.RU
Карта сайта

2.Принципы римской архитектуры, типология сооружении - Важное: около 5-4 тыс лет до н э. – Северо-Восточная Африка-Передняя...


^ 2.Принципы римской архитектуры, типология сооружении.


Архитектура Древнего Рима (VII в. до н.э. - V в. н.э.)




^ Интерьер древнеримского жилого дома

Возникновение


Апеннинский полуостров, на котором складывалась культура древней Италии, в большей части своей покрыт горами. В долинах между ними и на приморских равнинах жители выращивали виноград, разводили сады, занимались животноводством. Отдельные районы средней части полуострова и острова Сицилии снабжали хлебом не только Италию; Селинунт и Пестум были хлебными колониями греков.

Историческая характеристика


Культурный уровень сердцевины государства, располагавшейся на территории нынешней Италии, был ниже уровня культуры некоторых покорённых народов. Многое римляне заимствовали у этрусков, но больше всего - у греков. С их культурой римляне познакомились очень рано в греческих поселениях Южной Италии. Даже многие свои верования и мифы римляне заимствовали у греков.
Ранняя

 

греческая колонизация Апеннин определила прочные культурные и экономические связи этих районов с Грецией, оказала сильное влияние на развитие архитектуры античной Италии.


^ Римские ордера: а - римско-дорический, б - тосканский,
в - римско-ионический,г - римско-коринфский,
д - композитный

Строительные особенности


Горы Италии богаты строительным лесом и камнем: базальтом, туфом, крупнопористым известняком. На основе природных цементирующих добавок в вяжущие растворы - вулканического пепла (пуццоланы) - здесь впервые стал применяться в строительствебетон.
Кладка на растворе, отличавшая римскую строительную технику от греческой кладки насухо, давала возможность строить быстро и из грубообработанного камня.
Другой существенной особенностью архитектуры древней Италии, также связанной с применением кладки на растворе, были арочные и сводчатые конструкции, позволившие перекрывать большие пролеты, не обращаясь к тяжелым каменным балкам.


^ Триумфальная арка Константина
в Риме
Устойчивость арок и сводов обеспечивалась как инженерными, так и планировочными приемами. Для погашения горизонтального распора арки опирались на массивные стены или контрфорсы. Арочные мосты и акведуки своими концевыми пролетами «упирались» в наклонные берега реки или ущелья. В больших ансамблях роль контрфорсов исполняли прилегающие к сводчатому зданию соседние сооружения. В оболочку свода или купола вводились каркасные и разгрузочные арки, позволявшие облегчить конструкцию и обеспечить ее амортизаторами. По периметру куполов делались опорные массивные кольца, работающие как затяжки. Римляне показали, что проблемы сейсмической защиты зданий можно решать не только стоечно - балочной тектоникой, но и конструкциями, производными от арки.

Характерные черты


Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперёд в строительной технике. Теперь можно было строить более разнообразные по планировке сооружения и перекрывать большие внутренние помещения. Например, круглое внутреннее помещение римского пантеона - храма всех богов - имело 40 метров в поперечнике. Оно было перекрыто гигантским куполом, который потом на протяжении столетий был образцом для архитекторов и строителей.
Римляне переняли греческие колонны. Они предпочитали коринфский стиль, как самый пышный. В римских постройках, однако, колонны стали утрачивать своё первоначальное назначение быть опорой для какой - либо части постройки. Они превратились в украшение, поскольку арки и своды держались и без них. Очень часто использовались полуколонны и прямоугольные в разрезе пилястры.



^ Рим, Пантеон и конструкция
купола. 125 г.

 


^ Колизей на 48 тысяч зрителей. I в. до н.э.

Типы сооружений


Самые замечательные памятники римской архитектуры относятся к первым столетиям нашей эры. В это время Рим больше не был республикой; страной правили императоры. Каждый властитель считал делом чести строить нарядные площади, обнесённые колоннадами, и общественные здания. Император Август, живший на рубеже прошлой и нашей эры, хвалился, что застал столицу кирпичной, а оставляет её мраморной. Многочисленные развалины, сохранившиеся до наших дней, дают представление о смелости и размахе строительных начинаний той поры. В честь полководцев - победителей воздвигали триумфальные арки. Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечений. Уже в античные времена Рим был городом с миллионным населением.
 
Самый большой римский цирк Колизей вмещал 48000 зрителей. Это был амфитеатр - так и теперь строят стадионы.
Если национальному духу древних греков эллинистической эпохи свойственны созерцательная философия, глубокое ощущение прекрасного в простом, понимание гармоничности человека и природы, то древние итальянцы были людьми трезвого практицизма, талантливыми инженерами, находчивыми строителями, закаленными воинами.
Чтобы понять в целом характер римской архитектуры, причины появлении гигантских парадных площадей, крупных зрелищных зданий и мемориальных ансамблей, необходимо разобраться в социально - экономической жизни Древнего Рима. Развитие торговли, успешные войны и приток рабов благоприятствуют подъему экономики, дальнейшему обогащению родовой знати (патрициев), выдвижению богачей из среды простонародья (плебеев) и формированию новой римской знати - нобилей. Усиливается имущественное неравенство; свободные общинники вытесняются с земель и устремляются в город, где занимаются ремеслом, мелкой торговлей, становятся профессиональными военными.
Войны превращаются в одно из главных средств наживы римской знати. Полководцы - победители были кумирами римлян, им воздавались высокие почести. В ознаменование побед устраивались многодневные празднества с торжественными парадами войск, раздачами хлеба и денег, грандиозными представлениями, боями гладиаторов.
В соответствии с образом жизни складывалась и архитектура Рима - сложная система общественных сооружений, храмов, площадей, вмещавших десятки тысяч людей.


^ Рим, акведук Агриппы


Схема пропорций

Возведение сложных по пространственному решению инженерных и гражданских сооружений стимулировало быстрое развитие строительной техники. Конструкция стены и арки, заимствованная у этрусков, получает дальнейшее развитие в римской архитектуре при строительстве мостов, акведуков. Растет пролет арок. Арочные пролеты мостов Фабриция и Цестия (I в. до н. э.) достигают 24,5 м.


^ Римский атриумно - перистильный дом, Помпеи. II в. до н. э. Аксонометрический разрез
Создание крупных общественных сооружений с внутренним пространством, свободным от опор, становится возможным благодаря применению сводчатых конструкций, выполненных из тесаного камня или обожженного кирпича. Наиболее экономичными и практичными в работе были своды смешанной конструкции из кирпичных арочных ребер, выложенных по деревянной опалубке, с последующим заполнением промежутков тонкой бетонной оболочкой. Но широкое использование красного кирпича начинается в эпоху империи, когда римляне знакомятся с принципами возведения сводов и куполов в архитектуре Востока.
Бетонная техника, не требующая дорогих обработанных каменных блоков, применялась наряду с регулярной квадровой кладкой. Сначала из притесанных камней неправильной или ромбовидной формы выводились две лицевые стенки; пространство между ними заполнялось бетонной массой - слои щебня заливались известково - пуццолановым раствором. Стены штукатурились под окраску или облицовывались камнем.
Применение бетонной техники позволяло силами малоквалифицированных рабочих в короткие сроки возводить огромные здания, например сохранившиеся до наших дней склады Эмилиев в Риме, протянувшиеся вдоль р. Тибра почти на 0,5 км.
В 146 г. до н. э. римляне овладели Грецией и превратили ее в свою провинцию. К середине II в. до н. э. Рим утвердился на всем Средиземноморье. В военных походах сформировался тип колониального поселения лагерного характера - каструм - с прямоугольной сеткой улиц и выделением главных магистралей кардо и декумануса, на пересечении которых размещался форум - площадь для собраний с шатром военачальника в центре.


^ Императорские форумы в Рима. в. до н. э. - II в.
Обогащение за счет колоний вызвало тягу аристократии к роскоши и обращению к эллинистической культуре. В Риме изучается греческий язык, философия, богатые дома наполняются произведениями греческого искусства. Планировка богатой усадьбы включает в себя и римско - этрусский атриум, и греческий перистиль.
Интенсивная застройка Рима привела к освоению неудобных холмистых территорий. Перед строительством рельеф обрабатывался террасами; террасные дома и храмы приобретают регулярные осевые композиции в отличие от греческих принципов свободной расстановки зданий на рельефе.

Билет №15 (версия 2)



  1. Развитие скульптуры высокой классики в Греции.



Скульптура высокой классики связана с именами трех мастеров – Мирона, Фидия и Поликлета.

Мирон

впервые смог передать в скульптуре движение человека. Например, его наиболее прославленная скульптура Дискобол хорошо показывает моментальный переход от одного движения к другому.

Фидий

достиг особо точной передачи возвышенных чувств в скульптуре. Среди его произведений можно назвать статую Афины Промахос, скульптуры и рельефы Парфенона, а так же одно из чудес света – статую Зевса Олимпийского.
Основной темой творчества

Поликлета

были идеальные в физическом и духовном отношении люди, чаще всего победители спортивных состязаний. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением.
Итак, основные достижения в скульптуре в период высокой классики – это выражение

динамики и эмоций

.

  1. ^ Принципы римской архитектуры, типология сооружении.



Первые значительные римские постройки создавались по

этрусскому

принципу, и таким образом, римская архитектура сохранила в себе важный элемент этрусского влияния – циркульную арку (ну просто арка, сложенная по кругу из блоков). От этой архитектурной формы происходят цилиндрический, коробовый, крестовый своды и купол, которые дали римлянам возможность разнообразить свои здания.

Цилиндрический коробовый крестовый купольный
С другой стороны, римская архитектура имела сильное

греческое

влияние. Это выражается в монументальности зданий, обилии украшений, стремлении к симметрии.

Билет 16


^ 1.Скульптура Древней Греции



Имена скульпторов

Названия памятников

Особенности творческой манеры

 

^ Архаика


(VII-VIвв. до н.э.)



 

 

Куросы – обнаженные статуи юношей.
Коры – задрапированные статуи девушек.

Неподвижность поз, скованность движений, «архаическая улыбка» на лицах, связь с египетской скульптурой.

 

^ Классический период


(V-IV вв. до н.э.)



 

Мирон
 

«Дискобол»

Первый греческий скульптор, сумевший передать фигуру человека в момент быстрого движения.
Идеализация. Лицо бесстрастно, статично, лишено индивидуализации.

 

^ Классический период


(V-VIвв. до н.э.)



 

Поликлет

«Дорифор» (Копьеносец)

Определил законы пропорций идеальной человеческой фигуры.
Человеческая фигура дана в медленном шаге с упором на одну ногу (хиазм). Идеализация, бесстрастность. Отсутствие психологизации и индивидуализации.
 

 

^ Поздняя классика


(рубеж IVв. до н.э.)



 

Скопас

«Менада» (Вакханка),
«Голова раненого воина»,
фрагмент фриза мавзолея в Галикарнассе «Битва греков с амазонками»

Разрушил благородный, бесстрастный идеал Фидия. Интерес к внутреннему состоянию человека. Выражение сильных, страстных чувств. Драматизм. Экспрессия. Изображение энергичного движения.

Лисипп

«Апоксиомен»,
«Голова Александра Македонского»

Разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета.
Появляется индивидуализация и психологизация образов.

 
Древнегреческая скульптура является совершенным созданием античной культуры наряду с эпосом, театром и архитектурой и во многом до сих пор сохраняет значение нормы и образца.
Современные представления о греческой скульптуре неполны, многие памятники были разрушены, поэтому судить о них остается только по копиям римских мастеров.
Прежде чем достичь совершенства, искусство скульптуры в Древней Греции прошло долгий путь, в котором познание законов изображения в камне сопровождалось одновременно и познанием человека.
В истории древнегреческого искусства можно выделить следующие периоды: архаический (VII-VIвв. до н.э.), классический (V-IVвв. до н.э.) и эллинистический (III-Iвв. до н.э.).
Классика – эпоха высшего расцвета древнегреческого искусства. Именно в этот период получили развитие все виды искусства, работали величайшие драматурги, архитекторы, скульпторы. Классика делится на раннюю (490-450 гг. до н.э.), высокую (450-400 гг. до н.э.) и позднюю (400-323 гг. до н.э.).
 
 
В архитектуре этого периода складываются основные типы древнегреческих храмов, создается ордерная система. Самой древней разновидностью ордера является дорический.
 
В этот период племена объединяются, образуя город-полис. Полис – это община равноправных граждан, коллективных собственников, владеющих землей. В большинстве полисов политическая борьба приводит к демократизации строя. Этот путь исторического развития воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил по достоинству ценить реальные способности и возможности человека – не сверхчеловека, не высокомерного властелина, а обычного, свободного, политически активного человека-гражданина. Греческие полисы часто вели войны, от защитников требовались мужество, решительность, внутренняя невозмутимость. Эти качества становятся главными и в искусстве скульптуры. Скульптура архаической эпохи была представлена двумя типами фигур: обнаженного юноши – куроса и задрапированной в длинные одежды девушки – коры. Известные нам древнейшие греческие скульптуры датируются VIIвеком до н.э. Археологами найдено более 100 статуй куросов (греч. юноша) и кор (греч. дева).
Статуи куросов, называемых также «архаическими Аполлонами», создавали во всех центрах греческого мира. Высота фигур куросов достигала трех метров. Куросы были всегда молодыми, безбородыми и длинноволосыми (масса волос, ниспадающих на спину, моделирована в виде геометрического узора), с резко подчеркнутой мускулатурой. Коры одеты в хитоны или тяжелые пеплосы. На головах у девушек причудливые прически.
Эти статуи всегда статичны, строго симметричны и фронтальны. Куросы стоят в одинаковых статичных позах, с выставленной вперед ногой, руки вытянуты вдоль тела со сжатыми в кулак ладонями. В статуях куросов чувствуется влияние монументальной египетской скульптуры.
Они всегда обнажены. Черты лица лишены индивидуальности. Лица озаряет застывшая, загадочная «архаическая улыбка». Архаические Аполлоны всегда молоды – ни старость, ни детство не привлекают ваятелей.
 

 

Архаика
(VII-VIвв. до н.э.)

 

 

Куросы – обнаженные статуи юношей.
Коры – задрапированные статуи девушек.

Неподвижность поз, скованность движений, «архаическая улыбка» на лицах, связь с египетской скульптурой.

 
Изображение куросов одинаково юными, стройными и сильными – начало осуществления греческой государственной программы, связанной с прославлением здоровья, физической силы и развитием спортивных игр. В архаический период (VII–VIвв. до н.э.) возрастает воспитательное значение искусства. Ибо творимая искусством идеальная красота рождает в человеке благородное стремление к самоусовершенствованию. Процитируем Лессинга: «Там, где благодаря красивым людям появились красивые статуи, эти последние, в свою очередь, производили впечатление на первых, и государство было обязано красивым статуям красивыми людьми». Цель искусства – создание красоты, которая равнозначна добру, равнозначна духовному совершенству человека.
Век высокой греческой классики выдвинул трех выдающихся скульпторов – Фидия, Мирона и Поликлета.
Мирон (500-440 гг. до н.э.) – прославленный греческий скульптор, старший современник Фидия. Работал Мирон в Афинах, но получал заказы из многих городов. Ни одна скульптура Мирона не дошла до нашего времени в оригинале, зато его творчество было так популярно в Риме, что осталось много копий его произведений. Мирон был великим мастером работы в бронзе. А копии выполнялись преимущественно в мраморе, и свойства этого материала значительно изменяли характер созданных Мироном художественных образов. Самая знаменитая его скульптура – «Дискобол».
Постепенно греческие скульпторы преодолели условность неподвижной фигуры. Вехой в истории греческой скульптуры стало стремление к правдивому изображению живой движущейся фигуры. Мирон явился новатором в разрешении проблемы движения в скульптуре. Дискобол (иначе метатель диска) запечатлен в то мгновение, когда, откинув назад руку с тяжелым диском, он уже готов метнуть его вдаль. Мирон изобразил не самое движение «Дискобола», а краткий перерыв, мгновенную остановку между двумя мощными движениями: замахом назад и выбросом всего тела и диска вперед.
Показательно, что в этой статуе, изображающей человека в движении, лицо метателя диска спокойно и статично. Отсутствует индивидуализация образа. Статуя воплотила идеальный образ человека-гражданина.
 

Имена скульпторов

Названия памятников

Особенности творческой манеры

 

Классический период (V-IV вв. до н.э.)

 

Мирон
 

«Дискобол»

Первый греческий скульптор, сумевший передать фигуру человека в момент быстрого движения.
Идеализация. Лицо бесстрастно, статично, лишено индивидуализации.

 
Поликлет (около 480 г. – конец Vвека до н.э.) был младшим современником Мирона. Творчество относится к 460-410 годам. Жил и работал главным образом в Афинах. Он также создавал статуи атлетов-победителей на состязаниях. Работал преимущественно в бронзе. И так же, как уМирона, сохранились только копии его скульптур. Наибольшую славу принес Поликлету его Копьеносец («Дорифор») - бронзовая статуя победителя в метании копья.
Поликлет был выдающимся теоретиком. Ему принадлежал трактат «Канон», который не дошел до нас (остались отрывочные сведения в двух фрагментах). В трактате Поликлет разработал теорию правильного соотношения пропорций человеческого тела в скульптурном изображении. Идеальные пропорции художник выработал, измеряя многочисленную натуру и выбирая среднее арифметическое. Поликлет определял пропорции человеческой фигуры, исходя из общей ее высоты. Таким образом, ступня равняется одной шестой высоты, голова – одной седьмой, лицо и кисть руки – одной десятой.
Так называемый греческий профиль являлся частью канона древнегреческой скульптуры классической и эллинистической эпох, важнейшей характеристикой красоты, согласно которой линия носа прямо переходит в лоб без какого-либо выделения переносицы. Еще канонической чертой лица можно назвать относительно тяжелый подбородок.
Образцовой статуей, воплотившей принципы и дух «Канона», была статуя копьеносца («Дорифор»).
Мирон и Поликлет были великими мастерами классического стиля, их искусство лишено эмоциональности, лица атлетов лишены индивидуальных черт, они не являются носителями эмоциональной жизни. Оба мастера изображают олимпийских победителей в обобщенно-идеализированной форме. Бесстрастность героев соответствует призыву, который прозвучал в стихах поэта Феогнида из Мегар: «Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает». Копьеносец поражает выражением покоя и внутренней силы в совершенном физическом облике. Это изображение народа, который бы сумел биться, если бы ему понадобилось отстаивать свои блага. Но пока что копье на плече Дорифора лежит праздно.
 
Поликлет достиг ощущения скрытого движения в состоянии покоя. Он воспроизвел естественную спонтанную позу человека.
Движение атлета у Мирона («Дискобол») находится в промежутке между двумя импульсами – замахом назад и выбросом всего тела и диска вперед.
У Поликлета человеческое тело находится в состоянии медленной ходьбы. (Дорифор стоит, но он стоит в позе шага.) Гениальное изобретение Поликлета заключалось в том, что с помощью свободно отставленной ноги он заставил все тело статуи прийти в движение. Статуя копьеносца поражала современников естественностью позы. Фигура строилась крестообразно. В изобразительном искусстве эта поза называется хиазм. Косой крест в греческом алфавите – буква X(хи). Отсюда название принципа: хиазм. Хиазм – поза, при которой перенос тяжести тела на одну ногу сопровождается определенным соотношением: если правое плечо поднято, то правое бедро опущено, и наоборот. Возникает крестообразная симметрия.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.