.RU
Карта сайта

Деятельностный подход к формированию содержания педагогического

В последнее десятилетие проблема формирования нового содержания педагогического образования обсуждалась в публикациях многих авторов (А.А. Греков, Л.В.Левчук, А. И. Мищенко, Л. И. Мищенко, В.А. Сластенин,
В.              В. Сериков, Л. С. Подымова, Е. Н. Шиянов и др.). В их работах ведется поиск основ формирования содержания нового педагогического образования. Авторы большинства публикаций идут к этому от задач общекультурного развития студентов и их подготовки к будущей педагогической деятельности. Вместе с тем в работах В. А. Сластенина и Л. С. Подымовой разрабатывается проблема специальной подготовки студентов также и к инновационной деятельности в образовательных учреждениях. Вряд ли сегодня можно обоснованно отрицать необходимость такой подготовки, а значит, при определении содержания педагогического образования нужно идти не только от педагогической деятельности. lt;...gt;
Наш подход к проектированию целей педагогического образования предполагает, что в результате обучения и воспитания в педагогическом вузе у выпускников должны сформироваться способности быть субъектом как минимум четырех видов деятельности: педагогической, инновационной, коллективного самоуправления и саморазвития. В каждой из них должны решаться определенные типы задач, а значит, выполняться соответствующие действия. Здесь необходимо сразу оговориться, что не может быть раз и навсегда определенного состава решаемых задач и действий. В разных педагогических системах задачи, решаемые учителем, могут существенно различаться. Так, в отличие от учителей российских педагоги многих зарубежных стран не обязаны заниматься организацией внеклассной деятельности и индивидуальной работой с учащимися. Появление в наших школах психологов и социальных педагогов может привести к значительному изменению функций учителя. Изменение состава решаемых задач, конечно же, будет отражаться на содержании и структуре педагогического образования.
Предлагаемый ниже вариант состава и структуры задач для каждой из основных деятельностей учителя не претендует на абсолютную полноту, так как полного перечня не может существовать вообще. Состав решаемых педагогом задач зависит как от потребностей учебно-воспитательного процесса, так и от имеющихся возможностей. Мы предлагаем примерный состав задач, значение которых, на наш взгляд, сохранится в обозримой перспективе.
В педагогической деятельности выделим пять основных типов задач: построение учебного курса в целом; проведение занятий; построение внеклассной работы в целом; проведение единичных мероприятий; индивидуальная работа с учащимися.
В инновационной деятельности — четыре: перенос инновационного опыта других учителей; собственная разработка новшеств; проведение педагогических экспериментов; передача собственного инновационного опыта.
В деятельности коллективного самоуправления — пять: поддержание благоприятного климата в коллективе; обеспечение эффективной работы классных команд (т.е. группы учителей, работающих в одном классе и со
вместно анализирующих его состояние, выявляющих проблемы и ищущих способы их решения); обеспечение эффективной работы методических объединений или предметных кафедр; обеспечение эффективной работы проблемных (проектных) групп (групп педагогов), перед которыми поставлена задача разработать способ решения каких-то проблем образовательного учреждения; участие в выработке коллективных решений.
В деятельности саморазвития — три: общекультурное саморазвитие; профессиональное саморазвитие; физическое саморазвитие.
Решение этих задач требует от педагога выполнения разнообразных действий, которые вначале выстраиваются в сознании, а затем реализуются в действительности. Так, прежде чем начать урок, учитель должен сформулировать его цели, определить состав учебных задач, спланировать последовательность их решения, выбрать наиболее приемлемые формы организации занятий на различных этапах урока. В ходе урока учитель анализирует возникающие педагогические ситуации и принимает решения о том, что и как следует делать. После урока он должен проанализировать его ход и оценить результаты.
Таким образом, в своей практической деятельности педагог выступает одновременно и как субъект, и как исполнитель.
Лазарев В. С. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика. — 2000. — № 3. — С. 30—31. Как соотносится данный подход с идеями, изложенными в предыдущем материале? Можете ли вы прокомментировать, как выделенные автором задачи реализуются в учебном процессе педагогического вуза? Насколько выпускник вуза готов к решению этих задач? 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.