.RU
Карта сайта

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - Сибирская психология сегодня

^

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Р. Д. Санжаева, С. Ц. Дондуков

Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Хабаровск)


В статье приводятся данные исследования типов психологических защит у студентов в процессе обучения. Рассматриваются возможности рефлексирования защитного поведения.
^ Ключевые слова: учебная деятельность, защитное поведение, механизмы психологической защиты.
Социально-экономические преобразования последнего десятилетия в России и неоднозначная современная ситуация в российской экономике и обществе, безработица, социальная незащищенность, коррупция и преступность во всех слоях общества оказали негативное воздействие на психическое здоровье подавляющей части населения России. Нестабильная социальная обстановка заставляет человека в этой ситуации вырабатывать защитные механизмы с помощью своего «я» с целью избавиться от состояния тревожности и беспокойства, физической и психологической опасности. Все это привело и приводит к расширению пограничных состояний в психике человека, к резкому росту деструктивного поведения: аддиктивного (уход от настоящих эмоций становится привычкой), антисоциального (вызов обществу или пустота), суицидального (отказ от жизни), конформистского (лицо превращается в маску), фанатического (идея подменяет жизнь), нарцисстического (ставка на лидера), аутистического (уход в себя) и т.д.
Историю человечества можно представить как цепь войн, восстаний, революций, природных и социальных катаклизмов, и всегда человечество в своем развитии для выживания в этих экстремальных условиях вырабатывало определенные психологические защитные механизмы. Лучшие умы человечества всегда стремились понять, как и благодаря чему человек умеет выживать в сложных условиях своего бытия. Но впервые глубоко и всесторонне проблемы, связанные с защитным механизмом, в психологии были изучены дочерью З. Фрейда Анной Фрейд (1991, 1993). Важность этих проблем в настоящее время осознается во всех отраслях психологии, особенно в пенитенциарной психологии (Г. А. Аминев, 1990; М. М. Коченов, 1990; и др. ). Однако в педагогике, в том числе в педагогике высшей школы, эта область остается недостаточно разработанной.
Гипотетически можно предположить, что фрустрации и стрессы, связанные с учебными проблемами, вызывают серию защитных реакций, которые имеют положительное адаптивное значение для психологического самочувствия, но снижают эффективность педагогических воздействий. Обучение преподавателей и студентов рефлексированию защитного поведения снимает отрицательные последствия.
Опыт работы и наблюдения позволяют привести стандартные примеры защитного поведения преподавателей и студентов. Это проекция: механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде (студент объясняет свою неудачу на экзамене тем, что преподаватель плохо преподает учебный предмет). Механизм инверсии проявляется в том, что студент считает: у меня ничего не выйдет. Отрицание «закрывает глаза» человеку на неприятную реальную действительность, он прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для него угрозы. Что касается учебной деятельности, отрицание может проявиться и в том, что родители не замечают отсутствие способностей у ребенка к определенным предметам, что отличные оценки - это результат затрат здоровья, невроза. Или когда преподаватель не замечает грубости студентов, и пусть даже успешная учеба в техническом вузе дается ценой ограничения культурных интересов молодого человека. Реактивное образование проявляется тогда, когда, например, студентка очень много занимается физикой, так как не любит ее. Рационализация типична вне личностно-ориентированного обучения: преподаватель студенту: «Я требую, чтобы ты занимался больше исключительно ради твоего добра».
В данном исследовании ставилась цель проверить степень готовности различных механизмов защиты, выдвинутых в психоанализе в качестве детерминант поведения (А. Фрейд; Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер,1993 и др.), у студентов-выпускников 5-х курса Дальневосточного госуниверситета путей сообщения (ДВГУПС).

Методика. 

Обследованы студенты ДВГУПС, всего 245 человек, из них 120 человек мужского пола, 145 - женского, студенты разных факультетов: по профилю - гуманитарный и технический. В исследовании применялся «Тест защитных механизмов ЭГО» по З. Фрейду из Уфимской батареи тестов в модификации Г. А. Аминева и Э. Г. Аминева (1993). Обра-ботка результатов тестирования проводилась в Психологическом Центре ДВГУПС.

Результаты

исследования представлены на рисунке 1, где по оси абсцисс находятся защиты: 1 – Аскетизм, 2 – Вытеснение, 3 – Замещение, 4 – Идентификация с агрессором, 5 – Интеллектуализация, 6 – Отрицание, 7 – Обратное чувство, 8 – Подавление, 9 – Проекция, 10 – Рационализация, 11 – Реактивное образование, 12 – Регрессия, 13 – Сублимация. Максимальный возможный балл – 6.
Как видно из рисунка, наиболее общая высокая вероятность защиты по 5-й шкале, означающей интеллектуализацию, и меньше всего все прибегают к защите 8-го типа – подавлению. Значительная разница у юношей по 4-й шкале (идентификация с агрессором) и 12-й шкале (регрессия; возврат в детство), что положительно для студентов-юношей гуманитарного факультета, будущих социальных работников, работающих в сфер «человек – человек». Психологическая защита – реальный механизм, действующий на основе вероятных принципов организации. Высокая готовность к агрессивному или инфантильному поведению представляет конфликтогенный фактор в студенческой среде, что должно учитываться в коррекционной работе как практического психолога, так и преподавателя психологии технического вуза.

Обозначения:

Рис. 1. Выраженность защитных механизмов у различных групп студентов
Пиковые показатели (4,8 балла) по шкале 7, означающей обратное чувство, у девушек-студенток отделения социальной работы вызвали необходимость проведения тренингов с анализом защитных механизмов, что вызвало интерес у студентов. Но трудность состояла в том, что они с трудом соглашались примерять их на себя.
Достаточно высокие показатели по шкале 3 (замещение) говорят о некоторой неуверенности в будущей профессиональной деятельности, недостаточной психологической готовности к ней.
Тренинги с рефлексированием защитных механизмов снижают их негативное действие, хотя эффективность неполная и полная коррекция поведения у студентов-выпускников достигается не у всех. Можно полагать, что защитные механизмы «вшиты» в подсознание на уровне мембран, и для их полной коррекции необходимы методы биодинамического психоанализа [1, с. 32]. Это говорит о необходимости такой работы в вузе с младших курсов обучения.
^ Список литературы

  1. Аминев Г.А.

    Образование: гибкие технологии. – Уфа: БО РПО, 1996. – 114 с.
  2. Фрейд А.

    Защитные механизмы личности. – М.: Прогресс, 1993. – 124 с.

2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.