предметов между ними



5

Наличие животных



6

О виде изображения:





схематическое изображение





реалистическое изображение





эстетическое изображение



в интерьере, на фоне пейзажа и т д.



2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.