.RU
Карта сайта

Воображение: Воображение — это познавательный процесс по созданию новых образов


Воображение — это познавательный процесс по созданию новых образов путем переработки материала восприятий и представлений. Он тесно связан со всеми психическими процессами, но особенно явно—с восприятием, памятью и мышлением. Судя по всему- способностью к воображению наделен только человек. Переоценить роль этого процесса невозможно: практически вся материальная и духовная культура, включая и самого человека, — продукт воображения. «Мысленным взором» человек способен увидеть себя таким, каким он может стать в будущем. Особенно ярко это проявляется в молодости, у пожилых людей воображение постепенно переориентируется с будущего на прошлое.
Воображение имеет своим источником объективную реальность, оно отражает эту реальность, но в непривычных, неожиданных связях и сочетаниях. Необычное видение достигается за счет того, что воображение всегда «отходит» от действительности. Это образное конструирование знания о предмете еще до того, как это знание оформилось. Нечто отдельное в плане восприятия благодаря воображению открывается в своей целостности, придавая ему определенный смысл.
Считается, что воображение напрямую связано с практической деятельностью. Человек, прежде чем что-то сделать, представляет, что он будет делать и как, заранее создавая в своем воображении образ того, что должно получиться. К функциям воображения, сопровождающего человека на всех этапах его трудовой деятельности, относятся: познавательная — выступает условием поисковой творческой деятельности, способствует концентрации внимания, осуществляет переработку прошлого опыта;
: антиципирующая — проявляется в предвосхищении результата; планирования и программирования предстоящих действий; регуляторная — побуждает и настраивает на то, что должно произойти, ориентирует в процессе деятельности, создавая модель конечного продукта;
контрольно-корректирующая — замечает несоответствие с ожидаемым и исправляет ошибки; эмоциональная — усиливает эмоциональный тонус, повышает настроение, вызывает подъем;
•частичного удовлетворения потребностей — снижает напряжение, порождаемое неудовлетворенностью.
В качестве продукта воображения выступают различные образы средств и конечного результата предметной деятельности, заменяющие деятельность и отсутствующие объекты, а также программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна.
Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства с одного объекта на другой, изначально ему неприсущего. Создание образов воображения связано с применением ряда приемов: комбинирования, агглютинации, акцентирования, гиперболизации, схематизации, типизации, заострения и др.
Комбинирование — сложная аналитико-синтетическая деятельность, в процессе которой существенно преобразуются элементы, из которых строится новый образ. В результате получается качественно иной образ, несводимый к сумме элементов, из которых он создавался.
Агглютинация — частный случай комбинирования — создание нового образа на основе «склеивания» частей имеющихся образов и представлений, объединения отдельных представлений в одно целое. С помощью этого метода были созданы многие сказочные и мифологические персонажи и предметы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр) и технические изобретения (аэросани, троллейбус).
Акцентирование — создание новых образов путем выделения, абстрагирования и преобразования отдельных черт. При этом часть деталей опускается или упрощается. Может проявляться как уменьшение или увеличение, либо как изменение пропорций отдельных сторон изображаемого, либо как многократное их повторение. Этим приемом чаще всего пользуются в карикатуре.
Схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают более четко.
Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.
Воображение отличается такими качествами, как: сила, характеризующая степень яркости возникающих образов; широта, о которой судят по количеству образов, которые способен создать человек;
критичность, определяющаяся тем, в какой степени фантастические образы создаваемые человеком, приближаются к реальной действительности.
В зависимости от того или иного критерия в психологии разработаны различные классификации воображения (табл. 6).
Таблица б
Классификация ввдов воображения
Критерий
Вид
воображения
Характеристика
Степень сознательности и активности к процессу создания новых образов
Пассивное:
непроизвольное
Возникает само собой, без заранее поставленной цели. Подчинено желаниям, которые в процессе воображения реализуются, удовлетворяя неудовлетворенные и часто неосознанные потребности человека: сновидения, иллюзии, гипнотическое состояние
произвольное
Грезы, мечтательность
Активное,
произвольное
Целеустремленность и волевое сопровождение: творческое, артистическое, критическое, воссоздающее, эмпатическое
Новизна и самостоятельность создаваемых образов
Репродуктивное, воссоздающее
Возникают новые образы на основе прошлого опыта в процессе словесного описания, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей
Творческое
Человек самостоятельно создает новые образы, идеи, мечты (создание/осознание образа желаемого будущего") и воплощает их в конкретные оригинальные продукты деятельности
Соотношение с действительностью
Реалистическое
Наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные возможности (художественные произведения реалистического направления)
Фантастическое
Значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни не совместимы (мифические образы, пустая мечта, грезы)


Особо выделяется воображение художника. Будучи свободен в выборе изобразительной техники, он способен придать плоскости холста видимость трехмерного пространства или, наоборот, сделать так, чтобы трехмерные, выпуклые предметы казались плоскими. Художник волен отклониться от законов перспективы, увеличить удаленные предметы и уменьшить близкие, заставить далекие предметы перекрывать контуры близких и т.д., и все для того, чтобы обмануть восприятие. Английский живописец XVIII в. У. Хогарт, а позднее (XX в.) голландский художник М. Эшер создали целую серию картин, использовав оптические иллюзии, обман зрения, в частности двойственность отношения между плоским рисунком и трехмерным окружением.
Еше более поразительны рисунки и фотографии JL и Р. Пенроузов. Среди самых известных их произведений — «Невозможный треугольник». На первый взгляд кажется, что в нем нет ничего необычного: каждый угол в отдельности вполне реален, но никакой реальный объект не может иметь три угла, повернутых к наблюдателю в таких ракурсах. Однако самое удивительное то, что этот предмет можно сконструировать. Это не треугольник, а совсем на него не похожий трехмерный предмет. Увы, глазу трудно увидеть его таким, каков он на самом деле. Мастера по созданию различных «обманок» — так называются картины, заставляющие зрителя поверить (пусть всего на мгновение), что это реальный объект, а не его двухмерное изображение, — были популярны и в России с середины XVII в.
В ходе практической деятельности воображение неразрывно связано с мышлением. Они дополняют и расширяют возможности друг друга. Воображение позволяет принимать решения при отсутствии полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Мышление снимает ограничения, характерные для воображения, — нечеткость и нестрогостъ суждений.
В каких случаях ведущей оказывается мыслительная деятельность, а в каких на первый план выступит воображение, определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных условиях задачи.
Творческое мышление невозможно без творческого воображения, практически это единый процесс. Логическое мышление в строгом смысле возможно лишь при условии достаточных сведений или отсутствия сведений, но наличия возможности добыть их путем логического рассуждения. А если данных мало и получить их нельзя, помогает Воображение, создавая пропущенные звенья и увязывая разрозненные факты в систему. Впоследствии мышление заполнит систему ре
альными данными, которые либо подтвердят, либо отвергнут предположения воображения.
Творческое мышление подразумевает развитие многих способностей. В экспериментальных работах по формированию творческого мышления в процессе учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) были выделены следующие способности: к постановке новых проблем, чувствительность к новому, к новым проблемам; к анализу и содержательным обобщениям явлений, не связанных между собой внешней связью; к действиям в уме и выработке творческих идей; к моделированию и гибкому решению проблем, которые позволяют быстро переходить от одной категории к другой, от одного способа к другому; к рефлексии и оригинальному подходу к проблеме, выражаемом в самостоятельности, необычности, остроумном решении.
К сожалению, на пути развития творческого мышления встречается множество преград, среди которых наиболее существенными, пожалуй, являются факторы психологического порядка: конформизм — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, в результате которой меняется его поведение; внутренняя и внешняя цензура, ограничивающая полет фантазии; ригидность — отсутствие гибкости в мышлении и поведении; нетерпение — желание найти ответ немедленно. 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.