.RU
Карта сайта

Соотношение лингвистики и теории коммуникации (по А. В. Соколову)

Лингвистическое измерение социально-коммуникационной проблематики имеет особое значение. Речевая способность, то есть способность пользоваться выработанным обществом языком, является необходимой предпосылкой всякой коммуникационной деятельности.
Современная лингвистика — не отдельная наука, а цикл научных дисциплин, куда входят фонетика, лексикология, грамматика, семантика, структурная лингвистика, стилистика, культура речи, сравнительное языкознание и другие учения.
Цикл лингвистических дисциплин включается в состав социально-коммуникационных наук, но им не исчерпывается та грань социальной коммуникации, которую мы назвали лингвистической.
Наряду со словесными (вербальными) средствами в межличностной коммуникации непременно используются жесты, позы, мимика, интонации и другие невербальные средства. Строго говоря, невербальное общение не должно входить в компетенцию лингвистики, но практически многие лингвисты, особенно психолингвисты и социолингвисты, изучают язык жестов, дополняющий вербальное общение.
Обобщающей теорией знаков является семиотика, которая может быть названа «научным партнером» теории социальной коммуникации или ее непосредственным компонентом.

Семиотический подход к социальной коммуникации, когда предметом рассмотрения становятся языки и отдельные символы, выражающие смыслы, раскрывает особое измерение в ее изучении. Правда, это измерение шире, чем сугубо лингвистический взгляд, оно охватывает культурологические, в частности литературоведческие, и этнографические знаковые проблемы коммуникационных процессов и явлений в каждый отдельно взятый период исторического развития.
Таким образом, опираясь на существующие современные разработки ученых-коммуникативистов, можно уточнить предмет теории коммуникации (коммуникационной науки), то есть те аспекты реально существующих социально-коммуникационных явлений, связей и отношений, сущность которых раскрывается этой наукой.
Предметом теории коммуникации будут выступать психологические, социальные (в широком понимании), семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате общения (обмена информацией/смыслами) между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств.
В более детальном плане к предметной области теории коммуникации относятся следующие содержательные сегменты, ставящие своей задачей поиск ответов на следующие вопросы. Общая теория сообщений. Как создается то, что мы пишем, говорим другим? Как перемещаются сообщения? Какие духовные проблемы включены в человеческое взаимодействие? Какие культурные механизмы включаются в процесс коммуникации? Теория интерпретации и рождения значений. Как образуются значения? Как люди понимают сообщения? Как возникают значения во взаимодействии? Интеракционная динамика межличностных взаимодействий. Отношения и взаимозависимость коммуникаторов. Объединение и создание дискурса и значений. Производство и восприятие сообщений.

4. Институциональная и социально-коммуникативная динамика
социальных взаимодействий. Распределение власти и ресурсов в обществе и проблемы коммуникации. Производство и воспроизводство социального порядка. Коммуникативные формы и способы производства культуры. Интеракция между сегментами общества.
Перейдем к последнему компоненту триады, образующей специфику каждой науки. Речь идет о ее особых методах, методологических подходах, связанных со сбором и обобщением информации, поиском и выявлением закономерностей.
Поскольку теория социальной коммуникации является своеобразной теоретико-эмпирической научной дисциплиной, то в ее методологическом аппарате присутствуют практически все общенаучные методы, применяемые в теоретических и эмпирических социальных науках.
Какие методы имеются в виду?
Прежде всего, это общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и экстраполяции. Нельзя забывать о сравнительно-историческом методе, широко применяемом в философии и социологии диалектическом методе и методе идеально-типической реконструкции социальной реальности. При сборе эмпирической информации в коммуникационной науке широко применяется весь практический арсенал методов лингвистики, психологии и социологии. К числу наиболее важных из них отнесем наблюдение (структурированное и неструктурированное), анализ документов/текстов, а также материалов вербальных и невербальных взаимодействий (количественный и качественный, в том числе контент-анализ, дискурсный анализ, конверсационный анализ и т. п.), анкетирование, интервьюирование (глубинное, нарративное, стандартизованное и т. п.), методы изучения групповой динамики, психологический и социальный эксперимент.
Учитывая комплексность феномена социальной коммуникации при его познании и описании, теория коммуникации применяет комплексный междисциплинарный подход, а также в существенной мере методологические аппараты тех наук, которые имеют смежные с ней предметные области. Имеются в виду семиотика, герменевтика, социология, психология и т. п.
Наконец, остановимся на методологических подходах, которые могут быть использованы при изучении социальной коммуникации.

Для всестороннего познания изучаемого предмета желательно использовать несколько методологических подходов.
Различные ученые предлагают свое видение методологического базиса теории коммуникации.
А. В. Резаев обосновывает полипарадигмальность в осмыслении методологии социальной коммуникации и общения и выделяет три социально-философские парадигмы общения: информационно-инструментальную, экзистенциально-феноменологическую и марксист- скую[15].
Ф. И. Шарков выделяет также три методологических подхода. Первый связан с классической позитивистской методологией субъектно-объектных диспозиций. Он представлен концепцией структурного функционализма, технологического детерминизма и использует системный метод.
Неклассическая методология основывается на феноменологическом подходе к субъектно-объектным отношениям как интеракциям, которые и являются коммуникациями.
Третий, постнеклассический подход рассматривает общество как сеть коммуникаций, которая позволяет через интеракции взаимно согласовывать мысли, чувства и действия людей в межсубъектных отношениях[16].
В целом же в теории коммуникации получили распространение следующие подходы, разработанные в рамках других социальных наук: информационно-технологический, использующий для теоретического анализа изучаемых предметов общенаучную категорию информация, а также различные теоретические схемы, раскрывающие процессы ее передачи; семиотический, рассматривающий социальные процессы через призму категории знак; деятельностный, где базовой является категория деятельность субъектов коммуникации; системный, или структурно-функциональный, где базовыми категориями служат система, структура, функция.
Как признают многие авторы, стержневую роль в общей теории коммуникации играют процессно-информационный и семиотиче
ский подходы. Они раскрывают двойственную природу коммуникации как производства и восприятия сообщений в виде объективных значений (денотаций) и субъективных значений (коннотаций). Именно поэтому в нашем учебнике основное внимание будет уделено этим двум подходам, однако при изучении социальных и социально-психологических аспектов коммуникации будут применяться также деятельностный и структурно-функциональный методологические подходы.
Контрольные вопросы и задания Что понимается под объектом и предметом науки? Что является объектом теории коммуникации, ее предметом? С какими научными дисциплинами наиболее тесно взаимодействует теория коммуникации? Почему? В чем связь теории коммуникации и лингвистики? В каком методологическом подходе к коммуникации эта связь проявляется наиболее сильно? Каковы основные методологические подходы в теории коммуникации?


2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.