.RU
Карта сайта

Специфика социально-гуманитарного познания: В широком смысле слова всякое, в том числе и естественно-научное,

В широком смысле слова всякое, в том числе и естественно-научное, познание социально, так как осуществляется общественным существом — ученым, укорененным в жизненном мире, получившим определенное образование и воспитание и разделяющим традиции, идеалы и нормы общества. Социальность познания определяется также и тем обстоятельством, что объект исследования оказывается тематизирован до- теоретическим способом, и его выбор, селекция, интерпретация первоначально определяются интересами, потребностями, мировоззрением определенной исторической эпохи. Например, теории Ньютона и Эйнштейна отличаются не только полнотой и глубиной, но и различными картинами природы, которые складываются как социально значимые представления о мире. Отмеченная социально-практическая обусловленность знания сегодня уже не рассматривается, как во времена Бэкона и Декарта, в качестве мешающего или искажающего истинное отображение реальности фактора. Напротив, демократическое общество, культивирующее нормальные человеческие потребности, опирающееся в своей политике (в том числе и научной) на общепринятые нормы и ценности, заинтересовано в объективной истине. Познание социальной и природной реальности имеет свою специфику, состоящую в том, что социальные явления и процессы, будучи продуктами человеческой деятельности, не могут быть познаны без учета целей, намерений, мотивов действующих в истории людей. Конечно, это не исключает того, что социальный мир может познаваться как некоторая объективная система, обладающая автономной структурой и законами. Однако такой способ рассмотрения социальных явлений оказывается недостаточным. Он был бы нормален для инопланетян, изучающих поведение жителей Земли в качестве посторонних наблюдателей. Не зная о внутренних мотивах поведения людей, они описывали бы его на основе статистических методов, так как мы изучаем, допустим, движение молекул. Такой способ может быть эффективен для изучения законов функционирования больших масс людей, но не поступков отдельных мужчин и женщин. Социальные действия интенциональны, то есть осмысленны в широком смысле этого слова, и нуждаются в понимании. Оно укоренено в антропологию, в культурные традиции, в том числе и неэксплици- рованные. В деятельности идеальные нормы и ценности проявляются в групповых ожиданиях и типе поведения как культурные образцы, выражающие самосознание сообщества. Система норм социального поведения выступает и как основа языковой коммуникации. Социальная теория ориентируется на институализированные ценности и традиции, исполняющие роль нормативов действия и общения. Это ведет к существенной модификации естественно-научной теории за счет дополнения ее нормативной и аксиологической дисциплинами. Получившаяся в результате модель применяется не к событиям или к смысловым образованиям как таковым, а к институционально значимым нормам, которые не зависят от интенций субъекта и, наоборот, определяют субъективное полагание смысла. Нормы и правила манифестируют институты, и их объективный смысл раскрывается благодаря пониманию социальных фактов. В естественно-научной теории понятия и принципы образуют логически связную систему, которая благодаря интерпретации функционально соотносится с эмпирическим базисом. Построение социологических теорий также пошло по пути введения таких теоретических понятий, которые выполняют определенные функции. Однако в социальных науках эти связи как объективны, так и интенциональны: цели действующего субъекта определяются нормами общества, а также зависят от технических средств их реализации. Таким образом, оказываются в одинаковой мере возможными два пути: раскрытие объ- ективно-интенциональных связей на основе понимания и построение биологической модели, в которой организующим началом поведения изолированных индивидов выступает единство системы. Это и приводит к расцвету герменевтики и системного подхода в современной методологии социального познания. Толкотт Парсонс (1902-1979) определяет общественную систему как взаимосвязь институтов, интегрирующих традиции и роли, необходимые для существования социума. Очень эффективной для объяснения функционирования норм оказывается кибернетическая модель: институты выполняют функцию регуляторов, обеспечивающих существование системы. Парсонс выделяет внешние и внутренние условия самосохранения и считает особо важными ценностные параметры, которые пригодны для измерения: 1) степени реализуемости поставленных целей; 2) приспособляемости к экстремальным условиям; 3) интеграции и стабилизации существующих институциональных норм и образцов. Модели, опирающиеся на биологические методы бихевиоризма, оказываются недостаточными для описания общества. Приспособление к среде не объясняет того обстоятельства, что масштаб исторической жизни определяется интерпретацией господства в той или иной системе. Ценности, которые определяют поведение людей и используются для управления, не даны, а «находятся» и обсуждаются в процессе политической деятельности. И это не теоретический процесс, так как ценности канализируют энергию влечений, что и делает их предметом как объективного, так и интенционального понимания. 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.