.RU
Карта сайта

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И КОНСТРУКЦИИ ПСИХОЛОГА?: Так же как клиент по-своему конструирует мир, и вы, психологи,


Так же как клиент по-своему конструирует мир, и вы, психологи, вносите в интервью собственные мысленные конструкции и мировоззрение. Довольно часто психологи считают, что их видение мира — единственно правильное и не способны понять, что клиент воспринимает мир иначе. Такие психологи склонны навязывать клиенту свою точку зрения. Слишком жесткая привязанность к собственной теории и личным конструкциям может привести к неспособности слышать клиента. В результате психолог не в состоянии оценить неповторимое видение мира клиента и вольно или невольно навязывает ему свой взгляд на мир и на то, каким он должен быть.
Келли постоянно подчеркивал, что прежде, чем приступить к действиям, надо понять мировоззрение клиента. В этом отличие взглядов Келли от других теоретических построений, изложенных в следующих разделах книги. Бывает, что психолог, придерживающийся определенной теории, приходит на работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир и работает с клиентами в рамках этой теории.
Например, можно представить себе ситуацию, когда психотерапевт психоаналитической ориентации приходит на интервью с заранее заготовленным набором конструкций и со своей репрезентативной системой (основанной на теории Фрейда). Но допустим, клиент не способен взглянуть на мир глазами Зигмунда Фрейда (по крайней мере, в интерпретации его последователя). Если клиент не соглашается с интерпретациями психолога, он говорит, что клиент “сопротивляется”. Но после применения разных приемов клиент приходит к принятию психоаналитических конструкций. Хотя такая психотерапия может оказаться полезной, удивляет отсутствие интереса к конкретной индивидуальности, которую вталкивают в рамки фрейдистской психологии. К счастью, немногие терапевты так жестко привержены своим теориям, чтобы навязывать свою точку зрения клиентам.
Теорию личных конструкций не следует рассматривать как некую противоположность другим теориям, изложенным в этой книге. Скорее, это часть более общей теории, описывающей процесс  психотерапии и консультирования. Хотя Келли и не развил свою теорию личных конструкций до уровня метатеории, но после глубокого осмысления можно утверждать, что многие альтернативные психологические теории представляют собой набор конструкций. К примеру, и в гуманистической и в роджеровской теории психологи постоянно употребляют ключевые слова и концепции (“зафиксируйте это чувство”, “представьте, что вы чувствуете”). В психодинамической теории таким набором конструкций можно считать слова “эдипов комплекс”, “проекция”, “отрицание”. Каждая теория имеет свой набор конструкций. Если личный набор конструкций клиента близок к набору конструкций теории, то процесс психотерапии значительно облегчается, особенно на ранних стадиях. В то же время расхождение в конструкциях клиента и психолога в чем-то обогащает беседу. Вполне логично предположить, что объяснение клиенту основных конструкций теории подвигает его на более творческие, целенаправленные действия. Однако нельзя забывать, что со стороны терапевта будет разумным стараться понять систему конструкций клиента.
Терапевту необходимо постоянно изучать личностные и социальные границы, чтобы избежать ригидности или излишней  свободы в развитии личных конструкций. Келли считает психотерапию наукой, а ученый должен быть объективным.
“Изначальный подход поможет терапевту развить профессиональную систему конструкций, достаточно четкую, психологические насыщенную, системно-целостную, научно обоснованную, доступную для научного исследования, при необходимости, пересматриваемую”.
(Келли, 1955)
Во второй части книги, где дается более углубленный материал, вы сможете найти для себя какие-то привлекающие вас теории. И когда вы сделаете свой выбор, все равно стоит держать в уме теорию личных конструкций. Как известно, нет ничего лучше хорошей теории, но также нет ничего вреднее, чем хорошая теория, неумело или неправильно используемая.
Традиционный взгляд на роль среды был сделан и представлен в предыдущей части. Давайте рассмотрим второй важный аспект взаимодействия личности и окружающей среды. Для клиента психотерапевт это тоже часть среды, которую он ощущает. В этой среде психолог влияет на клиента и сам подвергается его воздействию. Психолог, используя различные теории, создает наиболее благоприятную среду для клиента. Каждый человек, с которым вы беседуете во время интервью, обязательно выбирает свою индивидуальную историю взаимодействия с окружением.  Каждый человек сформировался под воздействием своего личного опыта, половой принадлежности, семейных истоков и др. факторов. Каждый, в свою очередь, повлиял в определенной степени на свое окружение. То же самое можно сказать о психологе. Два человека, часто из очень разных сфер встречаются на  интервью. Вы, психолог, составляете для клиента элемент окружения, и наоборот. Независимо от успешности консультирования, вы оба в результате этого взаимодействия изменились. Для эффективной работы психолога необходима максимально возможная подгонка между личностью и факторами среды.  Например, любой из клиентов, описанных в табл. 6.1, будет чувствовать себя более комфортно с терапевтом, понимающим его  родную среду. Если у клиента и терапевта схожие корни, отношения устанавливаются легче.
Можно и дальше много говорить о необходимости для психолога всестороннего изучения того окружения, в котором живут их клиенты. И, разумеется, необходимо изучать теории, методы  и самого себя, чтобы создать наиболее благоприятную среду для  роста клиента. Следующие упражнения дадут вам возможность взглянуть на себя с точки зрения своего окружения. С их помощью вы можете предвидеть тип окружения, который вы создадите для клиента. Конечно, для этого потребуется время, но оно  стоит этого. 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.