.RU
Карта сайта

П. В. Ревенков, А. Б. Дудка, А. Н. Воронин, М. В. Каратаев - 20

Ответ.

Пунктом 4 ст. 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что банк-корреспондент, участвующий в осуществлении безналичных расчетов, обязан обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе. В том числе п. 9 ст. 7.2 также определяет, что кредитная организация, участвующая в переводе денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, обязана обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе. Таким образом, до банка-посредника доводится информация, содержащаяся в расчетном документе. По нашему мнению, п. п. 1 и 6 ст. 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ распространяются на случаи, когда банковские счета отправителей и получателей платежей обслуживаются кредитными организациями. При этом если счет получателя платежа открыт в Банке России, то п. п. 1 и 6 ст. 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ не устанавливают обязанности по передаче информации о плательщике от кредитной организации, обслуживающей плательщика. Данная кредитная организация должна обеспечить контроль за наличием такой информации, ее полноту, а также хранение.

Вопрос 6.

В состав одного сводного расчетного документа могут быть включены как платежи, не требующие передачи информации о плательщике - физическом лице (с момента вступления в силу ст. 3 Федерального закона N 121-ФЗ (7 декабря 2009 г.) - все переводы на сумму, не превышающую 15 тыс. руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 тыс. руб.), так и переводы, при которых передача информации о плательщике обязательна. Поэтому суммы расчетных документов и поступающих реестров в отдельных случаях не совпадают. Тем самым определить, каким именно расчетным документом перечислены деньги конкретного физического лица, не представляется возможным. В связи с этим у банка-получателя возникает вопрос, как сопоставить расчетные документы и поступающие реестры с информацией о плательщиках и каким образом осуществлять хранение информации: должен ли банк подшивать документы, поступающие по сводным платежам, к расчетному документу, или допустимо формировать их по получателям средств (датам поступления)? Как должен осуществлять хранение полученной информации или документов банк, являющийся только посредником при проведении платежей?

Ответ.

Положение Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" предусматривает возможность осуществления перевода принятых от физических лиц денежных средств без открытия банковского счета в адрес одного получателя платежным поручением на общую сумму с последующей передачей заполняемых физическими лицами документов в соответствии с условиями договора, предусматривающего обязательство банка - отправителя платежа направлять документы получателю платежа, а также ответственность банка-отправителя за неисполнение обязательства. При этом информация о плательщиках - физических лицах, в том числе установленная ст. 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ, может доводиться банком - отправителем платежа до банка-получателя согласованным с ним способом, в том числе с использованием программно-технических средств. Вместе с тем независимо от требований Федерального закона N 115-ФЗ при осуществлении кредитной организацией перевода денежных средств платежным поручением на общую сумму на ней лежит ответственность за соответствие общей суммы формируемого платежного поручения итоговой сумме указанных в реестре частных сумм. В целях однозначного определения принадлежности указанного в реестре платежа конкретного физического лица к платежному поручению кредитная организация - отправитель платежа вправе при осуществлении перевода денежных средств платежным поручением на общую сумму с использованием реестра в поле "Назначение платежа" сделать ссылку на реквизиты реестра (например, его N, дату, сумму).
При несовпадении поступления денежных средств по платежному поручению и реестра порядок хранения банком - получателем информации определяется кредитной организацией с учетом возможности однозначной идентификации реестра с платежным поручением на общую сумму. Порядок хранения документов и другой информации о платежах осуществляется кредитной организацией, в том числе являющейся банком-посредником, в соответствии с требованиями, установленными разд. 4 ч. III "Хранение документов" Положения Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации".

Вопрос 7.

Учитывая, что осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является одной из основных функций Федеральной службы по финансовому мониторингу, достаточно ли кредитной организации проверить постановку банковского платежного агента на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу для выполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ?

Ответ.

Федеральным законом N 121-ФЗ непосредственно не определен порядок осуществления контроля за банковским платежным агентом со стороны кредитных организаций. Также в данном Законе отсутствуют нормы, указывающие на обязанность Банка России определять порядок контроля кредитными организациями за соблюдением банковским платежным агентом порядка осуществления приема платежей физических лиц. Вопросы, касающиеся определения порядка такого контроля со стороны кредитных организаций, могут быть урегулированы непосредственно в договоре, заключаемом кредитной организацией с банковским платежным агентом, а также закреплены во внутренних документах кредитной организации. При этом внутренний контроль кредитной организации должен обеспечивать исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Вопрос 8.

В связи с тем что Федеральный закон N 121-ФЗ допускает доведение информации "иным способом", даже при наличии в банке процедуры контроля входящих платежей, невозможно выделить платежи из общей суммы, по которым банком-отправителем должна быть предоставлена информация, предусмотренная ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
Кроме того, по скорости доведения до банка - получателя средств информации о плательщике любой из способов оказывается значительно более длительным, чем поступление денежных средств, поскольку банки имеют разные объемы принятых платежей, зачастую направление информации осуществляется со значительной временной задержкой. Таким образом, денежные средства поступают в распоряжение банка-получателя значительно раньше, чем информация о плательщике. В случае выявления на основании полученного реестра лица, причастного к экстремистской деятельности или терроризму, своевременно направить в адрес Федеральной службы по финансовому мониторингу сведения в соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ не представляется возможным. Каков выход из данной ситуации?

Ответ.

Статья 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ не запрещает кредитной организации, обслуживающей получателя денежных средств, осуществлять зачисление денежных средств на основании платежного поручения на общую сумму до поступления информации из платежных документов, заполняемых физическими лицами-плательщиками. При этом в соответствии с п. п. 5 и 10 указанной статьи кредитная организация, обслуживающая получателя денежных средств, переведенных в его пользу, обязана иметь процедуры, необходимые для выявления поступающих расчетных документов, не содержащих установленной информации о плательщике.
Ответственный сотрудник

Вопрос 9.

Какие квалификационные требования предъявляются к ответственному сотруднику по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма филиала кредитной организации?

Ответ.

Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в том числе Указанием Банка России от 09.08.2004 N 1486-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях" (далее - Указание N 1486-У) не установлены непосредственно квалификационные требования к ответственному сотруднику по ПОД/ФТ филиала кредитной организации.
Однако в случае, если внутренними документами кредитной организации, регламентирующими процедуру формирования и направления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом, филиалу кредитной организации предоставлены полномочия по передаче отчетов в виде электронного сообщения (ОЭС) напрямую в уполномоченный орган, минуя головной офис кредитной организации, полагаем, что ответственный сотрудник по ПОД/ФТ филиала кредитной организации должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к ответственному сотруднику кредитной организации Указанием N 1486-У.

Вопрос 10.

Соответствует ли квалификационным требованиям к ответственному сотруднику по ПОД/ФТ кандидат, имеющий высшее юридическое или экономическое образование, а также опыт работы в сфере ПОД/ФТ, при отсутствии у него опыта руководства отделом (подразделением) кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций?

Ответ.

В соответствии с п. 2 Указания N 1486-У ответственный сотрудник должен иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии указанного образования - опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет или опыт руководства подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее двух лет.
Из указанной выше нормы следует, что кандидат на должность ответственного сотрудника по ПОД/ФТ, имеющий опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет, даже при отсутствии высшего юридического или экономического образования считается соответствующим квалификационным требованиям, предъявляемым к ответственным сотрудникам по ПОД/ФТ.
Таким образом, по нашему мнению, кандидат на должность ответственного сотрудника по ПОД/ФТ кредитной организации, имеющий высшее юридическое или экономическое образование, при отсутствии у него опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанными с осуществлением банковских операций, может быть признан соответствующим квалификационным требованиям к ответственному сотруднику по ПОД/ФТ при наличии у него опыта работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет.

Вопрос 11.

Может ли ответственный сотрудник по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма либо сотрудник подразделения по ПОД/ФТ одной кредитной организации работать по совместительству в другой кредитной организации?

Ответ.

Федеральный закон и нормативные акты Банка России в области ПОД/ФТ не содержат ограничений по возможности выполнения как ответственным сотрудником по ПОД/ФТ, так и сотрудником структурного подразделения по ПОД/ФТ одной кредитной организации аналогичных обязанностей в другой кредитной организации (работа по совместительству).
Вместе с тем, принимая во внимание ст. 282 Трудового кодекса Российской Федерации, из которой следует, что работа по совместительству возможна только в свободное от основной работы время, а также учитывая, что в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона специальные должностные лица по ПОД/ФТ несут ответственность за соблюдение кредитной организацией правил внутреннего контроля и программ его осуществления, считаем, что работа по совместительству в должности ответственного сотрудника по ПОД/ФТ либо сотрудника структурного подразделения по ПОД/ФТ может привести к возникновению рисков (в первую очередь правового риска и риска потери деловой репутации) как для одной, так и для другой кредитной организации.
Идентификация

Вопрос 12.

Следует ли в дальнейшем принимать меры по получению сведений от клиента после направления в соответствии с п. 2.8 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П в уполномоченный орган информации о непредставлении клиентом необходимых документов?
Как следует из п. 2.8 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 262-П), информацию о фактах невозможности кредитной организацией завершить идентификацию клиента, а также установление и идентификацию выгодоприобретателя по причине непредставления клиентом необходимых документов и сведений кредитной организации рекомендуется в письменном виде сообщить в уполномоченный орган.
Требований или рекомендаций об осуществлении кредитной организацией в указанном случае каких-либо иных мер Положение N 262-П не содержит. Одновременно обращаем внимание, что в целях реализации требований по идентификации кредитная организация наряду с получением необходимых сведений у клиента, согласно п. 2.1. Положения N 262-П, может использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные ей на законных основаниях.

Вопрос 13.

В соответствии с п. 1.8 Приложения 2 к Положению Банка России от 19.08.2004 N 262-П к числу сведений, которые должна получить кредитная организация, относятся сведения об органах юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица).
Что подразумевается под понятием "органы юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица)": все органы юридического лица в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ (общее собрание участников, акционеров, органы управления) или только органы управления (единоличный или единоличный и (или) коллегиальный)?
Понятие "персональный состав" предполагает указание только фамилии, имени, отчества или также иных сведений (паспортных данных, места жительства и т.д.)?
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.