.RU
Карта сайта

Основные инструменты внешнеэкономической политики государств

Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам ВТ. Таможенный тариф - систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары
при импорте. Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемого товара и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. В силу этого таможенные тарифы являются важным инструментом государственного регулирования ВТ, который позволяет осуществить с его помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции. Кроме того, сбор таможенных пошлин является важным источником поступлений средств в государственный бюджет. Таможенные тарифы широко используются в целях улучшения условий доступа национальных товаров на иностранные рынки.
Максимальные пошлины обычно применяются по отношению к товарам тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений, и наоборот.
Пошлины бывают трех видов: адвалорные - взимаемые в процентах от цены товара (например. 10% от цены автомобиля), специфические - в зиде определенной денежной суммы, взимаемой с веса, объема, штуки товара, и смешанные, где товар одновременно облагается и адвалорной и специфической пошлиной.
Таможенной пошлиной облагаются товары ввозимые, вывозимые и транзитные. Ее размер определяется таможенными тарифами, которые содержат списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной. В таможенном тарифе товары сгруппированы в зависимости от степени обработки (готовые изделия, полуфабрикаты, сырье) и по происхождению (промышленные, сельскохозяйственные, минерально-сырьевые и т.п.).
Средний уровень таможенных тарифов промышленно развитых стран в настоящее время составляет около 6 % от стоимости товара, а развивающихся стран - 38-40%. На отдельные товары пошлины составляют 150-200% и более.
В России с 01.07.93 г. действует Федеральный закон «О таможенном тарифе», который определяет структуру
тарифа, устанавливает виды и структуру таможенных пошлин, порядок и методологию таможенного обложения, важнейшие торгово-политические условия таможенного режима.
Однако ощущается явный перегруз таможенными платежами. Таможенный кодекс РФ, наряду с такими общепринятыми платежами, как таможенная пошлина, НДС, акцизы предусматривает также еще 8 различных видов сборов (выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, таможенное оформление, хранение, сопровождение товаров и т. д.), которые относятся на себестоимость и в конечном счете на цену товара и его покупателя.
Так, только за 2000-2001 годы одних только экспортных пошлин было удержано 13-14 млрд долл. или 11-12% к сумме всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.
В настоящее время широко применяются и нетарифные меры регулирования ВТ. Они делятся на 3 категории. Более половины всех нетарифных мер составляет 1-я категория - лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, система минимальных импортных цен и т.д. 2-я категория - таможенные формальности, технические стандарты и нормы, требования к упаковке и т.д. 3-я категория - другие меры, приводящие к ограничению импорта или стимулирования экспорта.
Наиболее распространенным инструментом прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) являются лицензии и контингенты (квоты). Лицензирование экспорта и импорта - это мера оперативного регулирования ВЭС государством. Применяются на определенные периоды времени по отдельным товарам (работам, услугам), включенным в перечень продукции общегосударственного назначения, а также по отдельным странам, когда этого требует состояние платежных отношений или иные экономические и политические условия.
Основные виды лицензий: автоматическая (генеральная) - разрешение на беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки в течение определенного периода времени, и неавтоматическая (разовая индивидуальная) - разрешение импорта (экспорта) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны и таможенного пункта.
Лицензирование внешнеторговых операций тесно связано с количественными ограничениями, т.е. контингентами (квотами) в стоимостном или физическом выражении определенных товаров на определенный период времени.
Лицензии и контингенты ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем, система лицензирования и квотирования, устанавливая жесткий контроль над ВТ некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования.
В России, ряде других стран СНГ и Восточной Европы действие систем лицензирования и контингентирования направлено на обеспечение государственных интересов, надлежащее выполнение обязательств этих стран по международным договорам, достижение сбалансированности их ВЗС, а также содействие реализации целей внутренней экономической политики этих стран.
В настоящее время практикуется заключение “добровольных” соглашений об ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. Первое означает навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортируемую страну. Второе - установление минимальных импортных цен на рынке импортера должно строго
соблюдаться импортирующими фирмами при заключении контрактов с импортерами страны, установившей такие цены. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести вообще к закрытию рынка для страны - экспортера.
Среди мер нетарифного регулирования импорта могут быть и финансовые средства ограничения ввоза - импортные налоги и депозиты. Например, пограничный налог при пересечении товара границы, различные сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром, проверкой качества и др. Импортные депозиты
представляют собой форму залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара.
Особое место занимают валютные ограничения - регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и являющиеся частью валютного контроля государства. Сферой применения валютных ограничений является ВТ товарами и услугами, движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей.
Государство также регулирует приток и вывоз капиталов. Миграция капиталов превратилась в организованный, контролируемый и стимулируемый государством процесс. Иностранные частные инвестиции стали одним из факторов развития большинства стран. В то же время правительства принимающих стран вводят разнообразные меры по регулированию деятельности иностранного капитала. С одной стороны, создают благоприятный инвестиционный климат с помощью гарантий от национализации иностранной собственности, предоставляют различные налоговые скидки и таможенные льготы, защищают от иностранной конкуренции. С другой стороны, проводят политику, направленную на собпюдение интересов принимающих страк, т.е собственных интересов. Например, иностранные инвестиции ставятся под определенный контроль, ограничивается создание филиалов, вводится участие национальных кадров в управлении предприятием и др.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.