.RU
Карта сайта

Глава 5. ОБОБЩАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ СЛОВА. МНОГОЗНАЧНОСТЬ И ИЕРАРХИЯ ПОНЯТИЙ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Глава 5. ОБОБЩАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ СЛОВА. МНОГОЗНАЧНОСТЬ И ИЕРАРХИЯ ПОНЯТИЙ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ


В качестве упражнений для этого раздела прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор

;

игры в

«

морской бой

»

,

«

крестики-нолики

»

, шашки, карты

;

шарады

;

задания типа

«

найди семь отличий

»

и т

.

п

.


47

. «

Закончи предложение

».

Ребенку предлагается

: «

Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово

».


У дерева всегда есть

...

(листья, цветы, плоды, корень)

.


У сапога всегда есть

...

(шнурки, подошва, молния, пряжка)

.


У платья всегда есть

...

(подол, карманы, рукава, пуговицы)

.


У картины всегда есть

...

(художник, рама, подпись)

.


48

. «

Найди сходство и различия

».

Ребенку для анализа предлагаются пары слов

.

Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах

.


Например, соловей

воробей, лето

зима, стул

диван, береза

ель, самолет

автомобиль, заяц

кролик, очки

бинокль, девочка

мальчик и т

.

д

.


49

. «

От частного к общему

».

Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений

.

Эти слова являются общими понятиями

.

Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т

.

п

.


Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями

.

Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки

.

А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным

.


Ниже даны два ряда слов

.

К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда

:


а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро

;


б) овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица

.


50

. «

Чего больше?

»

Ребенок должен ответить на вопрос

: «

Чего больше

:

берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?

» —

и обосновать свой ответ

.


51

. «

От общего к частному

».

Задание, обратное предыдущим

.

Ребенок должен выстроить

«

дерево

»

, стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями

более частные, например живая

неживая

.

Затем от слова живая

соответственно ветви

:

растения

животные

люди и т

.

д

.

Следующее разветвление идет, например, от слова животные

:

домашние

дикие или

:

птицы

змеи

рыбы

насекомые и т

.

д

.


52

. «

Подбери общее понятие

».

Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд

:


яблоко, груша

— ...;

стул, шкаф

— ...;

огурец, капуста

— ...;

ботинок, сапог

— ...;

кукла, мячик

— ...;

чашка, тарелка

— ...;

кошка, слон

— ...;

нога, рука

— ...;

цветок, дерево

— ...;

окунь, щука

— ...;

роза, одуванчик

— ...;

март, сентябрь

— ...;

дуб, береза

— ...;

фонарь, лампа

— ...:

дождь, снег

— ...


То же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами

.


53

. «

Классификация по зрительному образцу

».

Для данного упражнения можно использовать детское лото

.


Разложите картинки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к эталонной

.

Например, к яблоку

все картинки, на которых изображены фрукты

.

Затем попросите его назвать каждую картинку

;

обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы

.


Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например по форме, цвету или функциональному назначению

.


54

. «

Разложи по группам

».

Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например

:

грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы

.

Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие

.


55

. «

Классификация по обобщающему слову

».

По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т

.

д

.

) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать

.


56

. «

Лишнее слово

».

Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие

.

Ребенок должен ответить на вопросы

: «

Какое слово лишнее? Почему?

».


А

.

Тарелка, чашка, стол, чайник

.


Темно, пасмурно, светло, зябко

.


Береза, осина, сосна, дуб

.


Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком

.


Диван, стол, кресло, дерево

.


Много, чисто, мало, наполовину

.


Ручка, мел, пенал, кукла

.


Вчера, сегодня, утром, послезавтра
Землетрясение, тайфун, гора, смерч

.


Запятая, точка, тире, союз

.


Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно

.


Б

.

Зимний, летний, осенний, июньский, весенний

.


Лежать, стоять, плакать, сидеть

.


Старый, высокий, молодой, пожилой, юный

.


Красный, синий, красивый, желтый, серый

.


Молчать, шептать, смеяться, орать

.


Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный

.


57

. «

Ранжирование

».

Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия

:


горох

абрикос

арбуз

апельсин

вишня

;

пчела

воробей

бабочка

страус

сорока

;

зуб

рука

шея

палец

нога

;

снежинка

сосулька

айсберг

льдина

сугроб

;

улица

квартира

город

страна

Земля

;

младенец-юноша

мужчина

старик

мальчик

;

молчать

говорить

кричать

шептать

.


58

. «

Многозначность слов

».

Сыграйте с ребенком в игру

«

Посмотри, как интересно

!».

Назовите ему какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол)

.

Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1

3 мин) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом

.


59

. «

Вставь пропущенное слово

».

Объясните ребенку, если он не справляется сам, алгоритм решения такого рода интеллектуальных задач

.

Из первого примера ясно, что искомое слово роса образовано из пятой и четвертой букв первого слова и из третьей и четвертой

второго

.

Усвоив алгоритм решения (в других примерах он будет другой), ребенок должен найти нужный ответ

.



^ БАГОР (РОСА) ТЕСАК

ВОСК (СОХА) ФРАХТ

ГАРАЖ (

...

) ТАБАК

СКОТ(

...

) ФРОНТ

(ответ

:

жаба)

(ответ

:

окно)

^ ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ

КАНВА (ВНУК) УЛИКА

КОСЯК (

...

) МИРАЖ

ХОЛСТ (

...

) ОЛЕНЬ

(ответ

:

кожа)

(ответ

:

слон)

60

. «

Распутай узел

».

Ребенку мысленно нужно

«

развязать

»

узлы (рис

.

25) и рассказать, как он это делает

.



61

. «

Садовник

».

Надо пройти так, как шел садовник (см

.

рис

.

26)

.

Он обошел по порядку все яблони (на рисунке

точки) и вернулся к исходной точке (*), ни разу не возвращаясь к одной и той же яблоне и пустым клеткам, не ходя по диагонали, не заходя на закрашенные клетки

.



62

. «

Полянки

».

Ребенку предлагается рисунок

«

Полянки

»

и зашифрованное

:

письмо-схема, помогающее найти нужный домик

.

Используя схему, он должен найти домик, а затем объяснить, как схема помогла ему найти путь

.

Примеры представлены на рис

.

27

.



Предложите выполнить обратную задачу

.

Дается аналогичный рисунок, на котором надо найти домик по инструкции психолога, например

: «

Вверх, направо, направо вниз, налево вниз

»

и т

.

д

.

После этого ребенку надо нарисовать письмо-схему самостоятельно

.


63

. «

Методы Равена и Айзенка

».

Прекрасной тренировкой в умении устанавливать закономерности являются задания типа широко известных матриц Равена и тестов Айзенка (рис

.

28)

: «

Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее место?

»


Рис. 28
На начальном этапе решения таких задач взрослому необходимо помочь ребенку выявить закономерность и найти решение

.


64

. «

Продолжи ряд чисел

».

Даны ряды чисел

.

Отметьте вместе с ребенком особенность (закономерность) составления каждого ряда и продолжите его назвав (записав) подряд несколько чисел

.


6 9 12 15 18 21 (

...

) (ответ

:

24 27 30 33) 15 12 14 11 13 10 (

...

)
5 10 15 20 25 30 (

...

) (ответ

:

35 40 45 50) 3 7 1115 19 23 (

...

)
16 12 15 11 14 10 (

...

) (ответ

:

13 9 12 8) 11 16 14 19 17 22 (

...

)
65

. «

Найди три числа

».

Ребенку предлагается

: «

Напиши три следующих числа в каждом ряду

».


2 4 6 8 (

...

) (ответ

:

10 12 14) 18 10 6 4 (

...

)
1 4 7 10 (

...

) (ответ

:

13 16 19) 2 5 8 11 (

...

)
21 17 13 (

...

) (ответ

:

9 5 1) 8 12 16 20 (

...

)
Помимо этого, в качестве коррекционного и абилитационного можно использовать материал, широко представленный в

«

Альбоме

»

(раздел

«

Интеллектуальные пробы

»

)

.


Глава 6. РОЛЬ ИНИЦИАЦИИ. НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ


Огромное значение имеет соблюдение инициальных

«

обрядов

».

Инициация (посвящение) является актом, с помощью которого происходит присвоение ребенком своей новой роли, отражение им появления какого-то нового качества себя

:

«

С сегодняшнего дня я не такой, каким

был вчера, теперь я

...».

Инициация также объединяет членов группы, повышая их восприимчивость и способствуя соблюдению правил и иерархии

.


Именно поэтому важно в процессе коррекционного курса фиксировать завершение одного этапа и начало следующего

.

Неизбежное условие любой инициации

прохождение ребенком определенных

«

испытаний

»

, экзаменов, содержание которых вы можете варьировать в зависимости от его возраста и возможностей

.


Инициация в начале занятий может проходить в форме детско-родительского занятия, по завершении которого ребенок может сказать

: «

Видишь, мама, я теперь не такой, как все, у меня важное дело

!».


Завершением одного этапа и переходом к следующему может быть проведение заключительной эстафеты, включающей пройденный материал

.

Тем самым психолог подводит черту и констатирует факт перехода к следующему уровню, сообщая ребенку о новых, более сложных и интересных заданиях, с которыми он уже способен справиться

.


Каждый пройденный этап, как и достижения каждого ребенка, должен быть обязательно отмечен психологом (родителями) внешними маркерами (значок, фанты, отличительная повязка и т

.

д

.

) и присвоением определенной роли (ведущий, помощник и т

.

д

.

)

.


В конце коррекционного цикла, наряду с уже упомянутыми маркерами, абсолютно необходима

«

тронная

»

речь психолога

: «

Теперь вы стали

...

Вспомните, как трудно было вначале

...

Сегодня вы уже знаете и умеете так много, что можно назвать вас

«

Знайками

».


Наказание

и

поощрение


Необходимым условием любого коррекционного процесса является система? наказаний и поощрений

.

При этом важно соблюдать

«

общественный договор

»

: обещанное наказание или поощрение в непреложном порядке должно состояться

. «

Сила честности

»

взаимная игра, законы которой неотвратимы и для взрослого, и для ребенка

.


Частично примеры наказаний были описаны выше (выбывание из игры, скамья запасных и т

.

д

.

)

.

Другим способом наказания является лишение ребенка возможности участвовать в наиболее значимых для него моментах групповой жизни

.

Каждому психологу из собственного опыта работы известны такие популярные моменты групповых занятий (у кого-то это игра на экзотической дудочке, у кого-то

батут, компьютер или описанная выше игра

«

Царство животных

»

)

.


В качестве поощрений можно предложить детям различные призы, сюрпризы (конфеты, печенье, сок, маленькие игрушки, книги, просмотр мультфильма и т

.

п

.

), а также некоторые правила-привилегии для наиболее отличившегося ребенка, признание которых непреложно для всех

.


В каждом помещении, где проводятся занятия, есть игрушки, инвентарь, игры, имеющие для детей особую привлекательность

.

Они могут выступать в качестве поощрительных призов

.

В конце занятия наиболее отличившийся ребенок получает в свое пользование полюбившуюся игру

.

Например, он в конце занятия из набора имеющихся музыкальных фрагментов выбирает свой любимый

.

Все дети спонтанно двигаются под музыку и подпевают

.

Или дети заранее приносят из дома свои любимые игры

.

В конце занятия победитель предлагает всем детям поиграть в его игру 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.