.RU
Карта сайта

ПРОТИВОРЕЧИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Проблема влияния включения развивающихся стран в мировую экономику на их социальное развитие стала актуальной лишь в последние годы. Глобализация экономики, благодаря опережающему развитию коммерческих процессов, оказывается не только позитивным фактором, способствуя росту многих национальных экономик и давая возможность в любом уголке планеты покупать товары со всего мира и, прежде всего, товары из развитых стран. Глобализация торгово-экономических процессов порождает либо усиливает планетарные противоречия, которые развертываются в форме комплекса общечеловеческих проблем современности, проявляющихся как на глобальном, так и региональном и национальном уровнях.

Первый период глобализации продемонстрировал, что один из его наиболее опасных аспектов можно было бы охарактеризовать как стихийный, хаотичный разгул рынка, диктующий условия направлению развития общества. Поэтому существует опасность, что рынок начинает сказываться на каждом аспекте частной жизни, став в итоге доминирующей индивидуальной и общественной культурой. Хотя в эпоху глобального рынка вариантов деятельности во всех областях общественной жизни становится больше, рыночная экономика не только открывает новые возможности социального общежития, но также и разрушает старые. Экономическая логика личной выгоды оттесняет на задний план интерес к сообществу. Идеалы солидарности и справедливости уступают место всеобщей конкуренции, логику которой Гоббс охарактеризовал как «войну всех против всех». «Новые Скрижали Законов - символически описывает глобальное неолиберальное реформирование французский экономист П. Петрелла - превозносят идею конкуренции между всеми людьми, всеми существующими социальными группами и всеми территориальными образованиями: городами, регионами, государствами» [1]. В целом, образцы восприятия человека, его ощущения и решения не отвечают рациональному поведению, которое требует рынок.

В условиях доминирования неолиберальных рыночных подходов к проблеме социального развития существует реальная опасность «для ряда государств вообще утратить свои социальные и мобилизационные функции, выставив "на продажу" буквально все, последовательно снижая финансирование затратных статей государственного бюджета, то есть ограничивая расходы на воспроизводство организованной социальной среды и населения» [2]. Рынок, лишая государство регулятивных функций, сам пытается играть регулирующую роль и способствовать устойчивому развитию.

Результатами такого регулирования являются, с одной стороны, безграничные возможности для роста производительности труда и эффективности производства, повышения уровня жизни основной массы населения; с другой стороны, усиливающиеся процессы социального неравенства и увеличение количества бедных: «Никогда неравенство не было столь глубоким как между Севером и Югом планеты, так и внутри каждого из обществ» [3].

Использование накопленного потенциала знаний, новейших технологий и быстродействующих систем коммуникаций позволяет более рационально, чем это делалось ранее, осуществлять гармонизацию задач социально -экономиче-

V» T-V

ского развития и сохранения окружающей природной среды. В то же время, мы являемся свидетелями техногенных и природных катастроф и резкого увеличения экономических потерь, которыми они сопровождаются.

Эту систему, которая «возвышает возвысившихся» и содействует дальнейшей «деградации деградирующих», часто называют новым мировым разделением труда. Социальные организмы ряда стран не выдерживают прессинга глобальной пирамиды, деградируют, коррумпируются и разрушаются, фактически оказываясь во власти кланово-мафиозных структур, которые включают низкоэффективный потенциал этих стран в мировой хозяйственный оборот - в этих странах начинает действовать «механизм интенсивной трофейной экономики, превращающий ее плоды, по крайней мере, отчасти в средства и продукты, необходимые для поддержания минимальных норм существования населения. Но основная доля полученной таким образом сверхприбыли уходит все-таки на жизнеобеспечение и предметы избыточной роскоши для руководителей кланов и, кроме того, перемещается в сферу мирового спекулятивного капитала» [2].

Как пишет российский экономист А. Неклесса, мировая геоэкономическая система на современном этапе своего развития принесла многим обществам гибель ростков модернизации, в том числе и там, где сама модернизация успела подорвать устои традиционализма.

Поляризация общества, сокращение рабочих мест из-за обострившейся конкуренции, разорение крестьянства в ряде стран, усиление долгового бремени, - таковы основные негативные последствия глобализации для стран периферии. Неравномерное развитие мира представляет угрозу конфликта между центром «мир-системы» и периферией, то есть угрозу общей мировой стабильности.

В наши дни воздействие экономической глобализации на социальную политику государств происходит не прямо, а опосредованно. Сама по себе глобализация не предопределяет неизбежность расширения или сокращения тех или иных социальных программ, но воздействует на социальную политику большинства стран через расширение деятельности международных экономических и политических институтов, а также через формирование определенной идеологии, обосновывающей необходимость сокращения национальных социальных расходов и свертывания социальных программ.

Современный этап мирового развития, характеризующийся закатом коммунизма и триумфом капитализма (в его неолиберальном варианте), налагает на государство особую ответственность, поэтому социальная сфера сегодня остается одним из самых важных приоритетов государственной политики. В начале нового столетия становится очевидной необходимость разворота в сторону социальных проблем, значение которых недооценивалось в предшествующее десятилетие. Представления об экономической свободе и роли государства должны быть переосмыслены. В открытом мировом экономическом пространстве выигрывают сильные, технологически развитые участники. Население более слабых в экономическом отношении стран нуждается в определенной защите, которую может предоставить и реализовать только государство путем поддержки или стимулирования национальной экономики, причем чем слабее страна, тем большая потребность в такой помощи возникает. Государственная политика должна компенсировать недостатки капитализма и рыночной экономики, смягчать их давление, не давать им подорвать всю систему и уменьшать ту цену, которую индивиды, семьи и должны будут платить за вхождение в мировое сообщество.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ 08-03-00474а «Интеграция малого этноса в индустриальное общество: модели и стратегии»).

Литература 1.

Петрелла, Р. Новые Скрижали Законов. (Les Nouvelles Tables de Loi ) / Р. Петрелла // Монд дипломатик. - 2000. - № 494. 2.

Неклесса, А.И. Ordo quadro: пришествие постсовременного мира / А.И. Неклесса // Мегатренды мирового развития. - М., 2001 3.

Кассен, Б. Ускорение процессов глобализации / Б. Кассен, Ф. Клермон // Монд дипломатик. Декабрь 2001.

2014-07-19 18:44

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.