.RU
Карта сайта

Сущностное различие человека и животных: Шел ер рассматривал человека в ряду развития живых организмов.

Шел ер рассматривал человека в ряду развития живых организмов. Нижнюю ступень психического Шелер называл «чувственным порывом - (Gefuhkdrang) в котором еше не различены .«чувство» и «влечение», есть «простое туда» (например, к свету) и «прочь», бессубъектное и безобъектное страдание суть два его единственных состояния. К этой нижней сту-

ВЦ. I yi>iin. fc.ll. Нскрді'он.і

пени относятся уже растения. То. ч го у животного можно назвать влечением. у растения проявляется только как обший порыв к росту и размножению. включенный в «чувственный порыв». Жизненный порыв растения «экстатичен») в том смысле, что у растения отсутствует обратное сообщение — от органов к некоторому центру Чего совершенно нет у растений, так это функции оповещения, которая есть у всех животных. Она определяет их общение между собой. К растению труднее подойти с механическим объяснением жизни, лишь с возрастанием централизации нервной системы в зоологическом ряду возрастает и независимость ее отдельных реакций - а тем самым в известной мере и машинообраз- ность тела животного'7.

Животное занимает вторую ступень «в объективном порядке ступеней жизни>>. для него характерно инстинктивное поведение Животное реагирует лишь на такие типично повторяющиеся ситуации, которые значимы для видовой жизни как таковой, а не для особого опыта индивида. инстинкт представляет собой поведение, не зависящее от числа проб, которые делает животное, чтобы освоиться с ситуацией. Инстинкт всегда соответствует только вариациям какой-либо мелодии, а не приобретению новой.

Более высокий уровень, по сравнению с инстинктом, представляет собой интеллект: причем то. что в инстинкте неподвижно и привязано к віщу, в интеллекте становится подвижным и индивидуальным. Человек, согласно Шелеру, представляет собой «пластический тип» млекопитающего. отличающийся наивысшим развитием интеллекта и ассоциативной памяти и имеющий сильно редуцированные инстинкты. Влечение, освобожденное от инстинкта и напоминающее интеллект, проявляется уже у высших животных.

Но коль скоро и у животного можно найти подобие интеллекта, то. может быть, человек отличается от животного только по степени развития интеллекта? Но если и есть сущностное различие между человеком и животным, то оно не исчерпывается, по Шелеру. интеллектом. Одни ученые и философы хотят оставить интеллект только человеку, но утверждают сущностное различие между ними в том. в чем никакого различия нет. Другие — эволюционисты дарвиновской и ламарковской школ — отвергают вообше какое-либо сущностное различие между человеком и животным, поскольку животное уже обладает интеллектом. И те и другие, по мнению Шелера, «не ведают тогда никакого метафизического бытия и никакой метафизики человека, т.е. никакого отличительною отношения человека как такового к мировой основе»'8.

То. что делает человека человеком, лежит вне того, что в самом широком смысле, с внутренне-психической и внешне-витальной стороны, можно назвать жизнью. Это принцип, противоположный всей жизни вообще. Греки называли его разумом. Шелер называет его духом, который включает в себя не только разум, но и доброту, любовь, раскаяние, почитание. Главным в понятии духа является специфический род знания. В определение духовного существа входит экзистенциальная несвязанность. свобода. Духовное существо не привязано к влечениям и к окружающему миру, оно свободно от мира, от органического, от жизни. от всего, что относится к жизни, втом числе и от его собственного

100

——— d

Антропологическая проблематика в философии \.\ века

интеллекта, открыто миру, v такого существа есть мир. Его обращение с миром принципиально перевернуто в сравнении с животным. У животного нет никаких предметов, оно лишь экстатически вживается в слой окружающий мир. который оно в качестве структуры носит всюду. как улитка свои дом. Оно не может дистанцироваться от окружающего мира, а только это и превращает окружающее в мир. Человек научается обходиться с самим собой и со всем своим физическим и психическим аппаратом, как с чуждой вешыо. которая находится в каузальной связи с другими вещами, и гем самым получать образ мира, предметы которого совершенно независимы от его психофизической организации. от его чувств и их порогов, от его потребностей и заинтересованности в вещах. «Только человек — поскольку он личность — может возвыситься над собой как живым существом и исходя из одного центра как бы по ту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего познания все, втом числе и себя самого»"'.

Таким образом, человек — это существо, превосходящее самого себя и мир.

Специфически духовным актом является акт пдеаиии. акт. полностью отличающийся от всякого текнического интеллекта. Согласно Llle- леру. идсаиия означает постижение сущностных форм построения мира на одном примере, независимо от числа совершаемых нами наблюдений и индуктивных заключений. Знание, которое приобретается таким путем, относится затем ко всем возможным вещам, которые имеют эту сущность. Эта способность к разделению существования и сущности составляет, по Шелеру, основной признак человеческого духа, лежащий в основе всех остальных признаков.

Идеаиия, или идеирующая абстракция, резко противополагается традиционному абстрагированию, се истолкование скорее ОТНОСИТСЯ К онтологии и приобретает метафизический смысл. Идеирующая абстракция — это акт. характеризующий глубочайшую сущность человеческого духа. акт. радикально отличный от житейской, практической деятельности. Если у меня болит рука и возникает вопрос — как устранить боль, то это задача положительной науки. Но эту боль можно рассматривать и в качестве примера, раскрывающею онтологическую природу бытия, и задаваться вопросом: почему и как в мире существуют страдание и боль? Идеирующая абстракция есть окно в абсолютное, позволяющее человеку вырываться из оков пространственно-временного мпра и вникать в сущностный смысл бытия. Классический пример Шелер видит в истории обращения Будды, сумевшего, исходя из случайных фактов, схватить сущностное состояние мирового целого. Он увидел больного нищего и через это смог понять, что этот мир запятнан болью, злом и страданием

Акт идеируюшей абстракции базируется на феноменологической редукции, через которую происходит дереализоиия действительност и — все выносится за скобки: реальные нети, организмы, реальные отношения. зависимости и связи. То. что остается. это чистые сущности, раскрывающие перед нами глубочайшие тайны мироздания. По сравнению с животным, произносящим *да» действительности, человек отличается способностью к отрицанию ее. являясь аскетом жизни и вечным

И.Л. I yiuin. Ь.ІІ. Иекрлсош

протестантом, печным Фаустом, который не удовлетворяется окружаю шей действительностью. жаждет прорыва траппи своего «злесь» и «теперь»"'.

Но чтобы совершить акт феноменологической редукции. личность должна стать исполненной духовно-нравственной настроенности. Взлет духа за пределы естественной жизненной позиции совершается только при участии всех интеллектуальных и эмоциональных функций личности. Чтобы совершить акт феноменологической редукции. личность должна быть пронизана любовью к бытию, милосердием ко всему сушему. смирением и благоговением перед его тайнами.

Человеческое существование должно подчиняться априорному «ікону — порядку любви (ordo anions). В акте любви происходит ответная реакция самого предмета, отдача им самого себя познающему, самораскрытие предмета. Это как бы вопрос любви, на который отвечает мир, и только в таком акте он сам обретает свое полное, определенное бытие и ценность.

Любовь есть также ценностное возрастание вешей: в акте любви су- шее. не переставая бьггь самим собой, становится сопричастным бытию другого сушего. и этим расширяет свои границы. Любовь - первичный акт. возбуждающий познание и направляющий волю, она есть мать духа и самого разума. Если человека отличает от животных дух. то самую сокровенную п основополагающую часть духа, центр личности составляет «порядок любви». «Для человека как морального субъекта ordo amoris — то же самое, что формула кристалла для кристалла. Кто знает ordo anions человека, тот про-зревает его так глубоко, как только возможно. тот за всем эмпирическим многообразием и сложностью видит всегда простые основные черты его --душевного склада (Gemuies), который кула более заслуживает называться сердцевиной человека как существа духовного, чем познание и воление»'" .

2014-07-19 18:44

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.