.RU
Карта сайта

Ход работы - «Сказка без конца» (по мотивам восточных сказок)


^ Ход работы.

Ведущий выдвигает гипотезу: изменение восприятия — способ попутешествовать, узнать другие миры, уйти от данной действительности.
«Люди-путешественники свое стремление превращают в профессию: в первую очередь к ним относятся актеры, худож­ники, музыканты и т. п. Вселенная творчества огромна: ее со­ставляют музыкальные миры, мир театра, кино, живописи, скульптуры, мир танца, пластики, мир самой Природы и еще много-много разных миров. Давайте организуем наше первое путешествие на планету Творчество. Каждый из вас нарисует по одному материку, даст ему название, нанесет ландшафт (горы, реки, озера, долины, города, замки и т. п.) и придумает для всего названия. Обязательно нужно проложить путь по материку, выделив начало и конец этой дороги».
Участникам дается лист А4, из которого они вырезают материк любой формы. После завершения самостоятельной работы все материки размещаются на готовой нарисованной заготовке планеты.

Обсуждение.

Участники представляют свой материк и отвечают на вопросы:
140
• На какой материк вы хотели бы попасть?
• Как вы думаете, где может находиться эта планета?
«Окно» (завершающее упражнение)
Каждый рассказывает, что нового он о себе узнал, и запол­няет схему «Окно».
В последующих занятиях процедура завершения проводит­ся аналогичным образом.
^ ЗАНЯТИЕ 3. «ТАКОЙ НЕПОВТОРИМЫЙ МИР»

Задачи:


1) углубление процессов самораскрытия;
2) получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов;
3) познание себя с помощью группы;
4) дальнейшее знакомство с разнообразными способами творческого самовыражения.
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
«Китайская рулетка» (шуточный тест)
Участникам предлагается закончить предложения:

Если бы я был деревом, то хотел бы быть...

То не хотел бы быть...

Если бы я был одеждой, то хотел бы быть...

То не хотел бы быть...

Если бы я был животным, то хотел бы быть...

То не хотел бы быть...

Если бы я был машиной, то хотел бы быть...

То не хотел бы быть...

Если бы я был напитком, то хотел бы быть...

То не хотел бы быть...

Если бы я был писателем, то хотел бы быть...

То не хотел бы быть...

Если бы я был цветком, то хотел бы быть...

То не хотел бы быть...

Если бы я был игрушкой, то хотел бы быть...

То не хотел бы быть...

Если бы я был киногероем, то хотел бы быть...

То не хотел бы быть...

Если бы я был взрослым, то хотел бы быть...

То не хотел бы быть...

141
Интерпретация теста такова: то, кем или чем ты хотел бы быть, — это ты в будущем, а то, кем или чем не хотел, — такой ты в настоящем. (Шутка.)
Если есть заинтересованность ведущего группы и самих участников, можно более подробно изучить животных, которых выбрал каждый из них, сравнить способы защиты, положитель­ные качества и пр. этого животного и человека, который ассо­циировал себя с ним.
«Путешествие в страну Превращений. Полянка» (игра)
Проводится при наличии 5-6 и более участников.

^ Ход работы.

Подросткам предлагается представить, что перед ними зеленая полянка в лесу. «Трава. Лето. Светит солнце. Тепло. Вокруг зеленый лес. На этой полянке сидите вы. Выбери­те, в кого или во что каждый из вас хотел бы превратиться».
Участники по очереди сообщают, в кого или во что они будут «превращаться», после чего на втором этапе игры роли разыг­рываются.

Обсуждение.

При обсуждении игры участникам задаются вопросы:
• Вы довольны выбранной вами и прожитой в игре ролью?
• Удалось ли повлиять на происходящие события или они остались в стороне от вас?
• Какие чувства вы испытывали?
Разминка рук перед рисованием
Разминка представляет собой растирание, разминание, массаж кисти руки и пальцев. Проводится до появления в паль­цах ощущения покалывания, ощущения увеличения кистей рук.
«Самореклама» (рисование)
Участникам группы предлагается нарисовать рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст. По окончании все по очереди представляют свои рекламные проекты.
«Окно» (завершающее упражнение)
См. занятие 1.
142
«Таким я хочу быть» (домашнее задание)
Подростков просят к следующему занятию нарисовать или сделать коллаж на тему «Таким я хочу быть». ■
^ ЗАНЯТИЕ 4. «ПУТЕШЕСТВУЕМ ВМЕСТЕ»

Задачи:


1) тренировка способности сотрудничать, умения учитывать чувства и интересы других и ориентироваться на них в своем поведении;
2)тренировка невербальной коммуникации.
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
«Зачем нужны вопросы?» (эксперимент)
Взаимопонимание при общении людей зависит от очень большого количества факторов. В этом эксперименте иссле­дуется следующая проблема: «Насколько необходима и важна для общения обратная связь?» Участников спрашивают о том, что будет, если они не смогут задать своему партнеру по об­щению интересующий их вопрос?

^ Необходимые материалы.

Два одинаковых набора дета­лей разной формы и цвета для каждой пары участников (если нет готовых, они могут быть заменены вырезанными из карто­на одинаковыми наборами из треугольников, квадратов, пря­моугольников, кругов зеленого, синего, красного и желтого цветов — по нескольку штук каждого цвета и формы). Блокнот, тетрадь. Поле для какой-нибудь игры с фишками. Бумага и карандаш для записи наблюдений и результатов.

^ Ход работы.

Эксперимент выполняется поэтапно.
1. Участники разбиваются на пары и садятся за стол друг напротив друга. Между ними ставится блокнот или картонка в качестве перегородки. Каждый получает по набору деталей.
2. Один участник так, чтобы не видел напарник, строит из деталей какое-нибудь сооружение или выкладывает плоский орнамент, после чего дается инструкция.
143
«Участник, который выполнил орнамент, на космическом корабле облетает планету Зуг, обитатели которой настроены к нему дружелюбно, но не имеют никакого понятия о земной технике. На космическом корабле обнаружились неисправнос­ти, что вызывает необходимость посадки, но прежде чем она будет совершена, зуггианский лоцман (партнер в паре) должен понять, как выглядит пульт управления. К счастью, вы умеете говорить на одном языке, поэтому все детали пульта можно описать.
Но, к несчастью, зуггианцы не могут отвечать вам или зада­вать вопросы, потому что у них испортился передатчик. К тому же они не могут видеть капитана корабля, и потому он не мо­жет объясниться с ними жестами.
У напарника-«лоцмана» есть такой же, как у капитана, на­бор деталей. Капитан должен описать свой пульт управления, а лоцман — попытаться сделать точную его копию. Помните, что ваше общение может быть только односторонним. По завер­шении уберите перегородку и проверьте, насколько точно на­парнику удалось воспроизвести орнамент или сооружение. Сможет ли капитан совершить посадку на планете Зуг?»

Обсуждение.

Обсуждение предполагает ответы участни­ков на следующие вопросы:
• Возможно ли взаимопонимание при одностороннем об­щении, когда говорит только один, а другой не может ни ответить, ни задать вопрос?
• Насколько это важно, чтобы была возможность задавать вопросы и получать на них ответы?
• Насколько важен при общении язык жестов?
«Групповой рисунок» (рисование)
Участники выполняют разминку рук (см. занятие 3), после чего молча, при необходимости используя жесты, приступают к созданию общего рисунка на тему, предварительно выбран­ную группой.
«Окно» (завершающее упражнение)
См. занятие 1.
144
«Письмо инопланетянину» (домашнее задание)
Дается задание написать письмо инопланетянину. Письмо должно быть кратким и содержать в смешной форме информа­цию, по которой «инопланетянин» смог бы найти его автора сре­ди миллионов жителей Земли.
^ ЗАНЯТИЕ 5. ((МОГУЩЕСТВО»

Задачи:


1) оказание помощи участникам в раскрытии своих силь­ных сторон;
2)актуализация их личностных ресурсов.
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
«Могущество» (упражнение)

Ход работы.

Всем участникам последовательно предла­гаются следующие задания:
1. Закончить предложение «Я могу...» (не менее 20 предло­жений).
2. Подчеркнуть среди них то, что может только автор спис­ка и некоторые его знакомые.
3. Зачитать группе свои «Могушки».

Обсуждение.

После этого психолог предлагает участни­кам порассуждать о том, что такое могущество: «Как вы дума­ете, что такое могущество? Правильно — его основу составля­ют умения. И чем больше их у человека, тем он могуществен­нее, тем больше он может, умеет что-то делать, создавать, творить. Могущественный человек— это сильный человек и совсем не обязательно физически. Сила этого человека в том, что он многое умеет и рассчитывает на свои силы, не сдается, не опускает руки, он готов научиться еще чему-нибудь, если чувствует такую необходимость. Будьте же сильными, могуще­ственными, учитесь создавать, творить и обязательно сумейте довести каждое дело до конца».
145

^ Ход работы.

Затем каждому предлагается задание соста­вить новый список, предложения в котором будут начинаться со слов «Я смогу ...». На его выполнение дается 5 минут.
«Таким я хочу быть» (обсуждение домашнего задания)
На 3-м занятии ребята получили домашнее задание сделать коллаж на заданную тему. Здесь они представляют свои гото­вые работы, после чего начинается их обсуждение в группе.
«Моя Вселенная» (упражнение)
Ведущий говорит о том, что «звездная карта» каждого по­казывает, что у него много возможностей: то, что делает его уникальным, и то, что объединяет с другими. Участникам пред­лагается для заполнения готовая «звездная карта». Они могут по желанию дополнить ее звездами и планетами с собствен­ными характеристиками.
«Мандала» (рисование)

^ Ход работы.

После разминки рук предлагается следую­щая инструкция: «Нарисуйте круг размером с голову и разри­суйте его. Можно рисовать только в круге. При этом не имеет значения, откуда вы начнете рисовать — из центра или с края».

Обсуждение.

Вопросы, которые могут быть заданы каж­дому участнику:
• Как ты назовешь свой круг?
• Если бы круг мог говорить, чтобы он тебе сказал?
«Окно» (завершающее упражнение)
См. занятие 1.
«Ода Лени» (домашнее задание)
Задача каждого участника группы — написать оду Лени (по жанру это может быть и рассказ, и сказка) под названием «Все­ленная — это где все ленятся», в которой Лень будет восхва­ляться и характеризоваться исключительно с положительной стороны.
146
^ ЗАНЯТИЕ 6. «ПЕРЕКРЕСТКИ»

Задачи:


1) осознание собственного влияния на людей и их влияния на себя;
2) помощь в определении личностных ценностей;
3) помощь в определении своих личностных, индивидуаль­ных особенностей.
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
«Письма к инопланетянину» (обсуждение домашнего задания)
«Письма у инопланетянину» группа должна была писать после занятия 4 в качестве домашнего задания.
«Можно ли влиять на чужое поведение?» (эксперимент)

^ Ход работы.

Эксперимент проводится поэтапно.
Выбираются два участника. Один из них назначается на роль Голодной Лабораторной Крысы, другой — на роль Кормушки. Тот, кто будет Крысой, уходит из комнаты, а психолог вместе с наблюдателями решают, какое поведение надо выработать у Крысы. Например, Крыса должна будет стоять около батареи отопления, сидеть на определенном стуле или смотреть в окно.
Затем Крыса возвращается в комнату. Ей не объясняют, чего ждут от нее, а просто наблюдают. Когда действия Крысы будут ближе к тому, что от нее хотят получить, Кормушка дол­жен говорить: «Умница». Он может произносить только одно это единственное слово, делая это каждый раз одинаково.
Эксперимент заканчивается, когда Крыса начинает вести себя так, как было задумано.

Обсуждение.


• Легко ли было выдрессировать Крысу?
• Можете ли вы придумать способы формирования поведе­ния, которые могли бы улучшать взаимоотношения людей?
• Дает вам этот эксперимент какие-нибудь ключи к понима­нию того, как на поведении людей может сказываться вли­яние их сверстников?
147
• Теперь, когда вы знаете, что «доброе слово и крысе при­ятно», вспомните кого-нибудь из ваших знакомых, чье на­строение всегда кажется плохим. Может быть, это просто неприятный человек. Но подумайте, как вы можете изме­нить его поведение? Могут ли ваши собственные действия или слова повлиять на его поведение по отношению к вам?
«Я на перекрестке дорог» (рисование)
После разминки рук участникам предлагается нарисовать себя на перекрестке дорог, на котором обозначены направле­ния дальнейшего движения. После этого участников группы просят на этом же рисунке дорисовать тех людей или обстоя­тельства, которые влияют на выбор пути.
«Части моего „Я"» (рисование)
Участникам предлагается вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях, в зависимости от обстоятельств (возможно, порой они действуют так не похоже на самих себя, будто они другие люди), как они ведут внутренний диалог, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это задание не тре­бует хороших изобразительных навыков, изображение «частей» может быть символическим.
«Окно» (завершающее упражнение)
См. занятие 1.
«Четыре моих „Я"» (домашнее задание)
Необходимо нарисовать четыре своих «Я»: реальное, вос­принимаемое с внешней стороны, идеальное, будущее.
^ ЗАНЯТИЕ 7. «ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА»

Задачи:


1) актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоцио­нальной сфере;
2)тренировка умения выражать свое эмоциональное со­стояние и понимать его.
148
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
«Четыре моих „Я"» (обсуждение домашнего задания)
По итогам домашнего задания к занятию 6.
«Имена чувств» (упражнение)
Участники записывают столько «имен» чувств, сколько смо­гут. Тот, кто записал наибольшее количество, зачитывает их. Остальные ищут совпадения «имен» из своего списка с «име­нами» других членов группы. В результате с большой вероят­ностью они назовут наиболее известные эмоции и эмоциональ­ные состояния. После этого психолог может кратко объяснить им, в чем разница между эмоцией и эмоциональным состояни­ем.
При наличии времени это задание можно дополнить, пред­ложив модификацию методики «Карта страны чувств» (Т. Д. Зин-кевич-Евстигнеева). Участникам предлагается нарисовать самих себя во весь рост в двух проекциях (вид спереди, вид сзади), а затем отметить, в каких местах тела они чувствуют обиду, страх, радость и т. д.
«Зеркало» (упражнение)

^ Ход работы.

Один из участников показывает соседу ка­кую-либо гримасу, изображающую переживание определенно­го чувства. Тот, в свою очередь, как можно точнее «передраз­нивает» его и передает дальше своему соседу. «Гримаса» пе­редается по кругу. Упражнение заканчивается, когда гримаса возвращается к первому участнику. Таким же образом «пере­даются» еще несколько эмоций.

Обсуждение.


• Каков механизм узнавания чувств?
• Какие мышцы задействованы в выражении чувств?
• Бывают ли бесполезные или стопроцентно вредные чув­ства?
• Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?
149

^ Ход работы.

При наличии времени участникам можно предложить исследовать отдельно два чувства: любовь и гнев. Им предлагается таблица, заполнять которую они могут само­стоятельно или работая в парах.

Эмоция



Ее польза



Ее вред



Любовь





Гнев




2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.