.RU
Карта сайта

Канке В. А. К19 Философия: Учебное пособие для студентов выс­ших и средних специальных учебных заведений - 11

^

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ

5. ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

Два способа анализа философских проблем. меняем курс!


В современной философии широко используют два основных способа интерпретации философских проблем. При первом способе за основу берут определенный тип философствования и уже в его рамках рассматривают­ся различные проблемы. Этот способ философствования мы уже испробовали. В рамках каждого философско­го направления существует свой круг излюбленных проблем, которым дается определенная интерпрета­ция. Феноменологи все рассматривают сквозь призму познания, герменевтики как понимание, аналитики в рамках научно понятного языка, постмодернисты на основе рассеивания текста. Каждый действует по-своему, на свой страх и риск.
^ Второй способ интерпретации философских проблем состоит в том, что определенные вопросы рассматрива­ются комплексно, они атакуются со всех сторон — и со стороны феноменологии, и со стороны аналитиче­ской философии, и со стороны марксизма. Анализ ста­новится более всесторонним, приходится синтезировать различные точки зрения. Например, если мы обра­тимся к вопросу, что такое человек, то целесообразно не ограничивать себя одной точкой зрения. Ясно, что

122


второй способ интерпретации проблем основан на пер­вом.
Итак, мы достигли такой точки философствования, когда назрело изменение курса. Что мы и делаем. Те­перь будем рассматривать философские проблемы с раз­личных точек зрения. И еще, в нашу задачу входит ана­лиз определенной последовательности проблем. Нам предстоит совершить обход философских владений в оп­ределенном порядке. Вот почему вторая часть книги на­звана «Систематический курс философии».
^ Что изучает философия? Мир философии
Что изучает философия, мы уже видели при рассмо­трении различных философских направлений. Самый обстоятельный ответ на поставленный вопрос состоит в перечислении основных положений различных фи­лософских систем. В результате можно получить доволь­но большой список проблем. Разумеется, можно попы­таться обобщить их. Займемся этим.
Уже на максимально простом уровне понимания яс­но, что философия занимается миром человека (личность, общество) и миром природы. Несколько сложнее понять, что в некотором роде промежуточное положение меж­ду человеком и природой занимает мир символов. Речь идет о продуктах деятельности человека. Мы назвали их символами, поскольку символ по определению есть то, в чем дано иное; человек в результатах своей дея­тельности приумножает себя, существуя в этих ре­зультатах, конечно же, не буквально, физически зри­мо, а символически. Например, в продуктах труда узнаются их создатели.

123


Таким образом, мир философии — это три сферы бытия: мир человеческого, мир символического и мир природы. Ясно, что эти три сферы бытия связаны друг с другом. Так, нет человека без природы, а символов без человека. Мир философии можно представить в ви­де схемы, где двусторонние стрелки выражают много­образие связей:

^ Мир человека Мир символов Мир природы.


Каждый из этих миров в свою очередь каким-то об­разом структурирован. Мир человека — это многооб­разие чувств, эмоций, мыслей, различного рода обще­ственных отношений; мир символов — это труд, язык, культура; мир природы — физические, химические, би­ологические явления.
^ Выбор начала систематического философствования
В тройке человек — его творения — природа глав­ным звеном является человек. Наш выбор состоит в рассмотрении философии человека раньше философии природы. Характеристика человека, анализ, напри­мер, его сознания позволит понять, каким образом че­ловек познает природу, как он обнаруживает ее зако­ны.
Началом систематического философствования мо­жет быть и природа (так поступают многие натурфи­лософы), и мир символов, но избранный нами путь пред­ставляется предпочтительным хотя бы уже потому, что нас, людей, прежде всего интересует наша судьба, а затем уже природа как таковая. Поэтому лучше с са­мого начала иметь перед глазами философский образ человека, его прошлое, настоящее и будущее.

124


2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.