.RU
Карта сайта

Краткое содержание с рекомендациями 6 Часть I. Необходимые сведения о компьютере и программе 8 - 10

^

Глава .1Разветвляющиеся программы

1.1.Условный оператор IF или как компьютер делает выбор


Идею разветвления в программе я изложил в 1.8. Сейчас добавлю только, что вся мыслительная деятельность во всех программах (в том числе и той, что выиграла в шахматы у Каспарова) осуществляется только при помощи ветвления (выбора).
Теперь посмотрим, как писать разветвляющиеся программы на Паскале.
Выучим сначала три английских слова:

if

читается "иф"

переводится "если"

then

читается "зэн"

переводится "то"

else

читается "элз"

переводится "иначе"

Теперь приведем пример нового для вас оператора:
^ IF a=28 THEN WriteLn (f) ELSE k:=44
Переводится он так:
ЕСЛИ a=28 ТО печатай f ИНАЧЕ присвой переменной k значение 44.
Другими словами, мы предлагаем компьютеру сначала подумать, правда ли, что a=28 , и если правда, то выполнить оператор WriteLn (f), в противном случае выполнить оператор k:=44 . Таким образом, мы с вами впервые написали оператор, при выполнении которого компьютер не просто выполняет, что приказано, а сначала думает и делает выбор (пока одного из двух).
Мы видим, что оператор if включает в себя другие операторы, которые выполняются или не выполняются в зависимости от какого-то условия. Чтобы понять, зачем может пригодиться оператор if, рассмотрим следующую задачу.
Задача 1. Компьютер должен перемножить два числа - 167 и 121. Если их произведение превышает 2000, то компьютер должен напечатать текст ПРОИЗВЕДЕНИЕ БОЛЬШОЕ, иначе текст ПРОИЗВЕДЕНИЕ МАЛЕНЬКОЕ. После этого компьютер в любом случае должен напечатать само произведение.
Программа:

^ VAR

a,b,y :Integer;

BEGIN


a:=167;
b:=121;
y:=a*b;

if

y>20000

then

WriteLn ('ПРОИЗВЕДЕНИЕ БОЛЬШОЕ')

else

WriteLn ('ПРОИЗВЕДЕНИЕ МАЛЕНЬКОЕ');
WriteLn (y)

END.


Пояснение: В программе 5 операторов, последний – WriteLn (y). Поскольку эти 5 операторов выполняются по порядку, то он выполнится обязательно.
Задача 2. В компьютер вводятся два произвольных положительных числа - длины сторон двух кубиков. Компьютер должен подсчитать объем одного кубика - большего по размеру .
Обозначим a1 - сторону одного кубика, a2 - сторону другого, bol - сторону большего кубика, V - объем кубика. Приведем три варианта программы:

ВАРИАНТ 1

^ VAR

a1,a2 : Real;

BEGIN


ReadLn (a1,a2);

if

a1>a2

then

WriteLn (a1*a1*a1 : 15:5)

else

WriteLn (a2*a2*a2 : 15:5)

END.



ВАРИАНТ 2

^ VAR

a1,a2,V : Real;

BEGIN


ReadLn (a1,a2);

if

a1>a2

then

V:=a1*a1*a1

else

V:=a2*a2*a2;
WriteLn (V : 15:5)

END

.

ВАРИАНТ 3

^ VAR

a1,a2,bol,V : Real;

BEGIN


ReadLn (a1,a2);

if

a1>a2

then

bol:=a1

else

bol:=a2;
V:=bol*bol*bol;
WriteLn (V : 15:5)

END

.

Поясним последний вариант. Программа состоит из четырех операторов, которые выполняются в порядке записи. Первым после запуска выполняется оператор ReadLn (a1,a2), который ждет от нас ввода двух чисел. Пусть мы сегодня ввели числа 3 и 2. Компьютер понимает, что a1 равно 3, a2 равно 2, и переходит к выполнению оператора if. Он видит, что 3>2, и поэтому выполняет оператор bol:=a1, а оператор bol:=a2 не выполняет. В результате в ячейке bol оказывается число 3. Затем компьютер переходит к следующему оператору - V:=bol*bol*bol и вычисляет V=3*3*3=27. Следующий оператор WriteLn (V : 15:5) печатает число 27.00000 .
Если завтра мы запустим эту же программу и введем числа 6 и 10, то компьютер увидит, что утверждение 6>10 ложно, и поэтому выполнит оператор bol:=a2, а оператор bol:=a1 выполнять не станет. В результате в ячейке bol окажется число 10 и будет напечатано число 1000

.

00000 .
А теперь, дорогой читатель, вам пришла пора освоить пошаговый режим выполнения программы на компьютере. В обычном режиме компьютер выполняет программу настолько быстро, что вы не успеваете заметить, в каком порядке он выполняет отдельные операторы программы, а без этого часто невозможно понять ее логику. Пошаговый режим заставляет компьютер при выполнении программы задерживаться на каждой строке программы столько, сколько нужно человеку. Сейчас вам необходимо проделать то, что сказано в части IV в пункте «Пошаговый режим» параграфа «Исправление ошибок. Отладка программы».
Итак, если паровая машина избавила человека от тяжелого физического труда, то оператор if избавил человека от тяжелого умственного труда, в нашем случае - от необходимости решать, какое из двух чисел больше другого.
Оператор if можно записывать и без части else. Например, if s. Это означает, что если s, то нужно выполнить оператор w:=a+1, в противном случае ничего не делать, а просто перейти к следующему оператору.
Для примера рассмотрим простейшую задачу: В компьютер вводится слово. Компьютер должен просто распечатать его. Однако, если введенным словом будет "колхозник", то компьютер должен напечатать вместо него слово "фермер".
Вот как будет выглядеть наша программа-"цензор":

^ VAR

Slovo : String;

BEGIN


ReadLn (Slovo); { переменная Slovo будет иметь значением строку символов, введенных с клавиатуры }

if

Slovo = 'колхозник'

then

Slovo := 'фермер';
WriteLn (Slovo)

END.


^

1.2.Правила записи оператора IF



У каждого человеческого языка есть своя грамматика, включающая в себя правила, по которым должны выстраиваться в цепочку элементы языка, чтобы получилось правильное предложение. Совокупность этих правил образует часть грамматики, называемую синтаксисом. В языках программирования тоже есть предложения. Такими предложениями здесь являются операторы. Следовательно, у языков программирования тоже должен быть свой синтаксис, который описывает правила, по которым записываются операторы языка и из операторов составляется программа. После того, как человек запускает программу на выполнение, любая порядочная среда программирования прежде, чем действительно выполнять ее, сначала проверит, нет ли в ней синтаксических ошибок, и если есть, то программу выполнять не будет, а выдаст сообщение, указывающее человеку, в чем ошибка.
Пока мы не готовы воспринять полный синтаксис оператора if Паскаля (вы найдете его в 3.8), однако уже сейчас нам хотелось бы писать без ошибок. Для этого, скрепя сердце, будем использовать сокращенный синтаксис. Поясним его в виде синтаксической схемы:

^ IF

условие

THEN

оператор

ELSE

оператор
Как понимать эту схему? Ее следует понимать, как образец, шаблон записи оператора, указывающий порядок, в котором оператор записывается из отдельных слов. Слова, которые в схеме я записал жирными заглавными буквами, при записи оператора просто копируются. Вместо слов, которые в схеме записаны строчными буквами, нужно при записи оператора подставить то, что они означают. Поясним, что обозначают эти слова.

оператор

любой оператор Паскаля

условие

пока под условием будем понимать два арифметических выражения, соединенных знаком сравнения, или условие равенства или неравенства строк, как это показано на примере в 1.1

выражение

что такое выражение, было пояснено в 0.9

знак сравнения

знаков сравнения шесть:
> больше >= больше или равно = равно
< меньше <= меньше или равно не равно

Пример:

if

5*a+4 <= a*b

then

WriteLn (b)

else

a:=b+5 Здесь
WriteLn (b) - один оператор,
a:=b+5 - другой оператор,
5*a+4 <= a*b - условие,
5*a+4 - одно выражение,
a*b - другое выражение,
<= - знак сравнения.
Вспомним правило расстановки точек с запятыми. Они применяются для того, чтобы отделять друг от друга операторы, выполняющиеся друг за другом. Поэтому и после оператора if мы тоже ставили точку с запятой, если после него шел какой-нибудь оператор. Распространенная привычка начинающих программистов - автоматически ставить точку с запятой после любого оператора, независимо от того, что после него стоит - другой оператор или же служебное слово, например else или end. Так вот, перед end точку с запятой ставить не возбраняется, а

перед ELSE точку с запятой ставить запрещено.


В п.5.1 вы уже видели, что оператор if можно записывать в краткой форме:

^ IF

условие

THEN

оператор


Таким образом, это уже вторая синтаксическая схема, касающаяся одного оператора. Удобно же весь синтаксис оператора иметь перед глазами в одной схеме. Соединим две схемы в одну. Вот эта схема:

^ IF

условие

THEN

оператор

[ ELSE

оператор

]


Квадратные скобки здесь означают, что их содержимое можно писать, а можно и не писать в операторе.

Полезное замечание: Вычисляя выражения, стоящие в условии оператора if, Паскаль не записывает их значения в память. Например, после выполнения фрагмента -

b:=6; if b+1>0 then s:=20

- в ячейке

b

будет храниться

6

, а не

7

. То же относится и к выражениям из оператора WriteLn. Например:

b:=6; WriteLn (b+1)

. И здесь тоже в ячейке

b

останется храниться

6

, а не

7

. И вообще, информация в ячейках памяти не меняется при вычислении выражений.


Примеры работы оператора if:

^ ФРАГМЕНТ ПРОГРАММЫ

ЧТО НА ЭКРАНЕ

a:=10;

if

a>2

then

WriteLn ('!!!')

else

WriteLn ('!')

!!!

a:=4;

if

a>5

then

a:=a+10

else

a:=a-1; WriteLn (a)

3

s:=6;

if

s-8<0

then

s:=s+10; WriteLn (s)

16

s:=6;

if

s<0

then

s:=s+10; s:=s+1; WriteLn (s)

7

Пояснение: Обратите внимание, что в последнем примере оператор if кончается оператором s:=s+10, а не s:=s+1. Поэтому оператор s:=s+1 будет выполняться всегда, независимо от величины s.

Задания 18-20:


Определить без компьютера, что будет напечатано при выполнении следующих фрагментов программ:

18.

k:=20; k:=k+10;

if

k+1030

then

k:=8

else

k:=k-1; WriteLn (k)

19.

k:=20; k:=k+10;

if

k+10 = 30

then

k:=8

else

k:=k-1; WriteLn (k)

20.

p:=1;

if

p>0

then

p:=p+5; Write (p);

if

p>10

then

p:=p+1; Write (p)

Задания 21-23:


21.

В компьютер вводятся два числа. Если первое больше второго, то вычислить их сумму, иначе - произведение. После этого компьютер должен напечатать текст ЗАДАЧА РЕШЕНА.

22.

В компьютер вводятся длины трех отрезков. Компьютер должен ответить на вопрос, правда ли, что первый отрезок не слишком длинен, чтобы образовать с другими двумя отрезками треугольник.
Указание: Для этого его длина должна быть меньше суммы длин двух других отрезков. Замечание: Пока не думайте о том, что слишком длинными могут быть второй или третий отрезки. Об этом – задание из 1.5.

23.

Дракон каждый год отращивает по три головы, но после того, как ему исполнится 100 лет - только по две. Сколько голов и глаз у дракона, которому N лет?
^

1.3.Составной оператор


Вот фрагмент программы, которая складывает два числа:
WriteLn ('Введите два числа');
ReadLn (a,b);
WriteLn ('Сумма равна ' ,a+b)
Вот фрагмент программы, которая возводит число в квадрат:
WriteLn ('Введите число');
ReadLn (a);
WriteLn ('Квадрат числа равен ' ,a*a)
Пусть мы хотим сделать программу, которая бы по желанию пользователя или складывала два числа, или возводила одно число в квадрат, то есть выполняла или первый или второй фрагмент.
Начинаться наша программа могла бы примерно так:

VAR

Otvet : String; . . . . .

BEGIN


WriteLn ('Чем займемся – сложением или возведением в квадрат?');
ReadLn (Otvet);

if

Otvet = 'сложением'

then

. . . .

else

. . . .
Здесь после then мы должны бы вставить первый фрагмент, а после else второй. Однако, тут возникает проблема. Каждый из фрагментов состоит из нескольких операторов, а синтаксис оператора if разрешает ставить после then и else только по одному оператору. Чтобы преодолеть эту трудность, в Паскале есть средство превратить последовательность записанных друг за другом операторов формально в один оператор. Для этого последовательность заключается между словами begin и end и получившаяся конструкция называется

составным оператором

.
Вот первый фрагмент в виде составного оператора:

begin


WriteLn ('Введите два числа');
ReadLn (a,b);
WriteLn ('Сумма равна ' ,a+b)

end


Компьютер выполняет составной оператор неотличимо от последова­тельности опера­торов, из которых он состоит, однако титул составного оператора позволяет ему считаться одним оператором и поэтому быть вхожим в те места программы, в которые разрешен вход только единичным операторам, а не их после­до­вательностям, как, например, имеет место в нашем случае с оператором if.
Вот какая получится программа для нашей задачи:

^ VAR

Otvet :String;
a,b :Integer;

BEGIN


WriteLn ('Чем займемся - сложением или возведением в квадрат?');
ReadLn (Otvet);

if

Otvet = 'сложением'

then


begin

WriteLn ('Введите два числа');
ReadLn (a,b);
WriteLn ('Сумма равна ' ,a+b)

end


else


begin

WriteLn ('Введите число');
ReadLn (a);
WriteLn ('Квадрат числа равен ' ,a*a)

end

;
WriteLn ('Счет завершен')

END.


У нашей программы есть недостаток. Если при ответе на вопрос компьютера мы чуть-чуть ошибемся, например, ответим не "сложением", а "сложение", компьютер будет выполнять возведение в квадрат, так как в условии оператора if сравниваемые строки должны совпадать полностью. Научившись выполнять операции над строками, вы научитесь избегать таких ситуаций.

Задание 24:

Видоизменить диалог с компьютером, начатый в 0.15. Пусть компьютер, узнав возраст человека, дальнейшую беседу ведет по двум вариантам. Если возраст больше 17, то компьютер должен задать вопрос: "В каком институте ты учишься?" и получив ответ, глубокомысленно заметить "Хороший институт". Если же возраст меньше или равен 17, то соответственно - "В какой школе ты учишься?" и "Неплохая школа". После этого, каков бы ни был вариант, компьютер должен попрощаться: "До следующей встречи!".
^

1.4.Ступенчатая запись программы


Обратите внимание на то, на что не обращает внимания компьютер, а именно на отступы от левого края листа в записи строк программы из 1.3. Строки VAR, BEGIN и END записаны без отступа. Между словами BEGIN и END записаны четыре оператора: WriteLn, ReadLn, if и WriteLn. Все они выполняются по порядку, один за другим, поэтому каждый из них записан с одинаковым отступом. Если оператор сложный, то есть включает в себя другие операторы (мы знаем пока два таких оператора - if и составной), то составляющие его операторы записываются еще правее. Слова, составляющие пару (then и else, begin и end) записываются друг под другом.
Сделано все это для удобства чтения программы, для того, чтобы глаз мог сразу же уловить структуру программы, а именно, из каких частей состоит как сама программа, так и каждый из элементов, ее составляющих. Впрочем, вам с первого взгляда может показаться, что такая запись, наоборот, неудобна для чтения. Однако, заметьте, что ступенчатая запись принята во всем мире и глаза профессиональных программистов привыкли именно к ней. Настолько привыкли, что программа, записанная без соблюдения ступенчатого стиля, вызывает раздражение.
Конечно, допустимы и некоторые отклонения от ступенчатого стиля. Например, несколько коротких похожих операторов вполне можно записать в одну строку:
a:=0; b:=0; c:=0; f:=4;
Этим мы экономим дефицитное место по вертикали экрана или листа бумаги.
^

1.5.Вложенные операторы if. Сложное условие в операторе if. Логические операции


Согласно синтаксической схеме оператора if, после then и else может стоять любой оператор Паскаля, в том числе и if.
^ Решим задачу: В компьютер вводится число (пусть для конкретности это будет дальность какого-нибудь выстрела). Если оно находится в интервале от 28 до 30, то напечатать текст ПОПАЛ, иначе - НЕ ПОПАЛ.
^ Сначала составим алгоритм: Введи число. Если оно больше 28, то надо еще подумать, в противном случае печатай НЕ ПОПАЛ. А о чем же думать? А вот о чем: Если число меньше 30, то печатай ПОПАЛ, иначе печатай НЕ ПОПАЛ.
А теперь по составленному алгоритму напишем программу:

^ VAR

a : Real;

BEGIN


ReadLn (a);

if

a>28

then if

a<30

then

WriteLn ('ПОПАЛ')

else

WriteLn ('НЕ ПОПАЛ')

else

WriteLn ('НЕ ПОПАЛ')

END.


Как компьютер не запутается в этих then и else? Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что двусмысленная ситуация получается только тогда, когда один из if записан без else, а другой - с else. Пример:
d:=3; v:=10; if v<6 then if v<20 then d:=1 else d:=2
Чему будет равняться d после выполнения этого фрагмента - 1, 2 или 3? Ответ зависит от того, какому if принадлежит else - if v<6 или if v<20 ? Чтобы ответить на этот вопрос, пойдем по тексту программы от интересующего нас else к началу и если по пути нам не встретится еще один else. то первый же if, на который мы наткнемся - наш. Если по пути нам встретится еще один else, забудем пока про наш else и найдем сначала if для нового else, а со старым разберемся потом.
Испытайте-ка этот способ в нашем фрагменте и в предыдущей программе. Получается, что else в нашем примере принадлежит if v<20 и значит, d будет равняться 3.

Задание 25:

Усложним задание из 1.2: В компьютер вводятся длины трех отрезков. Компьютер должен ответить на вопрос, правда ли, что эти отрезки могут образовать треугольник.
Указание: Для этого каждый отрезок должен быть меньше суммы длин двух других отрезков.
_____________ _ _____________
На первый взгляд применение if внутри if создает громоздкую, трудную для понимания программу. Однако, если вы будете аккуратно использовать ступенчатую запись, то программа получится достаточно обозримой.
В Паскале, тем не менее, есть возможность записывать многие программы со вложенными друг в друга if короче и понятнее, используя только один if. Для этого используются логические операции.
^ Задача "Разборчивая принцесса". В прихожей у принцессы - длинная очередь женихов. Принцессе нравятся только голубоглазые маленького роста. Устав принимать женихов и отбирать из них подходящих, принцесса вместо себя поставила компьютер, написав для него программу, которая говорит ВЫ МНЕ ПОДОЙДЕТЕ тем, у кого цвет глаз голубой и рост меньше 140 см. Остальным программа говорит ДО СВИДАНИЯ.
Вот эта программа:

^ VAR

Tsvet :String; {Цвет}
Rost :Integer; {Рост}

BEGIN


WriteLn ('Каков цвет ваших глаз?');
ReadLn (Tsvet);
WriteLn ('Введите ваш рост в сантиметрах');
ReadLn (Rost);

if

(Tsvet ='Голубой')

AND

(Rost<140) {Если цвет голубой

И

рост<140}

then

WriteLn ('ВЫ МНЕ ПОДОЙДЕТЕ')

else

WriteLn ('ДО СВИДАНИЯ')

END.


Мы видим, что условие в операторе if уже не такое простое, как мы описывали раньше, а сложное, то есть состоящее из двух взятых в скобки условий6, соединенных знаком

логической операции AND

(читается "энд", переводится "и"). Весь оператор if можно прочесть так - если цвет глаз голубой И рост меньше 140 сантиметров, то печатай ВЫ МНЕ ПОДОЙДЕТЕ, иначе печатай ДО СВИДАНИЯ.

^ Знак логической операции AND, поставленный между двумя условиями, говорит о том, что должны выполняться сразу оба эти условия.


Поэтому наш оператор if ответит ДО СВИДАНИЯ и высоким голубоглазым и высоким неголубоглазым и маленьким неголубоглазым. И лишь маленьким голубоглазым он ответит ВЫ МНЕ ПОДОЙДЕТЕ.
Программа для задачи ПОПАЛ - НЕ ПОПАЛ при использовании логических операций значительно упростится:

^ VAR

a :Real;

BEGIN


ReadLn (a);

if

(a>28)

AND

(a<30)

then

WriteLn ('ПОПАЛ')

else

WriteLn ('НЕ ПОПАЛ')

END.


Задача "Неразборчивая принцесса". Неразборчивой принцессе нравятся все маленькие независимо от цвета глаз и все голубоглазые независимо от роста. Программа неразборчивой принцессы будет отличаться от программы разборчивой одним единственным знаком логической операции:
if (Tsvet ='Голубой') OR (Rost<140) {Если цвет голубой ИЛИ рост<140}
Знак логической операции OR читается "о", переводится "или".

^ Поставленный между двумя условиями, знак OR

говорит о том, что достаточно, если будет выполняться хотя бы одно из них.


Поэтому теперь оператор if ответит ВЫ МНЕ ПОДОЙДЕТЕ и высоким голубоглазым и маленьким голубоглазым и маленьким неголубоглазым. И лишь высоким неголубоглазым он ответит ДО СВИДАНИЯ.
Знаками AND и OR можно объединять сколько угодно условий. Например:
if (a>2) OR (x=b) OR (c1) then k:=99 else k:=33
Здесь выполнится оператор k:=99, если верно хотя бы одно из трех условий, и лишь когда все три неверны, будет выполняться оператор k:=33.
Кроме логических операций AND и OR применяется еще логическая операция

NOT

(читается "нот", переводится "не"). Запись if NOT(a>b) then... переводится так - ЕСЛИ НЕПРАВДА, ЧТО a больше b, ТО.... Вот фрагмент:
a:=2; b:=3; if NOT(a>b) then k:=1 else k:=0
Здесь выполнится оператор k:=1, так как неправда, что 2>3.
Для простоты примем правило, что условия, к которым применяются логические операции, заключаются в круглые скобки, хотя это не всегда обязательно.
Внутри скобок можно писать не только простые, но и сложные условия. Например, фрагмент if NOT ((a>2) AND (b>3)) AND (s>8)) then... можно перевести так - если неправда, что одновременно верны три условия - a>2, b>3, s>8, то...
Примеры:

ФРАГМЕНТ

РЕЗУЛЬТАТ

a:=8; b:=6;

if

(a>b)

AND

(b>7)

then

k:=1

else

k:=0

k=0

a:=8; b:=6;

if

(a>b)

OR

(b>7)

then

k:=1

else

k:=0

k=1

a:=8; b:=6;

if

(aOR (b>7)

then

k:=1

else

k:=0

k=0

a:=8; b:=6;

if NOT

(a=8)

then

k:=1

else

k:=0

k=0

Задание 26:

"Замысловатая принцесса". Определите, кто нравится принцессе, по фрагменту из ее программы:

if

(Tsvet ='Черный')

AND

((Rost<180)

OR

(Rost>184))

then

WriteLn ('ВЫ МНЕ ПОДОЙДЕТЕ')

else

WriteLn ('ДО СВИДАНИЯ')
До сих пор мы применяли оператор if для выбора одной из двух возможностей. Покажем, как применять его для выбора одной из нескольких. Усложним нашу задачу про ПОПАЛ - НЕ ПОПАЛ:
Человек вводит в компьютер число. Если оно находится в интервале от 28 до 30, то нужно напечатать текст ПОПАЛ, если оно больше или равно 30 - то ПЕРЕЛЕТ, если оно находится на отрезке от 0 до 28, то НЕДОЛЕТ, если число меньше нуля - НЕ БЕЙ ПО СВОИМ.
Вот программа:

^ VAR

a : Real;

BEGIN


ReadLn (a);

if

(a>28)

AND

(a<30)

then

WriteLn ('ПОПАЛ');

if

a>=30

then

WriteLn ('ПЕРЕЛЕТ');

if

(a>=0)

AND

(a<=28)

then

WriteLn ('НЕДОЛЕТ');

if

a<0

then

WriteLn ('НЕ БЕЙ ПО СВОИМ')

END.


Необходимо обращать внимание на аккуратную расстановку знаков сравнения и числовых границ диапазонов. Если во втором if вместо a>=30 мы напишем a>=20, то при вводе числа 25 компьютер даст нам двусмыс­ленный ответ:
ПЕРЕЛЕТ
НЕДОЛЕТ
Если же мы вместо a>=30 напишем a>30, то при вводе числа 30 мы вообще не получим от компьютера никакого ответа.

Задание 27:


Человек вводит с клавиатуры строку, смысл которой - приветствие при встрече. Компьютер тоже должен ответить приветствием. Отвечать нужно в соответствии со следующей таблицей:

^ ПРИВЕТСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА

ОТВЕТ КОМПЬЮТЕРА

Привет

Привет

Здравствуйте

Здравствуйте

Здорово

Здравствуйте

Добрый день

Салют

Приветик

Салют

Салют

Салют

Здравия желаю

Вольно


^

1.6.Символьный тип данных Char


Для того, чтобы получить более полное представление о возможностях оператора варианта case, который нам предстоит изучить, познакомимся сначала с новым типом данных. Мы с вами уже познакомились с четырьмя типами данных в Паскале: Integer и LongInt (целые числа), Real (вещественные числа) и String (строки символов). Введем еще один тип - Char (символьный). По-английски Char читается - "кэр", это сокращение от Character - "символ".
Описание VAR a,b: Char означает, что переменные a и

b

имеют право принимать значения любых символов, с которыми может работать компьютер. (О символах мы говорили в 2.5) Мы можем записать a:='Л'; b:='+', что означает приказ присвоить переменной a значение символа Л, а переменной b

- значение символа +. Мы можем записать ReadLn (a) , что означает приказ компьютеру ждать ввода с клавиатуры любого одного символа и присвоить его значение переменной a. Мы можем записать WriteLn (b) и на экране появится плюсик.
Вот программа, переворачивающая любое трехбуквенное слово, введенное человеком с клавиатуры:

^ VAR

c1,c2,c3: Char;

BEGIN


ReadLn (c1,c2,c3);
WriteLn (c3,c2,c1)

END.


Если мы по оператору ReadLn введем символы ТОК, то оператор WriteLn напечатает КОТ. При вводе нескольких символов одним оператором ReadLn, все символы набираются на клавиатуре подряд, без пробелов, которыми мы привыкли разделять при вводе числовые данные. После ввода последнего символа нажимаем клавишу Enter. Таким образом, ввод трех символов одним оператором ReadLn не отличается от ввода одной трехсимвольной строки. Вообще, тип Char похож на тип String. Строка состоит из символов, да и сам символ - это как бы очень короткая строка длиной в один символ.
^

1.7.Оператор варианта case


В Паскале есть специальный оператор, который позволяет делать выбор одной из нескольких возможностей. Рассмотрим программу, спрашивающую у ученика его отметку по чистописанию и реагирующую на нее подходящим текстом:

^ VAR

Otmetka: Integer;

begin


WriteLn ('Какую отметку ты получил по чистописанию?');
ReadLn (Otmetka);

CASE

otmetka

OF

{Перевод: В СЛУЧАЕ ЕСЛИ отметка РАВНА...}
1,2 :WriteLn('Кошмар!');
3 :WriteLn('Неважно');
4 :WriteLn('Неплохо');
5 :WriteLn('Молодец!');

^ ELSE

WriteLn('Таких отметок не бывает')

END

{Конец оператора CASE}

end.


Основой программы является

оператор варианта CASE

(читается "кэйс", переводится "случай"). Предлог OF читается "эв". Весь оператор CASE нужно понимать так:
В СЛУЧАЕ ЕСЛИ отметка РАВНА
1 или 2 печатай 'Кошмар!'
3 печатай 'Неважно'
4 печатай 'Неплохо'
5 печатай 'Молодец!'
ИНАЧЕ печатай 'Таких отметок не бывает'
КОНЕЦ оператора case
В процессе исполнения оператора case компьютер сравнивает значение переменной Otmetka по очереди со всеми значениями, перечисленными перед двоеточиями. Наткнувшись на совпадающее значение, он выполняет оператор, стоящий после двоеточия. На этом исполнение оператора case завершается. Если же совпадающего значения так и не нашлось, то выполняется оператор, стоящий после слова else (в нашей программе он полезен на тот случай, если ученик болен манией величия и вводит число 6). После else может стоять и цепочка операторов, записанных через точку с запятой.
Если вы еще недостаточно хорошо поняли логику оператора case, то обратите внимание на то, что в нашей программе он работает так же, как следующий оператор if:

if

(Otmetka=1)

OR

(Otmetka=2)

then

WriteLn('Кошмар!')

else if

Otmetka=3

then

WriteLn('Неважно')

else if

Otmetka=4

then

WriteLn('Неплохо')

else if

Otmetka=5

then

WriteLn('Молодец!')

else

WriteLn('Таких отметок не бывает')
У оператора case есть существенное ограничение - переменная, стоящая после слова case, должна быть так называемого

порядкового типа

. Подробно о порядковых типах мы поговорим в Глава .1, пока же мы знаем три типа, относящиеся к порядковым - это Integer, LongInt и Char. Порядковыми они называются потому, что все их возможные значения можно выстроить по порядку и перечислить с начала до конца: -32768, ....4,5,6,7,8... 32767 для Integer, .....'д','е','ж','з','и'.... для Char. Получается, что значения типов Real и String применять в операторе case нельзя, так как совершенно непонятно, как их перечислять по порядку.
Таким образом, задачу про ПОПАЛ-НЕ ПОПАЛ в принципе невозможно решить при помощи case. И этому две причины: 1)переменная имеет тип Real, 2)перед двоеточием в операторе case нельзя писать условия со знаками >, < и т.п.
Вот еще пример программы с оператором case:

^ VAR

a,k : Integer;

begin


a:=3;

case

a*a+1

of

{В СЛУЧАЕ ЕСЛИ a*a+1 РАВНО...}
8,3,20 :k:=0;
7,10 :

begin

k:=1; WriteLn(k)

end

;
12 ..18 :k:=3

end

{Конец оператора CASE}

end.


Эта программа напечатает 1. Здесь мы видим несколько новых для нас элементов:
Во-первых, после слова case стоит не переменная, а выражение, поэтому с перечисленными перед двоеточиями значениями будет сравниваться число 10, полученное как 3*3+1. Кстати, выражение тоже обязано быть порядкового типа (о том, что такое тип выражения, мы строго поговорим в 3.4, а сейчас скажем только, что это выражение, имеющее значения порядкового типа).
Во-вторых, один из операторов, стоящих после двоеточий, составной. Это begin k:=1; WriteLn(k) end
В-третьих - конструкция 12 ..18 . Она обозначает то же, что и 12,13,14,15,16,17,18. Она служит в нашем случае для сокращения записи и называется

диапазоном

.
В-четвертых, здесь отсутствует конструкция else. Это значит, что если бы в нашей программе мы вместо a:=3 написали a:=0, то оператор case, не найдя совпадения, не выбрал бы ни один из трех своих вариантов и, не найдя также else, завершил бы свою работу, так ничего и не сделав.

Задание 28:


Ученик вводит с клавиатуры букву русского алфавита. Компьютер должен сказать, какая это буква - гласная, согласная звонкая, согласная глухая или другая какая-нибудь (можно и НЕ ЗНАЮ).

Задание 29:

«Калькулятор». Ученик вводит с клавиатуры число, символ арифметического действия (+, -, *, /) и еще одно число. Компьютер должен напечатать результат. Указание: Используйте три оператора ReadLn.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.