.RU

Перспективы развития туркменской экономики: Оценки перспектив развития экономики, данные руководством страны и

Оценки перспектив развития экономики, данные руководством страны и международными экспертами, совпадают. И те, и другие достаточно позитивно оценивают возможности Туркмении в восстановлении темпов экономического роста. со

40

SI По оценкам МВФ, в 2010 г. ожидается постепенное мировое экономическое оживление, особенно в странах-экс- портерах энергии, связанное с глобальным ростом спроса на энергоносители. Экономика страны базируется на добыче, переработке и экспорте углеводородов и имеет достаточные шансы не только сохранить экономические позиции, но и преумножить их, тем более что в конце 2009 г. ей удалось диверсифицировать транспортировку природного газа, добываемого на территории страны. В распространенном заявлении заместителя директора-распорядителя МВФ Н. Шинохары по итогам его визита в Ашхабад в мае 2010 г. говорится: «В 2010 г. прогнозируются значительные темпы роста экономики Туркменистана, и ожидается сохранение положительного сальдо бюджета».

Центральная Азия: экономический рост в условиях глобальной рецессии

Другой международный финансовый институт - Азиатский банк развития - также дает положительный прогноз экономического развития страны в ближайшей перспективе. Рост ВВП Туркменистана в 2010 г., по оценкам экспертов банка, составит 6,5% 253.

Озвученная президентом Г. Бердымухамедовым в мае 2010 г. «Экономическая стратегия Туркменистана» нацелена на эффективную интеграцию экономики в мировую экономическую систему. Для этого «стране необходимы достаточно диверсифицированный и модернизированный производственный потенциал, развитые транспортные и коммуникационные артерии, качественная рыночная инфраструктура, экономические и правовые гарантии и условия для привлечения широкомасштабных инвестиций, устойчивость социальной и политической систем»254. Благодаря курсу на диверсификацию национальной экономики в 2010 г. должна снизиться зависимость госбюджета от доходов топливно-энергетического комплекса. Свое дальнейшее развитие получат агропромышленный комплекс, транспорт, связь, строительство, текстильная и пищевая промышленность.

Также будет продолжено возведение Национальной туристической зоны «Аваза», сооружение важных объектов транспортно-коммуникационной и промышленной инфраструктуры, реализация градостроительной программы в столице. В соответствии с Государственным бюджетом Туркменистана в 2010 г. в стране должно быть возведено свыше 240 крупных объектов общей стоимостью почти 12 млрд долл.255

При этом основные финансовые поступления в национальный бюджет для выполнения экономической стратегии будут из ТЭК страны. Туркменское правительство заявило, что в 2010 г. иностранные инвестиции в энергетический сектор, обслуживаемый совместными предприятиями, возрастут на 46% - до 4,1 млрд долл. с 2,8 млрд долл. в 2009 г. 256 Партнерами Туркменистана в этой сфере являются лондонская компания Dragon Oil и китайская государственная компания CNPC.

Аналитики считают, что приток иностранных инвестиций в страну ограничен тем, что правительство страны предлагает иностранным компаниям лишь рискованные шельфовые месторождения, сохраняя свои права на разработку более прибыльных блоков на суше.

Туркменистан еще с начала века начал политику диверсификации своих газовых коммуникаций. Еще более интенсивно эта тенденция проявилась в середине 2009 г., после серьезнейших потерь из-за прекращения Россией импорта сырья более чем на полгода. Из-за этого была резко снижена добыча, законсервировано около 150 скважин. В итоге газодобыча в 2009 г. составила лишь 38 млрд куб. м (вдвое меньше запланированного). При этом в Россию было поставлено

о

ід

ей

11,3 млрд куб. м, в Иран - 5 млрд куб. м газа, тогда как в 2008 г. экспорт составил 47 млрд куб. м. Эксперты полагают, что на уровень 2008 г. по объемам газодобычи страна вернется не раньше 2013 г.257

По экспертным оценкам, потери Туркмении составили от 7 млрд до 10 млрд долл. (порядка четверти годового ВВП). Зато бюджет России выиграл 2,5 млрд, а «Газпром» получил 6 млрд долл. дополнительной прибыли за счет роста экспорта своего газа. Возобновив договор о поставках в начале 2010 г., Россия сократила закупку туркменского газа до 30 млрд куб. м в год, тогда как ранее закупала 50 млрд куб. м.

?

Как уже упоминалось, в конце 2009 г. начал функционировать трубопровод Туркменистан - Китай, по которому уже в 2010 г. будет поставлено около 13 млрд куб. м газа, на проектную мощность в 40 млрд куб. м трубопровод должен выйти к 2013 г. К этому моменту Туркменистан будет поставлять примерно 30 млрд куб. м (между CNPC и «Туркменгазом» заключен контракт на поставку газа в КНР | сроком на 30 лет начиная с 2009 г.), еще 10 млрд куб. м будут

давать Узбекистан и Казахстан258.

6 января 2010 г. состоялась церемония ввода в строй 30-километрового газопровода в Иран Довлетабат-Серахс- Хангеран. Это позволит, с учетом мощностей действующего газопровода Корпедже- Курткуи, довести объемы поставок I туркменского газа в Иран до 20 млрд куб. м ежегодно 259.

О

Однако открытым остается вопрос цены на поставляемый в Китай туркменский газ. Главной проблемой при решении

этого вопроса являются гигантские расстояния от туркменских месторождений до китайской границы (1700 км) и его дальнейшая траспортировка по китайской территории,

так как основные регионы потребления газа находятся в прибрежных провинциях Поднебесной (еще 6 тыс. км).

sj

X

со

Затраты на транспортировку газа китайским потребителям получаются значительно выше, чем для Украины или Центральной Европы. По некоторым источникам, китайская сторона предлагает значительно более низкую цену, чем европейские потребители. А пока более низкая цена (120 долл. за 1 тыс. куб. м) обеспечивается за счет целевого кредита Государственного банка Китая в 4 млрд долл. на освоение Южного Иолотаня 260.

В 2010 г. по новой трубе в Поднебесную планируется поставить около 13 млрд куб. м газа. На проектную мощность в 40 млрд куб. м (из которых 30 млрд куб. м будет добываться китайской CNPC на туркменском месторождении Самандепе, а оставшийся объем экспортных поставок обеспечат Узбекистан и Казахстан) газопровод должен выйти к концу 2013 г. Китайскими специалистами также построен Самандепинский газоперерабатывающий завод проектной мощностью очистки до 5 млрд куб. м природного газа.

Несмотря на то что Россия и Туркменистан договорились в декабре об экспорте газа в объеме до 30 млрд куб. м ежегодно, такая цифра отражает верхнюю планку в зависимости от потребностей на украинском и европейском рынках. Согласно данным российского ЦДУ ТЭК, поставки туркменского газа «Газпрому» должны составить по итогам 2010 г. около 11 млрд куб. м, т.е. почти в четыре раза меньше, чем в 2007-2008 гг. 261 Однако данное соглашение выгоднее России, чем прошлогоднее. Так, согласно подписанному в конце 2008 г. контракту, «Газпром» должен был закупать ежегодно около 50 млрд куб. м (2/3 от всей добычи) по цене 375 долл. за 1 тыс. куб. м, теперь, в условиях резкого падения из-за кризиса цен на газ в Европе, в значительно меньших объемах и по более низкой, среднеевропейской цене (порядка 190 долл.)262.

(SJ

S

Строительство трубопровода в Китай способствовало и стабилизации отношений Туркменистана с соседями. Казахстан и Узбекистан, предоставив Ашхабаду транзит в Китай, получили свои дивиденды. Помимо неплохих доходов в казну от транзита туркменского газа, они подготовили собственную инфраструктуру для диверсификации экспорта собственного газа в китайском направлении. Так, после 2015 г. Узбекистан планирует довести объемы газового экспорта до 20 млрд куб. м, а для Казахстана открытие второй очереди газопровода в Китай (Бейнеу-Бозой-Акбулак) позволит еще и обеспечить дополнительными объемами западноказахстанского газа свой энергодефицитный южный регион.

Центральная Азия: экономический рост в условиях глобальной рецессии

Не оставляет надежд на поставки туркменского газа через Каспий и Черное море и Европейский союз. Туркмения - потенциальный ключевой поставщик голубого топлива в альтернативный российским газопровод Nabucco. Решение о начале строительства Nabucco или его окончательном закрытии должно быть принято ЕС до конца 2010 г. Перспектива реализации этого проекта возможна лишь при условии заключения ЕС стратегического соглашения о поставках газа из Туркмении сроком на 30 лет263. Несмотря на некоторое улучшение позиций ЕС в предыдущие годы (меморандум о поставках 10 млрд куб. м в год (2008 г.) и рамочный документ об изучении маршрута поставок с немецкой RWE (2009 г.)), решение о поставках газа заморожено. В марте 2010 г. начался новый раунд переговоров. Президент Туркмении Г. Бердымухамедов встречался с госминистром Департамента энергетики и климатических изменений Великобритании лордом Ф. Хантом, спецпредставителем ЕС по странам Центральной Азии и Грузии П. Морелем и спецпосланником Госдепа США по вопросам евразийской энергетики Р. Морнингстаром. Однако окончательного решения пока нет. Европарламент пошел на беспрецедентные политические уступки, ратифицировав торговое соглашение между ЕС и Туркменией, несмотря на ситуацию с правами человека в этой стране.

Осложняет реализацию проекта Транскаспийского газопровода и отсутствие договора о делимитации границы между Туркменистаном и Азербайджаном, газотранспортная система которого связана с Турцией южно-кавказской трубой. Наметившееся в 2008 г. сближение сторон провалилось, и летом 2009 г. президент Г. Бердымухамедов распорядился собрать документы для подачи иска в Международный суд.

Туркмения готова поставлять газ в Европу лишь по территории Ирана или России. Для этих целей может быть использован новый газопровод от месторождения Довлетабад в Иран мощностью до 12 млрд куб. м в год. Но эта идея вряд ли будет поддержана Вашингтоном, который для изоляции Тегерана, по сути, лишил Nabucco газовых ресурсов. Правда, договоренности о строительстве Северного и Южного потоков практически не оставляют надежд на достаточность центральноазиатского газа для этого энергетического проекта. Туркменистану только для выполнения уже имеющихся экспортных контрактов необходимо 80-90 млрд куб. м газа плюс около 20 млрд куб. м требуется на внутренний рынок. Таким образом, добыча газа в стране должна превысить 100 млрд куб. м. И намерение Ашхабада к 2015 г. довести объем газового экспорта до 125 млрд куб. м (увеличив его

на 150% по сравнению с 2008 г.) эксперты оценивают как

104

нереалистичное .

X ід

ей

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.