.RU

РИСУНОК СЕМЬИ - Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство

^

РИСУНОК СЕМЬИ


• Отсутствие
• себя (150, 156, 160) – чувство своей отверженности в семье ;
• другого члена семьи (148) – его малая значимость для ребенка ; конфликт ; негативное ( амбивалентное ) отношение .
• Наличие членов семьи , отсутствующих в реальности (148, 156), – восприятие своей семьи как недостаточной , ущербной .
• Включение домашних животных – недостаток общения , потребность в эмоциональном тепле .
• Отношения «выше – ниже» ( по росту или местоположению ) (131, 132, 135 – 139, 142, 143, 145-147, 151 – 153, 163 – 165) – отношения доминирования , подчинения .
* Особо мелкое изображение
* себя (132, 136, 151, 153) – подавленность или заброшенность ; гиперопека ;
* родителя (133, 136, 137) – представление о его малой значимости в семье ;
* брата или сестры (131) – конкурентные отношения .
* Особо крупное изображение
* себя (137) – претензия на главенствующую роль в семье ;
* родителя (131, 132, 136, 147, 163, 164) – представление о его большой значимости в семье ;
* брата или сестры – представление о его ( ее ) доминирующей роли в семье , ревность .
* Обращенность членов семьи друг к другу , пространственная близость , контакт рук (132, 138, 139, 140, 141, 143, 151, 163) – тесные эмоциональные контакты в семье .
* Сверхплотное расположение фигур (145 – 147) – сверхтесные связи в семье ; потребность в эмоциональной близости .
* Удаленность
* всех членов семьи друг от друга (137, 149) – разобщенность членов семьи , слабость эмоциональных контактов между ними ;
* одного из членов семьи от других (139, 148) – его слабая связь с остальными ;
* себя от остальных (153) – ощущение своей изолированности в семье .
* Расположение детей и взрослых отдельными группами (146) – ослаблен - ность эмоциональных связей между детьми и родителями .
* Изолированность
* изображения семьи от остального пространства листа (145, 146) – замкнутая жизнь семьи , ее изолированность от социального окружения ;
* всех членов семьи друг от друга : разделение линиями , расположение в разных комнатах (148) – серьезное нарушение внутрисемейных контактов ;
* одного из членов семьи : отделение линией , расположение в другой комнате (133) – конфликтные отношения с этим членом семьи ; его очень высокая изолированность в семье ;
* себя – ощущение своей отверженности в семье .
* Поза и выражение лица члена семьи , детали – интерпретируются , как и в «Рисунке человека» , применительно к восприятию ребенком этого члена семьи .
* Изображение члена семьи со спины или в профиль , отвернувшимся от остальных (150, 152) – конфликтные отношения с этим членом семьи ;
* Изображение себя , отвернувшимся от остальных – конфликтное отношение к семье в целом ; чувство своей отвергнуто - сти другими членами семьи .
* Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека»
* всех членов семьи или большинства из них (148) – отсутствие эмоциональной привязанности к семье ; конфликтное отношение ;
* одного из членов семьи – отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи ;
* себя (153) – ощущение своей малой значимости в семье , отверженности .
* Штриховка , штриховые или множественные линии , стирания , исправления , повышенный нажим ( в сравнении с «Рисунком человека» ) при изображении
* всех членов семьи или большинства из них (153, 163) – напряженная эмоциональная атмосфера в семье ;
* одного из членов семьи (148, 155, 157, 164) – напряженное , конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи ;
* себя (149, 151, 160) – неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье .
* Агрессивная символика : кулак , поднятая крупная ладонь , острые ногти , оружие или острое орудие в руках (161 – 166) – агрессивное поведение данного члена семьи .
* зубы (161, 162, 166) – вербальная агрессия данного члена семьи .
* Большое количество предметов : мебели , вещей – недостаточность эмоционального общения в семье .
^

ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ТЕСТЕ «СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ»


• Особо мелкое : мышь , воробей , насекомое (132, 133, 136) – представление о малой значимости данного члена семьи ;
• изображение в таком виде ребенка (132, 136, 138, 151) – гиперопека .
• Холоднокровные : ящерица , лягушка , рыба (132, 133, 136, 156, 166) – малая эмоциональность данного члена семьи .
• Змея , червяк , скорпион (133, 151, 156) - эмоциональная холодность ; негативное или амбивалентное отношение к данному члену семьи ;
• изображение в таком виде ребенка (158) - чувство своей отверженности в семье .
• Черепаха – потребность в защите .
• Еж , дикобраз – упрямство .
• Гиена , ехидна (156) – негативное отношение к данному члену семьи .
• Крупные теплокровные хищники : тигр , волк (151, 166) – сила , активность ; иногда агрессивность .
• Крокодил (166) – агрессивность .
• Родители в виде особо крупных животных (136, 147, 157) – гиперопека .
^

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ТЕСТЕ «КРАСИВЫЙ РИСУНОК»


• Преобладание холодных тонов ( от голубого до фиолетового ) – снижение настроения , субдепрессия ; высокая сензи - тивность ; иногда депрессия .
• Сближенные мягкие ( светлые ) тона , использование тонких оттенков цвета – сензитивность ; иногда тревожность как личностная особенность .
• Обедненная цветовая гамма ( использование простого карандаша и / или одного – двух цветов ) – пассивность ; астения ; депрессия или субдепрессия .
• Пониженная плотность цвета ( слабый нажим , незакрашенный контур ) – астения ; пассивность ; отрицательное отношение к обследованию .
• Преобладание темных тонов ( особенно сочетание черного с коричневым и / или синим ) – депрессия .
• Повышенная напряженность цвета
( много красного ) – тревога ; эмоциональная напряженность ; иногда конфликтность ; агрессивность ; невротизация .
• то же , в сочетании с темными тонами – тревожная депрессия .
^

РИСУНОК ДОМА


• Крупнее других рисунков – замкнутость в семье .
• Мельче других рисунков – ослабление семейных связей ; отсутствие «чувства дома» ; иногда сниженная самооценка .
• Признаки тревоги , более выраженные , чем в других рисунках ( штриховые или множественные линии , исправления , штриховка ) – проблемы в семейной сфере .
• Дворец ( вилла , церковь ) – демонстра - тивность .
• Отсутствуют или очень малы окна и дверь – замкнутость , интровертность ; уход от общения ; иногда аутизация ; негативизм .
• Маленькие окна , большая дверь ( особенно открытая ) – общительность , легкость в установлении контактов ; широкие неупорядоченные контакты .
• Большие окна , маленькая ( или отсутствующая ) дверь – созерцательность ; осторожность в контактах .
• Пустые окна ( без рам ) – формальность контактов ; иногда аутизация .
• Решетки на окнах , утрированные оконные рамы , забор – боязнь агрессии ; иногда подозрительность ; ощущение несвободы , зависимости .
• Подчеркнутые стены ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; ощущение ненадежности своего положения в жизни .
• Подчеркнутая крыша ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; гиперопека ; иногда интеллектуализм ; мечтательность , защитное фантазирование .
• В доме живут
• старые люди , только один человек – депрессия или субдепрессия ; чувство одиночества ;
• дети или один ребенок без взрослых – стремление избавиться от опеки родителей .
^

РИСУНОК ДЕРЕВА


• Экзотические породы ( пальма , эвкалипт ...) – демонстративность .
• Засохшее , сломанное ( срубленное ), без листьев – сниженное настроение , депрессия .
• Преобладание корней – ориентация на прошлое ; потребность в опоре и привязанности ; значимость семейных связей .
• Корни без изображения земли или висящие над землей – отсутствие привычной почвы ( например , у беженцев ).
• Дерево без корней висит в воздухе – слабая бытовая ориентация ; недостаточная социальная адаптированность ; ослабленная привязанность к дому и семье .
• Преобладание ствола – жизнь по принципу «здесь и сейчас» , поглощенность сегодняшними проблемами .
• Подробное изображение коры , заштрихованный ствол – боязнь агрессии , потребность в защите ; иногда соматические ( чаще – психосоматические ) заболевания ; ипохондрия .
• Дупло – перенесенная в прошлом психотравма ;
• подчеркнутое – соматические ( чаще – психосоматические ) заболевания ;
• в дупле птица ( белка ) – потребность в защите и уюте .
• Ветви
• Расходятся в стороны – экстраверт - ность .
• Закрыты линией кроны – скрытность .
• Подробно структурированы – упорядоченное общение ; склонность к детальному планированию действий .
• Не структурированы – случайные контакты ; импульсивность , отсутствие планирования действий .
• Оканчиваются остриями – агрессивность .
• Направлены вверх – активность .
• Опущены вниз ( как у плакучей ивы ) – астения ; депрессия или субдепрессия .
• Обрублены или обломаны – депрессия ; психотравма .
• Крона
• отсутствует – нет представлений о собственном будущем , осознания своих перспектив ;
* узкая – интровертность ;
* большая , подробно проработанная – хорошо развито планирование ;
* большая , непроработанная – мечтательность , защитное фантазирование .
^

ПОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДУЕМОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ


* Положительная оценка своих результатов – демонстративность ; гиперкомпенсация сниженной самооценки .
* Отрицательная оценка своих результатов – тревожность ; завышенный уровень притязаний .
* Автобиографические высказывания - экстравертность ; вербализм ; гиперактивность .
* «Люблю такие занятия ... » – демонстративность , направленность на сотрудничество .
* «Не люблю такие занятия ... » – негативизм ; тревожность .
* Уточнения инструкции – тревожность ; перфекционизм .
* Интерес к оценке проверяющего – тревожность ; демонстративность .
* Попытки отказа от выполнения задания ; мотивировка
* неспособность к данной деятельности – тревожность , тенденция к уходу от трудностей ; сниженная самооценка ;
* «не люблю» , «надоело» , «скучно» – низкая социализированность ; негативизм ;
* усталость – астения ; стремление уйти от обследования ;
* отказ без мотивировки – трудности в общении .
^

ТЕМП РАБОТЫ


* Высокий – высокий уровень активности .
* Сверхвысокий – импульсивность ; гиперактивность ; иногда негативизм .
* Сниженный – пассивность ; астения ; депрессия или субдепрессия ; ригидность ; тревожность .
* Сильно варьирует – эмоциональная лабильность .
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.