.RU
Карта сайта

Управление процессом развития коллективногосубъекта учебной


В модели совместной деятельности можно выделить 5 элементов: Позитивная связь, т. е. понимание учениками того, что они связаны единой общей целью, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут другие. Личностное взаимодействие, предполагающее общение детей между собой, помощь друг другу в решении проблемы. Индивидуальная ответственность, при которой каждый лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату. Навыки общения, которые вырабатываются учителем совместно с учениками для того, чтобы дети использовали их в учебном процессе. Совместная оценка хода работы, в которой ученики должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом могут действовать эффективно.
Овладение способом совместной деятельности и его рефлексия в 1 классе создают предпосылку для овладения в дальнейшем коллективно-распределенной деятельностью, которой присущи принципиально другие способы, нормы и правила. Принципиальное отличие коллективно-распределенной учебной деятельности от совместной заключено в ее предмете. Учебная задача требует развернутого анализа условий, что и происходит в коллективно-распределенной деятельности, которая, по сути, является исследовательской. Особой формой отношения как самих учеников, так и учеников и учителя является сотрудничество. Переход от совместной к коллективно-распределенной деятельности происходит во 2 классе и начинается с введения учебной задачи и овладения нормами сотрудничества.
В процессе становления субъекта коллективной деятельности можно выделить три основных этапа.
• Первый этап — этап освоения групповой работы — заключается прежде всего в опробовании способа совместной работы и осознании необходимости выделения норм сотрудничества.
Рефлексия диалога группы-лидера во фронтальной работе является психологической предпосылкой перехода к групповой работе. Первая групповая работа как раз и предназначена для опробования способа совместной работы на основе выделенных норм сотрудничества. Принятие этих норм в ходе межгруппового диалога является фундаментом развития нового субъекта учебной деятельности — малой группы.

В групповой работе происходит формирование полноценного субъекта коллективной деятельности, которое знаменует дальнейшее развитие коллектива. На каждом последующем этапе развития коллектива самостоятельность детей возрастает, а это означает, что учитель может передавать детям функции коллективной деятельности: дети могут самостоятельно ставить учебные задачи и решать их; на втором этапе осваивается субъектность малой группы — способность выполнять отдельные учебные действия: целеполагание, нахождение нового способа, моделирование, контроль и оценку. Основной формой организации учебной деятельности становится межгрупповая дискуссия (3 класс); на третьем этапе формируется полноценный субъект коллективной деятельности, когда группа способна самостоятельно оценить новую учебную задачу, выбрать на основе самоорганизации способ совместной работы — распределение малых групп, их последующий диалог, оформление результатов и их групповая оценка.
Последовательная передача самостоятельности новым субъектам: малой группе, классу, а впоследствии индивидуальному субъекту — каждому ученику — важнейшая задача педагогической деятельности учителя развивающего образования. Обучение в системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова носит характер постоянной, но постепенной передачи ребенку педагогических приемов. В конце концов ученик должен стать субъектом учебной деятельности и начать ставить перед собой соответствующие учебные задачи.
Освоение коллективно-распределенной формы учебной деятельности, опыт деятельностного и межличностного общения в малых группах является предпосылкой и основанием формирования учебного коллектива [7].
Описанная схема развития коллективного субъекта учебной деятельности становится реальностью, если используются педагогические средства, делающие возможным постепенное возрастание доли детского соучастия в процессе обучения.
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.