.RU
Карта сайта

Основы планирования общественных финансов: Кругооборот внутреннего валового продукта совершается в

Кругооборот внутреннего валового продукта совершается в материально-вещественной и стоимостной форме В холе оборота валового продукта в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Финансовое планирование обеспечивает сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Финансовое планирование на общегосударственном и территориальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

В систему планов общественных финансов входят:

1) сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления,

2) перспективные финансовые планы;

3) прогнозы федерального и территориальных бюджетов;

4) федеральный и территориальные бюджеты

В целях обеспечении взаимодействия субъектов бюджетного планирования при разработке перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год постановлением Правительства РФ в 2005 г. образована Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу (Бюджетная комиссия). Председателем Комиссии является Председатель Правительства Российской Федерации.

Основной задачей Комиссии является рассмотрение вопросов, связанных с разработкой перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

Комиссия осуществляет следующие функции

• рассматривает сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации на среднесрочный период, ос новные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и основные показатели сводного финансового баланса Российской Федерации;

• рассматривает и согласовывает предложения по формированию основных направлений налоговой, таможенной и долговой политики, используемые для подготовки проекта перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год,

• рассматривает основные показтеели перспективного финансового плана, проект перспективного финансового плана и проект федерального бюджета на очередной финансовый год, а также по поручениям Правительства Российской Федерации иные документы и материалы по вопросам бюджетного планирования;

• рассматривает и согласовывает предложения по распределению бюджета принимаемых обязательств на плановый период, выносимые на рассмотрение Правительства Российской Федерации;

• рассматривает и утверждает по представлению рабочих групп (подкомиссий) результаты оценки бюджетных целевых программ (федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ),

• рассматривает и утверждает результаты оценки федеральной адресной инвестиционной программы;

• рассматривает по представлению рабочих групп (подкомиссий) вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу;

• осуществляет контроль за реализацией решений и рекомендаций Комиссии.

В работе по планированию общественных финансов участвуют: Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ. Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Минсельхоз РФ, Банк России, субъекты бюджетного планирования. На каждого из них возложены определенные функции.

Основные функции Правительства Российской Федерации-

• утверждение основных напраапений налоговой, таможенной и долговой политики в плановом периоде, сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год;

• утверждение основных показателей долгосрочного финансового плана долгосрочного финансового плана;

• утверждение основных характеристик проекта федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета на очередной год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации;

• утверждение распределения бюджета принимаемых обязательств между субъектами бюджетного планирования и бюджетными целевыми программами:

• определение приоритетных направлений формирования федеральной адресной инвестиционной программы, ее одобрение и внесение ее в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

• утверждение проекта федерального бюджета и внесение его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Основные функции Министерс-пва финансов Российской Федерации:

• организация разработки долгосрочного финансового плана и проекта федерального бюджета,

• разработка основных направлений налоговой и долговой политики, а также предложений по основным направлениям таможенной политики (в части, касающейся определения порядка контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств);

• разработка основных показателей долгосрочного финансового плана, долгосрочного финансового плана, проекта федерального бюджета;

• разработка основных характеристик проекта федерального бюджета, распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации;

• доведение до субъектов бюджетного планирования предельных объемов бюджетов на плановый период и бюджетных проектировок на очередной год;

• разработка и представление в Бюджетную комиссию и Правительство Российской Федерации предложений по распреде лению бюджета принимаемых обязательств между субъектами бюджетного планирования в соответствии с принятыми или планируемыми к принятию решениями Правительства Российской Федерации.

Основные функции Министерства экономического развития Российской Федерации:

• разработка сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год, сводного финансового баланса Российской Федерации,

• определение совместно с Министерством финансов Российской Федерации состава расходов инвестиционного иржтера,

• формирование перечня федеральных целевых программ, обеспечение методологического руководства разработкой федеральных целевых программ, согласование объемов их финансирования в очередном году и плановом периоде;

• разработка в установленном порядке проекта федеральной адресной инвестиционной программы, формирование проек та перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, согласование предложений субъектов бюджетного планирования по определению объемов расходов по стройках) и объектам, включенным в указанный перечень.

Основные функции Минздавсоиразвития РФ

• подготовка предварительных отчетных данных об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• подготовка прогноза в плановом периоде основных параметров бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• разработка предложений с необходимыми расчетами о соотношениях в плановом периоде между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения;

• разработка предложений по порядку увеличения в плановом периоде оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.

финансируемых из федерального бюджета, базовой части трудовых пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствии военнослужащих.

Основные функции Минпромэнерго РФ.

• подготовка данных о предельном росте цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий в очередном году;

• подготовка данных о прогнозируемых в очередном году объемах производства подакцизной продукции.

Основная функция Минсельхоза РФ в этом аспекте — подготовка данных о прогнозируемых в очередном году объемах производства и реализации этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, табачной продукции, пива, подлежащих обложению акцизами

Основная функция Минобороны РФ в этом аспекте — подготовка государственной программы вооружения на очередной год.

Основные функции Банка России

• подготовка основных показателей денежно-кредитной политики в плановом периоде;

• разработка прогноза платежного баланса и прогноза развития банковского сектора в плановом периоде;

• подготовка проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

• подготовка уточненного прогноза платежного баланса РФ на очередной год.

Основные функции субъектов бюджетного планирования:

• разработка докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;

• обеспечение в пределах своих бюджетов планирования ассигнований, направляемых на исполнение в плановом периоде расходных обязательств;

• распределение предельных объемов своих бюджетов по соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета, бюджетным целевым программам, статьям классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

• рт ртботка и представление в установленном порядке предложений по распределению бюджета принимаемых обязательств между бюджетными целевыми программами, а также стройками и объектами для федеральных государственных нужд;

• представление в Министерство финансов Российской Феде рации и Министерство экономического развития Российской Федерации материалов, необходимых для разработки перспективного финансового плана и федерального бюджета;

• разработка федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;

• разработка ведомственных целевых программ

8.3. Бюджетное прогнозирование

Важнейшее условие успешного ведения хозяйства — постоянное совершенствование методов его управления Управлять — значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит, и научного прогнозирования Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона

Методические подходы расчета прогнозируемых бюджетных показателей отличаются от подходов расчета показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных

Финансово-бюджетное прогнозирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки Ее развитие было связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов внесли А.М. Волков, В.А. Галанов, Л П. Евстигнеева, В.С Павлов, Г Б Поляк, Г.Я. Шахова

Бюджетное прогнозирование, и в первую очередь прогнозирование территориальных бюджетов, связано с распространением в 1970-е годы практики разработки перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий, в которых необходимо было проводить прогнозные расчеты бюджетных показателей как основы планирования финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных этими планами. Методология прогнозирования территориальных бюджетов впервые в нашей стране была разработана и апробирована в 1976 г. г.Б. Поляком в ходе подготовки и реализации комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц. Проблемы территориального бюджетного прогнозирования отражены также в работах С.К Битокова, Н.М Дементьевой, Т Т. Тулебаева.

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы:

1) метод экстраполяции, т.е составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Однако этот метол пригоден дли прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер;

2) метод экспертных оценок, т.е прогноз на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков. поскольку имеет элемент субъективизма,

3) комплексный метод — применение этих двух методов одновременно; при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов

Одним из способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над бюджетным прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на формирование бюджета. К таким факторам следует отнести развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и др.

Для расчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными, валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства, а также связь между этими показателями и налогом на прибыль. Коэффициенты корреляции показывают большую тесноту в изучаемых связях, и это понятно: доходы бюджета формируются прежде всего за счет национального дохода, а связь между налогом на прибыль и самой прибылью очевидна

При прогнозировании объема ресурсов бюджета на перспективу следует проводить глубокий экономический и статистический анализ сложившихся тенденций, позволяющий в среднем с определенной степенью вероятности нивелировать влияние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций. Качественный анализ показал, что статистические модели, с помощью которых определяются ресурсы федерального бюджета, дали хорошо согласующиеся данные, касающиеся его объема на ближайшую перспектив}'.

Уравнения регрессии с указанными выше двумя переменными линейны:

У = О0 + я,х.

где у — объем ресурсов федерального бюджета,

х — произведенная в отртсчях народного хозяйства продукция, или внутренний валовой продукт (произведенный национальный доход):

во. й| — коэффициенты линии регрессии, определяющие ее конкретный вид на основе исходных данных.

При разработке этих моделей самостоятельную проблему представляет нахождение значений независимых переменных (национального дохода и произведенной продукции) в прогнозируемом периоде. Для их определения используются прогнозные расчеты указанных общих экономических показателей. Экономический анализ дополняется изучением темпов развития исследуемых показателей, их взаимными соотношениями, расчетами среднегодовых темпов исследуемых явлений по годам, сопоставлением их развития с темпами других экономических величин (производственными основными фондами, численностью населения и др.). Такой анализ необходим, поскольку федеральный бюджет связан с реальными экономическими ситуациями и поэтому быстро реагирует на изменения в любой отрасли национальной экономики, связан с политикой в области социальной зашиты населения, изменениями в порядке финансирования основных затрат государства и т.д.

Прогнозирование развития территориальных бюджетов основывается на других показателях Так как рост населения и изменения его структуры оказывают непосредственное влияние на развитие всех отраслей местного хозяйства, а следовательно, на развитие территориальных бюджетов, большое внимание в прогнозировании уделяется анализу перспектив демографических изменений

Бюджетное прогнозирование позволяет определять напраатения использования средств, т.е. выявлять приоритеты в финансировании отраслей местного хозяйства

1. Функциональная зависимость объема территориальных бюджетов от роста численности населения описывается уравнениями У = ай + в\х,

У = вх\

где у — объем территориальных бюджетов,

х — численность населения административно-территориальной единицы

В первом случае использована линейная модель, во втором — параболическая. Коэффициенты корреляции этих уравнений показали, что изучаемые связи очень тесны. И это вполне понятно, так как размеры расходов территориальных бюджетов зависят в первую очередь от численности населения, для которого эти расходы предназначены

С помощью этих экономико-математических моделей можно рассчитывать не только размеры общих расходов территориальных бюджетов, но и расходов на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия.

2. Можно также прогнозировать расходы на просвещение и здравоохранение. Для этих целей используется многофакторная линейная модель

>■ = ах | + ах2,

где у — расходы на социально-культурные мероприятия;

*2 — расходы на здравоохранение

Подобная модель может быть применена при расчете прогнозных показателей расходов на содержание общеобразовательных школ, больниц и лр

В перспективе экономико-математический метод в сочетании с долгосрочными государственными минимальными социальными стандартами и нормами может найти широкое применение в бюджетном прогнозировании, обеспечив ему более объективную, научно разработанную основу.

8.4. Сводное финансовое планирование

Кругооборот ВВП совершается в материально-вещественной и стоимостной форме В ходе оборота ВВП в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового тонирования, объектом которого являются фонды денежных средств Финансовое планирование обеспечивает сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, позволяет определить пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

На общегосударственном и территориальных уровнях финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления. В систему финансовых планов входят.

• сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях;

• перспективные финансовые планы;

• федеральный и территориальные бюджеты,

• финансовые планы коммерческих организаций:

• финансовые планы (сметы) бюджетных организации

Сводный финансовый баланс — это баланс финансовых ресурсов,

созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составлять в 30-х годах XX в. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли И.М Валуйский, В.А. Галанов, А.М. Ляндо, И.С. Марголин, ВС Павлов, В Г Пансков, Г.Я. Шахова.

Сводный финансовый баланс государства, (’оставление сводного финансового баланса — это подготовительный этап разработки адресного финансового плана, т. е бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; провести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей Схему основных показателей составляемого в настоящее время сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне, иллюстрирует табл. 8.1


До него составлялся сводный финансовый баланс по форме, представленной табл. 8 2 Мы считаем, что эта форма баланса более удачна, так как ее показатели более подробны и, следовательно, дают больше информации для анализа формирования и использования финансовых ресурсов, создаваемых в государстве.

Таблица 8 2. Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень) Доходы 2014-07-19 18:44

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.