.RU
Карта сайта

Редактирование диссертации с позиции модели «Качество эталонного


«Общеизвестно, что современные научные издания (не говоря уже о рукописных) пестрят ошибками, погрешностями и опечатками. Одна из причин шквала погрешностей lt;...gt; в современных научных текстах, по нашему представлению, лежит не в обычном, последовательном, а в так называемом смысловом чтении, при котором актуализируется концептуальность мысли, а значит, сужаются задачи и автора, и читателя», - справедливо пишет М. П. Котюрова [2010 : 191].
Действительно, смысловое (концептуальное) чтение, выполняя свои функции, не является достаточным для системного редактирования.
Для такого редактирования необходимы названные выше подходы, принципы, иной тип чтения.
Чтение как стихия интеллектуальный деятельности порождает управляемый самим автором (субъектом) деятельности поток сознания[713]. При редактирующем чтении этот поток может контролироваться имеющейся в сознании субъекта моделью эталонного, идеального текста.
Под эталонным текстом, предназначенным для использования его в качестве инструмента редактирования, понимается текст, обладающий целостностью содержания как эмерджентным (ранее отсутствующим, новым) свойством, возникающим в результате преодоления линейности текста благодаря его перестройке в содержательную композицию текста [Котюрова 2010 : 206-207].
Нам представляется необычайно эффективной для системного редактирования модель, разработанная М. П. Котюровой [Там же : 206], представленной в схеме 30.

Схема 30




Интерпретация схемы 30
Системе «Качество эталонного текста» соответствует метафора система-паутина, отражающая связи элементов (частных качеств текста). Схематичное представление системы подчёркивается самим термином контур, обозначающим частное качество (понимаемое как одна из характеристик текста). Контур - внешнее очертание чего-нибудь, контурная линия - прерывистая, из точек. Вместе с тем термину контур придаётся более широкое, объемное значение, применяя его в отношении содержания и формы того или иного каче- ства[714]. В нашем случае, контур - это ориентир для наблюдения за тем или иным качеством речи в пространстве текста целого произведения. См., например, связность: нельзя в одном фрагменте контролировать выражение связности (в частности, связи между смежных предложений), а в другом - не обращать на неё внимания; это качество текста проявляется на всем его протяжении. Так же и логичность, которая проявляется и внутри предложения, и между самостоятельными предложениями, и между более сложными единицами.
Как видим, контуры системы, названной «Качество эталонного текста», образуют (на схеме) по горизонтали пары, взаимосвязанные на градуальной основе; см.: монолитность - членимость, логичность - ассоциативность, связность - прерывистость, целостность - композитивность, понятность - непонятность как «мучительное непонимание».
Те же контуры системы, если рассматривать их на схеме в разных направлениях, оказываются связанными как по вертикали, так и перекрёстно; см.: логичность - связность - целостность; членимость - ассоциативность - прерывистость - композитивность; членимость - логичность, членимость - связность, членимость - целостность, логичность - прерывистость, логичность - композитивность и др.
Система «Качество эталонного текста» имеет полипараметральный (многоконтурный) характер, ей присуща эластичность (внимание к одному свой- ству/элементу может изменить форму всей «паутины»), а также открытость и релятивность, поскольку ни один из контуров этой системы не является абсолютным, проявленным в высшей степени.
На схеме 30 после отточия приведены такие частные качества текста, соотносимые с контурами системы, как понятность - «мучительное непонимание». Отточие сигнализирует о том, что данные контуры установлены на другой основе - с учётом интерпретации текста либо автором, либо читателем. Так, понятность текста для автора несомненна, вместе с тем ясно, что затруднения при выражении мысли обусловлены её несовершенством, неясностью связей между элементами мысли, «мучительным непониманием её сущности».
Как считает А. А. Леонтьев, «понимание не гарантировано, оно ограничено». Естественно, что понимание текста читателем сталкивается с другими барьерами, прежде всего с неопределённостью, нечеткостью терминированных понятий и их связи в терминосистеме текста.

Интересно, что к своему непониманию авторы относятся по-разному. Одни скрывают его, выражая мысль «мягко», гипотетично, эксплицируя сомнение, неуверенность. Другие игнорируют непонимание, предпочитая констатирующую форму речи. Третьи покрывают его флёром уверенности, предпочитая категориально-экспрессивную форму речи [Котюрова 2010 : 214].
В случае непонимания хода авторской мысли редактору целесообразно устранить «тёмные места» и заполнить их связующими конструкциями.
Итак, в заключение ещё раз подчеркнём значимость при редактировании модели «Качества эталонного текста», которая накладывается на конкретный текст (в нашем случае - диссертации) и позволяет автору-редактору выявить отклонения и улучшить текст.
Конкретная методика и технология редактирования как дотекстовых единиц, так и текстовых на богатом иллюстративном материале даётся М.П. Котюровой в уже названном учебном пособии, а также в многочисленных пособиях по практической лингвостилистике[715].
Вопросы и задания для обсуждения Охарактеризуйте стандарт научного стиля. В чём состоит композиционный стандарт жанра диссертации в статике и динамике? Охарактеризуйте композиционную рамку диссертации. В чём заключаются основные функции автореферата диссертации? В чём состоит сложность формулировки положений, выносимых на защиту? Проведите аналитико-критический анализ положений, выносимых на защиту, в одном из авторефератов по близкой Вам теме (на Ваш выбор). Что определяет композицию диссертации в динамическом аспекте? Раскройте сущность теории субтекстов. Какую роль они выполняют в композиции диссертации? Какую роль выполняет введение в композиции диссертации? В чем состоят основные трудности написания введения? Каково содержание основной части диссертационной работы? Объясните, в чём состоит сходство и различие выводов, изложенных в заключении диссертации, и выводов и рекомендаций, сделанных по каждой главе работы. Какова роль рубрикации текста диссертационной работы? Каковы основные требования к формулированию заголовков глав, разделов, подразделов диссертации? Какие функционально-смысловые типы речи (ФСТР) следует использовать при изложении материала диссертации? Почему?
Почему рассуждение является основным аргументативным типом речи, используемым при написании диссертации? Аргументируйте свою позицию. Охарактеризуйте подтипы рассуждения. Каковы основные особенности языка научной речи? Раскройте понятие метаязык лингвистики. Чем он отличается от метаязыков других наук? Почему в диссертации следует использовать графический метаязык? Какие его средства кажутся Вам наиболее оптимальными для Вашей работы? Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение на тему: «Цитата в тексте диссертации и автореферата». Какую систему библиографических ссылок Вы будете использовать в своей работе? Почему? Охарактеризуйте типичные трудности и ошибки при написании диссертации и автореферата. Можно ли обойтись без редактирования текста диссертации и автореферата диссертации? Какие подходы к саморедактированию представляются Вам наиболее оптимальными? Почему? В чём состоит специфика редактирующего чтения? Каковы основные принципы редактирования текста диссертации? Проанализируйте модель «Качество эталонного текста» как инструмент редактирования. Какие минусы и плюсы Вы видите в этом инструменте? Прокомментируйте высказывания:
Всякое научное открытие можно изложить в шести словах (П.Л. Капица).
Развитие науки lt;... gt; состоит из вопросов «почему?» (а не «для чего?») и из ответов: «потому что» (а не «для того, чтобы») (Б. де Куртенэ). Скажите мне, каков библиографический справочник в диссертации, и я скажу, как её автор относится к своим научно-литературным обязанностям (С.А. Рейберг).
Корень зла учёного, как и литератора, приходится искать в неумении выразить свою мысль (В.О. Ключевский).
Стиль - не только человек, но и материал, он должен приспособиться к предмету исследования (К. Маркс).
Кто умеет и кто в силах своё вычеркивать, тот далеко пойдёт (Ф.М. Достоевский).
Не то дорого знать, что земля круглая, а дорого знать, как дошли до этого (Л.Н. Толстой).



Литература для углублённого изучения
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.