.RU
Карта сайта

Введение: Важнейшая структурная характеристика современной развитой экономики -


Важнейшая структурная характеристика современной развитой экономики - высокая доля или преобладание в ее составе многочисленных видов и отраслей услуг. Это - результат фундаментальной закономерности - опережающего роста нематериальных элементов общественного производства в ходе его исторической эволюции.
В длительной ретроспективе позиции услуг в хозяйственной структуре расширялись непрерывно, хотя и неравномерно, за исключением периодов войн или других крупных катастроф, отвлекавших ресурсы на другие цели. Этот сдвиг в структуре экономики - не простое перераспределение ресурсов и продукции в направлении услуг, а процесс качественного порядка, обусловленный постоянным усложнением потребностей населения, производства, общества и расширением возможностей их удовлетворения. В ходе поступательного движения сектора услуг постоянно умножались его функции, усиливалось воздействие отраслей на экономику, социальную сферу и многие другие аспекты жизнедеятельности общества. В каждой из стран количественные и структурные параметры сектора, как и его доля в хозяйстве, определялись общими условиями развития, совершенствовались по мере вызревания внутренних предпосылок. К концу первого десятилетия XXI в. доля услуг в мировом ВВП достигла 70%, в ВВП развивающихся стран - превысила 50%; в хозяйстве развитых странах этот сектор занимает доминирующие позиции, составляя 72-75% ВВП.[2]
Разработка проблематики сферы услуг ведется в Институте длительное время, начиная с публикации в 70-х гг. прошлого века коллективных монографий «США: сфера услуг» (М. Наука, 1971), «Особенности процесса накопления капитала в развитых капиталистических странах» (М. Наука, 1979) «Сфера услуг в Японии» (М. Наука. 1975) и ряда других. В пионерных и смелых для того времени исследованиях ученых Института Е.А.Громова, В.В.Зубчанинова, Я.А. Певзнера, В.Б. Рамзеса, С.М. Загладиной и других содержались выводы о растущих масштабах и роли нематериального производства, теоретической несостоятельности господствующей в советском обществе того времени трактовки характера труда в услугах, как непроизводительного, о неразрывном единстве двух сфер хозяйства, как первостепенного условия его динамизма и эффективности и т.д. Исследование этой темы было продолжено в коллективной монографии «Сфера услуг США: новые явления и тенденции» (М. Наука, 1985), публикациях по проблемам развития сектора и его отраслей в отдельных странах, где прослеживался процесс дальнейшего расширения, функционального и структурного усложнения и повышения хозяйственной значимости третичного сектора в зарубежных странах.
Интерес к этой проблематике в настоящее время диктуется масштабами, глубиной и характером преобразований отраслей услуг на протяжении трех последних десятилетий (до наступления финансового кризиса). Системный кризис 70-80-х гг. прошлого века завершил по существу индустриальную эпоху, а переход экономики и общества развитого мира на постиндустриальную стадию придал новые импульсы динамике сектора услуг, его развитию, как системообразующего сектора хозяйства. Многосторонняя трансформация в последующие три десятилетия резко усиливает воздействие услуг практически на все стороны современного развития. Более того, преимущественно в услугах концентрируются
новые тенденции и изменения, отличающие новую фазу общественного развития от индустриальной.
В самом деле, услуги преобладают в структуре информационнокоммуникационного комплекса, крупного и инновационного компонента технологической базы постиндустриальной экономики. Усиливается роль инвестиционной функции сектора: нематериальные формы накопления в единстве с материальными инвестициями в возрастающей степени определяют ход и результаты воспроизводственного процесса. Отрасли услуг динамично и в многообразных формах интегрируются в экономику знания: высокими темпами растут расходы на научные исследования и разработки (ИР), ряд их наукоинтенсивных видов, действующих в инновационном режиме, наряду с индустрией высоких технологий, входит в движущее ядро современного хозяйства. Быстро расширяется сфера производства научного знания, а целый ряд услуг выполняет функцию освоения и распространения его результатов. С услугами связаны наиболее серьезные подвижки в процессе глобализации: они не только опосредуют внешнеторговый оборот, но и значительно пополняют объемы трансграничного движения продукта, капитала, рабочей силы и т.п. Выполнение отраслями услуг функций развития человеческого капитала и научного обеспечения производства выдвигает их в современной экономике в ряд главных источников экономического роста, первостепенного условия эффективности и конкурентоспособности стран на глобальном рынке. От масштабов и качества сервисных отраслей ныне критически зависит социальный и гуманитарный прогресс общества: развитие человека, качество жизни населения и социальный климат в отдельных странах и в мире.
В постиндустриальной экономике более рельефно выражена одна из основополагающих характеристик              производства, определяющая его
эффективность, - все более глубокая интеграции двух форм его форм - вещной и нематериальной. Постоянно усложняются межотраслевые связи двух секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, расходы на услуги становятся все более крупной статьей общих издержек отраслей материального производства. Идет процесс интенсивного взаимопроникновения и взаимовлияния двух форм продукта в производственных процессах, в рамках хозяйственных объединений, фирм и других структур; неразделимы они в новых технологиях, в частности в составе информационно-коммуникационного комплекса.
В предлагаемой читателю монографии содержится анализ масштабной трансформации сектора в последние десятилетия, выводящей его на новую траекторию развития. Исследуются факторы ускорения роста, изменения в характере продукта и результативности производства, основные направления и эффекты воздействия на параметры постиндустриальной экономики.
Современный сектор услуг структурно крайне разнороден, представлен множеством видов деятельности, которые объединяются рядом общих характеристик. В отличие от материального производства продукт труда во многих услугах не принимает предметную форму, выступает в виде полезного эффекта, а производство и потребление часто совпадают во времени и пространстве. Следует отметить, что под влиянием ИКТ, усложнения производства и других факторов более или менее четкие в прошлом различия между вещным продуктом и услугой заметно размываются, и целый ряд услуг частично утрачивает такую родовую характеристику, как неотделимость процессов производства и потребления. Сегодня профессиональные, финансовые,              медицинские, образовательные, рекреационные и другие услуги в одних случаях остаются фиксированными по месту и во времени, в других - передаются на расстояние в режиме реального времени, в том числе в виртуальном пространстве. Это обстоятельство наряду с появлением многих новых видов сервиса и дифференциацией традиционных усиливает значительный и в прошлом разнобой в классификации хозяйства и прежде всего самого сектора услуг в научной литературе и публикациях государственных учреждений, международных организаций и т.п. и порождает острую дискуссию по этой проблематике[3]. Тем не менее, в официальных системах национальных счетов и статистики сохраняется прежний подход: производство подразделяется на крупные сектора - первичный, вторичный и третичный, причем последний отличается наиболее быстрой дифференциацией и обновлением отраслевого состава.
В монографии сектор услуг рассматривается в широком охвате, в соответствии с отраслевой классификацией, принятой в системах национальных счетов, службах финансовой отчетности и статистики большинства развитых государств и международных организаций. В его состав входят следующие крупные отраслевые группы: транспорт и связь; розничная и оптовая торговля; операции с недвижимостью, услуги финансовой сферы и страхования; профессиональные и деловые услуги; услуги массового питания и гостиничного сектора; бытовой сервис и сфера развлечений; социально-культурные услуги; услуги государственного аппарата и некоммерческих организаций. К разряду услуг относится и научная деятельность, однако ее выделение в отраслевую группу крайне затруднено раздробленностью ИР между бизнесом, государственными и другими организациями, высшими учебными заведениями. В отраслевых классификациях эта сфера представлена частично, преимущественно небольшими по масштабам услугами специализированных фирм, занятых научными разработками, научных лабораторий, экспериментальных служб и т.п. Отрасли услуг, таким образом, не образуют единого комплекса, тем не менее, все это функциональное и структурное многообразие объединяется в крупное хозяйственное подразделение не только формой конечного продукта в виде конкретной деятельности, но и целым рядом общих черт и закономерностей, не свойственных материальному производству, а их изучение имеет наибольший научный и практический интерес.
Данное исследование концентрируется на исследовании экономических аспектов сектора услуг и построено на материалах развитых стран, где услуги достигли крупных масштабов, и оказывают особенно сильное влияние на хозяйство и социальные процессы. В работе над монографией использован обширный массив зарубежных научных публикаций, как общего характера, так и касающихся тех или иных сторон развития рассматриваемого сектора и его отдельных отраслей.
Следует отметить, что после всплеска в 60-70е гг. разработка проблематики экономики услуг долгое время не привлекала должного внимания научного сообщества, не в последнюю очередь из-за скудости и ненадежности статистической базы. В последние годы отмечается всеобщее повышение интереса к изучению самых разных аспектов сферы услуг, как крупного и системообразующего сектора современного хозяйства. Научные подразделения международных организаций, национальных государственных служб, известные научные учреждения и исследователи в развитых странах (OECD, ЕС, World Bank, International Monetary Fund, International Labour Organization, World Trade Organization, U.S. National Bureau of Economic Research, Brookings Institution и т.д.) включают в тематику работ широкий спектр проблем сервисной экономики - методологических подходов к категории нематериального производства и накопления, определения их масштабов и структуры, механизмов воздействия на инновации, процесс глобализации и т.п. Большое место отводится изучению производительности и эффективности на уровне сектора и отдельных отраслей, разработке и тестированию измерителей, стимулов и ограничителей роста. Особенно активно проводятся межстрановые сопоставления и т.п.
В центре научных исследований - отраслевая тематика, особенно малоизученные, сложные и крайне актуальные вопросы экономики социальных услуг - здравоохранения, образования, культуры, а также государственного (общественного) и некоммерческого секторов. Для изучения проблематики развития услуг особую ценность представляют крупный массив конкретной информации и научные разработки по США: страна неизменно лидирует по ключевым параметрам развития сектора, которые служат ориентирами для других стран.
Изучение многофункциональной и многоотраслевой сферы весьма осложняется, как уже отмечалось, несовершенством отраслевых классификаций, где услуги во многих странах представлены к тому же весьма скромно, своевременно не выделяются быстро растущие и перспективные отрасли. Серьезны дефекты статистики: неполнота или просто отсутствие важнейших данных, их несопоставимость по странам, и просто неспособность многих общепринятых индикаторов, разработанных применительно к специфике материального производства, адекватно отобразить стремительно меняющийся и сложный мир нематериальных субстанций. Благодаря интенсивной работе на национальном и международном уровнях в последние годы положение в этой области улучшается, но такие дефекты, как недостаточность и противоречивость информации, как и ее несопоставимость по странам сохраняются, порождая расхождения во взглядах исследователей по тем или иным ключевым вопросам, важным для разработки экономических программ и политики. Трудности во многом связаны и со стремительным развитием принципиально новых процессов и явлений, в частности в виртуальном пространстве (операции в Интернете, конвергенция моделей информационных сервисов, издательский и медиа-бизнес, новые технологии в медицине), требующих осмысления, новых подходов и измерителей. Исследователи часто расходятся в интерпретации различных новаций и включают в научный оборот однотипные категории под разными терминами: по-разному определяются, например, современная стадия развития экономики, содержание таких категорий, как «неосязаемые активы»,              «интеллектуальный капитал»,
«нематериальный капитал», отрасли «высоких технологий» и т.п. Такого рода неопределенности и разночтения присущи и данной работе.
Главная цель предлагаемой монографии - изучение новых тенденций и явлений в развитии сектора услуг в последние три десятилетия, лежащих в основе его многоплановой трансформации. Анализируется комплекс факторов - новые технологии, прежде всего ИКТ, институциональные реформы, структурноорганизационные изменения, которые в тесном взаимовлиянии существенно усилили в рассматриваемый период действие долгосрочных источников опережающего роста сектора услуг и его общехозяйственную роль. Определяются важнейшие стороны трансформации услуг: переход отраслей на современную технологическую базу, функциональное усложнение производства, изменение под влиянием ИКТ природы продукта, интеграция в экономику знания, глобальные рынки, сращивание с материальной сферой хозяйства. Оценивается влияние преобразований на главные параметры сектора и отдельных отраслей, а также на результативность производства, измеряемую индикаторами производительности ресурсов и другими эффектами.
Другое направление исследования - определение вклада нематериального производства в постиндустриальную экономику: путей, механизмов и степени его воздействия на макроэкономическую динамику, структурные и качественные параметры хозяйства, на показатели экономической и социальной эффективности и конкурентоспособности национальных экономик. На материалах отраслей услуг раскрываются общие закономерности и движущие силы постиндустриального развития.
Важный аспект работы - анализ сектора услуг западных стран с позиций стратегии модернизации России. Вариант диверсификации экономики в направлении отраслей услуг не занимает в программах модернизации страны сколько-нибудь заметное место. Опыт развитых стран, между тем убеждает в том, что переход экономики на путь инновационного развития и достойная ее интеграция в мировое хозяйственное пространство при неразвитом секторе услуг маловероятны. Курс на реиндустриализацию также трудно реализовать в отсутствии развитых отраслей услуг, как традиционных, так и наукоинтенсивных, которые во многом определят динамику и конкурентоспособность современной индустрии. В свете зарубежного опыта определяются наиболее серьезные изъяны российской сферы услуг и условия ее подтягивания к мировым стандартам. Российская тема в той или иной степени и форме присутствует практически во всех главах, поскольку авторы акцентируют внимание на тех сторонах зарубежной практики, которые необходимо учитывать при формировании в стране полноценной и эффективной сферы услуг.
В интересах более полного и всестороннего раскрытия темы исследования сектор услуг изучается в монографии на двух уровнях - агрегатном и отраслевом. В первом разделе анализируются общие для всех или большинства отраслей тенденции и процессы, во втором - отраслевая специфика метаморфозы рассматриваемого сектора. Рамки работы не позволяют охватить все или даже многие услуги (в классификации ВТО насчитывается около 160 их видов), основное внимание уделяется, поэтому, анализу крупных подразделений и отраслей. На примере ИКТ-комплекса и информационных услуг показаны отличительные черты новых отраслей услуг - инновационная природа, высокая динамика, технологическая и структурная специфика, роль в развитии рассматриваемого сектора, в информатизации производства и общества. Причины и формы стремительного развития услуг финансового блока, как и накопление немалых негативных эффектов, приведших к мировому кризису, - предмет исследования в соответствующих главах. В других главах раскрываются механизмы адаптации сферы образования к требованиям постиндустриального развития, и феномен радикального обновления старейшей отрасли - розничной торговли, которая сегодня в целом ряде стран лидирует по динамике производительности и другим показателям, оказывает сильное воздействие на производство и сферу потребления. В работе отсутствует специальный анализ таких стратегических отраслей, как сфера здравоохранения, профессиональные и деловые услуги, но те или иные их стороны освещаются в главах первого раздела монографии.
Н а трансформацию услуг сильный отпечаток накладывает отраслевая и страновая специфика. Более интенсивно этот процесс выражен в экономике США, Великобритании, скандинавских стран, сравнительно слабее - в некоторых государствах ЕС, особенно южного региона. В монографии обобщается опыт многих стран, в том числе и с развивающимися рынками, выявляются наиболее существенные направления, тенденции и формы изменений.
Длительный и сравнительно благополучный для развитого мира период экономического роста был прерван кризисом глобального масштаба, который в той или иной степени поразил все отрасли услуг, хотя сектор в целом, за исключением финансовой сферы, понес меньшие потери, чем материальное производство Кризисные явления не преодолены, и время покажет, сохранятся ли, что, на наш взгляд, наиболее вероятно, и на новом витке экономической динамики базовая закономерность преимущественного развития нематериального производства и его многостороннего воздействия на общественное развитие, или же мощный рывок сектора услуг в рассматриваемый период на фоне сравнительно монотонной многовековой эволюции был явлением временным и преходящим.
Авторский коллектив выражает искреннюю благодарность всем участникам обсуждения монографии за полезные советы и конструктивную критику.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.