.RU
Карта сайта

Величина и функция спроса, эластичность: В настоящем разделе принцип рационального принятия решений является

В настоящем разделе принцип рационального принятия решений является основой для построения модели рыночного поведения уже не только индивидуального потребителя, а групп потребителей определенного товара на отдельно взятом рынке. Здесь важно выделить следующий момент. Как только потребитель оказывается на рынке, он становится покупателем. Поведение потребителя можно предсказать в теории с помощью концепции «экономического человека» или иной. Но получить описание этого поведения как результат наблюдения в виде графиков, таблиц можно только тогда, когда потребитель станет покупателем.

Критикуя теорию потребительского спроса в своей знаменитой работе «Капитал», К.Маркс привлекал в качестве аргумента мнение известного экономиста своего времени Дж. Рамсея, который по этому поводу заметил: «Мысль, что прибыль выплачивается потребителями, без сомнения, совершенно абсурдна. Кто такие эти потребители?» [Маркс К. Капитал, т. I , книга 1: процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 169]. На этот вопрос ответил У.Джєвонс, который указал, что вкусы и предпочтения потребителя можно узнать тогда, когда он начинает делать покупки. Добавим, что в этом случае речь идет уже о конкретном человеке, а не о модели.

Наблюдение за поведением покупателей вполне осуществимо в реальной практике. Ведь известно, сколько товаров и по каким ценам они приобретают на том или ином рынке. Очевидно, данные о количествах товарах, приобретаемых по различным ценам на одном и том же рынке в одно и то же или в разное время, важны для оценки достоверности теоретических построений. При осуществлении подобного рода наблюдений и в целях последующего анализа используются, помимо уже названных, понятия - спрос, величина спроса, эластичность спроса (по цене товара, по доходу, перекрестная эластичность и др.), суверенитет потребителя и т.д.

Величина спроса - это количество товаров, которое может быть приобретено на данном рынке и в данное время по определенной цене.

Спрос- это зависимость величины спроса от рыночной цены и других параметров.

Закон рыночного спроса: при увеличении цены товара величина спроса, при постоянном значении других параметров, уменьшается. Часто добавляют : при прочих равных условиях (Иногда используют латынь: при прочих равных условиях - ceteris paribus).

Необходимо сделать уточнение. Товаром, в контексте данного изложения, называется все, что может быть продано на том или ином рынке. Это - материальные предметы, услуги, информация, интеллектуальная продукция, права или часть прав собственности, рабочее время и еще многое другое. Операции с различными товарами осуществляются на различных рынках, но, тем не менее, они подчиняются одним и тем же законам, для их описания используются модели, основанные на одних и тех же предпосылках. Все они являются предметом изучения микроэкономики.

Из множества наблюдений получен результат, который формулируется традиционно как закон рыночного спроса: при увеличении цены товара величина спроса уменьшается, ceteris paribus .

Отрицательную зависимость величины индивидуального спроса от цены товара можно получить как следствие предпосылок рационального выбора. Для того, чтобы наглядно представить этот теоретический вывод, следует в графической модели потребительского выбора рассмотреть ситуацию, когда цена одного из товаров меняется. Некоторые аспекты этого процесса уже были представлены на рис. 4.9 и 4.10.

Предположим, что в начальный момент потребитель находится в ситуации равновесия (точка Е’ на рис.4.11). В тот момент, когда происходит уменьшение цены товара Хі, цена товара Х2 остается неизменной. Не меняется и доход

потребителя. Поэтому бюджетная линия совершает поворот вокруг точки пересечения с осью ОХ2, увеличивается область возможного, т.е. потребитель

становится условно «богаче». Это явление называют «эффектом дохода» (имеется в виду рост реального дохода). Оно позволяет потребителю в рамках его бюджета достичь кривой безразличия, расположенной выше.

Величина, с помощью которой «эффект дохода» измеряют, - дополнительное количество товара Хі, которое мог бы приобрести потребитель по старым ценам,

если его бюджет будет увеличен таким образом, что он сумеет достичь уровня полезности U2 на рис.4.11. Разница между величиной общего эффекта (Х”і - Х’і)

величиной «эффекта дохода» называется величиной «эффектом замещения». «Эффект замещения» - сокращение потребления одних экономических благ и увеличение потребления других экономических благ, цены на которые снизились, при неизменных бюджете, вкусах и предпочтениях потребителя.

Можно показать, что эффекты дохода и замещения проявят себя и в случае повышения цены благ. C помощью названных эффектов объясняется отрицательный наклон линии спроса.

Рис.4.11.

В точке Е” (рис.4.11) устанавливается новое потребительское равновесие. Как видно на верхнем графике, количество потребляемого товара Х2 уменьшилось.

Следовательно, часть бюджета потребителя, затрачиваемого на приобретение товара Xl увеличилась. Это явление называют «эффектом замещения». В результате

снижения цены блага Xi, оно становится более предпочтительным для потребителя, и он увеличивает его потребление в том числе и за счет снижения потребления блага

Х2.

На графике в нижнєй части рис. 4.11 получена линия индивидуального спроса для товара Xi. Такой вид функции индивидуального спроса на Большинство товаров

обусловлен эффектами дохода и замещения.

В теории существует товар, величина спроса на который растет при снижении цены на него. Это, так называемый товар Гиффена, для которого закон спроса не выполняется. Английский экономист Р.Гиффен (1837-1910) изучал спрос на продукты питания беднейших рабочих семей. Его пример об увеличении спроса на

ill

картофель во время голода в Ирландии в 1845 году при одновременном росте цены на него стал хрестоматийным. Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что данный пример не совсем безупречен. Ведь на самом деле, не только цена продукта увеличивается, но и действуют и другие факторы. Так, в данном примере рост цены мог быть вызван и сокращением предложения картофеля из-за неурожая. Поэтому возможность существования товара Гиффена остается лишь в теории. Доход потребителя также является параметром функции спроса. При росте доходов линия бюджетного ограничения сдвигается вправо вверх, и можно было бы ожидать, что расходы на потребление товаров возрастут. Однако это оказывается справедливым не для всех товаров. В некоторых случаях при росте доходов потребление товаров остается на прежнем уровне, в некоторых - доля затрат на потребление товаров увеличивается, а для части товаров - снижается. Кроме того, нужно учесть, что, при определенном уровне дохода, люди начинают делать сбережения. А при низком уровне доходов приходится занимать деньги. Применительно к названному свойству товаров (зависимости их потребления от уровня дохода), их разделяют на нормальные, высокого качества (товары-люкс) и низкого качества (для массового потребителя - ширпотреб[12]). Зависимость расходов на потребление для каждого типа товаров от доходов изображается на графике с помощью кривых Энгеля (рис.4.12: в печатной версии).

На рис.4.12 (в печатной версии) линия, выходящая из начала координат под углом 45 градусов, определяет точки, в которых доходы потребителя равны его расходам. Расходы на товары трех категорий складываются в общие потребительские расходы. Обобщив накопленные к тому времени наблюдения, Д.Кейнс в 1936 году сделал вывод о том, что «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход» и предложил вид этой зависимости, которая получила название кейнсианской функции потребления: С = Са + с Y , где Са - автономный уровень потребления (не зависящий от уровня

дохода); с - предельная склонность к потреблению; Y - величина дохода.

NB. В.Ф.Арнольд, проведя исследования расходов семей в Воронежской губернии в 1903 году, определил, что функция потребления отдельных благ имеет вид:

C = а + сВ , где а и с - константы, различные для групп семей разного достатка; В - бюджет семьи. Однако динамика потребления повседневных

продуктов питания выражалась другой формулой: C = а + сВ + vB2 , где v - константа. Причем для водки величина с оказалась равной нулю.

Математик, впервые увидевший изображение функции спроса таким, как на рис.4.11 (правый график), и прочитавший определение, пришел бы в недоумение. Ведь обычно значения функции отмечают на вертикальной оси, а значения аргумента - на горизонтальной. Но такова традиция и, кроме того, когда говорят, что цена растет или падает, удобнее это показывать, двигаясь вверх или вниз по графику. Или, сдвигая график вверх, когда «растет» спрос (вниз - когда «падает»). Однако непривычно показывать на таком графике, каким образом получается рыночный спрос как сумма функций спроса отдельных индивидов ( D = D1+D2 на рис.4.13).

Во многих случаях оказывается полезной обратная функция спроса: Р = Р(Х). Правда, следует иметь в виду, что начальному определению соответствует лишь прямая функция спроса. Но, если вспомнить, что в условиях совершенной конкуренции отдельно взятый покупатель или продавец не может повлиять на цену, а анализ рыночной конъюнктуры нужен обычно конкретному экономическому агенту, то значимость функции обратного спроса станет очевидной. Ведь аргументом этой функции является параметр, который поддается управлению. Это - количество продаваемого (или покупаемого) товара.

Рассмотрим ситуацию с точки зрения продавца. Для планирования продаж ему важно знать, какую он получит выручку.

Выручка(общий доход) - сумма, получаемая продавцом от продажи товара. Формула выручки:

TR = P · Q (4.1)

(Q = X : возвращаемся к прежнему обозначению количества товара, так как, когда речь об одном товаре обычно используют обозначение Q ).

Рассчитаем дифференциал выручки, как функции двух переменных:

Подобные представления результирующих величин используются при факторном анализе. Так, в данном случае изменение выручки получено как результат изменений факторов - цены и количества товара. Первое слагаемое формулы 5.2 - это изменение выручки, полученное в результате изменения количества проданного товара. Второе слагаемое формулы 5.2 - изменение выручки, полученное в результате изменения цены проданного товара. Параметры в слагаемых без значка дифференциала - это определенным образом выбранные значения факторов (один из вариантов - значения в начальный момент времени).

Свойства дифференциала подсказывают, что в точке экстремума функции он равен нулю. То єсть влияния первого и второго слагаемого в формуле 5.2 равны и разнонаправлены:

Если выражение в левой части уравнения 4.3 окажется по модулю больше, чем 1, это будет означать, что влияние изменения количества проданного товара на изменение выручки сильнее того же влияния изменения цены. И наоборот. Если выражение окажется по модулю меньше, чем 1, это значит, что влияние изменения цены проданного товара на изменение выручки сильнее того же влияния изменения его количества.

Заметим, что отношение dQ / Q єсть доля изменения количества в общем объеме проданного товара. Если домножить это отношение на 100%, то тогда его можно будет назвать процентным изменением. Такое же отношение можно обнаружить в выражении 5.3 и для цены. В измененном виде это отношение записывается следующим образом:

Именно так, как представлено в 4.4 традиционно определяется эластичность спроса по цене.

Эластичность - понятие, означающее чувствительность функции к изменению ее параметра. Эластичность спроса по цене - величина, равная отношению процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены.

Если значение эластичности спроса по цене в некоторой точке равно (-1), то в этой точке расположен экстремум функции выручки. Заметим, что если функция спроса непрерывная и убывающая, данный экстремум соответствует максимуму выручки. При отклонении от точки с единичной эластичностью на линии спроса (часто в экономических расчетах применяется абсолютное значение эластичности) вправо или влево, выручка уменьшается. Но, в первом случае заметнее оказывается влияние изменения количества проданного товара на изменение выручки, во втором случае - изменение цены (рис. 4.14).

В крайней верхней точке линии спроса эластичность равна бесконечности (по модулю) . Такое же значение эластичность имеет в каждой точке горизонтальной линии спроса. В крайней нижней точке линии спроса эластичность равна нулю. Такое же значение эластичность имеет в каждой точке вертикальной линии спроса. Доказательство этих утверждений станет для читателей полезным математическим упражнением.

Таким образом, знание эластичности спроса по цене оказывается весьма полезным для планирования выручки и определения оптимального объема продаж. Данный показатель также позволяет оценить рыночную власть продавца и суверенитет потребителя. Об этих понятиях речь впереди.

Для оценки других свойств рыночного спроса применяют также показатель эластичности спроса по доходу:

Классификация товаров по их потребительским свойствам и ее связь с данным показателем представлены в табл. 4.1.

Таблиц 4.1

Эластичность спроса по доходу и характеристики товара

В целях определения границ рынка используется показатель перекрестной эластичности спроса:

Контрольные вопросы:

1. Кто такие потребители?

2. При каких условиях актуализируется потребность определенного уровня?

3. Какая связь существует между уровнями экономических благ и временем, необходимым для их потребления?

4. Каковы свойства репутации честного человека как экономического блага?

5. Какие типы поведения встречаются на практике чаще других?

1. Назовите условия принятия человеком экономического решения.

2. Каковы предпосылки рационального поведения «экономического человека»? Почему на практике они не выполняются?

3. В чем различия общей и предельной полезности?

4. Каким образом бюджет потребителя определяет «зону возможного»?

5. Почему потребитель становится «беднее» при росте цен на потребляемые блага?

6. Сформулируйте своими словами правило оптимального выбора потребителя.

7. Почему при определении рационального выбора важна именно предельная полезность благ?

8. Каким образом прибыль продавца товара зависит от предпочтений потребителей?

9. Отражает ли закон спроса зависимость поведения потребителя от его дохода?

10. Является ли кейнсианская функция потребления версией закона спроса?

11. Объясните, что означает «рост» или «падение» спроса.

12. Какой параметр спроса используется при определении границ рынка?

Вопросы и задания для повторения (1):

1. Определите, являются ли верными данные утверждения:

1.1. Карта кривых безразличия представляет собой графическую иллюстрацию концепции ограниченности ресурсов.

1.2. Бюджет потребителя - это все денежные средства в его кошельке и/или на счете в банке.

1.3. Если приобретаемая комбинации товаров соответствует точкам, лежащим слева от бюджетной линии, у потребителя после совершения покупок останутся деньги.

1.4. Рациональный потребитель не просто желает получить максимальную полезность, но стремиться достичь ее с минимальными затратами.

1.5. Граница бюджетного ограничения задана номинальным доходом потребителя.

1.6. Пропорции замещения одного товара другим при движении вдоль линии бюджетного ограничения не имеют никакого отношения к предпочтениям и вкусам потребителя.

1.7. Область возможного не изменится, если снизятся цены двух товаров одновременно.

2. Укажите правильный единственный вариант ответа:

2.1. Условие равновесия потребителя в иной формулировке означает, что

а) последний рубль имеет одну и ту же полезность для бедного и для богатого;

б) предельные полезности благ, приобретённых потребителем на последний потраченный на них рубль, должны быть равны;

в) последняя единица каждого блага должна стоить 1 рубль;

г) потребитель находится в равновесии, когда он не знает, на что он должен потратить последний рубль;

д) нет верного ответа.

2.2. Делая покупки в магазине, человек соотносит цену товара с его

а) общей полезностью;

б) предельной полезностью;

в) ценностью;

г) дефицитом;

д) качеством.

2.3. Целью рационального потребителя в модели «экономического человека» является

а) рациональное расходование средств;

б) максимизация полезности;

в) получение удовольствия от потребления;

г) стать богаче;

д) все ответы верны.

Вопросы и задачи для повторения (2):

1. Определите, являются ли верными данные утверждения:

1.1. Поведение покупателя можно изучать только с помощью модели кривых безразличия.

1.2. Функция спроса может быть получена только как результат теоретических построений.

1.3. Функция спроса определяет сколько товаров может быть продано по данной цене.

1.4. Функция спроса определяет сколько покупателей купят данный товар по данной цене.

1.5. Обратная функция спроса определяет сколько каждому продавцу нужно найти покупателей для получения максимальной выручки.

1.6. Показатель эластичности спроса по цене позволяет оценить рыночную власть продавца.

1.7. Автономный уровень потребления - это необходимый минимум средств, который расходуют домохозяйства при нулевом уровне доходов.

2. Укажите правильный единственный вариант ответа:

2.1. В качестве товара может быть рассмотрено следующее

а) информация об эластичности спроса на рынке металлопродукции;

б) услуги оценщика антикварной мебели;

в) металлопродукция;

г) рукопись учебника;

д) все перечисленное выше.

2.2. Товар роскоши от товара повседневного спроса отличается по показателю

а) величины спроса;

б) ценовой перекрестной эластичности спроса;

в) эластичности спроса по цене;

г) эластичности спроса по доходу;

д) эффекта дохода.

2.3. Эластичность влияет на выручку следующим образом:

а) чем больше эластичность, тем больше выручка;

б) чем меньше эластичность, тем больше выручка;

в) если эластичность равна нулю, выручка также равна нулю;

г) если абсолютное значение эластичности равно единице, выручка максимальна;

д) если эластичность равна нулю, выручка максимальна.

3. Задачи:

3.1. По данным статистического наблюдения за сутки в городском микрорайоне было куплено

сдобных булочек

в фирменном магазине хлебозавода по цене 3 руб................................................ 1000 шт.;

в универсаме по цене 4 руб........................................................................................ 1500 шт.;

в ночном магазине по цене 5 руб......................................................................... 500 шт.

Постройте график функции спроса булочки жителей микрорайона для данных суток.

3.2. Основатель институционализма, Т.Веблен, в книге «Теория праздного класса» (1899) обратил внимание своих современников на то, что покупатель порой выбирает товар, оценивая не его практическую полезность, а внешний вид, моду, престижность. Этот феномен получил название «эффекта Веблена». Определите, каким образом названный эффект изменит вид «обычной» кривой спроса.

3.3.Маркетинговые исследования выявили зависимость частоты покупок того или иного товара от цифрового выражения его цены. Оказалось, что существует так называемый «психологический порог». Цены, оканчивающиеся на 9, 8, 7, создают впечатление сниженных цен и стимулируют спрос. А цены, оканчивающиеся на 1, 2, 6, создают впечатление повышенных цен и отпугивают покупателей (так их и назвали - «цены-пугала»). Определите, можно ли считать такое наблюдение противоречащим закону спроса; изменится ли вид функции спроса.

2014-07-19 18:44

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.